МОТИВЫ ПУТЕШЕСТВИЯ И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.82.4.034
Выпуск: № 4 (82), 2019
Опубликована:
2019/04/25
PDF

МОТИВЫ ПУТЕШЕСТВИЯ И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Научная статья

Уайсова А. *

КазУМОиМЯ имени Абылай хана, Алматы, Казахстан

* Корреспондирующий автор (amina.uaisovaх[at]mail.ru)

Аннотация

В статье проанализированы необходимые стимулы развития сакрального туризма и соответствующих услуг на местах паломничества Южного Казахстана. Автор исследовал ключевые компоненты мотивации туристов, а также рассматривает особенности классификации религиозных достопримечательностей, характерные черты религиозного туризма и паломничества в Южном Казахстане. По результатам исследования выявлены основные мотивы путешествий, факторы, притягивающие туристов и критерии удовлетворенности.

Ключевые слова: сакральный туризм, религиозный туризм, паломнический туризм, мотивация туристов, потребитель, святые места.

MOTIVES OF TRAVELLING AND ANALYSIS OF SACRAL TOURISM CONSUMER

Research article

Uaysova A. *

Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages, Almaty, Kazakhstan

* Corresponding author (amina.uaisovaх[at]mail.ru)

Abstract

The article analyzes necessary incentives for the development of sacral tourism and related services in the places of pilgrimage of South Kazakhstan. The author studied key components of the tourist motivation, and also considers the features of classification of religious sights, as well as characteristic features of religious tourism and pilgrimage in South Kazakhstan. The main motives of travel, factors attracting tourists and satisfaction criteria are revealed by to the results of the study.

Keywords: sacral tourism, religious tourism, pilgrimage tourism, tourist motivation, consumer, holy places.

Введение

Желания и нужды туристов часто рассматриваются как мотивация путешествий. Мотивация - это то, что стимулирует интерес или заставляет человека действовать определенным образом. Спрос на туристские услуги и желание удовлетворения личных потребностей провоцирует развитие предпринимательства в отрасли туризма, а также туристской инфраструктуры и супраструктуры.

История паломничества указывает глубинные связи с духовной сферой человечества, принадлежность к определенному обществу, диктующая свои мотивы, характерные образу и стилю жизни,  всегда сохраняющие признаки ритуала. С точки зрения личностно-психологического смысла, паломничество – это внутреннее преобразование или перерождение субъекта. Социальная функция паломничества обосновывается потребностью общества объединять людей с помощью общих идей и ценностей [1].

Также нужно отметить, что понятие паломничество имеет и светское значение. Существует два типа светского паломничества: путешествия, имеющие официально-общественное значение и неформальные поездки. В светском паломничестве особенно выделяются функции, такие как идейные, социально-культурные, поведенческие и коммуникативные. Актуальным является выработка новых ценностей и духовных ориентиров.

Методы и принципы исследования

Сакральные путешествия на мировом уровне связано с распространением мировых религий христианства, ислама, буддизма, иудаизма, индуизма и др.

Итак, учитывая особенности паломнического туризма, рассматриваем мотивации туристов, основанных на общеизвестной теории Модель «push -pull». Мотивация туристов основана на различии между факторами, которые побуждают людей путешествовать (факторы толчка) и теми атрибутами принимающей стороны, которые привлекают или «притягивают» их к себе. Этим факторам, т.е. «факторам подталкивания push» свойственны престиж, улучшение отношений, в поисках расслабления, расширение круга общения, разнообразие достопримечательностей, удовлетворение духовных потребностей, получение знаний. К «факторам подтягивания pull» относятся события и мероприятия, легкий доступ и доступность, история и культура, поиск разнообразия, приключения, природные ресурсы, маркетинговые усилия [2].

Мотивация понимается как основная сила роста и напрямую влияет на поведение. Мотивация возникает, когда человек хочет удовлетворить потребности. Факторы толчка, т.е «push factors» являются  социально-психологическими  факторами для путешественников, которые влияют на мотивацию посетить достопримечательность или пункт назначения с целью обретения душевного спокойствия, одиночества, новых впечатлений и т. д. В то время как факторы притяжения «pull factors» характеризуются качеством надлежащей инфрастуктуры, которая привлекает их, чтобы прийти к достопримечательности или пунктам назначения.

Паломнические путешествия в сущности обусловлены в содержательном плане сакральностью и связаны с мифологическими представлениями его носителей. Паломнический ритуал как своеобразный элемент объединения настоящего человека с прошлым, и в другом контексте, путешествия во времени с целью получения духовного равновесия, удовлетворения, решения проблемы, в частности и лечение. Паломничество – это своеобразное общение с сакральностью или духовное взаимоотношение человека с миром [3].

Сакральность представляет собой значимые идеи общественно-исторической формации общества. Святыни – это религиозные или другие объекты, обусловленные духовной ценностью общества. Многоаспектность и многогранность паломничества обусловлена с точки зрения всестороннего исследования тем, что духовный мир связан с историей, культурой, психологией, социологией, религиями, обществом и т.д. [3]

Можно отметить сходство и различия между паломничеством и туризмом. Это чаще всего связано с психологической стороной и факторами, такими как мотивы и цели путешествий. Для туристов-паломников также важен духовный контакт с сакральным объектом, эмоциональная реакция и удовлетворение от путешествия, новые впечатления. Туристским паломническим ритуальным элементом является традиция бросать монеты в фонтаны или загадывать желания на мосту [4].

Паломнические путешествия во все времена были очень актуальными и в современном мире, которые способствуют воспитанию молодежи, знакомству с историей, культурой и духовным ростом. Управлению  туризмом регионов необходимо понимать  ответственность за удовлетворение нужд паломников и туристов, посещение религиозных центров может быть связано как с паломничеством к святым местам, так и образовательными или же познавательными целями.

Мотивация к паломничеству отличается от других видов туризма, и именно эти различия могут иметь существенное влияние на способность менеджеров по туризму удовлетворять своих «клиентов». Паломничество отличается от других посещений сакральных объектов, так как паломники посещают сакральные места с целью духовного очищения с предварительной подготовкой, духовным настроем.

Религия и духовность – очень распространенная мотивация для путешествий за последние несколько десятилетий для религиозного паломничества. Основные направления религиозного туризма в мире, имеют развитие благодаря связям со святыми людьми, святыми местами и религиозными праздниками. Феномен религиозного туризма в последнее десятилетие вызвал серьезную дискуссию среди многих ведущих исследователей и практиков, но лишь немногие смогли взглянуть на теорию мотивации или причину спроса и роста на религиозные направления [5].

Во все времена мотивом к паломничеству было стремление заслужить спасение души. Совершая паломничество, путешественники преодолевали трудности и поклонялись наивысшей силе. Нередко наблюдалось влияние церкви и неграмотность населения. Путешествовали люди с разных сословий, как богатые так и среднего достатка. Нередко под видом паломничества скрывались купеческие или другие поездки, так как получившие официальное благословение церкви могли продвигать свой бизнес, находясь под защитой церкви. Одной из важных целей паломничества были так же посещение святых мест с лечебными целями, этот культ паломничества популярен и по сей день [6].

Считается, что с незапамятных времен люди выделили некоторые элементы природной среды как духовные объекты, относящиеся к ним как к священным и, во многих случаях, наделяя их сверхъестественными качествами, например, гора Казыгурт, Унгиртас (Казахстан). Духовный смысл некоторых из них со временем утрачен, но все еще имеется огромный интерес к этим древним местам, примеры которых можно найти во всем мире, такие как статуи Острова Пасхи, Стоунхендж в Англии, Улуру в Австралии, Кольцо Бродгара в Оркнейских, Теотиуакан в Центральной Америке, Ангкор-Ват в Камбодже и священные горы в Китае.

Таким образом, места религиозного поклонения могут быть как природные объекты, так и исторические, религиозные центры, светские достопримечательности.

Классификация, выдвинутая Shackley (2003, p. 161) раскрывает сущность религиозных достопримечательностей, которые актуальны и в настоящее время:

  • Природные явления (священные озера, горы, острова, рощи).
  • Здания и площадки, изначально построенные для религиозных целей.
  • Здания религиозной тематики.
  • Специальные мероприятия религиозного значения, проводимые на нерелигиозных объектах.
  • Сакрализованные светские достопримечательности, связанные с трагедиями или политически значимыми событиями [7].

Потребитель паломнического туризма имеет свои мотивы и это формирует потребительское поведение. В связи с этим для специалистов туристского рынка необходимо четко выделить правильное представление паломнического путешествия и цели паломничества. Мотивы и потребности помогут выявлять ожидание клиентов по отношению турпродуктов и целевого рынка.

Согласно Блэквелл, Рут. (2007) существует пять характерных черт религиозного туризма:

  1. Добровольные временные и неоплачиваемые поездки
  2. Мотивацией является религия, вера
  3. Дополняется другими мотивами
  4. Местом назначения является религиозные достопримечательности, местность (местный, региональный или международный)
  5. Поездка до места назначения не является религиозной практикой [8].

Существует много мотивов паломничества, такие как желание посетить святые и культовые места религиозного центра, излечиться от болезней, получить благословение и т.д. Важным аспектом являются нормы поведения при паломничестве и посещении святых мест, с религиозным настроем, молиться, не думать о бытие и др.

В сакральном Казахстане объектами паломничества являются известные мечети, святые места, пантеоны.  Значительное влияние на развитие духовной жизни в Казахстане имел суфизм, а также традиции «зиярата», поклонение к могилам святых и для духовного самосовершенствования, призывание на помощь «аруахов», духов предков [9].

Одним из известных мест паломничества в Казахстане является мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в г. Туркестан. Яссауи был выходцем из сословия ходжей, которые согласно своим родословным ведут происхождение от арабов-миссионеров, а элитарные их группы - от потомков пророка Мухаммеда - его дочери Фатимы и зятя (и будущего халифа) Али.

Мотивация к паломничеству в Казахстане преобладают мусульманские обряды и культ поклонения суфизма, одним из которых является обряд зиярата. Правила зиярата входят посещение религиозных мест. Во всех религиозных местах присутствует шыракшы – хранитель святыни, который заменяет роль гида. Шыракшы –хранителя святынь назначают верующего имама или потомка святого.  Полным зияратом считается  обряд жертвоприношения. Целями паломничества является преодоление  жизненных трудностей, болезней и т.д.

Обсуждение

С целью изучения мотивов путешествий проведено анкетирование среди туристов, посещающих сакральные объекты Южного Казахстана во время проведения полевых экспедиций.

Вопросы респондентам разработаны как общего характера (как добрались до туристской местности, как узнали об этом туристско-сакральном объекте, какова основная причина визита), так и о качестве обслуживания и степени удовлетворенности на этих туристских объектах.

Анкета состояла из 12 вопросов и 3 параметров социально-демографического блока (пол, возраст, занятость).

В анкетировании приняло участие 283 респондента, из которых 218 – женщины, 65 – мужчины. Возраст респондентов: от 18 до 29 лет – 23 человека; от 30 до 45 лет – 74 человека; от 46 до 60 лет – 145 человек; от 60 и старше 41 человек.

Обследуемые отметили также, что основной причиной визита являются культурные и религиозные цели – 40%, остальные 3% отметили, что посещают друзей и родственников, 1% обозначили деловые цели, 21% - здоровье, 25% - отдых и релакс, 0% - посещение конференций и семинаров, 1% - развлекательные цели, 0% - спорт и рекреация.

25-04-2019 16-15-52

Рис. 1 – Данные об основных целях посещения сакральных объектов респондентами в Южно-Казахстанском регионе

 

Также 47% обследуемых при характеристике туристской достопримечательности отметили, что объект имеет уникальный имидж и стоит на первом месте по востребованности для них.

При ответе на вопрос: «Насколько персонал сакрального объекта относится доброжелательно к гостям? », многими ситуация была оценена «удовлетворительно». На вопрос «Насколько люди имеют позитивное представление о туристском объекте?» – ответили утвердительно 47% обследуемых.

В среднем популярность туристского объекта сакрального значения всеми респондентами была оценена как выше среднего. Негативность влияния достопримечательности на окружающую среду была оценена практически у всех как минимальная.

Итак, исследование показало, что следующие факторы: события и мероприятия, легкий доступ и доступность, история и культура, поиск разнообразия, приключения, природные ресурсы, маркетинговые усилия относятся к факторам мотивации.

Туристы, посещающие более известные историко-культурные и паломнические центры, например г. Туркестан преобладают «факторы подтягивания pull», так как престиж, маркетинг, легкий доступ и удовлетворение потребителей являются причинами развития паломнического туризма в данной местности.

Другим немаловажным примером являются паломнические места поклонения такие как комплекс Толегетай-Кылышты ата, Мавзолей – «Хорасан ата», пантеон семи святых «Окшы - ата»  в Кызылординской области Южного Казахстана. Местом поклонения и паломнического туризма в Кызылординской области являются комплекс Толегетай-Кылышты ата (ХІ-ХІІ вв.). Толегетай-Баба – потомок Кушилик-хана, жившего в начале ХІІ века. О нем есть писания в книгах «Бабырнама», «Махдуми Агзам и Дагбед» К. Каттаева, «Зафарнама» Али Азди о жизни Аксак Темира. Сайд Буркани, Әзірет Али 43-й потомок Куаныш Бегімбек Абилтайұлы считает историю своих предков как основу здорового общества, уважения и почтения друг к другу, к своим предкам, истории. Он занимается исследованиями истории сакральных мест южно-казахстанского региона. Данные краеведческие исследования имеют большое значение для будущих поколений родного края, мотивации и воспитания в духе патриотизма и национальной идентичности. Такая духовная связь, передаваемая из поколения в поколение имеет бесценное значение для сохранения национального кода рода Кожа, проживаемых в Кызылординской области. Ежегодно осенью потомки организуют Ас – поминальный обед с целью почитания памяти своим предкам. Возле комплекса разбит цветочный сад – оазис пустыни.

Мавзолей – «Хорасан ата», расположенные в Жанакорганском районе. Известно, что Хорасан ата был великим мудрецом, ученым, а также умелым лекарем. Приезжающие сюда люди сначала останавливаются около кладбища Хорасан ата, где читают Коран. Такой ритуал также проводится на могилах детей и внуков великого мудреца. Вокруг мавзолея 2013 г. Хорасан ата разбит фруктовый сад. Все потомки ежегодно проводят ас, специальное религиозное собрание потомков с целью жертвоприношения и чтения молитв своим предкам. По мнению 44-го потомка Абджалил баба  Бүркан Мұктар Сейтқазыулы святые места предков и семейное древо очень важно в воспитании молодежи в духе патриотизма, отношения  к своей земле, малой родине. Специальный Ас, проводимый каждый год можно называть своеобразным религиозным симпозиумом, где ярко выражается сплоченность, дружелюбие, общение и родовая связь потомков. Во время ежегодной встречи, потомки проводят уборку территории, занимаются посадкой деревьев, слушают легенды и предания о предках.

Следующий объект является немаловажным для местных жителей – пантеон семи святых «Окшы - ата», который расположен в Шиелийском районе. Известно, что с тех далеких времен средневековья в этом пантеоне нашли пристанище известные святые-праведники, как Асан Ата, Гайып Ата, Кыш Ата, Есабаз ата, Окшы Ата. Более позднее захоронение времен Кокандского ханства — могилы Балаби, Досбола датка[10]. Паломничество в данные объекты имеют большое значение для местных жителей. По словам шыракшы жители региона часто посещают это сакральный объект во время религиозных праздников с обрядом жертвоприношения, а также с познавательной целью. Местные исполнительные органы  Кызылординского региона создали необходимую инфраструктуру для туристов с целью паломничества, такие как мечеть, гостиница, столовая для проведения поминальных обедов, проложены дороги и установлены указатели.

Зиярат предполагает обязательную ночевку возле мазарата, и это определяют типы туристов с религиозной паломнической целью. Туристы, посещающие места и не соблюдающие все элементы зиярата чаще всего преследуют познавательные цели.

Таким образом, мотивами к паломничеству в данном направлении являются «факторы подталкивания push», где характерны престиж, улучшение родственных отношений и связей, расширение круга общения, удовлетворение духовных потребностей, получение знаний о семейном древе, преемственности поколений. Посещение данных достопримечательностей имеет большое духовное значение для местных жителей и уроженцев этого региона. Для коммерческих поездок данные туристские направления не представляют большого интереса для туристов, так как условия проживания, состояние инфрастуктуры и супраструктуры не соответствуют  спросу потребителей.

Заключение

Таким образом факторы, притягивающие туристов и критерии удовлетворенности, можно охарактеризовать следующим образом [2]:

  • Персонал. Критерии относятся к услугам, предоставляемым сотрудникам священных мест, знания, услуги (точность, быстрое обслуживание), общение посетителей и вежливость.
  • Религиозные характеристики. Это измерение связано с наличием особенностей почитаемых объектов для паломничества.
  • Инфраструктура. Этот критерий удовлетворенности относится по большей части для инфраструктуры, которая разработана. Кроме того, есть поддержка доступа (наличие дорожной сети на путь в объекты), а также состояние дороги к достопримечательности.
  • Место отдыха. Этот критерий относится ко всем историко-религиозным объектам, таким как место для просмотра, для проведения омовения, указатели, туалет и мусорная корзина.
  • Информационно-коммуникационная. Измерение удовлетворенности связанные с информацией, которая предоставляется посетителям через доступные информационные табло, плана местности и карты, включая материалы, которые могут быть куплены посетителями как изображения, CD / DVD и т. д.

В Южном Казахстане уже давно активно и успешно используются сакральные объекты для развития внутреннего туризма. Интерес у туристов к этим сакральным объектам появился давно и продолжает нарастать даже без серьезной рекламы этих идей со стороны государства и турбизнеса. Казахи всегда почитали предков и посещали святые места, но то, с каким воодушевлением они делают это сейчас, говорит о многом, и прежде всего об их активном поиске своей национальной идентичности.

Изучая сакральные религиозные объекты, можно увидеть сдерживающие факторы, такие как отсутствие специализированного маршрута, неразвитость мягкой инфраструктуры, ненадлежащие состояние гостиниц или комнат для ночевки возле мазарата, не изученность и отсутствие качественного анализа поведения потребителей, отсутствие рекламы и механизмов управления сакральными объектами.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Булатова Е. И. Концептуализация понятия «Туристический опыт» в теориях Н. Грабурна и Д. МакКеннела: встреча с сакральным и поиск подлинности / Булатова Е. И. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №3(17).
  2. Prayag, G .P H.When Middle East meets West: Understanding the motives and perceptions of young tourists from United Arab Emirates' Tourism Management / Prayag, G , Hosany, vol. 40, pp. 35-45. DOI:1016/j.tourman.2013.05.003. 2014
  3. Моисеев А. Д. Социальные, культурные и духовные аспекты модернизации: отечественный и зарубежный опыт / Моисеев А. Д., Аксенова М. А., Гурина М. А. // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №1.
  4. Tsung H. L. A Structural Model to Examine How Destination Image, Attitude, and Motivation Affect the Future Behavior of Tourists / Tsung H.L.  Leisure Sciences, 31:3, 215-236,DOI: 1080/01490400902837787 2009
  5. Горбунова Е. В. Актуализация феномена сакрального в ситуации кризиса современной культуры / Горбунова Е. В // Сервис +. №1.
  6. Piva E. 2 Managing the Sacred: A Governance Perspective for Religious Tourism Destinations. Managing religious tourism / Piva E. Stefania C., Razaq R. 2019: pp. 10-21.
  7. Religious Tourism and Pilgrimage Management, 2nd Edition: An International perspectives/ Razaq Raj, Kevin A Griffin. CAB international, 2015
  8. Blackwell R. Motivations for religious tourism, pilgrimage, festivals and events. Religious tourism and pilgrimage festivals management: an international perspective / Blackwell R. / Blackwell R. 2007. pp. 35-47.
  9. Нуртазина Н.Д.Религиозный туризм в Казахстане: история и современные проблемы. Современные проблемы сервиса и туризма / Нуртазина Н.Д. . - 2009. - №4. - С.25-37.
  10. Байпаков К.М. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана / Байпаков К.М.. Алматы, 2012. – 284 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bulatova Ye. I. Kontseptualizatsiya ponyatiya «Turisticheskii opyt» v teoriyakh N. Graburna i D. MakKennela: vstrecha s sakralnym i poisk podlinnosti [Conceptualization of the Notion of "Tourist Experience" in the Theories of N.Graburn and D. McKennel: Meeting with the Sacred and Authenticity Search] / Bulatova Ye. I. // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and Practice of Service: Economics, Social Sphere, Technologies]. 2013, No. 3 (17). [In Russian]
  2. Prayag G  H. 'When Middle East meets West: Understanding the motives and perceptions of young tourists from United Arab Emirates' Tourism Management / Prayag G  H., vol. 40, P. 35-45. DOI: 10.1016/j.tourman.2013.05.003. 2014
  3. Moiseev A. D. Sotsialnye, kulturnye i dukhovnye aspekty modernizatsii: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Social, Cultural and Spiritual Aspects of Modernization: Domestic and Foreign Experience] / Moiseev A. D., Aksenova M. A., Gurina M. A. // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy [Socio-economic Phenomena and Processes]. 2014. No.1. [In Russian]
  4. Tsung H. L. A Structural Model to Examine How Destination Image, Attitude, and Motivation Affect the Future Behavior of Tourists / Tsung H. L., Leisure Sciences, 2009,  31:3, 215-236,DOI: 1080/01490400902837787
  5. Gorbunova E. V. Aktualizatsiya fenomena sakralnogo v situatsii krizisa sovremennoi kultury [Actualization of the Phenomenon of Sacred in the Situation of the Crisis of Modern Culture] / Gorbunova E. V. // Service +. 2015. No. 1. [In Russian]
  6. Piva E. 2 Managing the Sacred: A Governance Perspective for Religious Tourism Destinations. Managing religious tourism  / Piva E., Stefania C., Razaq R. 2019, pp 10-21.
  7. Religious Tourism and Pilgrimage Management, 2nd Edition: An International perspectives/ Razaq Raj, Kevin A Griffin. CAB international, 2015
  8. Blackwell R.. Motivations for religious tourism, pilgrimage, festivals and events. Religious tourism and pilgrimage festivals management: an international perspective / Blackwell R 2007, pp 35-47.
  9. Nurtazina N.D. Religioznyi turizm v Kazakhstane: istoriya i sovremennye problemy. [Religious Tourism in Kazakhstan: History and Modern Problems] / Nurtazina N.D. // Sovremennyye problemy servisa i turizma [Modern Problems of Service and Tourism]. – 2009. – No.4. – P. 25-37. [In Russian]
  10. Baipakov K.M. Islamskaya arkheologicheskaya arkhitektura i arkheologiya Kazakhstana [Islamic Archaeological Architecture and Archeology of Kazakhstan] / Baipakov K.M.. Almaty, 2012. – 284 p. [In Russian]