КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
Дзюба Д.Н.
ORCID: 0000-0001-7166-6289, Аспирант, Вятский государственный университет
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
Аннотация
В статье рассмотрено современный феномен культуры – виртуальный музей, представляющий собой продукты компьютерной индустрии.Раскрывается определение виртуального музея, выделяются его разновидности, характерные черты. Обозначаются современные тенденции и перспективные направления дальнейшего развития. Дается классификация виртуальных музеев с точки зрения культурологии. Раскрывается значимость виртуального музея как образовательной среды; показаны эффективные формы познавательной и коммуникативной деятельности средствами виртуального музея.
Ключевые слова:культура, виртуальный музей, Интернет,
Dzyuba D.N.
ORCID: 0000-0001-7166-6289, Postgraduate student, Vyatka State University
THE CLASSIFICATION OF MUSEUMS: STRUCTURE AND DYNAMIC
Abstract
The article deals with the phenomenon of modern culture - a virtual museum, a product of the computer industry. Provides a definition of the virtual museum, highlights different types and main features. Shows current trends and promising vectors of further development. Provides the classification of virtual museums in terms of cultural studies. It reveals the importance of the virtual museum as an educational environment; shows effective forms of cognitive and communicative processes by means of a virtual museum.
Keywords: culture, virtual museum, Internet.
Институциональное измерение музейной культуры традиционно связывается с вопросами классификации. Проблема классификации виртуальных музеев является актуальной для современного музееведения, т.к. многообразие музеевв сети Интернет, появившихся за последние десять лет, требует осмысления новых реальностей музейной практики.
Данная проблема состоит в том, что само понятие «виртуальный музей» все еще находится в разработке. Существует устойчивое понятие, что виртуальные музеи – это службы, которые поддерживают некоторые или все функции музея (т.е., получение, сохранение, исследование, передача и иллюстрация)[1].Однако, другие исследователи уточняют, что виртуальные музеи должны предоставлять пользователю персонифицированный, иммерсивный и интерактивный опыт. Следует различать варианты виртуальных музеев, которые определят свое основное внимание на содержании или коммуникацию.
Среди первых публикаций, в которых был введен термин «виртуальный музей» представляет собой документ Международной конференции по гипермедиа и интерактивности в музеях в 1991 году. Предполагалось, что такой музей будет иметь дело с виртуальными артефактами в виртуальной обстановке доступной благодаря Интернету[2]. Некоторые авторы использовали иммерсивные онлайн 3D-среды, оснащенные различными информационными и учебными пособиями, в качестве конечной цели будущего виртуального музея[3].
Различные варианты виртуального музея появились из первых статических веб-сайтов, которые представили собой подобную брошюру, где была представлена информации о направлениидеятельности музея, краткая его история создания, информация о выставках, часы работы, контактная информация и т.д.
Затем, веб-сайты музеев стали включать онлайн-выставки коллекций или тизеры о временных выставках. Позже они стремятся «демократизировать» содержания музея, обеспечивая доступ к полностью оцифрованным наборам. Иногда такие наборы также включают 3D представления артефактов.
На текущем этапе разработки существует различные варианты виртуальных музеев:
–контент-ориентированные музеи – опираются на содержание (поиск и отображение контента); –связь-орентированные – опирающиеся на тип музея (коммуникация на основе контекста); –коллаборационные – опирающиеся на сообщество (распространение идей и ресурсов).
Из всех категорий виртуальных музеев следует выделить контент-ориентированные музеи, где контекст обеспечен в тематическом подходе с изображениями отобранных объектов коллекции и возможности получить доступ к подобным или связанным артефактам.
Контент-ориентированные варианты виртуальных музеев приглашают посетителя исследовать большое количество оцифрованных предметов одного или нескольких музеев. Под категорией данных виртуальных музеев стоит отнести современные веб-приложения, такие как "виртуальные туры", которые воспроизводят миметически выездные галереи и осмотр картин, статуй и других музейных предметов[4]. Одним из основных преимуществ такого подхода является возможность увидеть артефакты с онлайновым механизм изменения масштаба.
Контент-ориентированные музеи включают повествовательные тексты, изображения, графики, карты, анимации и видео (например, исторические документальные фильмы, интервью, объяснения экспертами в определенной области и историками и т.д).
Основная парадигма контент-ориентированного виртуального музея– это платформа для учебного пространства. Как описано профессором Саарского университета Вернером Швайбенцем, такое пространство предлагает различные точки доступа к своим объектам виртуальным посетителямв зависимости от их возраста, происхождения и знаний[1]. Информация представлена ориентированной на контекст, вместо того, чтобы быть ориентированной на объект.
Кроме того, сайт связан с дополнительной информацией, которая заставляет виртуальных посетителей узнавать больше о предмете, которым они интересуются и повторно посетить сайт. Цель учебного музея установить личные отношения пользователя с онлайн-коллекцией. В идеале, виртуальный посетитель придет в музей, чтобы увидеть реальные объекты.
Некоторые учреждения также обеспечивают пользователям обучение и изучение ресурсов, которые связаны с национальными учебными планами, или позволяют учителям создавать проекты, например, планы уроков, которые опираются на имеющийся цифровой контент. Например, Шотландские Культурные Ресурсы(SCRAN)[5]или Виртуальный музей Центра учителей Канады[6].
Другая категория виртуальных музеев – связь-орентированные. Такие виртуальные музеи основаны на обратной связи с пользователя, однако, в большинстве случаев это односторонняя связь от музея к своей аудитории.
В данный момент растет использование социальных программных приложений, таких как блоги, Wikis (например, Wikipedia), и различные социальные платформы для общения (например, Facebook, MySpace, LinkedIn). Популярность вокруг социальных сетевых платформ, также побудила некоторые музеи думать о том, как они могли бы открыть, привлечь пользователей и сотрудничать с ними.
Двусторонняя связь и сотрудничество с «неспециалистами» в музейной деятельности по-прежнему редки. Тем не менее, Интернет-среда, которая основывается на архитектуре участия[7], стимулирует появление нового варианта виртуальных музеев, а именно коммуникационные или связь-орентированные виртуальные музеи.
Образцовый в этом отношении Музей Электростанции[8](Сидней, Австралия) с его блогами внутри коллекций и фотографиями, которые представляют работу кураторов над объектами коллекций.
Существует две основные экспериментальные формы сотрудничества, которые фокусируются на:
–добавлении тэгов для контента для музейных каталогов имеющихся в публичном доступе[9];
– различные действия на "платформах по распространению контента" (например, Инстаграм).
Примеры таких музеев, которые предложили пользователям помечать и аннотировать музейные ресурсы (то есть добавить созданные пользователем ключевые слова) включают Powerhouse Museum (Австралия) и Steve.Museum, который включает в себя несколько американских художественных музеев[10].
Пользователям интересно принять участие, проявить себя, обмениваться идеями и проводить собственные акции. Среди наиболее активных музеев в этой области является Бруклинский музей (Нью-Йорк), который использовал множество идей на различных дочерних сайтах, однако в данный момент они интегрированы на собственный веб-сайт [11].
Так же, есть много других примеров музеев, которые экспериментируют с социальными программными приложениями, тем не менее, перемещение культурного наследия в виртуальную среду по-прежнему весьма ограничено: так как такие приложения используются открыто, то есть помещать различный контент на сайт музея может любой пользователь, а не администрация учреждения или куратор выставки. Изменения могут быть весьма существенны и касаются права собственности на содержание, потеря авторитета, безопасности и надежности внешних услуг, а также имеются опасения по поводу неблагоприятного общественного и спонсорского восприятия[12]. Это представляет собой большую проблему для многих учреждений. Поэтому, приходя к данному варианту, следует более тщательно изучить соответствующие подходы, которые используют связь-орентированные виртуальные музеи.
Иной подход у коллаборационного виртуального музеях: в пределах одной системы музей делает доступными его собственные услуги, а также интегрирует различные услуги других Интернет-ресурсов (например, приобретение сувениров, курирования выставок, изучения артефактов, общение и т.д.). Наиболее важный момент в таком типе виртуального музея, то, что он взаимодействует в системе, которая включает, например, доступ к услугам электронной научной инфраструктуры или образовательных порталов.
Чтобы проиллюстрировать эту концепцию в рамках Интернет-системы, музей будет предоставлять услуги, связанные со ссылками коллекций электронной научной среды для искусства и гуманитарных областях. Данное нововведение помогает представлять коллекции или тематические выставки с результатами научно-исследовательских проектов (например, документирование и анализ археологических раскопок или экологических исследований).
Одним из примеров является услуга RSS (Rich Site Summary), которая позволяет постоянно обновлять веб-сайты с информацией и ссылками на контент (например, статьи, записи, видео) определенной тематики для конкретных пользователей. Очевидно, модульно-ориентированный подход будет играть центральную роль в сценарии данного типа виртуального музея. Веб-сервисы, вызываемые по требованию пользователя или встроенные в различных приложениях для мобильных устройств, могут обеспечить нужной информацией через различные платформы для почти любой цели (например, словарь, обмен данными, поиск и извлечение, презентации и т.д.).
Следовательно, возникает вопрос, что можно интегрировать, какие принципы и стандарты, которые могли бы помочь для привлечения инвестиций в виртуальные музеи. Это требует поиска различного, охватывающего решения.
Таким образом, коллаборационный виртуальный музей полностью принимает сетевую логику Интернета и действует в качестве узла в потоках информации, с различными целями, такими как научно-исследовательских, образовательных или другими видами досуга.
Однако, стоит отметить, что музеи стремятся участвовать в таких инициативах. Значительная доля этого нежелания является то, что в таких инициативах они пропускают кураторский и воспитательный элемент контекстуализации и интерпретации. Действительно, широко распространено мнение, что для стимулирования интереса пользователей и участия необходимо делать больше, чем предоставление метаданных и доступ к элементам коллекции. Главное целью виртуального музея – это продвижение культурного наследия, его изучения, посредством обеспечения пользователя контекстом, а не только доступа к объектам коллекции.
Литература
- Schweibenz Werner. The development of Virtual Museums // ICOM News.– 2004. – Vol. 57, –No. 3. – pp.3
- Tsichritzis Dennis & Gibbs Simon. Virtual Museums and Virtual Realities. In: Proceedings of the International Conference on Hypermedia & Interactivity in Museums 1991, pp. 17-25
- Jones Greg & Christal Mark (2002), The future of virtual museums: on-line, immersive, 3D environments. Created Realities Group publication[Электронныйресурс] URL: http://created-realities.com/pdf/Virtual_Museums.pdf(датаобращения 12.02.2016).
- Pis Marcos Monserrat, Virtually Real Museums: Challenges and opportunities of virtual reality in the Art Museum Context - Part I. In: Interartive #15, November 2009 [Электронныйресурс] URL:http://interartive.org/index.php/2009/11/virtual-museums(датаобращения21.12.2015).
- Scottish Cultural Resources Access Network (SCRAN) [Электронныйресурс] URL:www.scran.ac.uk(датаобращения21.12.2015).
- Virtual Museum of Canada, Teacher's Centre [Электронныйресурс] URL:www.museevirtuel-virtualmuseum.ca/edu/Login.do?method=load(датаобращения18.01.2016).
- O'Reilly Tim (2005), What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. O'Reilly [Электронный ресурс] URL:http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html(дата обращения 23.01.2016).
- Powerhouse Museum weblog, Inside the collection [Электронныйресурс] URL:www.powerhousemuseum.com/insidethecollection/(датаобращения23.01.2016).
- Chan Sebastian (2007), Tagging and Searching: Serendipity and Museum Collection Databases[Электронныйресурс]URL:www.archimuse.com/mw2007/papers/chan/chan.html(датаобращения25.01.2016).
- Trant Jennifer Folksonomy and Art Museums: Early Experiments and Ongoing Research//Journal of Digital Information – 2009. – Vol. 10, – No. 1.– pp. 3-55
- Bernstein Shelley (2008), Where Do We Go From Here? Continuing with Web 2.0 at the Brooklyn Museum[Электронныйресурс]URL:www.museumsandtheweb.com/mw2008/papers/bernstein/bernstein.html(датаобращения28.01.2016).
- 12. Simon Nina (2010), The Participatory Museum. CreateSpace publication [Электронный ресурс]URL:participatorymuseum.org/read/(дата обращения 30.01.2016).