ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Базилевич А.М.
Старший научный сотрудник, кандидат архитектуры, доцент, Государственный Университет по Землеустройству
ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Аннотация
Освещаются теоретические вопросы Ландшафтной архитектуры (ЛА) и Архитектурно-ландшафтного дизайна (АЛД), анализируется специфика их учёта на различных стадиях территориального, планировочного и пространственного проектирования. Подчёркивается морфологическое сходство объектов ЛА с градостроительством, объектов АЛД – с архитектурой. Особый акцент ставится на формировании знания ландшафтного архитектора и ландшафтного дизайнера в предметно-пространственно-информационной среде, для чего необходимо преобразовать стратегию и логику исследования.
Ключевые слова: ландшафтная архитектура; мышление предметное; предметно-пространственная среда; поведенческая ситуация; архитектурно-ландшафтный дизайн; градостроительное проектирование.
Bazilevich A.M.
PhD in Architecture, Associate Professor, State University of Landmanagement
PRINCIPLES OF LANDSCAPE ARCHITECTURE STUDY INCLUDING ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE DESIGN
Abstract
Theoretical issues of Landscape Architecture (LA) and Architectural and Landscape Design (ALD) are covered in the paper. Their peculiarities at various stages of territorial, planning and spatial design are analysed. Morphological similarity of the objects of LA and urban planning is underlined, as well as the similarity of ALD objects with architecture. Special emphasis is placed on the formation of knowledge of a landscape architect and landscape designer in the object-space-information environment. This requires the transformation of the strategy and logic of the research.
Keywords: landscape architecture; object thinking; object-spatial environment; behavioral situation; architectural and landscape design; urban design.В существующих теоретических и практических подходах к ландшафтной архитектуре (ЛА) и архитектурно-ландшафтному дизайну (АЛД) отсутствует четкость в области культурологического смысла каждой из дисциплин что приводит к :
- подмене понятий - одни и те же объекты относят к ЛА и АЛД, а иногда ЛД принимается за более главный, чем АЛД. В учебном пособии «Архитектурно-ландшафтный дизайн», речь идёт об архитектурно-ландшафтном обустройстве территорий – урбанизированных, природных, т.е. об ландшафтной архитектуре [1] . В другой работе глава под названием «Ландшафтный дизайн селитебной территории» содержит подразделы по ландшафтной организации общественного центра города, площадей, магистралей, набережных. При этом в рамках селитебной зоны рассматриваются даже заповедные объекты истории и культуры, которые, как правило, находятся вне поселений. Другая глава содержит подразделы по озеленению микрорайонов, т.е. лишь по одному из трёх основных (рельеф, озеленение, обводнение) компонентов ландшафтной архитектуры [2];
- упрощённой классификации типов объектов ЛА и АЛД. Например, часто используется понятие комплекс «природное-искусственное», в составе которого выделяют три типа объектов ландшафтного дизайна (или архитектуры) по удельному весу каждой из составляющих – природной или естественной. Имеется классификация типов ЛА по различным основаниям - графический, промышленный, архитектурной среды, архитектурно-ландшафтный дизайн. Но, например, любой промышленный дизайн, может быть одновременно графическим;
- неясности в технологии проектирования ЛА и АЛД. В большинстве случаев для ЛА рекомендуются архитектурно-строительные стадии проектирования - ПЗ (проектное задание), П (проект ), РЧ (рабочие чертежи). Тем самым игнорируется тесная связь ЛА с градостроительным проектированием.
История архитектуры показывает, что для понимания сути любого архитектурного (включая архитектурно-ландшафтного, градостроительного) проектирования, важно помнить о триаде (три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура) римского архитектора Марка Витрувия - «прочность-польза-красота (firmitas-utilitas-venustas). В этом случае станет очевидно, что ЛА совместно с градостроительством решает вопрос прочности, через категории структурности, устойчивости развития территорий; пользы (для организации отдыха), красоты (за счёт учёта индивидуальных качеств природы) [3]. В то время как любому дизайн-проекту присуще только два компонента триады, т.е. «польза-красота». При этом именно красота (техническая эстетика) явилась исторической первопричиной появления дизайна.
Ниже (табл. 1) нами предложена систематизация целей, задач, функций, принципов ЛА и АЛД в составе архитектурного и градостроительного проектирования.
Таблица 1 - Сферы архитектурного и ландшафтного творчества (автор – А.М.Базилевич)
Принимая во внимание наличие вышеизложенных и других проблем понимания онтологии ЛА и АЛД и опираясь на общую теорию дизайна [4], нами предлагаются стратегия и логика предстоящих исследований.
СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ строится с учётом ориентации исследования на специальности «ландшафтный архитектор» и «ландшафтный дизайнер», а потому особый акцент должен ставиться на выработку алгоритма интерпретации эмпирических и онтологических сторон исследования в архитектурно-градостроительные категории. История изучения взаимосвязи компонентов системы «архитектура-ландшафт-дизайн» позволяет выделить три проектные парадигмы, где каждая из последующих включает содержание предыдущей:
- Проектирование отдельных предметов (ньютонианское понимание «предметов» );
- Проектирование предметно-пространственной среды (декартовское понимание «пространства»);
- Проектирование информационных объектов, маркирующих реальное и виртуальное пространство (высший уровень реальности)
ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ должна ответить на вопросы, лежащие в культурологической сфере:
- Какие культурологические смыслы находят выражение в объектах ЛА и АЛД?
- К чему в восприятии адресата обращён АЛ-проект и АЛД-продукт?
3.По каким внутренним законам выстраивается АЛ и АЛД деятельность?
Сочетание структуры и логики предстоящих исследований показано ниже (табл.2).
Таблица 2 - Структура исследования архитектурно-ландшафтной и дизайнерской деятельности
Уровни ландшафтной архитектуры (ЛА) и архитектурно- ландшафтного дизайна (АЛД) |
направления исследования |
||
Смыслы, выраженные в ЛА и АЛД | Восприятие ЛА- и АЛД- продукта | Принципы ЛА- и АЛД- проектирова-ния | |
I. ЛА и АЛД как предметное творчество | Предмет в культуре, цивилизации | Предметное мышление | Художествен-ное моделиро-вание предмет- ного мира |
II. ЛА и АЛД как компонент предметно-пространственной среды | Единица анализа – поведенческая ситуация | Средовой характер восприятия | Включение проектирова-ния в пространст-венную среду |
III. ЛА и АЛД как информацион- ный компонент предметно-пространственной среды | Преодоление графических свойств объектов | Система требований виртуального события | Соответствие свойств объектов требованиям виртуальной реальности |
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что:
- Ландшафтная архитектура, являясь органичной предметно-пространственной составляющей любых объектов территориального планирования и градостроительного проектирования должна рассматриваться в иерархии задач - от географического анализа к зрительному и, наконец, к чувственному (пейзажному) восприятию, в отличие от относительно автономного восприятия объекта архитектурно-ландшафтного дизайна, являющегося преимущественно предметной составляющей ландшафтных или архитектурных объектов.
- Для повышения качества объектов архитектуры и дизайна, связанных с ландшафтом, необходимо системное изучение предметных, предметно-пространственных и информационных факторов формирования процессов, в которых выступают ландшафтные структуры, принадлежащие не каждому отдельно взятому процессу, а целостному комплексу – их совокупности.
Список литературы / References
- Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учебное пособие/ под общ. ред. Г.А. Потаева. – 2-е изд. – М.:ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015.- 320с.: цв. Ил.- (Высшее образование. Бакалавриат).
- Кукушин В.С. Ландшафтная архитектура. Учебное пособие. /В.С. Кукушин, С.Н. Кружилин -Ростов н/Д:Феникс.2010.-350с.:ил.- (Высшее образование).
- Базилевич А.М. Польза, прочность, красота в ландшафтной архитектуре/ А.М.Базилевич. // Сборник трудов научной конференции «Вопросы современных технических наук: свежий взгляд и новые решения» (12 марта 2015) Екатеринбург, ИЦРОН, 2015, 87с.
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна/ И.А. Розенсон Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения 2-е изд. – СПб.: Питер Пресс, 2013.-256с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Arkhitekturniy dizayn: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye [Architectural and Landscape Design: Theory and Practice. Textbook] / Edited by G.A. Potaeva. – 2nd – M.: FORUM; INFRA-M, 2015. – 320 p.: Illustrated – (Higher Education, Bachelor's Degree). [In Russian]
- Kukushin V.S. Landshaftnaya arkhitektura. Uchebnoye posobiye [Landscape Architecture. Textbook.] / V.S. Kukushin, S.N. Kruzhilin – Rostov-na-Donu: Phoenix. 2010. – 350 p.: Illustrated. – (Higher education). [In Russian]
- Bazilevich A.M. Pol’za, prochnost, krasota v landshaftnoy arkhitekture [Benefits, Strength, Beauty in Landscape Architecture] / A.M.Bazilevich. // Sbornik trudov nauchnoy konferentsii «Voprosy sovremennykh tekhnicheskikh nauk: svezhiy vzgliad i novye resheniya » [Proceedings of Scientific Conference “Issues of Modern Technical Sciences: Fresh Look and New Solutions”] (March 12, 2015) Ekaterinburg, ITSRON, 2015, 87 p. [In Russian]
- Rozenson I.A. Osnovy teorii dizayna [Fundamentals of Design Theory] / I.A. Rosenson Textbook for High Schools. Standard of the Third Generation 2nd edition. – St. Petersburg: Peter Press, 2013. – 256 p. [In Russian]