ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА В ФИЛОСОФИИ
Баранов Г.В.
Профессор, доктор философских наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА В ФИЛОСОФИИ
Аннотация
В статье рассмотрено – авторская гипотеза группировки антропологической проблемы философии по критерию разработки сущности человека. Описывается содержание основных гипотез шести философских антропологических парадигм. Оценивается приоритетность современной научной парадигмы человека, основанной на достижениях систем наук. Предлагаются для исследования основные гипотезы деятельностной антропологической парадигмы - многомерность человека, деятельностная сущность человека.
Ключевые слова: человек; антропологическая проблема; многомерность человека; деятельностная сущность человека.Baranov G.V.
Professor, PhD in Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch
HUMAN AS A PROBLEM IN PHILOSOPHY
Abstract
In the article - author's hypothesis groups anthropological problems of philosophy by the criterion of the development of human nature. It describes the content of the basic hypotheses of philosophical anthropology six-logical paradigms. We estimate the priority of modern scientific paradigm of man, science-based systems. Offered to study the main hypotheses activity-anthropological paradigm - human multidimensionality, activity-the essence of man.
Keywords: human; anthropological problem; multidimensionality of man; dejatelnostnaja essence of man.В исследовании показателей специфики антропологической проблемы в данной статье используется авторская концепция о содержании проблем современной философии, и в частности, философско-антропологической проблематики [1; 2; 3]. В абстрактном обобщении проблемой человека в философии называется (обозначается) множество исследований сущности и признаков («качеств»), закономерностях происхождения и функционирования, смысла жизни и будущего человека с применением методов философского познания. Понятие проблемы имеет несколько значений, в том числе, более адекватное - форма знания, в которой представлена информация о пределах достигнутого и возможности достижения нового знания или практического результата, если будут осуществлены определённого рода действия [4, с. 229; 5, с. 6].
Основное содержание философской проблемы человека составляет исследование сущности данного уникального состояния бытия. По мнению автора статьи, при определении аспекта сущности человека реализуется одна из форм (видов) логической операции абстрагирования – «изолирующее абстрагирование - отдельные признаки предметов мысленно отделяются от своих предметов, существуют сами по себе и становятся самостоятельными предметами мысли» [6, с. 21].
В авторских концепциях обосновываются оригинальные объяснения и описания сущности человека. Некоторые основные концепции человеческой сущности выделены автором статьи в содержании проблематики «философского практикума», например [7; 8; 9]. Исследования сущности человека имеют результаты в форме дефиниции (определения) уникального объекта бытия с названием «человек», например, человек - природно-общественное живое существо, реализующее свой класс бытия в форме деятельности по материальному, знаковому и идеальному преобразованию хаоса и неопределённости условий среды обитания в организованное состояние полезности своей жизни [10; 11; 12, с. 4].
В исследовании проблемы человека в философии сложилось не менее шести парадигм – систем знаний, принятых специалистами для решения определённой проблемы в период исторического времени, используя однородные понятия, методы, критерии [13; 14] – антропоцентрическая, или парадигма антропоцентризма; культуроцентрическая, или парадигма культуроцентризма; натуроцентрическая, или парадигма натуроцентризма; социоцентрическая, или парадигма социоцентризма; теоцентрическая, или парадигма теоцентризма; современная деятельностная антропологическая парадигма. В каждой из названных парадигм имеются авторские концепции («версии»), происходят дискуссии. Исследователи проблемы человека в философии создают многообразие авторских инновационных решений.
Философская парадигма антропоцентризма – множество исследований проблемы человека с применением гипотезы о приоритетности (первичности) человека в системах бытия. Наиболее известные авторы в истории философской культуры: Н.А. Бердяев, А. Камю, Х. Плеснер, Ж.-П. Сартр, М. Шеллер, М. Хайдеггер. Основные гипотезы решения проблемы человека по критериям философской антропоцентрической парадигмы: человеческая сущность представлена свободой деятельности во всевозможных системах бытия; качества человека – бесконечное многообразие при условии первичного значения гипотезы «человек есть микрокосм»; происхождение, будущее и смысл жизни человека определяются эволюцией его неограниченной экспансии свободы и творчества.
Парадигма философско-антропологического культуроцентризма – философское познание человека на основе гипотезы первичности идеационных культурных ценностей. Выдающиеся теоретики: Г. Зиммель, Э. Кассирер, И. Фихте, Г. Риккерт. Основные гипотезы решения проблемы человека по критериям культуроцентрической парадигмы: творчество бытия по критерию символов культуры есть сущность человека, например, в концепции Э. Кассирера человек есть animal symbolicum («символическое животное»); многомерные признаки («качества») человека при условии абсолютно приоритетного значения духовных (идеационных) показателей; бесконечное стремление к постоянному совершенству составляет основу решения задач объяснения происхождения, смысла жизни человека и его будущего [18].
Философская парадигма натуроцентризма – исследование проблемы человека в пределах гипотезы о первичности свойств и законов природы. Теоретики в истории философской культуры: Демокрит, П. Гольбах, Ф. Ницше, З. Фрейд и другие. Основные гипотезы разработки проблемы человека по методологическим требованиям антропологической парадигмы натуроцентризма: природная естественная человеческая сущность; основные множества («группы») человеческие качеств – природные и общественные,- из которых приоритетной группой является множество «природные качества человека»; происхождение, смысл жизни человека и его будущее определяются эволюцией объектов природы [15; 16].
Социоцентрическая философско-антропологическая парадигма – познание человека в пределах гипотезы о приоритетности («господстве») целостности общества и локальной социальной среды обитания человека. Выдающиеся в истории культуры теоретики этой парадигмы: Платон, Аристотель, Г.Гегель, Э.Дюркгейм, И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, К. Маркс. Гипотезы познания человека по требованиям социоцентрической антропологической парадигмы: общественная сущность человека с учётом приоритета исторических качеств общества; основные множества («группы») качеств человека – природные и общественные – при условии первичного значения группы «общественных качества человека»; становление, смысл жизни и перспективы бытия человека детерминируются факторами бытия общества [17].
Теоцентрическая антропологическая парадигма – исследование проблемы человека с применением гипотезы об абсолютном господстве сверхъестественных и всемогущих сил бытия в формах Бога и иных сущностей, обоснованных теоретиками исторически конкретных конфессий. Теоретики теоцентрической парадигмы - специалисты конфессиональной религиозной философии, например, С.Н. Булгаков, Фома Аквинский и другие. Основные гипотезы познания человека в пределах парадигмы теоцентризма: духовная, предопределённая волею Бога, сущность человека; две системы признаков («качеств») человека – система «природные» («тварные») качества в виде физиологических проявлений жизни и система «божественные» качества в состояниях позитивных ценностей поведения, психики и сознания; человеческий смысл жизни – духовность в значении бескорыстной преданности («служению») Богу в пределах требований определённой конфессии; возникновение, будущее для человека предопределяются волей Бога.
Цивилизационная философская парадигма человека создаётся и совершенствуется на основе логических обобщений результатов наук и иных классов культуры человечества и называется «деятельностная парадигма». Основные гипотезы деятельностной парадигмы: многомерность человека; деятельностная сущность человека.
По мнению автора, человеческая деятельность предстаёт в функции всеобщего организатора многообразия и многомерного единства человеческого бытия, так как обеспечивает простейшее решающее условие данного состояния – его осуществлённость в универсуме хаоса среды обитания [19, с. 174]. Деятельность – «антихаосное осуществление бытия» [20, с. 27]. Деятельность человека есть уникальная модификация («часть») универсальной деятельности бытия. Бытие человека усложнено необходимостью постоянного самосохранения в условиях преобразования хаоса объектов трансцендентного, природного и общественного классов бытия в состояния оптимальной здоровой личной и общественной («социальной») жизни [21; 22].
Литература
1. Баранов Г.В. Философия. Омск, 2002. 291 с. 2. Баранов Г.В. Философия в культуре. Омск, 2015. 260 с. 3. Гуманитарные науки: коллект. науч. монография / Г. В. Баранов [и др.]; под ред. Н.Р. Красовской. М.: Изд. Интернаука, 2016. Том 1. Глава 2. С. 30-46. 4. Баранов Г.В. Понятия философской культуры. Омск, 2011. 392 с. 5. Баранов Г.В., Антонова Ю.И. Философия. Омск, 2016. 180 с. 6. Баранов Г.В. Логика. 2 изд., испр. Омск, 2004. 199 с. 7. Баранов Г.В. Бытие и человек: философский практикум. 3-е изд., перераб. и доп. Омск, 2002. 252 с. 8. Баранов Г.В. Общество и человек: философский практикум. 3-е изд., перераб. и доп. Омск, 2002. 220 с. 9. Баранов Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек. Омск, 2003. 384 с. 10. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: науки о Земле. Науки о человеке. Омск, 2011. 376 с. 11. Баранов Г.В. Понятия политологической культуры. - Омск, 2012. - 300 с. 12. Баранов Г.В. Проблема человека в философии: практикум. Омск, 2012. 108 с. 13. Баранов Г.В. Исторические типы философии. Омск, 1995. 76 с. 14. Баранов Г.В. Философский практикум. 2-е изд. / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005. 528 с. 15. Баранов Г.В. Практикум по философии. Омск, 2011. Часть 1. 372 с. 16. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции наук о человеке. Омск, 2013. 224 с. 17. Баранов Г.В. Практикум по философии. - Омск, 2011. Часть 2. 360 с. 18. Баранов Г.В. Философия культуры и морали: практикум. - Омск, 2012. 260 с. 19. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования. Омск, 1997. 208 с. 20. Баранов Г.В. Деятельность в бытии. Мюнхен: AVM, 2013. 198 с. 21. Баранов Г.В. Деятельность и антропность бытия. Омск, 2013. 200 с.References
1. Baranov G.V. Filosofiy. Оmsk, 2002. 291 s. 2. Baranov G.V. Filosofi v kulture. Оmsk, 2015. 260 s. 3. Нumanitarnye nauki: kollekt. nauch. monografiya / G.V Baranov [i dr.]; pod red. N.R. Кrasovskoj. М., Izd. Internauka, 2016. Tom 1. Glava 2. S. 30-46. 4. Baranov G.V. Рonyatiya filosofskoj kultury. Оmsk, 2011. 392 s. 5. Baranov G.V., Аntonova U. I. Filosofiya. Оmsk, 2016. 180 s. 6. Baranov G.V. Logika. 2 izd., ispr. Оmsk, 2004. 199 s. 7. Baranov G.V. Bytie i chelovek: filosofskij praktikum. 3-e izd. pererab. i dop. Оmsk, 2002. 252 s. 8. Baranov G.V. Оbshchestvo i chelovek: filosofskij praktikum. 3-e izd. pererab. i dop. Оmsk, 2002. 220 s. 9. Baranov G.V. Filosofskij praktikum. Bytie i chelovek. Оbshchestvo i chelovek. Оmsk, 2003. 384 s. 10. Baranov G.V. Кoncepcii sovremennogo estestvoznaniya: Nauki o Zemle. Nauki o cheloveke. Оmsk, 2011. 376 s. 11. Baranov G.V. Ponyatiya politologicheskoj kultury. Оmsk, 2012. 300 s. 12. Baranov G.V. Рroblema cheloveka: filosofii praktikum. Оmsk, 2012. 108 s. 13. Baranov G.V. Istoricheskie tipy filosofii. Оmsk, 1995. 76 s. 14. Baranov G.V. Filosofskij praktikum. 2-e izd. / pod red. V.N. Lavrinenko M., 2005. 528 s. 15. Baranov G.V. Praktikum po filosofii. Omsk, 2011. Chast 1. 372 s. 16. Baranov G.V. Sovremennoe estestvoznanie: koncepcii nauk o chelo-veke. Оmsk. 2013. 224 s. 17. Baranov G.V. Рraktikum po filosofii. Оmsk, 2011. Chast 2. 360 s. 18. Baranov G.V. Filosofiya kultury i morali: praktikum. Оmsk, 2012. 260 s. 19. Baranov G.V. Deyatelnost v mnogomernosti chelovecheskogo-sushchestvovaniya. Оmsk, 1997. 208 s. 20. Baranov G.V. Deyatelnost v bytii. Мyunhen: AVM, 2013. 198 s. 21. Baranov G.V. Deyatelnost i antropnost bytiya. Оmsk, 2013. 200 s.