Проблема человека в философии и биоэтике: история и современность
Проблема человека в философии и биоэтике: история и современность
Аннотация
В статье анализируется проблема человека, представленная в различных направлениях истории философии. Выделены основные концепции философской антропологии, классические, неклассические и современные. В статье обоснована связь проблемы человека с этическими вопросами и биоэтическими проблемами современности. Используя диалектический метод, аксиологический подход, сравнительный анализ, автор исследует базовые концепции философской антропологии, выявляет основные проблемные вопросы в исследовании сущности и природы человека, формулирует основные парадигмы исследования человека в связи с морально-этическим и ценностным подходом. Современная биоэтика исследует проблемы жизни и смерти, последствия интенсификации человеческих потребностей, применения биомедицинских технологий и вмешательства человека в биосферу. Философская антропология, предлагая различные парадигмы сущности человека, помогает исследовать эти актуальные биоэтические вопросы.
1. Введение
Философия с момента своего зарождения выражает определенное интеллектуальное беспокойство и вопрошание о сущности мира, бытия и месте человека в этом мире, об этических аспектах отношения людей друг к другу и природе. Этим философия основала определенную теоретическую позицию размышления о мире как целом, помещая человека, субъекта в центр создаваемой философской картины мира. Цель данной работы – провести философский анализ основных антропологических концептов, выявить в них морально-этические проблемы и вопросы, которые актуальны в современной биоэтике. Антропологические вопросы о сущности и природе человека связаны с этическими проблемами существования человека, выбора его судьбы, нравственными проблемами взаимодействия людей. Философское знание может выступать метаэтической теорией, которая сопрягает проблемы бытия и существования человека с вопросами нравственного выбора, добра и зла. Методология философского поиска всеобщей истины о бытии и человеке, становится этическим и гуманистическим основанием биоэтических концепций еще до появления самой биоэтики, поэтому исследование проблемы человека в связи с всеобщими морально-этическими вопросами современно и актуально.
2. Основные результаты
Впервые антропологические проблемы и вопросы были открыты в античной философии в рамках космологической картины мира. Антропологический поворот совершил великий Сократ, при этом вопросами натурфилософии он практически не занимался. Космоцентризм означал приоритет в мышлении и философском мировоззрении космоса, как высшего объекта и божества, но при этом живого и чувственно воспринимаемого . Человек есть микрокосм – малая модель и структура природного естественного абсолютного, живого и подвижного целого. Причины обращения к проблеме человека скрывались в особенностях социальной организации афинского общества, демократии и форм народного правления. Сократ опередил свое время и вышел за границы социально-утилитарного толкования назначения человека, развития его естественных способностей и умений рассуждать и спорить. Сократ стремился открыть сущность, истину всеобщую и необходимую, то есть абсолютную, которая поможет человеку понять себя и стать добродетельным. Человек разумный становился не только мерой суждения, но гарантом сохранения и открытия этой истины. Разум, интеллект как всеобщее определение и сущность души человека позволяет выстроить новую шкалу этических ценностей. Высшей ценностью считается разум. Вслед за Сократом, Платон и Аристотель выделяли разумную часть души как первооснову созерцания сущности мира, морали и добродетели . Собственно этические добродетели смиряют и укрощают растительную часть души по Аристотелю, дают возможность достойно вести практическую жизнь. Дианоэтические добродетели рассудительность и мудрость – это добродетели разумной части души и основой здесь выступает не только разум, но и воля человека. Биоэтические основания этой парадигмы связаны также с первым морально этическим кодексом врачевания великого Гиппократа, который определил основные принципы профессиональной этики врача: «не навреди» и справедливости . Проблема справедливости можно сказать центральная в античной культуре и философии. Справедливость можно рассматривать многоаспектно и метаэтически, и как высшую добродетель идеального государства Платона, и как меру, золотую середину между пороками, ведущую к достижению счастья и блага, и как принцип устройства и гармонии космоса. Таким образом, первая парадигма проблемы человека в морально этическом аспекте – это натуралистически реалистическое понимание человека как микрокосма, который разумно и созерцательно относится к миру, космосу, бытию и стремится к достижению блага.
Средневековая западноевропейская философия в антропологическом вопросе начинает выстраивать новое понимание человека, которое оформится концептуально в новое время. Формирование личностной концепции человека начинает Августин Аврелий. К «невозможной возможности» абсолютной личности трансцендентного Бога, человек восходит от понимания собственного пространства внутренней личности и постижения своей души . Человек в средневековой философии становится внутренним духовным пространством постижения собственной сущности, как божественного личностного начала, сомневаясь и ошибаясь, он готов к нравственному выбору. Этические принципы медицинской деятельности в этот период совпадают с религиозными заповедями христианской морали. В человеке три измерения: дух, душа и тело, а внутреннее измерение человеческой души включает ум, память и волю, благодаря которым личность обретает возможность выбора, веры и нравственного совершенствования. Таким образом, вторая парадигма в антропологии – это противоречивая целостность духовно-телесного и душевно-нравственного в природе смертного и бессмертного человека.
Новоевропейская философия возвышает мыслящего субъекта и акцентирует вопросы познания, сознания и психологических актов человека в соединении с проблемой свободной деятельности, активности и выбора. Р. Декарт объявляет, что человек есть «вещь мыслящая», то есть душа – это самостоятельная субстанция . Мышление и сознание, творчество и свобода, деятельность и познание становятся главным фокусом антропологических и этических поисков в философии XVII-XIXвв. Немецкий философ И. Кант поставил главный антропологический вопрос: «что такое человек?» и связал его с проблемой определения всеобщей и необходимой истины, всеобщим моральным законом, долгом . У Канта человек не только природное существо, подчиненное необходимости, но и свободное, разумное существо, приобщенное к безусловному высшему миру. Именно в сфере морали он и реализует свою свободу, так как он сам определяет себя и побуждает следовать долгу, категорическому императиву, как высшему моральному априорному закону чистого практического разума. Таким образом, формируется понимание морали, основанной на разуме и долге, а деонтология становится ведущей моделью медицинской этики. Реакцией на тотальный рационализм новоевропейской философии стали иррационалистические тенденции XIX века, которые обозначили новые вопросы и проблемы философской антропологии. Ф. Ницше исследовал сущность культуры, возможности художественного творчества в новой эпохе и роль человека в изменившихся исторических условиях. Ницше показал, что идея сверхчеловека это образ человека будущего, обладающего творческой мощью, участвующего в созидании новой реальности, учитывая мощь беспредельности мира по ту сторону культуры. Сверхчеловек способен к собственному созиданию и саморазвитию себя в культуре, старая мораль, которая умаляла права сильных, обладающих волей к власти исчерпала себя . Философия XX века создала многообразные концепции сущности и природы человека, обостряя дихотомию природного, витального и духовного, идеального школа философской антропологии М. Шелера искала основания единства всех антропологических знаний. Человек, как духовное существо, полагал Шелер, не привязано к миру, среде, окружающей реальности. Эта открытость миру и способность отрываться от наличной ситуации означает то, что личность может возвышаться над витальными основаниями жизни, выходить за пределы данности и оказывать «возвышающее воздействие на инстинкты, витальные начала своей природы, порыв жизни» . Духовные, этические, ценностные основания бытия человеческой личности, определяют настоящие, истинные начала устройства жизни и культуры, следовательно, могут выступать необходимыми принципами устройства биоэтического знания и практики. Философия экзистенциализма исследовала не сущность человека, а его существование. Человек необычен и уникален именно способом существования свободой, которая есть самоочевидная данность самосознания. Открытость, риск, неопределенность и возможность быть, как выход за пределы наличной данности, позволяющий прорваться к аутентичности существования – вот основные положения экзистенциалистов. Человек в этическом плане отвечает только за себя, за равенство самому себе, за подлинность бытия, но соглашаясь быть в этом мире, он своим выбором отвечает и за всех людей. Таким образом, третья парадигма в антропологии – это самоочевидная целостность сознательных рациональных, иррациональных аспектов бытия человека, открытость, незавершенность, риск и свобода осуществления себя. В XX веке происходят уникальные технические и научные открытия, изобретения, в том числе в области биологии, медицины, которые с особенной остротой инициируют теоретический вопрос об этическом аспекте применения этих технологий . Мир после современности вносит существенные коррективы в способы взаимодействия с природой и миром, открывает уникальные перспективы развития цивилизации и заставляет задуматься о роли человека в эволюции. При этом основные морально-этические проблемы жизни и смерти, справедливости, блага, здоровья и счастья остаются вечными в своем всеобщем, универсальном смысле. Научно-технический прогресс и революционные открытия в медицине, применение новых биотехнологий, генной инженерии, исследования мозга, компьютерное моделирование открывают возможности влияния на человека, трансформации его природы, вызывает невиданный рост потребностей в улучшении его жизни и здоровья. Ф. Фукуяма утверждает, что человечество уже идет в свое постчеловеческое будущее по дороге биотехнологической революции, которая может изменить природу человека, её единство с принятыми правами и свободами личности . Философия, исследуя проблему человека, может выйти на решение метаэтических проблем жизни, смерти и бессмертия, о начале и конце жизни, о компьютерном соединении мозга и машины и пределах трансформации природы человека. Таким образом, современное биоэтическое знание приобретает явно антропологическое измерение.
3. Заключение
Основные парадигмы антропологического знания позволяют выявить исторически изменчивые способы взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Эти модели решения проблемы человека показывают диалектический переход от натурфилософской, космоцентрической философии человека к рационально-личностной модели. Однако в современную эпоху проблема человека заявляет себя с особой остротой и актуальностью. Это новый исторический вызов глобальной информационной цивилизации всему человечеству, который изменяет известные парадигмы понимания человека и его роли в процессе эволюции. Этот вызов требует адекватного ответа, но прежде всего пристального анализа и осмысления. Выделим основные ведущие тенденции современной эпохи и новые вопросы, которые возникают перед человеком и человечеством. Главной тенденцией мировой глобальной цивилизации является цифровизация, и это не просто повсеместное распространение компьютерных технологий. Это реальная трансформация социальных систем, экономических, политических и человеческих отношений и распространение цифровых технологий на все сферы жизни и на область межчеловеческих взаимоотношений. Экономический аспект цифровизации выражается в создании единых управленческих структур мирового правительства, внедрение цифровых валют и фактическое уничтожение самостоятельных национальных экономик и даже государств. На наших глазах происходит тотальный передел мира, основных сфер и субъектов влияния в мировой политике. Огромное психологическое, социальное и даже медицинское влияние оказывает цифровизация на человека. С одной стороны, потребление цифровых услуг упрощает жизнь, делает ее удобной и более мобильной, с другой – человек испытывает психологический дискомфорт от минимизации реального общения, упрощения и автоматизации жизни. Появляется реальная возможность потери персональных данных, конфиденциальности и даже личности как таковой. Человек отчуждается от естественной природной реальности и от самого себя, своих личных потребностей в угоду постоянному присутствию в пространстве социальных сетей. Человеческие взаимоотношения становятся все более технологически континуальными, но психологически и эмоционально, все более дискретными и внеличностными, формальными. В крупнейших странах, имеющих высокий цифровой ресурс, появляется и распространяется цифровая сегрегация, неравенство и даже цифровое рабство, которое нарушает естественные, неотчуждаемые права и свободы личности. Очень многие люди боятся и психологически не принимают процесс навязывания цифровых услуг, цифрового контроля и постепенного расчеловечивания, потерю личностной идентичности, которая возможно только цифровой след в мировом информационном поле. Генетические, биомедицинские исследования и трансформации, сращивание мозга с компьютером, — все это элементы технологического прорыва в медицине. Огромные базы данных потенциальных доноров упрощают многие проблемы трансплантологии, но при этом упрощают и отчуждают человека от проблемы поиска смысла жизни и смерти. Обезличенность и потеря привычных человеческих связей, превращение человека в социальный атом, который заменим в информационном смысле. Нейросеть может анализировать огромные массивы информации под контролем человека, пока не обрела самосознания и не задала себе вопрос: зачем нужен человек? С моей точки зрения, в современных условиях складывается новая, четвертая парадигма человека – информационно открытый и личностно закрытый индивид, как объект биогенетического, цифрового воздействия, который рационализирует этические и духовные основания своей природы.
Таким образом, будущее человечества связано не только с прорывом в информационных, биомедицинских, экономических, космических технологиях, но и с сохранением и защитой индивидуально уникального, духовного личностного начала.