МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОЦЕНКАХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЖИТЕЛЕЙ САЯНО-АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА ПЕРИОДА 2010-Х ГГ.: ХАРАКТЕР, ОСНОВАНИЯ, ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.103
Выпуск: № 5 (107), 2021
Опубликована:
2021/05/17
PDF

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОЦЕНКАХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЖИТЕЛЕЙ САЯНО-АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА ПЕРИОДА 2010-Х ГГ.: ХАРАКТЕР, ОСНОВАНИЯ, ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ

Научная статья

Аксютин Ю.М.*

ORCID: 0000-0001-5996-3686,

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия

* Корреспондирующий автор (aksutum[at]mail.ru)

Аннотация

В статье анализируется динамика изменения оценок жителями республик Хакасия, Алтай и Тыва характера межконфессионального взаимодействия (на основе результатов этносоциологических исследований 2013 – 2019 гг.). В результате анализа данных исследований, проведенных в регионе, делается вывод, что напряженность в межконфессиональных отношениях определяется целым рядом факторов, имеет характер позитивно-функционального противоречия и не сопровождается социальным конфликтом действия. В целом усиление конфессионального компонента в системе детерминант социального развития является, по мнению автора, не столько причиной, сколько проявлением кризисных явлений и объективных процессов социокультурных трансформаций в стране и регионе.

Ключевые слова: межконфессиональные отношения, Саяно-Алтайский регион, традиционализм, конфликт.

INTERFAITH INTERACTION IN THE ASSESSMENTS AND VIEWS OF THE RESIDENTS OF THE ALTAI-SAYAN REGION IN THE 2010S: NATURE, GROUNDS, AND FACTORS OF ESCALATION OF TENSIONS

Research article

Aksyutin Yu.M.*

ORCID: 0000-0001-5996-3686,

Katanov Khakass State University, Abakan, Russia

* Corresponding author (aksutum[at]mail.ru)

Abstract

The current article analyzes the dynamics of changes in the assessments of interfaith interactions by the residents of the republics of Khakassia, Altai and Tyva based on the results of ethnosociological studies in the period from 2013 to 2019. The results of research data analysis conducted in the region demonstrate that the tension in interfaith relations is determined by a number of factors, has the character of a positive-functional disagreement, and is not accompanied by a social conflict of action. It is in the author's opinion that in general, the strengthening of the denominational component in the system of determinants of social development is not so much a cause as a manifestation of crisis phenomena and objective processes of sociocultural transformations in the country and the region.

Keywords: interfaith relations, Altai-Sayan region, traditionalism, conflict.

Введение

Религиозная ситуация в современной России представляет собой новое, еще недостаточно изученное явление. Анонсированные в конце прошлого века процессы социокультурной унификации и «конца традиции» обернулись возрождением традиционных идентичностей. Включение России в начале 1990-х гг. в глобальные социокультурные и политические процессы не только не ускорило исчезновение локальных общностей и идентичностей, но привело к значительному росту религиозности и ее трансформации в новые виды социальных практик.

Это утверждение справедливо и в отношении ситуации в регионах постсоветской России, которые все еще находятся в процессе социальной и институциональной трансформации, сопровождающейся изменением не только социально-политических основ, но и сознания людей. В таком контексте анализ и характеристика феноменологических особенностей межрелигиозного взаимодействия, обладающего значительным конфликтогенным потенциалом, имеет не только научное, но и практическое значение, особенно в полиэтничных и многоконфессиональных регионах страны, к которым относится Саяно-Алтайский регион, где представители порядка ста религиозных организаций взаимодействуют непосредственно.

Как оценивают ситуацию межконфессионального взаимодействия жители Саяно-Алтайского региона? Каковы основные причины напряженности, по мнению самих жителей и экспертного сообщества? Эти и некоторые сопутствующие вопросы составляют предмет нашего анализа.

Методы и принципы исследования

Анализ особенностей трансформации религиозности и межконфессиональных отношений в региональном измерении предполагает ряд уточнений методологического характера. Во-первых, исключительно сложной является задача определения круга «верующих» и анализа оценок межконфессионального взаимодействия. Если в качестве критерия религиозности принимать факт наличия сложного психологического и субъективного чувства «веры», то доля верующих составит 60 - 70%. Принятие в расчет чрезмерного количества уточняющих вопросов снизит число верующих до 3 - 5%. Наиболее распространённым критерием отнесения человека к категории «верующих» является религиозная самоидентификация. Во-вторых, несмотря на наличие запроса на серьезную, актуальную, подкрепленную эмпирическими данными информацию о содержании процессов межконфессионального взаимодействия, подобные исследования остаются достаточно редкими и дефицитными. Проводимые нами на протяжении 2010-х гг. массовые опросы призваны отчасти решить эту проблему [1], [2], [7].

Основные результаты

Результаты проводимых нами в Саяно-Алтайском регионе опросов свидетельствуют, что уровень религиозности населения (по критерию религиозной самоидентификации) остается на протяжении всего периода 2010-х гг. весьма высоким. Структура религиозности жителей соответствует общероссийской тенденции: порядка 55 - 60% опрошенных относили себя к верующим, среди которых 2/3 не соблюдают ритуалы и плохо ориентируются в вероучении. Еще порядка 12% колеблются между верой и неверием. Доля неверующих составила 20%, среди которых отрицательно относятся к религии не более 2%. Относительно высокая степень религиозности населения, при условии исторического доминирования христианства (в форма двоеверия) в Хакасии и Алтае, буддизма в Туве и продолжающей функционировать советской внерелигиозной традиции, обладает очевидным и значительным потенциалом эскалации напряженности, что подтверждают результаты проведенных нами исследований. Так, в 2013 г. 62,2% респондентов оценивали межконфессиональные отношения в регионе как благоприятные (русские – 58,5%; алтайцы – 59,5%; хакасы – 66,4%; тувинцы – 69,9%). Скрытую напряженность в отношениях отмечает каждый пятый респондент (русские – 24,6%; алтайцы – 19%; хакасы – 20%; тувинцы – 12,4%), а 2,3% (русские – 2,3%; алтайцы – 2,7%; хакасы – 0,9%; тувинцы – 2,6%) опрошенных ощущали острую напряженность. Однако уже в 2014 г. только 47,8% опрошенных оценивали межконфессиональные отношения в регионе как благоприятные. Есть основания полагать, что на оценках респондентов сказались такие факторы как экономический кризис и рост антимигрантских настроений (приток исповедующих ислам), воздействие которых было сглажено в 2016 г., когда положительную оценку дали 60,3% опрошенных, а в 2018 г. 56,2% (русские – 54,5%; алтайцы – 53,3%; хакасы – 62,4%; тувинцы – 62,5%) [8, С. 28]. Скрытую напряженность в отношениях отмечает каждый четвертый респондент (2014 г. – 22,1%; 2016 г. – 25%; 2018 г. – 23%), тогда как 2,4% (2014 г. – 9,3%; 2016 г. - 1,5%) опрошенных ощущают острую напряженность.

В 2019 г. 54,4% опрошенных оценивали межконфессиональные отношения в регионе как благоприятные (русские – 50,7%; алтайцы – 55%; хакасы – 62%; тувинцы – 78%). Скрытую напряженность в отношениях ощущает четверть респондентов (русские – 27%; алтайцы – 29%; хакасы – 15,7%; тувинцы – 12,3%), порядка 3% (русские – 3%; алтайцы – 0,7%; хакасы – 0,9%; тувинцы – 2,6%) опрошенных ощущают острую напряженность. Отметим и тот факт, что наиболее встревожены и острее ощущают ухудшение отношений представители русского и тувинского этносов в регионе. В таком контексте важно было определить состав факторов эскалации межрелигиозной напряжённости.

Наиболее выраженным фактором эскалации межконфессиональных отношений, по мнению жителей региона, является миграция (внутрироссийская и зарубежная). Так считают 38,4% опрошенных в 2019 г. Следует отметить, что для тувинцев миграционный фактор не являлся исключительно доминирующим после 2014 г. (тогда его отметили 22% тувинцев), что в некоторой степени объясняется труднодоступностью Тувы и низкой привлекательностью экономики региона для мигрантов. Наибольший конфликтогенный заряд тувинцы видели в политических (37%) процессах, которые русские, алтайцы и хакасы поставили на вторую позицию в перечне факторов эскалации напряженности (менее 20%). На третьей позиции у представителей крупнейших этносов региона был ответ «ухудшение ситуации в экономике» (13,5%). Дело в том, что в докризисный период мигранты, как правило, представители не традиционных для региона конфессий, занимали специфические экономические ниши и усиливали воздействие на социум [9, 10, 11], [12, С. 83]. Нарастание миграции приводило к росту общей встревоженности. Кризисный период 2014 – 2019 гг. внес свои коррективы в перечень конфликтогенных факторов. В период депрессии все отчетливее становится для населения экономическая и политическая обусловленность неприязни как внутри региона, так и к приезжим. Поиск виновных в бедности и безработице трансформируется в «исторические» претензии, склонность трактовать те или иные события в этноконфессиональных категориях.

Обсуждение

Проблема межконфессиональных отношений существует во всех регионах современной России. Признавая комплексность состава факторов усиления напряженности, эксперты по-разному оценивают их значимость. Одни исследователи указывают на исключительную, детерминирующую роль экономических и политических процессов. В то же время другие эксперты отдают приоритет социокультурным процессам, отмечая, например, в качестве ведущих конфликтогенных факторов противоречие ценностных и идентификационных систем жителей регионов. Результаты проведенных нами в Саяно-Алтае массовых опросов свидетельствуют в пользу комплексности состава факторов напряженности межконфессионального взаимодействия. Напряженность коммуникации стабильно отмечает порядка четверти опрошенных верующих, а в периоды экономических кризисов негативные оценки достигают пиковых значений. В то же время, социально-демографические характеристики верующих заметно обновились, и современный верующий – это молодой/среднего возраста человек, с достаточно высоким уровнем образования. Нивелированы и гендерные различия верующих, а акцент перенесен на осознанный, целерациональный выбор религии и идентичности в противовес традиционному наследованию конфессии родителей [13, С. 46-47].

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы. Во-первых, явный рост религиозности в исследуемом регионе свидетельствует, что конфессиональные общности сохранили привлекательность и ресурс консолидации социальных групп. Это является объективным фактором напряженности межконфессиональных отношений в регионе. Тем не менее, изучение ряда дополнительных показателей (оценки уровня встревоженности, перечня факторов эскалации напряженности и др.) позволяет делать вывод о наличии скорее позитивно-функционального противоречия, нежели межконфессионального конфликта, сопровождаемого деструктивными действиями. Во-вторых, результаты массовых опросов демонстрируют, что сами респонденты не считают экономические и политические процессы определяющими уровень межконфессионального напряжения. Наиболее выраженным фактором эскалации напряженности, по мнению жителей региона, остается миграция. В-третьих, определенную роль катализатора межконфессиональной напряженности могут играть противоречия, вызванные трансформацией традиционного типа религиозности и появлением «нового типа верующего» со свойственными ему характеристиками (молодость, слабое знание обрядности и писания, «сезонность» участия в ритуалах). Однако среди причин эскалации межконфессиональной напряженности самими жителями региона такой фактор не отмечался.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Социологическое исследование (2013 г.) в рамках ФЦП по теме: «Надэтническая идентичность: анализ состояния и оценка потенциала оптимизации региональной модели межкультурного взаимодействия» (соглашение: 14.B37.21.0511), выборочная совокупность Тыва – 290, Хакасия – 520, Алтай – 190: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2013.
  2. Социологическое исследование (2014 г.) в рамах Гранта Президента РФ (МК-2456.2013.6), выборочная совокупность в Туве – 290, в Хакасии – 520, в Алтае – 190: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2014.
  3. Социологическое исследование (2015 г.) в рамах Гранта Президента РФ (МК-6746.2015.6), выборочная совокупность в Туве – 290, в Хакасии – 520, в Алтае – 190: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2016.
  4. Социологическое исследование (2016 г.) в рамах Гранта Президента РФ (МК-6746.2015.6), выборочная совокупность в Туве – 290, в Хакасии – 520, в Алтае – 190: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2016.
  5. Социологическое исследование (2018 г.) в рамах Гранта Президента РФ (МК-587.2017.6), выборочная совокупность в Туве – 290, в Хакасии – 520, в Алтае – 190: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2018.
  6. Социологическое исследование (2019 г.) в рамах реализации договора № 457 от 14.08.2019 по теме: «Тува в условиях современных трансформаций: моделирование институциональных и социокультурных процессов в Республике Тыва (сер. 1990-х – 2019 гг.)». Выборочная совокупность – 200 чел.: приложение к отчёту; рукопись / Ю. М Аксютин. – Абакан, 2019.
  7. Социологическое исследование (2019 г.) по проекту: «Хакасия в условиях современных трансформаций: социологическое исследование и моделирование институциональных и социокультурных процессов в Республике Хакасия (сер. 1990-х – 2018 гг.)» (Договор № 18-411-190002). Выборочная совокупность – 1000 чел.: приложение к отчету; рукопись. Абакан, 2019.
  8. Аксютин Ю. М. Конфессиональные и социально-демографические характеристики верующих в Южной Сибири (по данным исследования 2018 г.) / Ю. М. Аксютин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 6-2 (84). – С. 27-30.
  9. Васильев А. А. Интеграция мигрантов в Алтайском крае / А.А. Васильев // Теория и практика социальной работы: история и современность. – Барнаул, 2019. – С. 54-56.
  10. Мамышева Е. П. Современные миграционные процессы в Республике Хакасия / Е. П. Мамышева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 11. – С. 87-91.
  11. Евдокимов А. И. Этнокультурные особенности мигрантов из государств Центральной Азии / А. И. Евдокимов // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований.Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. – Новосибирск. 2019. – С. 127-129.
  12. Тиникова Е.Е. Особенности урбанизации национальных республик Востока России в постсоветский период (на примере Республики Хакасия) / Е. Е.Тиникова, О.Л. Лушникова, Н.Г. Канзычакова // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – № 8-2 (42). – С. 82-85.
  13. Aksutin Yu.M. "A new type of believer": transformations of religiosity in the regions of post-soviet Russia (on the example of Khakassia) / Yu.M. Aksutin, E.A. Kochina // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research. XXIII International Conference named after professor L.N. Kogan. – Yekaterinburg, 2020. – P. 46-52.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Sociologicheskoe issledovanie (2013 g.) v ramkah FCP po teme: «Nadetnicheskaya identichnost': analiz sostoyaniya i ocenka potenciala optimizacii regional'noj modeli mezhkul'turnogo vzaimodejstviya» (soglashenie: 14.B37.21.0511), vyborochnaya sovokupnost' Tyva – 290, Hakasiya – 520, Altaj – 190: prilozhenie k otchyotu; rukopis' / YU. M Aksyutin [Sociological research on the topic: "Supra-ethnic identity: analysis of the state and assessment of the potential for optimizing the regional model of intercultural interaction", sample population Tyva-290, Khakassia-520, Altai-190: appendix to the report; manuscript]. – Abakan, 2013. [in Russian]
  2. Sociologicheskoe issledovanie (2014 g.) v ramah Granta Prezidenta RF (MK-2456.2013.6), vyborochnaya sovokupnost' v Tuve – 290, v Hakasii – 520, , v Altae – 190: prilozhenie k otchyotu; rukopis' / YU. M Aksyutin [Sociological research, sample population Tyva-290, Khakassia-520, Altai-190: appendix to the report; manuscript]. – Abakan, 2014. [in Russian]
  3. Sociologicheskoe issledovanie (2015 g.) v ramah Granta Prezidenta RF (MK-6746.2015.6), vyborochnaya sovokupnost' v Tuve – 290, v Hakasii – 520, v Altae – 190: prilozhenie k otchyotu; rukopis' / YU. M Aksyutin [Sociological research, sample population Tyva-290, Khakassia-520, Altai-190: appendix to the report; manuscript]. – Abakan, 2016. [in Russian]
  4. Sociologicheskoe issledovanie (2016 g.) v ramah Granta Prezidenta RF (MK-6746.2015.6), vyborochnaya sovokupnost' v Tuve – 290, v Hakasii – 520, v Altae – 190: prilozhenie k otchyotu; rukopis' / YU. M Aksyutin [Sociological research, sample population Tyva-290, Khakassia-520, Altai-190: appendix to the report; manuscript]. – Abakan, 2016. [in Russian]
  5. Sociologicheskoe issledovanie (2018 g.) v ramah Granta Prezidenta RF (MK-587.2017.6), vyborochnaya sovokupnost' v Tuve – 290, v Hakasii – 520, v Altae – 190: prilozhenie k otchyotu; rukopis' / YU. M Aksyutin [Sociological research, sample population Tyva-290, Khakassia-520, Altai-190: appendix to the report; manuscript]. – Abakan, 2018. [in Russian]
  6. Sociologicheskoe issledovanie (2019 g.) v ramah realizacii dogovora № 457 ot 14.08.2019 po teme: «Tuva v usloviyah sovremennyh transformacij: modelirovanie institucional'nyh i sociokul'turnyh processov v Respublike Tyva (ser. 1990-h – 2019 gg.)». Vyborochnaya sovokupnost' – 200 chel.: prilozhenie k otchyotu; rukopis' [Sociological research (2019) in the framework of the implementation of the agreement No. 457 of 14.08.2019 on the topic: "Tuva in the conditions of modern transformations: modeling of institutional and socio-cultural processes in the Republic of Tuva (ser. 1990 - 2019)". Sample population – 200 people: appendix to the report; manuscript] / YU. M Aksyutin. – Abakan, 2019. [in Russian]
  7. Sociologicheskoe issledovanie (2019 g.) po proektu: «Hakasiya v usloviyah sovremennyh transformacij: sociologicheskoe issledovanie i modelirovanie institucional'nyh i sociokul'turnyh processov v Respublike Hakasiya (ser. 1990-h – 2018 gg.)» (Dogovor № 18-411-190002). Vyborochnaya sovokupnost' – 1000 chel.: prilozhenie k otchetu; rukopis' [Sociological research (2019) on the project: "Khakassia in the conditions of modern transformations: sociological research and modeling of institutional and socio-cultural processes in the Republic of Khakassia (ser. 1990-2018)" (Contract No. 18-411-190002). Sample population-1000 people: appendix to the report] / YU. M Aksyutin. Abakan, 2019. [in Russian]
  8. Aksyutin YU. M. Konfessional'nye i social'no-demograficheskie harakteristiki veruyushchih v YUzhnoj Sibiri (po dannym issledovaniya 2018 g.) [Confessional and socio-demographic characteristics of believers in Southern Siberia (according to the 2018 study)] / YU. M. Aksyutin // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. – 2019. – № 6-2 (84). – P. 27-30. [in Russian]
  9. Vasil'ev A. A. Integraciya migrantov v Altajskom krae [Integration of migrants in the Altai Territory] / A.A. Vasil'ev // Teoriya i praktika social'noj raboty: istoriya i sovremennost'. [Theory and practice of social work: history and modernity]. – Barnaul, 2019. – P. 54-56. [in Russian]
  10. Mamysheva E. P. Sovremennye migracionnye processy v Respublike Hakasiya [Modern migration processes in the Republic of Khakassia] / E. P. Mamysheva // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. – 2019. – № 11. – P. 87-91. [in Russian]
  11. Evdokimov A. I. Etnokul'turnye osobennosti migrantov iz gosudarstv Central'noj Azii [Ethnocultural features of migrants from Central Asian states] / A. I. Evdokimov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'nyh issledovanij. Materialy XVII Vserossijskoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh v oblasti gumanitarnyh i social'nyh nauk [Actual problems of humanitarian and social research. Materials of the XVII All-Russian Scientific Conference of Young Scientists in the Field of Humanities and Social Sciences]. – Novosibirsk. 2019. – P. 127-129. [in Russian]
  12. Tinikova E.E. Osobennosti urbanizacii nacional'nyh respublik Vostoka Rossii v postsovetskij period (na primere Respubliki Hakasiya) [Features of urbanization of the national republics of the East of Russia in the post-Soviet period (on the example of the Republic of Khakassia)] / E. E.Tinikova, O.L. Lushnikova, N.G. Kanzychakova // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association]. – 2018. – № 8-2 (42). – P. 82-85. [in Russian]
  13. Aksutin Yu.M. "A new type of believer": transformations of religiosity in the regions of post-soviet Russia (on the example of Khakassia) / Yu.M. Aksutin, E.A. Kochina // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research. XXIII International Conference named after professor L.N. Kogan. – Yekaterinburg, 2020. – P. 46-52.