ПОЭТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВСТАВНОЙ НОВЕЛЛЫ АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.299
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Лебедева О.В.

Кандидат филологических наук, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ПОЭТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВСТАВНОЙ НОВЕЛЛЫ АНГЛИЙСКОГО ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА

Аннотация

Вследствие тесного взаимодействия между английским готическим романом и вставной новеллой как его неотъемлемым элементом, малый жанр проходит процесс жанровой трансформации, адаптируя  такие важные категории романной  поэтики как пространственно-временная доминанта, персонажно-образная система, сюжетология и категория сверхъестественного. Эволюция готической вставной новеллы от Г. Уолпола до Ч. Метюрина демонстрирует тенденцию перехода от схематичной авантюрной интриги и сверхъестественных ситуаций к сочетанию событийности и акцентировании ритма внутреннего сюжета, динамики эмоционального переживания страха, описаний психологических состояний.

Ключевые слова: новелла, вставная новелла, готический роман, поэтика

Lebedeva O.V.

PhD in Philology, Novgorod State University of Yaroslav the Wise

THE SPECIFIC CHARACTER OF THE INSERTED SHORT STORY POETICS OF THE ENGLISH GOTHIC NOVEL

Abstract

As the result of close interrelation  between the  English Gothic novel and inserted short story as its` essential component, the short genre comes through the process of  genre transformation,  adapting such important categories of novel poetics as space –time aspect, system of characters, the plot and the category of supernatural. The evolution of the inserted short story of the Gothic novel  from H. Walpole to Ch. Maturin demonstrates the tendency of transition from schematic adventurous plot to combination of events and accentuating the rhythm of the inner plot, dynamics of the emotional experience of fear, descriptions of different psychologic conditions.

Keywords: short story, inserted short story, Gothic novel, poetics

 

Функционирование вставных новелл в каждой из разновидностей романа отличается своеобразием. Новеллистичность как жанрообразующий фактор готических романов создает повышенную сложность и неоднородность их пространственно-временной организации. Вставная новелла всегда сигнализирует о смене времени и места действия, что создает «тот самый эффект диалогичности, без которого, немыслим роман нового времени» [1, 111].

По мере того, как новелла выступает в качестве вставного эпизода, между большой и малой формой устанавливаются тесные взаимоотношения по принципу диалогического взаимодействия. Такое взаимодействие часто обусловлено приемом создания ситуации беседы - обсуждения  вставной новеллы в рамках романа. Так, вставная новелла «Замка Отранто» Г. Уолпола  не просто включается в повествование в тот момент, когда  Фредерик  рассказывает Ипполите  свою историю, она вызывает активный отклик персонажей, слушающих ее. То же и во вставной новелле романа Ч. Метьюрина «Мельмот скиталец» «Повесть о двух влюбленных»: история, рассказанная Альяго незнакомцем, сначала вызывает искреннее недоумение последнего, а затем воспринимается как предупредительный знак о грозящей опасности его дочери. Рассуждения об этом переносятся в основной текст романа. Новеллистический мотив устного повествования и установка на рассказывание и беседу нередко дополнительно подчеркиваются авторской жанровой маркировкой «tale» («краткая жанровая форма, тяготеющая к свободному построению сюжета и «сказовой» манере повествования» [2, 135]), как например, во вставных новеллах романа Ч. Метьюрина «Мельмот Скиталец» («Stanton's Tale», «Tale of the Spaniard», «Tale of the Indians») или во вставных новеллах романа А. Рэдклиф «Удольфские тайны» («The Provencal Tale»).

Вследствие тесного взаимодействия между большим и малым жанром английская вставная готическая новелла адаптирует некоторые поэтологические черты готического романа XVIII века, среди которых выделяются такие важные категории поэтики как пространственно-временная доминанта, персонажно-образная система, сюжетология и категория сверхъестественного.

 Из романа во вставную новеллу приходит специфика системы образов и психологии персонажей, которая заключается в предельной поляризации героев. Конфликт строится на противопоставлении добродетели неискушенных людей, ведущих скромную жизнь, порокам злодеев, обуреваемых страстями (барон и рыцарь во вставной новелле «Провансальская новелла» - роман «Удольфские тайны»; монах и влюбленные, заточенные в темнице монастыря во вставной новелле «Рассказ испанца» - роман «Мельмот скиталец» и т.д.).

Подчеркнутая условность хронотопа вставной новеллы также обнаруживает некоторое сходство с большим жанром,  выявляясь в том, что время действия конкретизируется, дается ссылка на реальное событие, якобы породившее сюжет, и вносятся детали, связанные с историческими событиями того времени, но они остаются лишь декоративным фоном. Чаще всего события готической новеллы относятся к эпохе средневековья. При этом художественное время в  ней существенно расширяется – воскрешается прошлое и показывается его связь с настоящим. Приведем в качестве примера вставную новеллу из романа Г. Уолпола «Замок Отранто». В готическом сюжете новеллы хронология событий разворачивается ретроспективно. Вся история Альфонсо Доброго приоткрывается лишь в самом финале новеллы и лишь в связи с открытием тайны рождения монаха Джерома. Типично готическое сосуществование прошлого и настоящего обеспечивается специфической нарративной структурой  сюжета новеллы: ситуация рассказывания, выступающая как настоящее, сопрягается, с событиями прошлого.

Территорией совершения событий вставной новеллы, как и большинства романов, часто становится замок или аббатство с заброшенными покоями, подземельями-лабиринтами,  привидениями и тайнами, как правило, реально существующий («Замок Отранто», замок  «Удольфо»). Особенности сюжета готической вставной новеллы заключаются в искусно разработанной авантюрной интриге на фоне использования сверхъестественных ситуаций: посещение потусторонних сил со злой целью (вставная новелла в романе Х. Уолпола «Замок Отранто»), явление призрака (вставная новелла в романе А. Рэдклиф «Удольфские тайны»), загадочное предначертание и тому подобное.

Поначалу создатели вставных новелл (в романах А. Рэдклиф, Г. Уолпола) ориентируются в большей степени на внешний событийный ряд, соотнесенный с идеей авантюрности (странные, непонятные происшествия, пугающие неожиданностью случая). Известная в этом смысле схематичность сюжета вставных новелл ранних готических романов со временем преодолевается, и во  вставных новеллах более поздних романов (Ч. Метьюрин «Мельмот Скиталец») из интенсивного пространства готического топоса автор все глубже вырабатывает внутреннее, психическое пространство персонажа. Тем фабульным компонентом, с помощью которого автор направляет сюжетное развертывание во внутреннее пространство сознания героя, становится заключение, изоляция, обособление главного субъекта повествования: будучи ограниченным в пространстве, герой вынужден вглядываться в подробности своей душевной жизни. Рефлексия  оказывается одним из отличительных признаков готического персонажа вставной новеллы. Особое внимание к механизмам душевной жизни постепенно дает возможность разнообразить и усложнять сюжетное развитие. Во вставной новелле Ч. Метьюрина «Рассказ испанца» (роман «Мельмот Скиталец») искусно разработанная авантюрная интрига и традиционный в готическом жанре внутренний конфликт, построенный на противопоставлении добродетельного юноши Алонсо и  порочного монаха  - злодея, отцеубийцы работают по - новому на фоне того, что все действие  сосредотачивается не на внешних перипетиях сюжета, а переносится в темные глубины человеческого сознания. Суть поэтики обозначенной вставной новеллы, заключен, по нашему мнению, в следующих строках произведения, принадлежащих монаху: «…столько всего странного приходит в голову каждый день, что события, которые другому запомнились бы, вероятно, на всю жизнь, проплывают передо мной, как тени, а мысли обретают плоть. Событиями для меня становятся чувства» [3, 217].

Физические ощущения ужаса и страха отходят на второй план, автор заменяет их описаниями особых психологических состояний. Например, кровожадного монаха не удовлетворяет просто убийство человека (его собственного отца), гораздо большее удовольствие он испытывает от причинения моральных страданий, от «ковыряния» в человеческих сердцах: «Перерезать горло отцу - это был, разумеется, благородный поступок…, но тут надо было резать по живому человеческие сердца, добираться до самой сердцевины их, ковырять их день ото дня и с утра до вечера, и я никогда не сидел без дела» [3,221].

Эволюция готической вставной новеллы от Г. Уолпола до Ч. Метюрина выявляет тенденцию перехода от просто искусно разработанной авантюрной интриги на фоне использования сверхъестественных ситуаций к сочетанию событийности, соотнесенной с идеей авантюрности и акцентировании ритма внутреннего сюжета, динамики эмоционального переживания страха, описаний особых психологических состояний.

Так, развиваясь в сложном диалектическом единстве с романом, адаптируя вышеобозначенные категории его поэтики,   готическая вставная новелла претерпевает процесс жанровой трансформации, эволюционного изменения поэтологических свойств в направлении углубления степени художественной условности.  Можно говорить о формировании тенденции накопления в новелле ряда признаков, сближающих ее с жанром романа.

Литература

  1. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса: Вищашк.,1983. 140 с.
  2. Бурцев А. А. Рассказ как форма времени в английской литературе конца XIX- начала  XX вв.// Вестник ЯГУ.- 2010.- том 7, №2. - С.134 -138.
  3. Метьюрин Ч. Р.Мельмот скиталец. Л.: Наука, 740 с.

References

  1. Sokoljanskij M.G. Zapadnoevropejskij roman jepohi Prosveshhenija. Kiev-Odessa: Vishhashk.,1983. 140 s.
  2. Burcev A. A. Rasskaz kak forma vremeni v anglijskoj literature konca XIX- nachala  XX vv.// Vestnik JaGU.- 2010.- tom 7, №2.-S.134 -138.
  3. Met'jurin Ch. R.Mel'mot skitalec. L.: Nauka, 1976. 740 s.