ИДЕОКРАТИЯ В ТРАКТОВКЕ Н.С.ТРУБЕЦКОГО
Малиева Т.И.
ORCID: 0000-0003-1712-247X, Кандидат философских наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
ИДЕОКРАТИЯ В ТРАКТОВКЕ Н.С.ТРУБЕЦКОГО
Аннотация
В идеократии Н.С.Трубецкого идея-правительница и персонифицированная власть связаны онтологически. Нравственная деградация правящего класса приводит к небытию идеи-правительницы, ставя под сомнение законность социального и императивность духовного субстратов. Только в идеократическом государстве рассогласованность идеи – правительницы и правящего класса является предпосылкой небытия государства. В настоящее время Россия делает осторожные шаги по проектированию союза государств на евразийском пространстве в новых более сложных условиях. Критически переосмысливается постперестроечной опыт России, стартовавшей с понижения идеальных устремлений общества, с переоценки исторически сложившейся системы ценностей. Идеи Н.С. Трубецкого о приоритете в обществе надматериальных (надэкономических) целей, о будущем России, как державы евразийской, самобытной и самодостаточной могут быть востребованы в контексте проектирования нового евразийского пространства.
Ключевые слова: идея-правительница, идеократия, персонификация власти, автаркия, евразийство.Maliyeva T.I.
ORCID: 0000-0003-1712-247X, PhD in Philosophy, Associate Professor, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
IDEOCRACY IN REPRESENTATION OF N.S. TRUBETSKOY
Abstract
The ruling idea and personified power are connected ontologically in the ideocracy of N.S. Trubetskoy. The moral degradation of the ruling class leads to the non-existence of ruling idea, questioning the legitimacy of social and imperativeness of spiritual substrata. The discrepancy between the ruling idea and the ruling class is a prerequisite for the non-existence of the state only in an ideocratic state. At present time, Russia is taking cautious steps to design a union of states in the Eurasian area in new more difficult conditions. The post-perestroika experience of Russia, which started with the lowering of the ideal aspirations of society, with a reassessment of the historically established system of values, is critically reexamined. Ideas of N.S. Trubetskoy about the priority of supermaterial (supereconomic) goals in society, about the future of Russia as a Eurasian, original and self-sufficient power can be in demand in the context of the design of a new Eurasian space.
Keywords: rulling idea, ideocracy, personification of power, autarchy, Eurasianism.Введение. Н.С.Трубецкой - один из основателей евразийской идеологии, причисляемой к «наиболее интересным и самобытным течениям русской философской мысли послереволюционных лет» [2,С.105-106]. Крах исторической России и белого движения Н.С.Трубецкой рассматривал в контексте идей, объединяющих различные структурные составляющие российского общества. Дистанцируясь от идеологии и политики большевиков, он, тем не менее, отдавал должное их исторической победе. Она ими заслужена, поскольку «в отношениях с народами Востока большевики отказались от высокомерного тона европейской империалистической страны…, стараются внушить этим народам сознание естественной культурной солидарности России и Востока», то есть ведут политику органичную «живой, исторической России». По его мнению, «азиофильская ориентация русской внешней политики есть единственная естественная для России ориентация». Одобрительно он отзывался также о создании Красной Армии, заложившей фундамент будущей русской национальной армии [3]. Но к идее пролетарской солидарности относился критически, считая, что она не будет долговечной. Время сгладит классовые различия, возобладают националистические чувства. Обуржуазивание (олигархизация) пролетарской власти, ее перерождение неизбежно приведет к сепаратизму. В целом замену национального субстрата государственности субстратом классовым он считал не совсем удачной [5,С.378]. СССР и будущую Россию-Евразию рассматривал как разные по своему совершенству формы государства идеократического типа.
Основная часть.
Под идеократией Н.С. Трубецкой имеет в виду политический строй, в котором правящий слой предан одной общей идее-правительнице, монопольно определяет политическую, хозяйственную и культурную жизнь, ограничивая вмешательство в эти сферы неподконтрольных ему факторов, например, частного капитала [4]. В идеократическом государстве идея, претендующая на место идеологии и персонифицированная власть, связаны онтологически. Идея - правительница, чтобы быть таковой, предъявляет особые требования к правящему классу, а правящий класс во имя идеи, демонстрирует постоянную мобилизованность и жертвенность, расцениваемые гражданами как морально ценные поступки. Бытие идеи - правительницы предполагает бытие правящего класса. Но не в статусе эгоцентрической элиты, защищающей своекорыстные интересы, а в статусе служителей, свободных от личных, классовых и национальных эгоизмов. Нравственная деградация правящего класса приводит к небытию идеи-правительницы, ставя под сомнение законность социального и императивность духовного субстратов.
Необходимо отметить, что к правящему классу в любом государстве предъявляются высокие моральные требования. Но только в идеократическом - нравственная и политическая рассогласованность идеи – правительницы и правящего класса является предпосылкой небытия государства. Недееспособность правителя переносится на всю социально-политическую систему, объявляемую также в корне недееспособной. Причины разрушения СССР нельзя понять вне этого обстоятельства. Подрыв веры во власть, которая персонифицировалась с недееспособностью Генсека (брежневский период), а затем с легковесностью первого Президента СССР, является одной из причин распада страны. И, наоборот, дееспособность Президента Российской Федерации В.В.Путина, с деятельностью которого, справедливо увязывается подъем России, актуализирует в народе веру в будущее страны и определяет ее относительную устойчивость. Экзистенциальное здоровье граждан более чем экономическое, определяет устойчивость государства. Вместе с тем, персонификация власти является и силой, и уязвимым местом идеократии, предъявляющей высокие требования к властной элите.
Качество государственного строя, по Н.С.Трубецкому, в большей степени зависит не от формы правления, а от государственного деятеля. В этом плане можно усмотреть общее между Н.С.Трубецким и Аристотелем. Последний из трех необходимых государственному деятелю качеств – сочувствие существующему государственному строю, наличие способностей к выполнению своих обязанностей и добродетелей – два первых считал приоритетными, хотя и признавал риск перерождения государственного деятеля при отсутствии соответствующей добродетели [1,с.548]. В этом контексте запрет на вхождение в правящую элиту лицам, имеющим двойное гражданство, является логичным.
Идеократия, как тип государственного образования, в трактовке Н.С.Трубецкого, не может быть исключительно классовым, этнонациональным или общечеловеческим. «Стимулом морального поведения не может быть ни класс, ни этнос, ни человечество» [4]. Социалистическая или этно-национальная идея отвергается Н.С.Трубецким, по причине ее узости, направленности на защиту какой-либо одной части общества, то есть «расширенным своекорыстием». Человечество также не может быть таковым в силу отсутствия признаков индивидуального бытия. Носителем идеи-правительницы может быть только особый мир-государство, «конкретное человечество», целью которого является благо всех, входящих в него народов при предполагающем подавлении «всякого рода эгоцентрических самопревозношений». [4]. «Конкретное человечество» Н.С.Трубецкого многонародно и многонационально, «биологическое разнообразие» которого снимается (в гегелевском значении этого слова) в процессе «духовного, культурного родства и общности судьбы» [4]. «Конкретное человечество» Н.С. Трубецкого и есть Россия-Евразия, особый тип «срединной», по терминологии П.Н. Савицкого, цивилизации. Идеократия и евразийство взаимодополняющие характеристики исторического развития России, отразившие вековую российскую традицию идентифицировать себя не по крови, а по культуре и государственной принадлежности.
Идеократия требует, согласно Н.С.Трубецкому, плановое ведение хозяйства, государственное регулирование духовной жизни, невмешательство иностранного капитала, что выполнимо лишь в условиях автаркии идеократического государства. На первый взгляд, кажется что, автаркия и глобализация, взаимно исключают друг друга. Однако здесь речь идет не о закрытости системы или замкнутости ее на саму себя, но о самодостаточности и минимальной зависимости от окружающей внешней среды.
Максимализм российского государства, ее тотально-соборный характер, по мнению Н.С.Трубецкого оправдан. Он сформировался в процессе освоения огромной территории, в результате перманентной защиты от внешних врагов (как отмечал еще А.Тойнби, даже экспансия России носила оборонный характер) и как противовес национальной, культурной, конфессиональной полифоничности. Он также оправдан близостью ее к населению. Идеократия – это социальное государство. Л. Люкс в связи с этим отмечает, что представление о государстве, как залоге всеобщей гармонии, сохраняются в нашем обществе и по сей день. И если протесты против государства имели место, то это вызвано тем, что оно (государство) «не справлялось с этой задачей»[2,с.108].
Заключение. Идеократия Н.С.Трубецкого представляет собой особый мир. Его существенными характеристиками являются хозяйственно-экономическая самодостаточность, культурное богатство и разнообразие, единое месторазвитие, общность исторических судеб народов его населяющих и наличие идеи-правительницы. Последняя должна органично соответствовать историческим формам русской жизни, обладать действенным патриотизмом, быть направленной на созидание общего блага. Н.С.Трубецкой считал, что успехи большевиков по собиранию исторической России увенчались успехом благодаря наличию объединительной идеи, хотя и недолговечной в силу ее эгоистически классового характера. В настоящее время Россия делает осторожные шаги по проектированию союза государств на евразийском пространстве в новых более сложных условиях. Идет поиск новой парадигмы мышления. Критически переосмысливается постперестроечной опыт России, стартовавшей с понижения идеальных устремлений общества, с переоценки исторически сложившейся системы ценностей. Идеи Н.С. Трубецкого о приоритете в обществе надматериальных (надэкономических) целей, о будущем России, как державы евразийской, самобытной и самодостаточной могут быть востребованы в контексте проектирования нового евразийского пространства.
Список литературы / References
- Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4 / Аристотель; общ. ред. А.И. Доватура .- М.: Мысль, 1984.- 830 с.
- Люкс Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. - 1993.- №6.- С.105-114.
- Трубецкой Николай. Евразийство и белое движение [Электронный ресурс] / Николай Трубецкой // - URL: http://www. RoyalLib. com›book/trubetskoy …evraziystvo_i_beloe… (дата обращения: 15.02.2017).
- Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства [Электронный ресурс] / Н.С. Трубецкой // URL:http://www.kulichki.net›Трубецкого›tns16.htm. (дата обращения: 10.03.2017).
- Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм / Н.С. Трубецкой //Русская идея. М.: Айрис-Пресс - 2002. - С.372- 385.
Список литературы на английском языке / References in English
- Aristotel'. Sochinenija [Works]. In 4 vols, V.4 / Aristotel'.; Ed. by A.I. Dovatur. – M.: Mysl', 1984. - 830 p. [in Russian]
- Ljuks L. Evrazijstvo [Eurasianism] //Voprosy filosofii [Questions of philosophy].- 1993. -№ 6. - P.105-114 [in Russian]
- Trubeckoj Nikolaj. Evrazijstvo i beloe dvizhenie [Eurasianism and the white movement]. [Electronic resours] / Nikolaj Trubeckoj // URL:http://www. RoyalLib. com›book/trubetskoy …evraziystvo_i_beloe…(accessed: 15.02.17) [in Russian]
- Trubeckoj N.S. Ob idee-pravitel'nice ideokraticheskogo gosudarstva [The ruler- the idea of ideocratic state]. [Electronic resours] / N.S. Trubeckoj// URL:http://www. umilevica. kulichki.net› Trubetskoy ›tns16.htm. (accessed: 10.03.2017) [in Russian]
- Trubeckoj N.S. Obshheevrazijskij nacionalizm[Pan-Eurasian nationalism] / N.S. Trubeckoj // Russkaja ideja [Russian idea.]. M.: Ajris-Press - 2002. - S.372- 385[in Russian]