К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Виноградов О.В.
Кандидат философских наук,
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Аннотация
В статье анализируются историко-философские особенности боевых искусств Востока. Обобщаются и уточняются уже известные морально-нравственные основы единоборств. На примере техник и методик «внутренних» стилей китайского ушу, вьетнамского нят-нам рассмотрены философские принципы космизма и природосообразности. Проведена аналогия между философскими идеями, содержащимися в древнекитайской «Книге Перемен» и комплексами упражнений Тайцзицюань. Актуальность данной работы связана с гносеологической ценностью и с необходимостью совершенствования процесса преподавания восточных видов единоборств с учетом их философских, особенно морально-нравственных основ.
Ключевые слова: восточные единоборства, единство и борьба противоположностей, космизм, природосообразность, даосизм, буддизм, конфуцианство, энергия «ци», первооснова, ушу, этика.
Vinogradov. O.V.
PhD in Philosophy,
Vologda Institute of Law and Economics FSIN of Russia
ON PHILOSOPHICAL BASIS OF EASTERN MARTIAL ARTS
Abstract
The paper analyzes the historical and philosophical features of the Eastern martial arts. The already well-known moral principles of the martial arts are generalized and refined. Based on the example of techniques and methods of "internal" styles of Chinese wushu and Vietnamese nyat-us, we consider the philosophical principles of cosmism and natural conformity. An analogy is drawn between the philosophical ideas of the ancient Chinese "Book of Changes" and the sets of Taijiquan exercises. The relevance of this work is related to gnosiological value and the need to improve the teaching of eastern martial arts, taking into account their philosophical, and particularly the moral foundations.
Keywords: martial arts, unity and struggle of opposites, cosmism, natural conformity, Taoism, Buddhism, Confucianism, "chi" energy, fundamental principles of wushu, ethics.
Результаты исследований уровня подготовки студентов и даже преподавателей физкультурно-спортивных вузов с точки зрения гуманистических принципов (методик, технологий) доказывают, что в настоящее время он явно недостаточный [2]. Данный факт актуализирует исследования духовно-нравственных особенностей боевых искусств Востока, их возможностей в более качественной подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Представляется, что познание философских основ восточных единоборств должно существенно дополнять методики их преподавания. В настоящее время в научной и популярной литературе существует большой объем знаний о восточной философии, традиционных боевых искусствах Востока. Встречается много работ, в которых исследователи с разной степенью глубины показывают взаимосвязи древнекитайских философских воззрений и особенностей китайских, японских, вьетнамских единоборств, зародившихся еще в Древнем мире и сформировавшихся к Средневековью и современности. В данной статье авторы уточняют, дополняют и обобщают известные аспекты философии восточных единоборств.
Общеизвестно влияние даосизма на развитие китайских единоборств. Боевые искусства Китая были основаны на философских постулатах, заимствованных из даосизма, буддизма, конфуцианства, легизма, и других направлений и таким образом самостоятельной философии ушу не возникало. Философские основы китайских традиционных единоборств представляют собой комплекс идей и представлений, определяющий основные биомеханические особенности техники, методики развитие физических и психических качеств, совершенствования человека. Существенными принципами даосизма являются «цзы жань» (естественность) и «у вэй» (недеяние). Они означают, что Дао абсолютно свободно. Человек не должен противодействовать трудностям бытия, для него важно следовать своей природе. Познание особенностей окружающего и внутреннего мира помогает находить принципы подготовки и техники. «Цзы жань» и «у вэй» являются значимой основой философских и методологических положений психофизической тренировки ушу. Естественность предполагает освобождение сознания от помех и потому эффективное реагирование на ситуацию. В китайских традиционных единоборствах используются установки, заимствованные из Дао Дэ Цзин, к примеру, такие как, «вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного». «Свойства воды», как правило, используются в так называемых внутренних стилях, основу подготовки в которых составляют плавные и медленные движения.
Важной категорией для философии Китая и основ восточных боевых искусств является понятие энергии «ци». В даосизме под «ци» понимается субстанция, наполняющая все бытие, жизненная сила. В традиционном ушу представляется, что «ци» движется в организме человека по каналам, аналогичным меридианам в акупунктуре. Управление ею, ее накопление – это основа всех внутренних стилей, психофизических практик в боевых искусствах Востока. Как отмечает Козлов А.М., способность управлять энергией, направлять поток «ци» сознательно по каналам и меридианам организма должна приводить физическому и нравственному совершенствованию [1].
Представление о диалектическом законе единства и борьбы противоположностей (в китайской философии взаимодействие двух первоначал «инь» и «ян») отражается в концепции «Великого Предела («тай-цзи»). На основе этих представлений сформирован самостоятельный внутренний стиль ущу тайцзицюань (кулак Великого Предела), в котором техника и ритм движений как бы отображают идею взаимопроникновения двух противоположностей. Согласно легенде, тайцзицюань была создана даосом Чжан Саньфэном после наблюдения за борьбой птицы и змеи. В этой схватке, будучи противоположностями, стремящимися уничтожить друг друга, образуя единое целое, животные дополняли друг друга [5, c. 13]. Данный стиль напрямую связан с наиболее ранним из китайских философских текстов (ок. 700 г. до. н. э.) «И цзин» («Книга Перемен»). Она состоит из 64 символов – гексаграмм, каждый из которых выражает жизненную ситуацию во времени с момента её постепенного развития. Каждый символ включает в себя шесть черт «инь» (прерывистая черта) и «ян» (сплошная черта), обозначающих этапы изменения ситуации. Дао порождает два начала «инь» и «ян» (прерывистая и сплошная черты). Далее все возможные сочетания двух противоположностей образуют восемь триграмм, взаимодействие которых и приводит к 64 гексаграммам. Постулат находит отражение в технике тайцзицюань. К примеру, один из основных комплексов упражнений «13 форм» состоит из движений «Восемь ворот» и «Пять шагов». «Восемь ворот» тайцзицюань символизируют восемь триграмм «И цзин»:
Направления, стихии, движения:
Кунь – Север – Земля. Притягивание.
Цянь – Юг –Небо. Расширение.
Ли – Восток – Огонь. Внешнее толкание.
Кань – Запад – Вода. Внутреннее толкание.
Углы, стихии, движения:
Чжэнь – Северо-Восток – Гром. Вращение.
Гэнь – Северо-Запад – Гора. Усилие спины.
Сюнь – Юго-Запад – Ветер. Опускание.
Дуй – Юго-Восток – Металл. Локтевое усилие.
С идеями сакрального космизма соотносится ориентация Восьми технических действий по сторонам света. Человек понимается как субъект, находящийся в центре мира и выплескивающий силу во всех определенных направлениях.
Восемь триграмм и соответствующих им технических действий дополняются идеей «пяти шагов». «Пять шагов» (убу), включают в себя направления движения вперёд и назад, взгляд вправо и влево, равновесие соотносятся с философскими представлениями о пяти первостихиях. Природные стихии дерево, металл, земля, вода, огонь лежат в основе натурфилософии Китая. Человек как «существо, рожденное Землей и Небом и соединившее в себе пять первоэлементов», рассматривается в системе подготовки ушу комплексно. Развитие нравственных и физических качеств обязательно соотносится с особенностями окружающего природного мира. Поэтому в программу большинства направлений и стилей включено взаимодействие со стихиями природы: воды, огня, земли, дерева и металла. Изучая технику специальных боевых и оздоровительных упражнений занимающийся учится познавать бытие через проекцию пяти стихий. По принципам пяти стихий классифицируются приемы атаки и защиты, использование оружия, подобно тому, как огонь подавляет дерево, вода уничтожает огонь и т.п. Как считает Торговкина Н.С., символы триады Небо-Земля-Человек пять стихий и семь светил (планет) отражены в приемах синъицюань [4].
Природосообразность как философский принцип является довольно значимым в восточных боевых искусствах. Подражание характеру и повадкам животных проявляется уже в ранних тотемных танцах. Древние китайцы имитировали манеру боя животного. В III в. до н. э. в Китае распространился тотемный танец, исполняя который адепты надевали шлем с рогами. Позднее он трансформировался уже в борьбу. Далее, в более измененном виде он проник в Японию. Так появилось известное единоборство сумо. Произведение «Хуайнань-цзы» (II в. н.э.) содержит комплекс упражнений «игра шести животных» (люцинси). Движения получили характерные названия «оглядывающийся тигр», «скачущая обезьяна», «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «смотрящая сова». На основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы знаменитый древний врачеватель и последователь даосизма Хуа То основал стиль «Игра пяти животных» (уцинси). Он был убежден, что это «может излечить каждого». Изначально упражнения еще не представляли единоборств и являлись скорее психофизическими практиками. Но, как отмечает Маслов А.А., именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань [3, с. 31]. Во многих направлениях этого стиля рекомендовалось обучаться в «подходящем месте». Например, «стиль Журавля» – на берегу озера, «стиль Змеи» – в высокой траве, «стиль Утки» – на птичьем дворе. Имитацию «образа и формы» животных можно обнаружить во многих стилях и видах восточных единоборств. Вьетнамский вид боевого искусства Нят-нам в своей основе имеет имитацию образа животных. Комплексы упражнений (Куены) названы соответствующим образом: «Куен тигра», «Куен змеи», «Куен обезьяны», «Куен танцующего облака». Мастера борьбы часто демонстрируют приемы, в которых проявляются движения, характерные для животных (захваты тигра, ловкие уклоны обезьяны, гибкое скольжение змеи). В Куен, где основная тактика – «жесткость против жесткости», необходимы быстрота и точность, жесткие позиции, сильные удары, стремительная смена приемов. При этом бойцу не обязательно быть гибким, ловким, чувствительным. В других комплексах, где принцип – «чистая жесткость», для занимающегося важны смелость и упорство, а также строгое выполнение требований к упражнениям. Подражание – это выражение уважения к природе. Имитация, в понимании мастеров Востока, как подчеркивает Нго Суан Бинь, это не формальное повторение каких-то упражнений, а умение управлять жизненной энергией, гармонии с природой, когда микрокосмос растворяется в макрокосмосе и наоборот [7, с. 8].Важным компонентом философских основ восточных боевых искусств являются этические представления. Значительную роль на их формирование без сомнения сыграли Буддизм и Конфуцианство. Большое влияние на формирование нравственных идей в китайском ушу оказал Бодхидхарма, патриарх Чань-Буддизма, проживший девять в монастыре Шаолинь. «Внешне не будь ни к кому, ни к чему привязан, а внутренне не имей страстного желания в сердце. Когда твой ум станет подобием отвесной стены, ты сможешь вступить на путь», – поучал он второго патриарха [7, с. 123]. Шаолиньским монахам необходимо соблюдать ряд моральных и этических правил поведения, которые вышли из буддизма. Это воплощено в концепции удэ - правилах «боевой добродетели», «благодатном поведении последователя ушу». Система физического и духовного совершенствования монастыря Шаолинь повлияла на многие этические основы многих восточных стилей боевых искусств. К примеру, мастер ушу Чан Найчжоу в «Книге о технике боя» больше внимания уделяет понятиям добродетельного поступка, почтительности, скромности бойца, чем описанию ударов. По его мнению, ушу начинается не с изучения техники, а с воспитания: «Изучая искусство, надо прежде всего совершать добродетельные поступки, в мирских делах быть почтительным и скромным, не вступать в бой с другими людьми. Только таким образом можно стать истинным человеком и благородным мужем» [8, c. 15].
В статье рассмотрен ряд философских основ восточных единоборств. Боевые искусства Востока во многом основаны на Древнекитайской философии. По мнению авторов, их познание неразрывно связано с гуманистическими идеалами и представлениями древних философов о связях с человека с природой и космосом. Представляется, что их изучение, знание и использование в педагогическом процессе преподавания боевых искусств Востока должно способствовать повышению гуманистической направленности подготовки специалистов соответствующей области.
Список литературы / References
- Козлов А.М. Религиозно-философские, нравственно-этические и психофизические основы боевых искусств Востока // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2013. – №9. – С.346.
- Кормозева И.Б. Гуманистическая теория как философско-социологическое основание инновационного педагогического проекта «Боевое (прикладное) движение» // Теория и практика прикладных видов спорта. – 2012. – №1. – C.29-32.
- Маслов А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания Китая. М.: Молодая гвардия, 1990. 80 с.
- Торговкина Н.С. Символ «Великий предел» в теории и практике восточных единоборств // Омский научный вестник. – 2011. - №6. – С. 101.
- Лу Куань Юй Даосская йога. Алхимия и бессмертие. СПб.: ОРИС, 1993. 368 с.
- Нго Суан Бинь Борьба Нят-Нам. В 2 т. Т.2. Минск: ПКФ «Илвос», 1993. 192 с.
- Судзуки Д.Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. 672 с.
- Чжунхуа ушу цыдянь (Словарь китайского ушу). Сост. Вань Цзиньхуэй и др. Хэфэй: Хэнань тиюй чубаньшэ,1987. 736 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Kozlov A.M. Religiozno-filosofskie, nravstvenno-eticheskie i psikhofizicheskie osnovy boyevykh iskusstv Vostoka [Religious-philosophical, moral-ethical and psychophysical foundations of martial arts of the East] // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tambov State University]. – 2013. – №9. – P.346.
- Kormozeva I.B. Gumanisticheskaya teoriya kak filosofsko-sotsiologicheskoe osnovanie innovatsionnogo pedagogicheskogo proyekta «Boyevoe (prikladnoe) dvizhenie» [Humanistic theory as a philosophical and sociological basis of the innovative pedagogical project "Combat (applied) movement"] // Teoriya i praktika prikladnykh vidov sporta [Theory and practice of applied sports]. – 2012. – №1. – P.29–32.
- Maslov A.A. Wushu: traditsii dukhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. [Wushu: the traditions of spiritual and physical education of China].– M.: Molodaya gvardia, 1990. – 80 p. [in Russian].
- Torgovkina N.S. Simvol «Velikiy predel» v teorii i praktike vostochnykh yedinoborstv [Symbol "The Great Limit" in the theory and practice of martial arts] // Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk scientific herald]. – 2011. – №6. – P. 101.
- Lu Kuan' Yuy Daosskaya yoga. Alkhimiya i bessmertie. [Lu Kuan Yui Daoist Yoga. Alchemy and immortality]. – SPb.: ORIS, 1993. – 368 p. [in Russian].
- Ngo Suan Bin' Bor'ba Nyat-Nam V 2 t. T.2. [ Fighting Nyat-Nam. Works in 2 volumes, Volume 2]. – Minsk: PKF Ilshvos, 1993. V. 2. 192 p. [in Russian].
- 7. Sudzuki D.T., Katsuki S. Dzen-Buddizm: Osnovy Dzen-Buddizma. Praktika Dzen [Zen-Buddhism: The Foundations of Zen Buddhism. Practice of Zen].– Bishkek: MP "Odyssey", 1993. – 672 p. [in Russian].
- Chzhunkhua ushu tsydyan' (Slovar' kitayskogo ushu). Sost. Van' Tszin'khuey i dr [Zhonghua wushu tidyan (Dictionary of Chinese Wushu). Comp. Wang Jinhui and others].– Hefei: Henan tiuy chubanshe, 1987. – 736 p. [in Chinese].