Расстройства адаптации у врачей-ординаторов различного профиля: взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и депрессии
Расстройства адаптации у врачей-ординаторов различного профиля: взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и депрессии
Аннотация
В статье представлены материалы исследования синдрома эмоционального выгорания и депрессии у 98 врачей-ординаторов различных специальностей, мужского и женского пола. Для определения результатов были использованы опросники Маслач и PHQ-9, а также социально-демографическая анкета. По результатам исследования была оценена структура эмоционального выгорания по трем субшкалам у каждого направления обучающихся. У 75% обследованных формируется эмоциональное выгорание. Среди лиц, испытывающих выраженное эмоциональное выгорание, были определены факторы риска: уровень рабочей нагрузки и график работы. При анализе результатов выявлена достоверная корреляция с результатами PHQ-9, что свидетельствует о том, что синдром эмоционального выгорания является предиктором развития аффективных расстройств.
1. Введение
Тема феномена эмоционального выгорания актуальна с 70-х годов прошлого века. Впервые термин «выгорание» («burnout») был введен в науку американским психиатром H. Freudenberger (1974). Этим понятием он охарактеризовал людей, которые в связи с профессиональной деятельностью находятся в постоянном эмоциональном напряжении, интенсивно и непосредственно контактируют с другими . Под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд .
Наибольшему риску подвержены профессии, в работе которых присутствует взаимодействие «человек-человек», среди которых находятся: врачи, медсестры, учителя, менеджеры. В 2022 году проведены исследования, по результатам которых выявлено, что средний медицинский персонал подвержен бОльшему риску развития тревожных расстройств и на развитие данной симптоматики оказывает влияние график работы и уровень рабочей нагрузки. Особой группой в изучении ментального здоровья являются врачи-ординаторы. Сложность данной ступени обучения заключается в адаптации к работе на клинической базе, взаимодействие с пациентами, а также совмещение учебного процесса с работой/ночными дежурствами. Также имеются данные о неоднородности психического состояния молодых людей в зависимости от выбранной специальности, что можно связать с воздействием на здоровье студентов различных факторов, связанных с образовательным процессом.
Согласно C. Maslach и S. Jackson, триада синдрома выгорания состоит из таких симптомов как:
- эмоциональное истощение – переживание опустошенности, бессилия, утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, неудовлетворенность жизнью в целом.
- деперсонализация – эмоциональное отстранение и безразличие, в отдельных случаях – негативизм и циничное отношение.
- редукция профессиональных достижений – занижение личных достижений и негативная оценка своей компетенции, утрата желания достигать профессиональных целей .
Появление и развитие синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) зависит от множества факторов: уровень рабочей нагрузки, график работы, профиль специализации, количество пациентов, а так же важное значение имеют личностные особенности человека – уровень эмпатии, личностной тревоги, способность совладать и прорабатывать негативные эмоции, устойчивость к нагрузкам.
Цель исследования: на основании комплексной оценки СЭВ и тревожно-аффективной симптоматики у врачей-ординаторов хирургического и терапевтического профиля, оценить роль феномена выгорания, как предиктора формирования тревоги и депрессии; определить модифицируемые факторы риска развития СЭВ.
2. Методы и принципы исследования
Специально разработанна анкета, включающая социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства), оценка синдрома эмоционального выгорания осуществлялась с помощью опросника Maslach Burnout Inventory (далее – MBI) (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), где интерпретация проводится по трем субшкалам – эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Каждая из субшкал оценивается в баллах, после чего высчитывается интегральный индекс выгорания, который оценивался от 0 до 1 и условно был разделен на 4 уровня: 0-0,25 – выгорание минимальное, 0,26- 0,50 средний уровень; 0,51-0,75 – умеренный уровень; 0,76-1 выраженное выгорание; для определения выраженности тревожно-аффективной симптоматики применялась шкала-опросник: PHQ-9, проводилось клиническое интервьюирование. Обработка данных проводилась с использованием программ Excel, Statistica 2.0 (критерий хи-квадрат, корреляционно-регрессионный анализ).
3. Основные результаты
В результате исследования обследованы 98 врачей-ординаторов различных специальностей, пола и возраста, обучающихся на разных базах. Группа обследованных включала два профиля обучения – хирургический (57,1%) и терапевтический (42,9%) профиль. Из них было 73,5% (n = 72) женского пола, 26,5% (n= 26) мужского пола. Большинство обследованных находились в возрастном диапазоне от 25-29 лет (77,6%).
Полученные результаты показали высокую распространённость симптомов эмоционального выгорания. Почти у половины ординаторов хирургического профиля субшкала «эмоциональное истощение» находится на высоком и среднем уровне (42,3%), и лишь у 14,3% отмечается низкий уровень (p>0.05). Точно такие же результаты отмечаются при оценке субшкалы «деперсонализация», (42,3% высокий, 42,3% средний и 14,3% низкий уровень), (p>0,05) что говорит о том, что данные лица испытывают выраженное чувство эмоциональной опустошенности и усталости, которое вызвано собственной работой, неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности в работу, циничным и безразличным отношением к труду и пациентам, нежеланием вести диалог с ними.
В группе обследованных терапевтического профиля получены следующие результаты: более половины врачей-ординаторов (64,3%) имеют высокий уровень эмоционального истощения, 28,6% – средний уровень, 7,1% низкий. Было установлено, что у каждого второго присутствуют симптомы деперсонализации независимо от профиля обучения (50%) (p>0,05), что проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, в формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении к деятельности.
В субшкале «редукция личных достижений» (далее – РЛД) большинство обследованных находятся на «среднем» уровне у обоих профилей обучения (50,0% – терапевтическая гр., 48,2% – хирургическая гр.) (p>0,05). Данная шкала отражает чувство неуверенности, некомпетентности в своей профессии, недовольство собой, преуменьшение своей значимости в сфере деятельности, снижение личной и профессиональной самооценки, снижение/отсутствие мотивации для продолжения своей карьеры в области медицины, безразличия к работе.
На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет время работы на клинической базе и рабочая нагрузка вне ординатуры.
Почти половина обучающихся (44,9%) в ординатуре проводят 6-8 часов, 38,8 % находятся на клинической базе >8 часов, остальные (16,3%), находятся от 4-6 часов. Многие врачи-ординаторы вынуждены совмещать обучение с работой (врачами-терапевтами, средним медперсоналом), в ночное время, что оказывает влияние как на соматическое, так и на психическое здоровье.
Среди обследованных обеих специальностей 20,4% работают на 1 рабочую ставку, 4,1% до 1,5 рабочих ставок, 5,1% более 1,5 рабочей ставки. Данные респонденты, работающие на 1 рабочую ставку и более, имеют интегральный индекс выгорания >0,26, что соответствует умеренному и среднему уровню выгорания.
В процессе анализа полученных данных были выявлены статистически значимые связи показателей эмоционального выгорания и опросника PHQ- 9 (r= 0,616, р =0,000000), корреляционная связь является статистически значимой. У данных лиц интегральный индекс выгорания составлял от 0,14 до 0,63, что соответствовало по градации от отсутствия депрессивной симптоматики до умеренной степени депрессивной симптоматики.
Стоит отметить, что среди данных респондентов только 17% обращались за помощью к психологу и 14% к психиатру/психотерапевту.
4. Заключение
Таким образом, самые высокие показатели выраженности СЭВ наблюдаются в группе врачей-ординаторов, проводящие 6 и более часов на клинической базе, совмещая с работой. Выявлены модифицируемые факторы риска: уровень рабочей и учебной нагрузки. На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что врачи-ординаторы, имея повышенную нагрузку при обучении, потребность в совмещении с работой находятся в зоне риска формирования СЭВ. Отмечено, что у 75 % формируется выраженное эмоциональное выгорание, наибольшие показатели отмечаются в субшкалах эмоциональное истощение и деперсонализация, что в результате оказывается влияние на обучение, и в будущем, возможно, может влиять на качество оказываемой медицинской помощи. Наряду с этим, выявлена достоверная взаимосвязь индекса выгорания и результатами PHQ-9: высокие показатели по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» достоверно коррелируют с тяжелым и умеренным уровнями депрессии у врачей-ординаторов, что свидетельствует о том, что СЭВ является фактором риска развития аффективных симптомов депрессии. Большинство (69%) лиц с выраженными симптомами не обращались за помощью к психологу или психотерапевту, что является важным фактором профилактики формирования СЭВ, его своевременного выявления и коррекции на различных этапах.