РАЗВИТИЕ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА», КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНЕКАМСК

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.009
Выпуск: № 4 (58), 2017
Опубликована:
2017/04/17
PDF

Носаненко Г.Ю.1, Галкина Э.Ю.2

1Кандидат политических наук, доцент, 2Старший преподаватель, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

РАЗВИТИЕ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА», КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНЕКАМСК

 Аннотация

В статье говорится о потенциальных возможностях некоммерческих организаций решать, совместно с властью, насущные городские проблемы, выполнять функции гражданского контроля и формировать человеческий капитал. Для этого сам «третий сектор» должен быть многочисленным и устойчивым. Однако нижнекамские НКО только стремятся к этому состоянию. Пока сектор является малочисленным и локальным. Его добровольческая база только формируется. Позитивным моментом являются доверительные отношения НКО с муниципальной властью и наличие потенциала, для дальнейшего развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, НКО, человеческий капитал.

Nosanenko G.Yu.1, Galkina E.Yu.2

1PhD in Political Science, Associate Professor, 2Senior Lecturer, Kazan Innovation University named after VG Timiryasova (IEML)

DEVELOPMENT OF THE “THIRD SECTOR” AS ONE OF THE METHODS TO INCREASE SUSTAINABLE CITY DEVELOPMENT IN NIZHNEKAMSK

Abstract

The article studies the potential of non-profit organizations to solve, some pressing urban problems with the help of authorities, to perform civil control functions and to form human capital assets. In order to reach all of these goals, the “third sector” has to be numerous and stable. However, NPOs in Nizhnekamsk have not yet reached this state. So far, this sector is small and local. Its volunteer base is being formed. The main positive aspects of NPOs in Nizhnekamsk are trust-based relations of NPOs with municipal authorities and the potential of organisations for further development.

Keywords: sustainable development, NPO, human capital assets.

В современном мире, ключевая роль  в процессе  производства и потребления,  формирования образа жизни принадлежит городам. Находясь ближе всего к населению, городские власти первыми сталкиваются с экономическими, экологическими и другими проблемами, связанными и с истощением природно-ресурсного потенциала, и, с вопросами достижения социальной справедливости.

Для характеристики типа экономического развития, который способствовал бы решению основных проблем, в начале 90-х годов ХХ века, был введен специальный термин - «устойчивое развитие». В настоящее время в науке сложилось два достаточно ярких направления в его трактовке. В рамках первого, говориться о необходимости обеспечения воспроизводства ограниченных ресурсов, и «основной акцент делается на экологическую составляющую».  В рамках второго – «на первый план выдвигаются социально-экономические аспекты устойчивости» [1,С. 307-309].

Переход к такому развитию предполагает использование партнерских принципов взаимодействия всех общественных структур: государства, бизнеса и «третьего сектора». В развитых европейских странах некоммерческие организации (НКО) уже признаются полноценными игроками публичной политики, способными влиять на власть и общество, осуществляя функцию гражданского контроля. Несколько иная картина наблюдается в  России, где в различных субъектах институты гражданского чувствуют себя по-разному. В связи с чем исследования НКО, проведенные в 2012-2015 гг. в городах РТ, представляют определенный интерес [2, С. 75-80].

Обратимся непосредственно к Нижнекамскому муниципальному району (НМР). По данным Общественной Палаты РТ (ОП РТ), в НМР насчитывается 238 НКО, из которых 162 зарегистрированы в городе. На тысячу жителей приходится 0.7 НКО. А в республиканском масштабе доля нижнекамских НКО составляет  4,4%.

  Общая характеристика нижнекамского НКО-сектора выглядит следующим образом [3, С. 227-234]:

Во-первых, он носит локальный характер: 69% организаций осуществляют свою деятельность на территории муниципального района, 25% – на территории города, 6% – на территории нескольких субъектов в пределах одного территориального округа.

Во-вторых, характеризуется наличием неформальных связей. Некоммерческий сектор демонстрирует внутрисекторное сотрудничество: более трети НКО (39%) взаимодействуют с другими НКО города в той же сфере, где работают сами; каждая четвёртая организация (25%) имеет такие связи с НКО, функционирующими в республике; практически каждая пятая НКО (18%) сотрудничает с городскими НКО, работающими в другой сфере; 6% взаимодействуют с региональными НКО, работающими в другой сфере; 6% взаимосвязаны с однотипными НКО других регионов; 6% НКО имеют связи с однотипными организациями на территории СНГ.

Широкое поле сотрудничества основывается на связях национально-культурных сообществ с диаспорами по всей России и соотечественниками, живущими на этнической родине. Координатором таких связей в городе выступают ОП РТ и Общественный Совет Нижнекамского муниципального района.

В-третьих, отмечается малочисленность участников: 63% организаций не имеют штатных сотрудников, 19% имеют от 1 до 5 человек в штате, у 13% штат состоит из 6–10 сотрудников, у 5% – работает 31 и более сотрудников.

В-четвёртых, на начальной стадии находится процесс формирования добровольческой базы.  На вопрос о количестве добровольцев были получены следующие ответы: 25% НКО имеют в своём составе от 11 до 30 добровольцев, 25% – от 31 до 100 добровольцев, 25% – более 100 добровольцев, 6% НКО насчитывают от 1 до 5 добровольцев, 6% – от 6 до 10 добровольцев. В 13% НКО добровольцы не участвуют в делах организации.

Представленные данные характеризуют третий сектор НМР, как малочисленный, и, несмотря на внутреннюю сплочённость, слабый, пока не способный выстраивать равноправные отношения ни с бизнесом, ни с властью, и, «не играющий существенной роли в реализации стратегии социально-экономического развития и не являющийся общественным ресурсом процесса модернизации экономики и социальной сферы» [4].

Одной из основных проблем функционирования местных НКО является финансовая неустойчивость. При этом, большинство НКО относится к таким типам организаций (религиозные и досуговые), для которых финансовые ресурсы не являются определяющими [5, С. 1498]. Поэтому, несмотря на устоявшуюся тенденцию оценивать роль третьего сектора с экономической точки зрения, отметим, что главная его роль определяется социально-гуманистической составляющей и раскрывается через такие понятия, как «качество жизни», «человеческий капитал», «благополучие».

Важной составляющей развития любого общества является доверие к власти. В Нижнекамском муниципальном районе практически каждая третья НКО (31%) позиционирует себя в качестве партнёра государственной власти. 28% НКО считают, что некоммерческий сектор должен помогать государственным и муниципальным органам власти в их работе с населением. 13% уверены, что НКО могут брать на себя решение тех задач, на которые у государства не хватает финансовых ресурсов. При этом 9% полагают, что участвовать в решении вопросов местного значения можно при условии, что затраты на их решение будут компенсированы органами власти. 3% НКО заявили, что «третий сектор» должен выступать в качестве подрядчика для реализации социальных программ, инициируемых властью. Только 3% руководителей опрошенных организаций считают, что НКО должны заниматься своим делом, стараясь не вступать в лишние контакты с властями. И еще 13% убеждены, что НКО должны помогать населению в его конфликтах с государственными и муниципальными органами. В то же время, большинство нижнекамских НКО вообще не ставит перед собой задачу какого-либо участия в политике или влияния на власть, видя в ней только своего «донора» (часто в обмен на лояльность) [6, C.105-110].

Основное назначение некоммерческого сектора его руководители видят в решение двух основных задач: компенсировать провалы рынка и государства в части производства чистых и смешанных общественных благ, а также некоторых частных благ; и, ослабитьт социальную напряженность и политические конфликты (исполнить роль «буфера» между государством и обществом) [7, C. 7-20].[1] И здесь, потенциал нижнекамских НКО очень велик.

Так, третий сектор начинает выступать конкурентом малому бизнесу, особенно в области оказания услуг по социальному заказу и более активно участвовать в реализации муниципальных программ,  выполняя услуги гораздо более качественно, чем государственные учреждения [8]. В перспективе вполне возможен переход части государственных социальных функций (вместе с необходимым финансированием) именно социально-ориентированным некоммерческим организациям» [9]. Усиление сектора способствовало бы росту ВВП, во-первых, путем увеличения потенциала отдельных категорий граждан к созданию ВВП (социальная адаптация инвалидов, помещение сирот в семьи); во-вторых, выстраивая инфраструктуру для деятельности и создания ВВП компаниями-поставщиками (пример – дом престарелых, вокруг которого действуют компании-поставщики) [10].

Подводя итоги, отметим, что на фоне углубляющихся межстрановых расхождений и ограниченных возможностей для маневра в налоговой и денежно-кредитной политике,  функционирование некоммерческого сектора может стать основой для социальной стабильности.

Сегодня, несмотря на слабость и неустойчивость нижнекамского третьего сектора, в НМР есть все предпосылки для его развития и партнерского взаимодействия. В перспективе НКО города способны стать базой качественных перемен и их человеческим капиталом.

[1] Seibel W., Anheier H.K. Sociological and Political Sciences Approaches to the Third Sector // The Third sector: comparative studies of non profit organizations / Edited by Helmut K. Anheier and Wolfgang Seibel. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1990. P. 7 - 20.

Список литературы / References

  1. Цапиева О.К. Устойчивое развитие региона: теоретические основы и модель / О.К. Цапиева // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. - 2010. - №2. – С. 307- 309
  2. Носаненко Г.Ю. Индекс устойчивости некоммерческих организаций и городская среда: возможности для развития / Г.Ю. носаненко // Социум и власть. - 2016. - №2.- C.75-80
  3. Носаненко Г.Ю. Некоммерческий сектор Республики Татарстан: тенденции становления (по материалам эмпирического исследования в г. Нижнекамске) / Г.Ю. Носаненко // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. Т. 156. - № 1. - С. 227-234.
  4. Республиканская целевая программа «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан» на 2011-2013 годы // oprt.tatarstan.ru/rus/programmasonko.html (дата обращения 4.02.2017)
  5. Holloway R. Sustainability // International Encyclopedia of Civil Society / H. Anheier, S. Toepler (Eds). – Springer. - 2010. - P. 1498.
  6. Носаненко Г.Ю., Захарова Е.Ю. Борьба с коррупцией: потенциал некоммерческих организаций (по материалам эмпирического исследования в г. Нижнекамске) / Г.Ю. Носаненко, Е.Ю. Захарова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. - Toм 8. - №3/1.- C.105-110
  7. Seibel W., Anheier H.K. Sociological and Political Sciences Approaches to the Third Sector / W. Seibel, H.K. Anheier // The Third sector: comparative studies of non profit organizations / Edited by Helmut K. Anheier and Wolfgang Seibel. - Berlin; New York: Walter de Gruyter. - 1990. P. 7 - 20.
  8. Выгодно ли государству отдавать соцзаказы НКО? // http://www.portal-nko.ru/dialog/blog/p/12577 (дата обращения 4.02.2017)
  9. «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития // http://civilfund.ru/mat/view/20 (дата обращения 4.02.2017)
  10. Стратегия 2020 // http://strategy2020.rian.ru/load/366143122 (дата обращения 4.02.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Tsapieva O.K. Ustoichivoye razvitiye regiona: teoreticheskiye osnovy i model’ [Sustainable Development of the Region: Theoretical Foundations and Models] / О.К. Tsapieva // Ekonomicheskiye problem regionov i otraslevych kompleksov [Economic Problems of Regions and Industrial Complexes] - 2010. - No.2. - P. 307- 309 [In Russian]
  2. Nosanenko G.Y. Indeks ustoichivosti nekommercheskikh organizatsiy i gorodskaya sreda: vozmozhnosti dlia razvitiya [Sustainability Index in Non-profit Organisations and Urban Environment: Opportunities for Development] / G.Y. Nosanenko // Sotsium i vlast’ [Society and Authorities] - 2016. - No.2. - P.75-80 [In Russian]
  3. Nosanenko G.Y. Nekommercheskiy sektor Respubliki Tatarstan: tendentsii stanovleniya (po materialam empiricheskogo issledovaniya v g. Nizhnekamske) [Non-profit Sector of the Republic of Tatarstan: Formation Trends (based on the materials of Nizhnekamsk empirical research)] / G.Y. Nosanenko // Ucheniye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific Notes of Kazan University. Series: Humanities] - 2014. V. 156. - No.1. - P. 227-234. [In Russian]
  4. Respublikanskaya tselevaya programma «O podderzhke sotsilano orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy v Respublike Tatarstan» na 2011-2013 gody [Republican Target Program “On Socially-oriented Non-profit Organizations Support in the Republic of Tatarstan” for 2011-2013] // oprt.tatarstan.ru/eng/programmasonko.html (accessed date 4.02.2017) [In Russian]
  5. Holloway R. Sustainability // International Encyclopedia of Civil Society / H. Anheier, S. Toepler (Eds). – Springer. - 2010. - P. 1498.
  6. Nosanenko G.Y., Zakharova E.Y. Bor’ba s korruptsiyey: potentsial nekommercheskikh organizatsiy (po materialam empiricheskogo issledivaniya v g. Nizhnekamske) [Fighting Corruption: Potential of Non-profit Organisations (based on the materials of Nizhnekamsk empirical research)] / G.Y. Nosanenko, E.Y. Zakharova // Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya misl’ [Historical and Socio-Educational Thought], 2016. - V. 8. - No.3 / 1.- P.105-110 [In Russian]
  7. Seibel W., Anheier H.K. Sociological and Political Sciences Approaches to the Third Sector / W. Seibel, H.K. Anheier // The Third sector: comparative studies of non-profit organizations / Edited by Helmut K. Anheier and Wolfgang Seibel. - Berlin; New York: Walter de Gruyter. - 1990. P. 7 - 20.
  8. Vygodno li gosudarstvu otdavat’ sotszakazy NKO? [Is it Profitable to Give Social Orders to NPO for a State?] // http://www.portal-nko.ru/dialog/blog/p/12577 (accessed date 4.02.2017) [In Russian]
  9. «Tretiy sektor» v Rossii: tekushcheye sostoyaniya i vozmozhniye modeli razvitiya [“Third sector” in Russia: Current State and Possible Development Models] // http://civilfund.ru/mat/view/20 (accessed date 4.02.2017) [In Russian]
  10. Strategiya 2020 [Strategy 2020] // http://strategy2020.rian.ru/load/366143122 (accessed date 4.02.2017) [In Russian]