СОСТОЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СССР В 1960-1970-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Королева Л.А.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, Доктор исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
СОСТОЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СССР В 1960-1970-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация
В статье рассматривается религиозность населения Пензенской области в сельской местности в 1960-1970-е гг., для определения которой в регионе регулярно проводились социологические исследования: 1967 г. – обследование учащихся 8-10 классов и сельскохозяйственного техникума; 1968 г. - «Процесс секуляризации в условиях социализма»; 1972-1973 гг. - «Духовный мир личности» и т.д. Результаты социологических исследований доказывали высокий и постоянный уровень религиозности сельского населения Пензенской области.
Ключевые слова: СССР, крестьянство, сельское хозяйство, религия, религиозность, Пензенская область
Koroleva L.A.
ORCID: 0000-0001-7945-3827, PhD in History, Penza state university of architecture and construction
CONDITION OF RELIGIOUSNESS OF COUNTRY PEOPLE OF THE USSR IN THE 1960-1970 TH (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)
Abstract
Religiousness of the population of the Penza region in rural areas in the 1960-1970th is considered in article. Sociological researches were carried out regularly for determination of religiousness in the region: 1967 - inspection of pupils of 8-10 classes and agricultural technical school; 1968 – «Process of laicisation in the conditions of socialism»; 1972-1973 – «An inner world of the personality», etc. Results of sociological researches proved the high and constant level of religiousness of country people of the Penza region.
Keywords: USSR, peasantry, agriculture, religion, religiousness, Penza region
Пензенская область в 1960-1970-е гг. представляла собой типичный индустриально-аграрный регион, основой экономики которого было сельское хозяйство. До конца 1970-х гг. в области преобладало население сельской местности. Динамика соотношения сельского и городского населения Пензенской области менялась с 1959 г. по 1979 г. следующим образом: 1959 г. - 66,9% сельчан и 33,1% горожан; 1970 г. - 55,8% и 44,2% соответственно; 1979 г. - 45,1% и 54,9%[1]. По состоянию религиозности населения, особенно сельского, Пензенская область являлась неблагополучной, поскольку религиозность оставалась довольно высокой и стабильной. Основными культами в регионе были православный, мусульманский, иудейский.
В 1960-е гг. социологические исследования религиозности населения в СССР получают особый импульс, поскольку советская власть стремилась к теоретическому обоснованию массовой атеизации. Серия социологических обследований прошла и в Пензенском регионе. В 1965 г. в Пензе при Доме политпросвещения было открыто отделение Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1967 г. этим пунктом института были проведены исследования учащихся 8-10 классов и сельскохозяйственного техникума. Полученные результаты показали, что примерно у 5% из них отсутствовали твердые материалистические взгляды[2].
В 1969 г. прошла научно-практическая конференция, организованная Институтом научного атеизма АОН и пензенским обкомом КПСС «Атеизм и духовный мир человека» по итогам проведенного в 1968 г. социологического обследования населения области «Процесс секуляризации в условиях социализма». Взрослое население региона (900 тыс. чел.) было опрошено, и к верующим себя причислило 28,4% населения[3]. Причем, в сельской местности религиозность была значительно выше, чем в городской. Так, если в Пензе неверующих было 81,7%, а верующих - 19,3%; то в сельской местности - 63,5% и 36,5% соответственно[4]. Национальная принадлежность также отражалась на состоянии религиозности: среди взрослых татар верующим себя считал каждый второй (48,4%), среди русских - шестой-седьмой[5].
В 1972-1973 гг. социологические исследования о религиозности населения области продолжились. По инициативе Института научного атеизма АОН и пензенского обкома КПСС было проведено комплексное изучение на тему «Духовный мир личности» путем заполнения анкет анонимно. Прямо или косвенно вопросы в анкете касались религиозности человека. В анкетах для учащихся сел с татарским населением присутствовали вопросы о Коране, религиозных праздниках (Ураза-байрам, Курбан-байрам и др.), мусульманских обрядах (мавлюд, никях и др.). Исследования проводили А.З. Кузьмин, кандидат исторических наук, доцент, и студент заочного отделения Пензенского педагогического института Федотов. Объектом исследования стали учащиеся (более 150 чел.) старших классов средних школ с. Мочалейка, с. Кевдо-Мельситовка, с. Каменка Каменского района; с. Знаменка Иссинского района; с. Могилки Неверкинского района Пензенской области; с. Ильминка Никольского района; ученики 8 класса неполной средней школы с. Старые часы Кузнецкого района Пензенской области. Результаты анкетирования показали, что в учебных заведениях велась значительная антирелигиозная работа в форме атеистических бесед, лекций, вечеров, кружков, демонстрации химических опытов, показов научно-популярных фильмов соответствующей тематики и т.п. В каждой школе имелся уголок «Юный атеист». Ключевую роль в атеистической работе играла школа, определенный вклад в атеизацию сельского населения вносили местные группы общества «Знание». В то же время учащиеся отмечали, что не хватает атеистической литературы, недостаточно используются средства наглядной агитации и др. Многочисленны были предложения ввести в школьный курс предмет «Основы научного атеизма». Однако А.З. Кузьмин в аналитической справке писал: «…Успокаиваться на достигнутом нельзя: наличие, пусть небольшого количества учащихся, безразлично или не определивших своего отношения к религии, атеизму, роли религии в современном обществе, верящих в разного рода бытовые и религиозные пережитки, «вещие сны», равнодушное отношение к товарищам или знакомым, совершившим религиозные обряды, - это серьезная недоработка воспитания в коммунистической идеологии…»[6]. А.З. Кузьмин подчеркивал, что данная группа сельской молодежи является питательной средой для церковников и кадрами воспроизводства религии, могут стать добычей «ловцов человеческих душ». Действительно, в каждой школе 1-3 ученика из тех, кто заполнял анкеты (группы от 29 до 60 чел.), не читали атеистическую литературу; не смотрели атеистические фильмы, отрицательно относились к атеизму, не видели необходимости в атеистической пропаганде; изредка посещали молитвенные дома; считали, что религия помогает человеку; сомневались, что Бога нет, и т.д. Никто из учеников не читал журнал «Наука и религия». Особое внимание А.З. Кузьмин обращал на такой «тревожный» факт, что 50 учащихся заявили об отсутствии собственного мнения о Коране. В связи с этим предлагалось в учебном процессе и среди родителей «усилить работу по критике Корана и разоблачению всякого рода примет»[7].
Результаты анкетирования однозначно доказывали, что главным «распространителем» религии являлись семья, родственники, поскольку именно от них получили сведения о религии. Параллельное обследование 23 семей на предмет «живучести религиозного обряда крещения» в с. Поим и Ягановка Белинского района Пензенской области также подтверждало данный вывод. Средний возраст опрашиваемых составлял 30 лет. Члены 3 семей отнесли себя к верующим, 9 - к сомневающимся; 2 - посещали церковь; 4 - совершали молитвы; в 9 семьях имелись иконы; в 17 крестили детей. На вопрос «Как Вы сейчас оцениваете факт крещения?» в 1 семье ответили, что были убеждены в необходимости этого; в 13 - «крестили и чувствуем себя спокойно»; в 3 - «если бы не крестили, стали бы осуждать соседи, улица»[8].
В 1970-е гг. преподаватели местных высших учебных заведений начали регулярно проводить социологические исследования состояния религиозности населения, в том числе в сельской местности. Результаты были примерно одинаковыми и подтверждали, что у местного населения достаточно сильны значительные религиозные «пережитки»[9].
Таким образом, религиозность сельского населения Пензенской области вопреки широкомасштабной и системной атеистической работе имела довольно устойчивый характер. Социологические исследования свидетельствовали, что в сельских семьях религия имела прочные корни и условия к воспроизводству.
[1] Пензенская энциклопедия. Пенза - М., 2001. - С. 700. [2] К обществу, свободному от религии. М., 1970. С. 64. [3] Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 66. Л. 141. [4] ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 18. [5] Королева Л.А., Королев А.А., Соломадина Н.А., Гарькин И.Н. Религиозность населения Пензенского региона 1960-1980 гг. (по материалам социологических исследований) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. - 2009. - № 6. - С. 73. [6] ГАПО. Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 81. Л. 53. [7] ГАПО. Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 81. Л. 46. [8] ГАПО. Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 81. Л. 42, 56. [9] ГАПО. Ф. 148. Оп. 81. Д. 1417. Л. 97.Литература
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714.
- ГАПО. Ф. 148. Оп. 81. Д. 1417.
- ГАПО. Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 66.
- ГАПО. Ф. р-2392. Оп. 1. Д. 81.
- К обществу, свободному от религии. - М., 1970.
- Королева Л. А., Королев А. А., Соломадина Н. А., Гарькин И. Н. Религиозность населения Пензенского региона 1960-1980 гг. (по материалам социологических исследований) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. - 2009. - № 6. - С. 72-74.
- Пензенская энциклопедия. Пенза - М., 2001.
References
- Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). F. 148. Op. 1. D. 4714.
- GAPO. F. 148. Op. 81. D. 1417.
- GAPO. F. r-2392. Op. 1. D. 66.
- GAPO. F. r-2392. Op. 1. D. 81.
- K obshhestvu, svobodnomu ot religii. - M., 1970.
- Koroleva L. A., Korolev A. A., Solomadina N. A., Gar'kin I. N. Religioznost' naselenija Penzenskogo regiona 1960-1980 gg. (po materialam sociologicheskih issledovanij) // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. Zhurnal nauchnyh publikacij. - 2009. - № 6. - S. 72-74.
- Penzenskaja jenciklopedija. Penza - M., 2001.