ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Лапин А.Е.1 Погодина Е.А.2
1Доктор экономических наук, Ульяновский государственный университет
2Кандидат экономических наук, Ульяновский государственный университет
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассмотрена группировка муниципальных образований Ульяновской области по типу динамики численности населения, которая позволяет расставить приоритеты осуществления тех или иных мероприятий демографической политики для каждой группы муниципальных образований.
Ключевые слова: демографическая политика, численность населения, муниципальные образования.
Lapin A.E.1 Pogodinа E.A.2
1Doctor of economic Sciences, Ulyanovsk state University
2Kandidat of economic Sciences, Ulyanovsk state University
PRIORITY DIRECTIONS OF REALIZATION OF DEMOGRAPHIC POLICY IN THE MUNICIPALITIES OF THE ULYANOVSK REGION
Abstract
The article considers the grouping of municipalities of the Ulyanovsk oblast on the type of the dynamics of population, which allows you to prioritize the implementation of various measures of demographic policy for each group of municipalities.
Keywords: demographic policy, population, municipal formation.
В Ульяновской области, как и в других регионах Российской Федерации в последнее время большое внимание уделяется решению демографических проблем. Начиная с 2007 г. правительством области реализовывались мероприятия по поддержке семьи, стимулированию рождаемости, сокращению смертности, регулированию миграции. Но, несмотря на все предпринимаемые усилия, численность постоянного населения Ульяновской области снижается, сохраняется естественная и миграционная убыль населения. Исходя из этого, требуются дальнейшие усилия по оптимизации демографической политики региона и совершенствование инструментов и методов ее проведения.
Демографическая политика является составной частью социально-экономической политики. Для обеспечения социально-экономического развития региона необходим учет демографического потенциала и анализ демографической ситуации не только области в целом, но и в разрезе отдельных муниципальных образований. При этом под демографической ситуацией следует понимать количественную характеристику и качественную оценку демографических процессов (смертности, рождаемости, миграции), протекающих на определенной территории.
Демографический анализ начинается с изучения динамики численности населения региона. Анализ динамики численности населения территории приводит к постановке вопроса об источниках роста или сокращения населения в течение изучаемого периода. Это позволяют выявить демографические балансы. На основе данных демографических балансов можно определить тип динамики численности населения (таблица 1).
Таблица 1 - Типы динамики численности населения в зависимости от слагаемых его абсолютного прироста [1]
Рост | Сокращение | ||
1 тип | естественный прирост превышает механический отток | 5 тип | естественная убыль превышает механический приток |
2 тип | естественный прирост превышает механический приток | 6 тип | естественная убыль превышает механический отток |
3 тип | механический приток превышает естественный прирост | 7 тип | механический отток превышает естественную убыль |
4 тип | механический приток превышает естественную убыль | 8 тип | механический отток превышает естественный прирост |
Если рассматривать итоговые областные показатели (таблица 2), то за 2013 г. численность населения уменьшилась на 6947 человек, при этом естественная убыль составила 3523 человека, а миграционная убыль – 3424 человека, т.е. естественная убыль превышает механический отток и таким образом регион относится к шестому типу динамики численности населения в зависимости от слагаемых его абсолютного прироста.
Таблица 2 - Погодовой баланс динамики численности населения Ульяновской области в разрезе муниципальных образований за 2013г.
Если рассматривать абсолютное изменение численности населения под влиянием естественных и миграционных процессов по муниципальным образованиям, то в результате комплексной оценки пространственной дифференциации демографической ситуации Ульяновской области можно выделить три группы муниципальных образований со сходным типом динамики численности населения (таблица 3).
В первую группу попали муниципальные образования с четвертым типом динамики численности населения, который характеризуется превышением механического притока над естественной убылью населения. В эту группу вошли три муниципальных образования: г. Ульяновск, Ульяновский район и Чердаклинский район. Численность населения этих территорий за 2013 г. увеличилась с 717077 чел. до 718942 чел. или на 1865 чел.. при этом миграционный прирост составил 2250 чел., а естественная убыль – 385 чел. С точки зрения абсолютной численности населения данной территориальной группы и ее доли в совокупном населении региона (56,7 %) этот тип динамики численности населения представлен более всего. Но это связано с присутствием в этой группе г. Ульяновска (50,4 % общей численности населения области), а не с распространенностью данного типа динамики численности населения в регионе.
Таблица 3 - Группировка муниципальных образований Ульяновской области по типу динамики численности населения за 2013 г.
Во вторую группу вошли муниципальные образования с шестым типом динамики численности населения, который характеризуется превышением естественной убыли над механическим оттоком. В эту группу попали четыре муниципальных образования: Барышский район, Мелекесский район, Новомалыклинский район и Сенгилеевский район. Численность населения этих территорий за 2013 г. уменьшилась на 1285 чел., при этом за счет естественной убыли на 752 чел., за счет миграционной убыли – на 533 чел. С точки зрения абсолютной численности населения данной территориальной группы и ее доли в совокупном населении региона (9,1 %) этот тип динамики численности населения представлен менее всего.
В третью группу вошли муниципальные образования с седьмым типом динамики численности населения, для которого характерно превышение механического оттока над естественной убылью. В третью группу попали 17 муниципальных образований из 24, т.е. 70,8 % от их общего количества. Численность населения этих территорий за 2013 г. уменьшилась на 7527 чел., за счет естественной убыли – на 2386 чел., за счет миграционной убыли – на 5141 чел. Доля данной территориальной группы в совокупном населении Ульяновской области на конец 2013 г. составила 34,2 %. Превращение данных районов в территории массового оттока населения связано с закрытием предприятий, ликвидацией и деградацией сельских поселений, сокращением уровня жизни.
Проведенная группировка муниципальных образований по типу динамики численности населения позволяет расставить приоритеты осуществления тех или иных мероприятий демографической политики для каждой группы.
Для первой группы основными направлениями воздействия должны стать: повышение рождаемости и укрепление института семьи за счет рекламы семейного образа жизни, создания позитивного образа отцовства и материнства, развитие системы социального обслуживания семей с детьми; снижение смертности и укрепление здоровья населения за счет формирования моды на здоровый образ жизни, развития физкультуры и спорта, профилактики заболеваний, правильного питания, развития доступной высокотехнологичной медицинской помощи. Что касается миграционных процессов, то здесь политика должна быть направлена на сокращение незаконной трудовой миграции, увеличение приоритетов в пользу квалифицированных и компетентных мигрантов.
Для муниципальных образований третьей группы основное внимание должно уделяться снижению миграционного оттока трудовых ресурсов и формирование миграционной привлекательности районов. Для этого необходимо:
- увеличение средней заработной платы и снижение межотраслевой дифференциации уровня оплаты труда;
- повышение жилищной обеспеченности населения через субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам;
- корректировка структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных районов Ульяновской области;
- расширение работы по информированию населения о состоянии регионального рынка труда и возможностях трудоустройства;
-создание благоприятных условий для развития и диверсификации малого бизнеса, путем установления режимов льготного налогообложения;
-усиление инвестиционной направленности экономического роста [2].
Для муниципальных образований второй группы при разработке мер демографической политики в равной степени необходимо уделять внимание вопросам повышения рождаемости, снижения смертности и сокращения миграционной убыли.
Литература
- Харченко Л.П. Демография: учебное пособие – М.: Издательство «Омега-Л», 2011 – с.90
- Погодина Е.А., Катаев Е.Н. Миграционные проблемы Ульяновской области и их связь с миграционной политикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. - №19. с. 58-63