Национальное радиовещание как фактор сохранения национального языка (на примере татароязычных радиостанций Республики Татарстан)
Национальное радиовещание как фактор сохранения национального языка (на примере татароязычных радиостанций Республики Татарстан)
Аннотация
Учитывая, что современные технологии оказывают существенное влияние на развитие языка и языковой культуры, определяется, что радио, вещающее на национальных языках, становится важнейшей формой национального взаимодействия в условиях языкового многообразия, способствуя сохранению, развитию и распространению языка. Типологический и проблемно-тематический анализ татароязычных радиостанций, входящих в систему национального радиовещания Татарстана, позволил выявить специфику сохранения и трансляции национального языка в радиоэфире, проявляющуюся в основных проблемно-тематических направлениях вещания, миссии канала и зонах покрытия языковой культуры. В числе основных тематических направлений выделены: традиции и их роль в жизни и развитии языка и культуры; история культурных институтов татарского народа; образование и воспитание с акцентом на просветительской миссии; музыкальная культура татарского народа; религиозное просвещение. Среди форм деятельности радио по сохранению языкового наследия выделяются языковые радиошколы; широкая репрезентация фольклора; книжный подкастинг; национальный радиотеатр; народная педагогика как основа просветительского вещания и марафоны искусств.
1. Введение
На современном этапе сохранение традиционных культурных основ народов, проживающих на территории России, становится одной из актуальных задач. В народной культуре отражается многовековая история России и всего ее многонационального народа, на ее основе складывается и понимание духовности, и любовь к Родине. По мнению исследователей, родовым качеством России является ее поликультурность , что находит отражение в осознании необходимости бережного отношения к богатейшей сокровищнице информации о носителях языка, которую он содержит о них, и которая представляет важнейший культурный срез и базис для развития и совершенствования. Россия, являясь многонациональным и полилингвальным пространством с представленностью более чем 150 языков, 37 из которых имеют статус государственных, отличается высоким уровнем языкового разнообразия. Как подчеркивает доктор филологических наук Л.И. Маршева, «языковое многообразие является национальным достоянием народов нашей страны, отражает уникальный исторический опыт и культурные традиции веками проживающих в России этносов» . Этот исторический опыт, его сохранение и передача, отражают ряд проблем, которые выделяют исследователи данных процессов. К одной из них относят межпоколенческий разрыв, особенно при передаче языков от поколения к поколению, что ведет к уменьшению численности носителей этих языков и сфер их использования. Все это приводит, по мнению Л.И. Маршевой, к сокращению языкового многообразия . Специалисты в области образования выделяют снижение мотивации к изучению родного языка (как у самих обучающихся, так и у их родителей), что также не может не сказываться на процессах сохранения языкового наследия , . Еще одной значимой проблемой является проблема глобального информационного пространства, в условиях которого существуют современные этносы. Оно влияет на языковые практики, изменяя традиции использования языка, увеличивая или ослабляя коммуникативную функцию родного языка. И, исходя из анализа существующих в данной области проблем, следует подчеркнуть, что одним из приоритетов в их решении становится устойчивая и грамотная языковая политика, позволяющая не только сохранить основы национальной культуры – языка, но и способствовать стабилизации межнациональных отношений в полиэтническом регионе. Основы такой политики обозначены в «Стратегии национальной государственной политики России» на период до 2025 года, где сохранение и возрождение языков и культур народов страны и содействие укреплению единства её граждан названо одним из приоритетных направлений . В документе также подчеркивается, что историко-культурное наследие народов, проживающих на территории России, является хранилищем исторической памяти. Исследователи указывают и на то, что оно непосредственно участвует в формировании личности человека и его общегражданской идентичности. Это, по сути, глубинное основание культурного суверенитета. И роль его в современном мире постоянно растет.
Свидетельством тому, что в Республике Татарстан – важном и самобытном регионе России – уделяется пристальное внимание развитию как государственных, так и других языков, которые представлены в культурно-социальном пространстве, является принятие государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы» (постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 сентября 2020 г. N 821 «Об утверждении государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы» (с изменениями и дополнениями)). Координатором программы является Министерство образования и науки Республики Татарстан. Целью программы является создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами Республики Татарстан .
Универсальным средством реализации данной цели являются медиаканалы, существующие и развивающиеся в республике. В условиях современного коммуникационного пространства влияние на развитие языка не могут не оказывать современные информационные технологии, которые не только изменяют коммуникационный формат взаимодействия, но и способствуют появлению новых видов и типов взаимодействия, влияющих на процессы сохранения и распространения языка и языковой культуры. Такой технологией было и остается радиовещание как форма национального взаимодействия в условиях языкового многообразия. Именно национальное радио становится тем каналом, который позволяет не только сохранять язык нации, но и способствует его развитию и распространению. Изучение типологических и проблемно-тематических особенностей деятельности современных национальных радиостанций разного формата и уровня в контексте сохранения национального языка и стало целью данной статьи.
2. Методы и принципы исследования
Для анализа были выбраны радиостанции, вещающие на национальном (татарском) языке в Республике Татарстан. С целью определения функциональных характеристик радиостанций был проведен анализ их деятельности за 2020-2024 гг., что позволило выявить специфику сохранения и трансляции национального языка в радиоэфире, проявляющуюся в основных проблемно-тематических направлениях вещания, миссии канала и зонах покрытия языковой культуры. Всего было отобрано 10 радиостанций разного уровня и статуса, формата и направленности. Объединяло их то, что все они работают в национальном языковом пространстве, вещают на татарском языке, и свою информационную политику строят на основе принципа сохранения культурных традиций и национального языка.
3. Результаты и обсуждение
Одним из важных положений национальной и культурной языковой политики является положение о том, что в языке закрепляются знания о мире, в которые вплетен национально-культурный опыт конкретной языковой общности, и это придает миру, по мнению Г.М. Кенжебаевой и Г.Б. Нуптекеевой, специфическую окраску, «обусловленную национальной значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа» . Радио, являясь аудиоканалом, воздействующим на слух и воспринимающимся через слуховые рецепторы, является наиболее близким по способу передачи информации к естественному языку. Оно способствует созданию самобытной культурной картины мира, что, как подчеркивает В.Н. Телия, способствует, в свою очередь, окрашиванию через систему значений и ассоциаций концептуальной модели мира в национально-культурные цвета .
История радиовещания в Республике Татарстан связана, прежде всего, с развитием национального вещания. Татарское радио – одна из старейших традиционных вещательных компаний России, оно было создано в 1927 году, когда в эфире впервые прозвучали слова «Тыңлагыз, Казан сөйли!» (Слушайте, говорит Казань!). Процесс создания татарского радио тесным образом связан с именем известного татарского писателя, легендарного Шамиля Усманова. Именно он реализовал идею радиофикации Татарии и возглавил строительство в Казани широковещательной радиостанции. И именно его голосом 7 ноября 1927 года заговорило татарское радио. Строительство радио в Татарстане основывалось и основывается на принципах высокого авторитета – оно всегда было в центре политической и культурной жизни, всегда его яркой чертой было участие и организация нравственного и эстетического воспитания многонационального народа Татарстана. И на современном этапе эти принципы не ушли с повестки дня радиостроительства. Как подчеркивают исследователи, и сейчас национальное радио в Татарстане является мощным средством укрепления процессов возрождения этничности и, в частности, татарского языка, что связано с удовлетворением духовно-нравственных и культурных потребностей народов республики . Наряду с этим такие ориентиры как сохранение вечных ценностей, жизни по законам добра и справедливости, сохранение памятников театрального искусства, национальной поэзии, музыки и народного творчества делают татарское радио центром упрочения национального самосознания татарского народа и одновременно дружбы народов многонациональной республики. Проблемы сохранения национальных языков сейчас также достаточно актуальны. И радиовещание является форпостом решения данных проблем.
Как показывает анализ слагаемых информационной политики радиоканалов, работающих в Республике Татарстан на татарском языке, их основные положения учитывают следующие аспекты:
- средством сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений является родной язык;
- родной язык и национальная культура в условиях глобализации и унификации являются мощным оружием против бездуховности и жестокости;
- основные компоненты народной/национальной культуры, такие как народное творчество, народная песня, национальная литература и театр, существуют во многом благодаря функционированию национального языка;
- базовым условием сохранения и трансляции национальной культуры является употребление национального языка.
Радиоканалы как средства массовой информации обеспечивают «скоростное погружение в языковую среду, эффективно влияют на усвоение норм, правил языка, выработку навыков разговорной речи» .
Одним из важнейших механизмов сохранения культуры Д.С. Лихачев считал традицию, придавая ей важное значение как элемента культуры и средства ее трансляции. Поэтому, подчеркивал он, утрата традиции (как весьма значимой части культуры) может привести к деградации культуры . Как полагает Р.Р. Мусина, сегодня слова традиция и традиционное стали частыми «в репортажах, отчетах, в культурных проектах. Фактор традиции широко используется в региональных и городских программах по работе с населением, студийных занятиях с детьми, в проведении праздников, в составлении туристических маршрутов» . Исследователи подчеркивают, что такая актуализация традиций привлекает большое количество граждан, формирует чувство патриотизма и гармоничный художественный вкус. В этом контексте традиция становится одним из центральных проблемно-тематических направлений в деятельности и радиовещания Татарстана.
Проблемы сохранения национальной культуры и репрезентации ее через языковую культуру являются центром внимания всех работающих в республике радиостанций, вещающих на татарском языке. Для этого создана и продолжает развиваться система национальных/татарских радиостанций, которые действуют в полилингвальном пространстве с целью укрепления языковой культуры нации/этноса. Существенна и неоценима роль радио в процессах проектирования региональной национально-языковой системы с учетом ее специфических особенностей, например, этнодемографической и языковой ситуации, уровней развитости языков и пр. Традиционные эфирные радиостанции, вещающие на территории республики более 90 лет, как, например, «Татарстан Радиосы» (Радио Татарстана) разрабатывают свою информационную политику на основе преемственности в области культуры и искусства, отношения к которым в истории татарского народа сформировались еще на заре появления первых татарских передач.
Наряду с деятельностью традиционных эфирных радиостанций развивается и деятельность новых форматов радио. Например, в декабре 2023 года в республике был запущен эфир нового интернет-радио «Татарстан Мәдәнияте» (Культура Татарстана), созданного при министерстве культуры РТ. Главным предназначением нового канала становится сохранение традиций и культуры народов республики. Куратором радио стал Атнинский татарский государственный драматический, что не случайно, так как театр в культуре татарского народа занимает особое место. В эфире наряду с иными музыкальными форматами звучат песни и музыка из театральных постановок театра . Вещание осуществляется на татарском языке, что еще раз подчеркивает тезис о том, что посредством языка живет и развивается специфика национальной культуры (этнические сказания, история, предания, фольклор, а также современная художественная культура и сфера повседневности). В данном случае язык является выразителем сущности народа, его принадлежности к национальной культуре.
История татарского языка, как и история культурных институтов, в которых живет и развивается язык – еще одно тематическое направление освещения национально-культурного наследия Татарстана. Как подчеркивают В.В. Гридина и Т.М. Петинова, «знание исторического и культурного прошлого, связь с ним позволяет человеку ощутить принадлежность к собственному народу, стране, ее наследию и желание сохранить его для будущих поколений» .
Рассматривая радиоканалы как важнейший фактор сохранения и развития национального языка и культуры, следует выделить слагаемые проблемно-тематических направлений, которые презентуют радиоканал в создаваемом медийном языковом пространстве. Проведенный типологический анализ по критериям: учредитель, формат вещания, миссия канала и проблемно-тематические направления, позволил обозначить специфические особенности рейтинговых радиостанций РТ, вещающих на татарском языке. Они обозначены в таблице.
Таблица 1 - Национальное радио в Республике Татарстан в контексте сохранения национального языка
Наименование канала /учредитель | Формат вещания | Миссия канала | Проблемно-тематические линии |
Татарстан Мәдәнияте (Культура Татарстана) / Министерство культуры РТ | Интернет-вещание Музыкально-информационное | Сохранение национального языка, культуры и традиций, воспитание подрастающего поколения/молодежи на примерах национального культурного наследия; организация и поддержка кросс-культурной коммуникации. | Все сферы культуры с акцентом на: театральной национальной культуре; национальной музыке (включая и современную татарскую музыку); музыке из национальных татарских театральных постановок. |
Болгар Радиосы / АО «ТРК «Новый Век» | Эфирное и интернет-вещание Информационно-музыкальное | Объединение/консолидация представителей татарской нации, проживающих в Татарстане и за его пределами. | Тема татарской культуры (театр, литература, поэзия); тема татарской деревни; межнациональная культура; развлекательное вещание; новостные программы; молодежное вещание. |
Радио «Курай» / ООО «Информационные системы» | Эфирное и интернет-вещание Музыкальное | Популяризация национальной музыки. | Популярные татарские, башкирские, а также русские и зарубежные песни. |
Татар радиосы / Гараев М.М. / медиахолдинг «Барс-Медиа» | Эфирное и интернет-вещание Информационно-музыкальное | Диалог с аудиторией, постоянный контакт с ней на основе рассмотрения социальных, общественных, политических вопросов. | Новости, репортажи, обзоры, тематические передачи, развлекательные программы. Национальная музыка. |
Радио Азан / ООО ИД «Хузур» (учредитель ДУМ РТ), | Интернет-вещание Информационное | Первая мусульманская онлайн-радиостанция с вещанием на русском и татарском языках (религиозные напевы, нашиды, передаются на арабском). Сохранение татарского языка и пропаганда истинных ценностей Ислама. | Религиозные программы, ежедневные молитвы; просветительские программы; детские программы (наставления детям); исторические программы. |
Тәртип Радиосы / АО «Татмедиа» | Эфирное и интернет-вещание Информационно-музыкальное | Сохранение татарского языка и культуры, национальной и классической музыки. | Образовательно-воспитательные, просветительские и общественно-политические, музыкальные и религиозные программы. |
Татарстан радиосы / С 2004 года входит в состав ВГТРК.
| Эфирное, интернет-вещание, кабельный вариант Информационно-музыкальное | Консолидация общества посредством вещания на общественно-политические и культурные темы на татарском и русском языках. | Общественно-политическое и художественное вещание. Информационное, семейное, молодежное, детское, политическое, литературно-драматическое, музыкальное вещание. |
«САФ» (детское) / АО «Татмедиа» | Интернет-вещание Информационно-музыкальное | Развитие татарского языка, создание радиопространства для погружения в языковую среду. | Литературно-музыкальные программы, передачи образовательного и воспитательного направления. |
Күңел Радиосы (Радио Настроение) / АО «Татмедиа» | Эфирное, интернет-вещание Музыкально-информационное | Сохранение национального татарского песенного наследия и популяризация национальной музыки. | Популярная татарская музыка разных стилей и направлений: поп-музыка, рок, национальная народная песня и классика. Информационное вещание. |
Китап радиосы (Радиокнига) / АО «Татмедиа» | Эфирное вещание Информационно-музыкальное | Популяризация произведений татарских писателей и поэтов (классиков и современников). | Музыкальное, литературное вещание (рассказы на татарском языке, повести, романы) |
Примечание: типологические особенности
На основе тематического и типологического анализа были выделены основные направления деятельности национальных татарских радиостанций (по типам вещания):
- национально-культурное вещание (общественно-политические и нишевые радиостанции, такие как «Китап», «Тәртип», «Татарстан Радиосы», «Болгар Радиосы», «Татарстан Мәдәнияте» и т.д.);
- детское вещание – образовательное и воспитательное по сути, просветительское по характеру с миссией познания ребенком себя и окружающего мира на основе освоения национальных традиций (интернет-радио «САФ»);
- музыкальное вещание (национальная эстрада, современная татарская музыка, татарская музыкальная классика, народная музыка, татарский фольклор) (музыкальное вещание на радио «Болгар Радиосы», «Татарстан Мәдәнияте», нишевые музыкальные радиостанции «Күңел», «Курай» и т.д.);
-религиозно-просветительское вещание (радиостанция «Азан»).
В результате проведенного исследования выделились основные направления деятельности радиостанций по сохранению языкового наследия Татарстана и татарского народа. К ним относятся:
- популяризация народной языковой культуры в молодежной среде через медийное пространство (медиаконкурсы, медиафорумы, медиавстречи) – направленность на решение, прежде всего, задач формирования лингвистической и коммуникативной компетенции (аудирование, говорение (диалог и монолог), а также «формирование и развитие этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур» ;
- языковые радиошколы, ярким примером которых стала широко популярнкя радиошкола на радиостанции «Искатель» (Казань) «Туган телем, мой родной язык», которую ведет руководитель московской языковой школы «Умарта» Лилиана Сафина. Выпуски программы ежедневно выкладываются на официальной странице радиостанции ВКонтакте, что позволяет знакомиться с их содержанием в отсроченном режиме и создавать при этом своеобразную методическую и познавательную базу для самостоятельного изучения языка. Следует подчеркнуть, что программа создается при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан;
- языковой/национальный фольклор – развитие жанров «фольк» как в музыкальном вещании, так и в литературном и публицистическом вещании (радио «Китап», радио «Культура Татарстана» и т.д.);
- национальная литература популяризируется на радио «Китап» с новыми форматами подкастинга для знакомства с классическими и современными произведениями татарской литературы, прежде всего, что отражает положение о филологии как о глубоко национальной науке, выказанное академиком Д.С. Лихачевым: «…Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» – любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает ее» ;
- национальный театр: постоянная представленность радиотеатра как формата вещания, зародившегося в недрах литературно-музыкального вещания, отличавшегося звуковым представлением текстов пьес, оригинальной постановкой пьесы на радио с приемами, каноничными для радиотеатра, как подчеркивает, например, Е.А. Вдовина. К ним она относит «чередование контрастных по настроению эпизодов, частые смены времени и места действия, применение речевой характерности, как средства создания образа» . Немаловажным для татарского радиотеатра, впитавшем в себя все национальные традиционные формы театрального искусства, становится музыкальное оформление – это не просто иллюстрация происходящего, музыка позволяет обозначить место и время действия, позволить слушатели переместиться вслед за действием во времени и пространстве, выразить психологическое состояние героев и создать эмоциональную картину события. Не случайно именно музыка из спектаклей Атнинского татарского государственного драматического театра имени Г. Тукая становится репертуарной основой для создания музыкального и литературно-драматического контента радио «Татарстан Мәдәнияте»;
- национальная/народная педагогика (уроки нравственности), что позволяет определить это направление татарского радио как воспитательно-просветительское, отличающееся опорой на традиции народного воспитания, отражающего основные черты этнопедагогики (просветительское вещание «Татарстан Радиосы», «Азан», «Татар Радиосы», «Болгар Радиосы», «Китап», «Тәртип» и пр.);
- музыкальный национальный фольклор (сохранение языка через популяризацию национальных музыкальных произведений (фольк-музыка, этно-музыка, поп-музыка на таких радиостанциях как «Курай», «Күңел», «Татарстан Мәдәнияте»);
- марафоны искусств, связанные с таким эфирным форматом, как культурные конкурсы в виде марафонов, посвященных юбилеям известных деятелей культуры и искусства Татарстана, дням культуры и пр.).
При анализе миссий радиостанций на татарском языке выделены общие позиции, которые определяются тремя основными аспектами их деятельности: создание языковой среды для сохранения и развития татарского языка; сохранение национальных и этнических традиций татарского народа в контексте межкультурной коммуникации народов, проживающих на территории РТ; продвижение культурного наследия.
4. Выводы
Таким образом, проведенный анализ деятельности радиостанций, выходящих в эфир на татарском языке в Республике Татарстан, позволил сделать следующие выводы:
1. Для решения задач сохранения национального языка, а также его развития и распространения создана и продолжает расширяться система радиоканалов, работающих непосредственно в национальном языковом пространстве, строящих свою информационную политику на основе принципа сохранения культурных традиций и национального языка. Так как радио, как аудиоканал, воздействует на слух и воспринимается через слуховые рецепторы, позволяет считать его наиболее близким по способу передачи информации к естественному языку. Радио способствует созданию самобытной культурной картины мира, что является важным фактором развития национального языка.
2. Деятельность национальных радиостанций тесно связана с традициями радиовещания, к которым относятся: высокий авторитет радиовещания как центра политической и культурной жизни; участие и организация нравственного и эстетического воспитания слушателей; укрепление процессов возрождения этничности; упрочение национального самосознания.
3. Язык как основа культуры народа становится предметом особой заботы на национальных радиоканалах, информационная политика которых строится с учетом следующих аспектов: язык является основным средством сохранения и трансляции культурного наследия нации; язык является основой для существования основных компонентов народной культуры; сохранение и трансляция национальной культуры осуществляется на основе употребления национального языка.
4. К основным тематическим направлениям деятельности радиоканалов на татарском языке следует относить: традиции и их роль в жизни и развитии языка и национальной культуры; история культурных институтов татарского народа; образование и воспитание с акцентом на просветительской миссии радио на основе освоения национальных традиций; музыкальная культура татарского народа; религиозное просвещение.
5. К основным формам деятельности радиостанций по сохранению языкового наследия татарского народа были отнесены: популяризация народной языковой культуры в молодежной среде через медийное пространство (медиаконкурсы, медиафорумы, медиавстречи); языковые радиошколы; широкая репрезентация языкового/национального фольклора через развитие жанров «фольк» в музыкальном, литературном и публицистическом вещании; книжный подкастинг для знакомства с классическими и современными произведениями татарской литературы; широкая представленность национального радиотеатра как формата вещания; уроки нравственности как формат национальной/народной педагогики в просветительском вещании; марафоны искусств.
5. Заключение
Таким образом, радиовещание на национальном языке становится важнейшим фактором сохранения и развития национального языка, что демонстрируется актуализацией языкового национального пространства в полилингвальном регионе России. Актуализируется при этом не только информационная политика радиоканалов, составляющих национальное языковое пространство, что составляет основу их деятельности, но и миссия радио, позволяющая концентрировать внимание на процессах качественных и кардинальных перемен в жизни народа и этноса, способствовать созданию языковой среды для сохранения и развития национальных и этнических традиций и культур народов.