ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Булгучев М.Х.
Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВО "Ингушский государственный университет"
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Аннотация
В статье обосновывается этап подготовки и определения практических шагов в создании крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) в соответствии с мотивацией аборигенов и природно-климатических условий каждого муниципалитета исследуемого региона. Сравниваются две логико-графические модели функционирования субъектов хозяйствования при различных организационно-политических условиях в стране.
После выбора специализации на основе профессионального опроса потенциальных товаропроизводителей предложена эффективная деловая структура, которая зависит от особенностей руководителя, а также от этапов жизненного цикла семейной фермы и варианты смены её владельца.
Ключевые слова: сельское хозяйство России, Республика Ингушетия, крестьянское (фермерское) хозяйство, размеры хозяйств, специализация.
Bulguchev M.H.
PhD in Economics, Professor, Dean of the economic faculty "Ingush state University"
THE PREPARATORY STAGE OF CREATING A PEASANT-FARMS IN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA
Abstract
The article explains the preparation stage and determines practical steps in the creation of peasant farms in accordance with the motivation of aboriginal and climatic conditions of each municipality of the investigated region. Compares two logic-graphic model of functioning of business entities at different organizational-political conditions in the country.
After you select specialization on the basis of a professional survey of potential producers proposed an efficient business structure, which depends on the characteristics of the head, as well as on stages of the life cycle of the family farm and options for change.
Keywords: Russian agriculture, Republic of Ingushetia, the peasant (farmer) economy, size of farms, specialization.
Республика Ингушетия (РИ) один из субъектов Российской Федерации (РФ), образованный в нынешнем статусе Постановлением Верховного Совета страны от 4 июня 1992 года. Ранее с 1934 года её территория находилась в составе Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (ЧИ АССР). Несмотря на столь быстро происходящие перемены сейчас, связанные с принятием Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", по доходу на душу населения она значительно отстаёт от предпоследнего по списку субъекта России. И это несмотря на то, что имеет богатые природные ресурсы, высокий предприимчивый темперамент аборигенов, избыток незанятой активной части населения – безработица составляет 57,7 % [5, с. 40] и зависит от сельскохозяйственного года.
Основными отрасли РИ являются – нефтедобыча и агропромышленный комплекс (АПК). На её угодьях в течение 100 лет (с 1915 г.) добываются углеводороды высшего качества. Но за это время она, будучи и в составе ЧИ АССР, постоянно считалась дотационной где-то на уровне 80 %, несмотря на то, что в некоторые годы добыча нефти достигала 1 млн. 350 тыс. тонн с примерно около 200 тысячным населением. "За истекшее столетие из недр Ингушетии выкачено 400 миллионов тонн высокооктановой нефти стоимостью 170 миллиардов долларов, десятки тысяч куб. м. буковой древесины для нужд оборонной промышленности, сотни тысяч тонн продукции сельского хозяйства и т. д." [4]. Простой подсчёт показывает, что от стоимости отгруженной нефти на социально-экономическое развитие этой территории оставили менее 1,0 процента.
Потенциальные сырьевые возможности горной части Ингушетии более два века назад исследовал российский учёный-химик и предприниматель Д.И. Менделеев. Сырьевые источники нашли, но перерабатывающая инфраструктура не создана до сих пор.
На наш взгляд здесь должна быть жёстко установлены и строго соблюдаться договорные отношения между Центром и регионами, в которых добываются углеводороды, другие полезные ископаемые.
Проблема Республики Ингушетия, как вновь созданного национально-территориального образования, усугубляется ещё и тем, что среди субъектов РФ, за исключением мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, она по плотности населения занимает первое место – 123,1 чел. на 1 кв. км [5 c. 12]. Поэтому вынуждена постоянно увеличивать закупки мяса, молока, муки, масла, сахара и иных продуктов в соседних регионах, вывозя огромную наличность. Удовлетворять другие потребности у населения остро не хватает денег.
Ускоренное развитие малых форм хозяйствования с упразднением института Государственных унитарных предприятий (ГУП) – в данном конспекте бывшие колхозы и совхозы, перерегистрированные под разными другими вывесками – преобразуя их в крестьянские (фермерские) хозяйства стимулируя частное предпринимательство, способствовало бы на наш взгляд решению целого ряда задач. В научной литературе они классифицируются на экономические, социальные, экологические, инновационные, информационные и институциональные. Методология исследования взаимосвязи и взаимовлияния их послужила бы графическая модель перевёрнутого треугольника (рис. 1).
При таком раскладе общественных институтов эти функции смешиваются воедино, где нет научно-обоснованных стратегий по тому или иному субъекту: всё превращается в идеологию обслуживания надстройки. То есть, социально-экономические отношения участников рыночного хозяйства ведут к необоснованной централизации общества, культивируя тем самым неэтичные проявления в обществе ("стукачество", "несунство" и пр.).
Рис. 1. Логико-графическая модель функционирования субъекта при доминировании политики над социальной сферой и экономикой
Абсолютно иным нам видится общественное развитие, когда по ниже представленному правильному треугольнику (рис. 2) на основе единой политики в стране, каждый субъект сам разрабатывает прогнозы и строит экономическое и социальное благополучие, уверенный в завтрашнем дне.
С такой формой расположения производительных сил и производственных отношений появляются возможности не только для создания современного механизма свободного производства материальных благ (оказание услуг), но и систему разумного и справедливого распределения и перераспределения ресурсов. "В некоторых северокавказских республиках 80 % и более объёмов производства продукции приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ) граждан" [1, с. 12]. Хотя по Закону РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [3] эти типы хозяйств не являются товарными.
Рис. 2. Логико-графическая модель функционирования субъекта при развитии социальной сферы и экономики на основе единой политики государства.
Как принято в мировой практике каждая страна обеспечивает субъектам: во-первых, территориальную целостность; во-вторых, военную безопасность; в-третьих, поддержку социальной сферы. А насколько благополучно будет развиваться тот или иной субъект в экономическом плане зависит от него самого. Но при обязательном соблюдении объективных, основанных на экономических законах, взаимоотношениях Центра и региона.
Несправедливо на наш взгляд считать субъект, имеющий на территории богатые запасы природных ресурсов, второсортным, точнее дотационным с постоянно запущенной производственной и социальной инфраструктурой, не оставляя ему и полпроцента на капитализацию экономики. Поэтому из-за экстенсивно выкаченной в больших объёмах нефти в последние два десятилетия в Малгобекском районе и г. Крабулаке Сунженского района, где в основном и добывалась нефть, стремительно растёт количество оползневых зон, которые создают опасность для проживания десяткам тысяч людей. Власти тратят возможные материально-финансовые ресурсы на переселение их в менее безопасные места: построили сельские поселения Берд-Юрт, Зязиков-Юрт, Новый и др.
Три района ЧИ АССР (Малгобекский, Назрановский и Сунженский) с общим размером земельной площади 3,6 тыс. кв. км [5, с. 12] составили РИ как субъект РФ. После от Сунженского района отпочковался Джейрахский район с чуть более трёх тысячным населением. Но относительно богатым оказался Назрановский район, на территории которого углеводороды не добывались вообще, а население занималось сельскохозяйственным производством.
Таким образом, складывающиеся внутри и вокруг РИ условия должны быть использованы на развитие малого предпринимательства в АПК с учётом национальных комплексов аборигенов. Методология организации такого направления нами выбрана после опроса местного населения с уточнением специализации и концентрации семейных ферм.
Выбор и методологической основой построения системы управления организацией является формирование миссии, что в переводе с английского языка означает видение – будущее предприятия. Поэтому при разработке специализации фирмы с анализом и синтезом проблемы, учитывая перспективу, предпринимателю необходимо перед тем, как проводить консультации со специалистами различных профилей (организационных, отраслевых, социальных, технических) ответить себе на основной вопрос – зачем он это делает?
По данным монографических исследований отечественных учёных под специализацией понимается сосредоточение деятельности предприятия на производстве определённого вида продукции или оказания услуг. Но в последнее время предприниматели всё больше задумываются не только над экономической или управленческой деятельностью, но и заинтересованы проблемами социального содержания. Это стало возможным благодаря современным средствам коммуникации, чтобы показать в обществе (предприятие, муниципалитет, регион и т. д.) персонифицированный имидж работающих рядом людей. Получая положительную оценку, начиная с окружающего контингента, предприниматель обеспечивает снижение зависти к своей коммерческой деятельности, открытость для посещения представительных, административных, банковских, страховых и других организаций, формируя основу для возможного участия в выборных компаниях.
В ныне действующих сельскохозяйственных предприятиях специализация определяется методикой расширения одной или нескольких отраслей, сокращая параллельно другие. На наш взгляд в практической деятельности немаловажную роль в формировании специализации и размеров фермерских хозяйств играют деловые качества и возраст руководителя и его семьи. Необходимо учесть и момент, когда придётся сменить владельца предприятия, а также выявить, насколько реально он отражает ожидания семьи. В законодательстве РФ подчёркивается, что эти типы хозяйств создаются на основе семейно-родственных связей.
Наше интервьюирование владельцев фермерских хозяйств РИ и их будущих потенциальных коллег показало, что многие из них на практике готовы заняться в собственном хозяйстве несколькими видами деятельности: от двух до семи направлений, даже и не смежными. Видимо, это связано с тем, что в РИ не хватает продуктов – они завозные, имеют большой спрос и соответственно на них высокие цены. Далее мы узнаём, чем больший практический опыт имеет фермер, тем он более скромен в своих высказываниях – заниматься одновременно несколькими видами деятельности или ограничиться одной-двумя. Чтобы окончательно стал вопрос в рыночные рамки, необходимо время, когда в полной мере заработает механизм здоровой конкуренции. Среди опрошенных нами 84 фермеров в разных районах и различных специализаций (7,3 %), а также 54 человек будущих их коллег, всего 6 фермеров и 3 кандидата в фермеры хотели заниматься одним направлением: 8 – производством зерна и 1 – садоводством. От числа интервьюированных респондентов это составляет 7,1 % и 5,6 % соответственно.
Около 75 % опрошенных фермеров желали заниматься животноводством мясного и (или) молочного направления.
После выбора специализации наиболее эффективная деловая структура зависит от особенностей руководителя, а также от этапов жизненного цикла семейной фермы. В начальный период предлагается нижеследующая структура этапов принятия управленческих решений (рис. 5).
Рис. 5. Формирование структуры управления будущей семейной фермы
Подобная схема удобна и тем, что многие преуспевающие фермеры задумываются о том времени, когда им придётся отойти от дел на заслуженный отдых и передать хозяйство потомкам. Это сложный вопрос, так как далеко не все молодые люди стремятся быть фермерами. Поэтому можно подумать о том, с кем бы до наступления того периода объединить активы своего хозяйства.
Рассмотрим более подробно роль отдельных факторов, влияющих на выбор специализации и управленческую структуру.
По метеорологическим условиям территория РИ разделена на четыре сельскохозяйственных района и находится в зоне рискованного земледелия. Температура воздуха часто варьирует от средних установившихся многолетних норм со значительными отклонениями, особенно в летний период. Учитывая также низкую урожайность зерновых культур и мотивацию местного населения, на данный момент эффективней развивать животноводство молочного и мясомолочного направлений. Климатические условия, особенно Малгобекского и Сунженского районов, являются благоприятными для производства кормов сеянных, естественных трав и фуражного зерна. Выращивать товарное зерно, картофель и овощи открытого грунта рациональней в хозяйствах Назрановского района. В Джейрахском районе нет пашни и фермерских хозяйств, поэтому при последующих расчётах размеры индивидуальных хозяйств не рассматриваются.
Из обследованных нами на 15 мая 2014 г. 1154 фермерских хозяйств Республики Ингушетия 861 (74,6 %) имели животноводческое направление: молочное и мясомолочное – 616 (53,4 % от числа общих и 71,5 % от числа животноводческих хозяйств), и мясное – 245 хозяйств (21,2 % и 28,5 % соответственно). Площади угодий в среднем составляют в молочных 24, молочно-мясного 28 га и мясного 32 га.
Как показывает статистика, численность сельского населения (59,6 %) республики больше городского (40,6 %) [5, с. 22]. Но в расчётах по определению потребностей фермерских хозяйств в необходимых работниках следует учитывать и часть городского населения, так как потенциально и горожанин может стать фермером. Здесь нужно установить дефлятор, по которому можно определять примерное соотношение потенциальных сельских и городских фермеров.
Мониторинг миграции населения последних лет благоприятствует активному развитию всего экономического потенциала Республики Ингушетия, в том числе её традиционную отрасль – сельское хозяйство. Относительные колебания выбытия населения значительно меньше, чем приток. Большая доля в этом падает на показатели миграции в пределах России, то есть на межрегиональную миграцию. А среди стран Содружества независимых государств – на Казахстан, где проживает большое количество ингушей со времени депортации.
Численность одной семьи в Ингушетии составляет 5,4 человека. В структуре всего населения по возрастным группам на начало 2014 года самый большой процент (по 9,5) занимали 20-24 и 25-29 летние [5, с. 22]. Среди сельского населения выше и рождаемость.
Прежде чем рассчитать размеры фермерских хозяйств, организуемых в трёх районах (кроме Джейрахского) и двух городах (Назрани и Карабулаке) необходимо, на наш взгляд, привести ещё ряд дополнительных показателей, определяющих уровень развития производительных сил. Это нормативная или сложившаяся хронометражная нагрузка на одного работающего в разных типах хозяйств, включая личные подсобные хозяйства граждан. А также возможная норма рентабельности.
После того, как в указанных населённых пунктах основной специализацией фермерских хозяйств определено животноводство молочного, мясомолочного и отчасти мясного направления, наш опрос показал, что фермеры в Республике Ингушетия хотели бы содержать один из следующих трёх типов хозяйств: 27 голов молочного (25 %), 41 голов молочно-мясного (22 %) и 54 голов мясного направления (18 %) .
Таким образом, можно заключить – основной продукцией фермерских хозяйств на ближайшую перспективу в Ингушетии будет молоко и мясо, а примерные их размеры следующие:
- ферма на 27 коров со шлейфом (всего 42 голов);
- ферма на 41 коров со шлейфом (всего 64 голов);
- ферма на 54 коров со шлейфом (всего 86 голов) [2, с. 18].
Литература
- Булгучев М.Х. Сравнительный анализ социально-экономического потенциала Республики Ингушетия для развития фермерского производства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. Т. 6. № 1 (19). С. 12-16.
- Булгучев М.Х. Механизм создания и функционирования крестьянско-фермерских хозяйств. Международный научно-исследовательский журнал № 3 (45) – 2016. Часть 1 – Март. С. 18-23.
- Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ (дата обращения: 21.02.2016). – Загл. с экрана.
- Письмо депутата Верховного Совета РФ Б. Богатырёва на имя президента Б.Н. Ельцина. Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://mehkkhel.org/pismo-prezidentu-rossijskoj-federa.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия. Статистический ежегодник "Ингушетия в цифрах". – Магас, 2014. – 212 с.
References
- Bulguchev M. H. Comparative analysis of the socio-economic potential of the Republic of Ingushetia for the development of farm production // Bulletin of Kazan state agrarian University. 2011. Vol. 6. No. 1 (19). P. 12-16.
- Bulguchev M. H. The Mechanism of creation and functioning of farms. International research journal No. 3 (45) – 2016. Part 1 – March. P. 18-23.
- The RF law "On peasant (farmer) economy" No. 74-FZ of June 11, 2003, Electron. text Dan. – Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ (accessed: 21.02.2016). – The ingestion. screen.
- The letter of the Deputy of the Supreme Soviet of the Russian Federation B. Bogatyrev addressed to President B. N. Yeltsin. Electron. text Dan. – Access mode:http://mehkkhel.org/pismo-prezidentu-rossijskoj-federa.
- Territorial body of Federal state statistics service of the Republic of Ingushetia. Statistical Yearbook "Ingushetia in figures". – Magas, 2014. – 212 p.