Оплата и условия труда сестёр милосердия-мещанок Уфимской Александринской общины Российского общества Красного Креста в 1895-1914 гг.
Оплата и условия труда сестёр милосердия-мещанок Уфимской Александринской общины Российского общества Красного Креста в 1895-1914 гг.
Аннотация
Исследуя проблему женского труда в провинциальных Российских губерниях исследователи часто сталкиваются с идеей всестороннего угнетения прав трудящихся женщин как в отношении условий труда, так и в отношении его оплаты. Мы разделяем эту позицию, но существовали лакуны исключительно женского труда, где заработная плата и условия были гораздо лучше мужских. Примером такой сферы труда были общины сестёр милосердия. В этой статье мы рассмотрим структуру занятости сестёр милосердия в Уфе: условия поступления в Общину или больницу, стоимость и объём работы, соотношение заработка и расходов, положение в структуре занятости мещанок со средним образованием.
Анализ сводных статистических данных, относящиеся к трудовой деятельности населения Российской Империи (здесь и далее – РИ) и Уфы, и данных о тарифах на товары и оплаты труда показывает, что сёстры милосердия в Уфе в 1895-1914 гг. находились в более выгодном трудовом и правовом отношении, нежели большая часть трудящихся мещанок со средним образованием.
Исследование охватывает период с 1895 по 1914 гг. Нижняя граница объясняется открытием в городе Уфимской Александринской Общины сестёр милосердия (здесь и далее – Община) Российского общества Красного Креста (здесь и далее – РОКК) в 1895 г., т.е. с институционализаций и появлением физического места работы и проживания сестёр. Верхняя граница объясняется началом I Мировой войны, т.к. при объявлении военного положения сёстры, переходили в ведение фронтовых лечебных учреждений и получали жалование по другим ставкам.
В статье мы использовали сводные данные МВД РИ и губернские статистические материалы
, , . Исследовав их, мы получили представление об общем состоянии трудовых ресурсов и уровня доходов низко- и средне образованного персонала в Уфе в 1890-1910-е гг. Вторую группу источников составили статистические сведения Министерства торговли и промышленности , и общие переписные данные . Благодаря им мы уточнили данные о ценовой политике в Уфе, точные зарплатные тарифы и общие санитарно-гигиенические условия жизни населения с низким и средним достатком. Третью группу источников формируют данные из архивных и библиотечных фондов, содержащие описание повседневности исследуемых групп – сестёр милосердия Общины , , , , и мещан г. Уфа в 1895-1914 гг. , . Четвёртый блок наших источников и литературы – статьи региональных исследователей-краеведов и историков, в которых отражаются различные позиции, относительно условий и оплаты женского труда в регионе , .1. Введение
Исследуя проблему женского труда в провинциальных Российских губерниях, исследователи часто сталкиваются с идеей всестороннего угнетения прав трудящихся женщин как в отношении условий труда, так и в отношении его оплаты. Мы разделяем эту позицию, но существовали лакуны исключительно женского труда, где заработная плата и условия были гораздо лучше мужских. Примером такой сферы труда были общины сестёр милосердия. В этой статье мы рассмотрим структуру занятости сестёр милосердия в Уфе: условия поступления в Общину или больницу, стоимость и объём работы, соотношение заработка и расходов, положение в структуре занятости мещанок со средним образованием.
Анализ сводных статистических данных, относящиеся к трудовой деятельности населения Российской Империи (здесь и далее – РИ) и Уфы, и данных о тарифах на товары и оплаты труда показывает, что сёстры милосердия в Уфе в 1895-1914 гг. находились в более выгодном трудовом и правовом отношении, нежели большая часть трудящихся мещанок со средним образованием.
Исследование охватывает период с 1895 по 1914 гг. Нижняя граница объясняется открытием в городе Уфимской Александринской Общины сестёр милосердия (здесь и далее – Община) Российского общества Красного Креста (здесь и далее – РОКК) в 1895 г., т.е. с институционализаций и появлением физического места работы и проживания сестёр. Верхняя граница объясняется началом I Мировой войны, т.к. при объявлении военного положения сёстры, переходили в ведение фронтовых лечебных учреждений и получали жалование по другим ставкам.
2. Методы и принципы исследования
В статье мы использовали сводные данные МВД РИ и губернские статистические материалы , . Исследовав их, мы получили представление об общем состоянии трудовых ресурсов и уровня доходов низко- и средне образованного персонала в Уфе в 1890-1910-е гг. Вторую группу источников составили статистические сведения Министерства торговли и промышленности , и общие переписные данные . Благодаря им мы уточнили данные о ценовой политике в Уфе, точные зарплатные тарифы и общие санитарно-гигиенические условия жизни населения с низким и средним достатком. Третью группу источников формируют данные из архивных и библиотечных фондов, содержащие описание повседневности исследуемых групп – сестёр милосердия Общины , , , , и мещан г. Уфа в 1895-1914 гг. , . Четвёртый блок наших источников и литературы – статьи региональных исследователей-краеведов и историков, в которых отражаются различные позиции, относительно условий и оплаты женского труда в регионе , .
3. Обсуждение
Стать сестрой милосердия в Уфе могла любая девица или вдова в возрасте 18-40 лет, достаточно здоровая и грамотная, чтобы нести эти обязанности. Интересен и набор документов для приёма на работу и обучение в общину – метрическое свидетельство, вид на жительство (не обязательно, в Уфе Община сама снабжала им сестёр) и для питомиц каких-либо учебных заведений – свидетельство о прохождении курса . Необычны тут сразу 3 вещи:
1. Несмотря на номинальные требования к женщинам быть девицами или вдовами, в Общину спокойно принимали и замужних женщин (например, супруга главного врача Общины Рауэр О.В., жена офицера Цитович С.Г., замужняя дама – Белевич М.П. и проч.). Объясняется это различными факторами – жёны врачей и служащих в Красном Кресте офицеров шли за своими мужами и продолжали жить семьёй и на фронте, а чаще – Община просто не могла предъявлять излишне строгие требования к желающим служить.
2. Для поступления в любое учебное заведение или на государственное/земское место работы было необходимо письменное согласие мужа, родителей, опекунов и прочих «представителей» женщины. Для работы в Общине требовалось согласие только самой испытуемой. Община, несмотря на полумонастырский образ жизни, давала женщинам небывалую свободу. Прослужив в Общине 2 года и сдав экзамен, женщина получала звание сестры милосердия . Это позволяло ей трудиться в любой точке Империи, за сходные деньги, и достойно содержать себя, не завися от родственников или супруга.
3. Женщина могла поступить в Уфимскую Общину не имея постоянного места жительства в городе Уфа, что, во-первых, открывало доступ к работе и учёбе в Общине девушкам из других уездов и губерний (например, сестра Белова З.В. из Туркестанской или Фон-Гофланд А.А. из Рижской общин) . А во-вторых служило социальным лифтом для родственниц ссыльных.
Община выделялась среди других мест работы для мещанок в Уфе благодаря множеству преимуществ. Вот некоторые из них:
1. Община снабжала сестёр не только носильными вещами, но и мелкими повседневными предметами, крышей над головой и горячим питанием. Номинальная зарплата сестёр в Уфе – 42 р., но на руки сёстры получали 6-10 р. , . В случае командировки на фронт или в район эпидемии на руки сёстры получали по 30 р/мес. или 1р/д. и 75 р. дополнительного пособия, приблизительно раз в 3-4 месяца . То есть, при полном обеспечении базовых потребностей сёстры на руки получали ок.72-120 р./год в мирное время. Дополнительно сёстры в свободные от учёбы и дежурств дни могли выходить на работу в частные дома с платой на руки 0,5р./д. (обычно у сестры за месяц «подённой работы» выходило ок.5-10 р.). График у сестёр в мирное время был весьма сбалансированным с 3 часовыми перерывами для еды, полноценным сном в 8 часов, временем для учебных занятий в течение дня и отпусками в выходные и праздничные дни . Не требовали с сестёр и оплаты учёбы в 100 р./год .
В то же время зарплата уфимской мещанки с не высоким уровнем образования составляла 4-14 р./мес. за 12-часовой рабочий день , . Больше половины этой суммы уходило на базовую корзину с мясными субпродуктами (от 7 р/мес. без найма жилья до 24 р/мес. с наймом дешёвой квартиры) . Остальное уходило на съём дешёвого жилья совместно с другими трудящимися, при плотности 12,1 человек на 1 помещение , , . Не проще жилось и мещанкам, имеющим средне-специальное медицинское образование. Получая его за пределами губернии за свой счёт, в уфимских больницах они получали конкуренцию за земское или городское рабочее место и зарплату от 240-300 р./год (у школьных фельдшериц) до 500-600 р./год (у больничных фельдшериц). При том, что квартирная компенсация, пенсионные привилегии и продвижение в табели о рангах полагались только врачам-мужчинам . Из этого вытекает второй пункт.
2. Община обеспечивала сестёр не только видом на жительство, и оплатой налоговых и пенсионных отчислений (в эмеритальную кассу РОКК), но и медико-социальным обеспечением в виде:
а) права на пенсию в размере 200-300 р./год после 15 лет работы в Общине (или прочих учреждениях РОКК);
б) права использования санаторно-курортных ресурсов РОКК для рекреации в отпусках или после болезней и правом бесплатного проезда до места отдыха и обратно ;
в) права на проживание в убежище для больных и престарелых сестёр милосердия пожизненно ;
г) права на бесплатную медицинскую помощь в самой Общине или больнице по договорённости , в случае инвалидизации сестры вследствие работы сестра пользовалась постоянной медико-социальной помощью и пособием Общины или РОКК.
д) права на государственное пенсионное обеспечение по особому правилу (в случае ранения, получение военной награды, получения личного дворянства и т.д).
4. Заключение
Сестры милосердия Уфимской Александринской общины Красного Креста находились в более выгодном положении по сравнению с большинством работающих мещанок со средним образованием и/или вообще без него. Условия работы, заработная плата и возможности для социального роста были заметно лучше. Иногда зарплата сестры милосердия пропорционально была выше, нежели у школьной фельдшерицы. Это, а так же то, что сёстры милосердия одни из первых женщин в РИ получили политические права (в Крестармейских комитетах и всероссийском союзе сестёр милосердия) свидетельствует об определенной эмансипации и улучшения статуса женщин в этой сфере труда на рубеже веков. Мы попытались представить альтернативный общему взгляд на женский труд, не как на маргинальный по своим условиям и стоимости, а как на почётный и привилегированный.