НАНОГОРОД: ПЕРСОНАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОЖАНИНА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.188
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Лапшина Е.Г.

Кандидат архитектуры, профессор, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

НАНОГОРОД: ПЕРСОНАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОЖАНИНА

Аннотация

В статье изложены элементы динамической концепции архитектурного пространства, базирующейся на исследовании движения как основного принципа организации архитектурного пространства. Архитектурное пространство трактуется как поле напряжения, полюсами притяжения в котором становятся значимые социальные центры, существующие длительное время или настроенные на ограниченное время использования и периодически перемещающиеся по территории. Рассматривается персональное архитектурное пространство как поле напряжения, создающее потенцию движения отельного человека в окружающем мире в соответствии с его смысловыми центрами. Дано понятие наногорода.

Ключевые слова: архитектурное пространство, движение человека, смысловой центр.

Lapshina E.G.

PhD in Architecture, professor, Penza State University of Architecture and Construction

NANOTOWN AS A PERSONAL ARCHITECTURAL SPACE OF TOWNSMAN

Abstract

The article outlines the some points of a dynamic conception for the architectural space. This conception includes analyze of human action as base principle for architectural space construction. We understand the architectural space as field of power points. Power point is some main social center. It may exist at local territory all time or not always. So it may be mobile. It may be moving across the territory from one point to another.  The article gives some analyze of personal man architectural space too. This kind of townsman space is constructing as “nanotown”.

Keywords: architectural space, human action, main social center.

В рамках предлагаемой нами динамической концепции архитектурного пространства важна роль движения человека в окружающем его мире. При этом должен рассматриваться как сам факт его жизнедеятельности, так и результат его пространственного творчества.

Рассматривая динамику городского пространства, прежде всего принято выявлять причины и силы, движущие всевозможные потоки людей, это привело нас к возможности определения архитектурного пространства как поля напряжения. Его полюсами притяжения становятся значимые социальные центры, существующие длительное время или настроенные на ограниченное время использования, которые, кроме того, периодически перемещаются в пространстве. Постоянные центры формируют, соответственно, определенные фиксированные сакральные места той или иной эпохи, культуры. Примерами являются Мекка или Иерусалим как центры мировых религий. Существуют географические центры материков, например, современная  Астана выстроена как центр Евразии. Столицы государств являются центрами политической и административно-экономической власти, выделяют центры промышленных районов, такие как места добычи нефти или газа и т.п.

Примерами временных цетров служат олимпийские деревни как спортивные центры, перемещающиеся из одного места (страны) в другое, или экспоцентры как выставки достижений науки, искусства, новейших технологий и других отраслей хозяйственной и социокультурной деятельности народов (рис.1).

image002

Рис.1. Смысловые центры, изменяющие местоположение во времени – ЭКСПО.

Таким образом выделяются места, обладающие определенной природной или социальной силой в рамках мирового сообщества. Как представляется, сегодня подобное динамичное поле смысловых центров или полюсов можно выделить не только на определенном пространственном уровне – планета, страна, область, город, но так же рассматривать его как персональное архитектурное пространство человека.

Для каждого жителя города, страны, планеты можно представить пространственную структуру, содержащую некие смысловые единицы. Такое персональное архитектурное пространство являет собой поле напряжения, полюсами которого служат выделяемые каждым человеком значимые для него места. Оно постоянно трансформируется, в любой отрезок времени отмечая среди прочих особо важный центр, полюс, место притяжения. Персональное архитектурное пространство включает разные пространственные уровни – локальный: жилой район, город, область,- глобальный: страна, материк, планета (рис.2).

image004

Рис.2. Наногород и персональное архитектурное пространство человека.

На уровне города персональное архитектурное пространство как поле смысловых центров может рассматриваться в качестве своего рода «наногорода», который выстраивается в виде пространственной структуры, включающей разные уровни:

       1 уровень - мой дом, дом моего кумира, место реализации творческих потенций и пр.;

       2 уровень – дом моих друзей, путешествие -дорога, виртуальный мир;

       3 уровень - места бытового обслуживания - магазин, баня, аптека, и пр.

Смысловые центры или фокусы в поле смыслов человека, существующего в рамках современной такая зависимость не обязательна. Предположим, что наиболее значимым местом в жизни человека является его дом, жилище. В этом центре сосредоточена его жизнь большей частью. Аналогично по силе притяжения и место самореализации творческой личности, как правило, посещаемое ежедневно. Оно - центр воздействия на окружающих, где сосредоточена власть человека над миром, окружением. Но выше его по значимости может стать другой центр, имеющий важное духовное значение. Для члена традиционных религиозных сообществ это, как правило, сакральный центр – храм, может быть недостижим физически, но всегда служит центром притяжения в поле смыслов человеческого бытия.

Приняв персональное архитектурное пространство как наногород, существующий для каждого отдельного человека, можно и собственно город рассматривать с других позиций. В современной науке утверждается взгляд на человека как на активную составляющую всей природы в целом, искусственного мира, им создаваемого и называемого архитектурным пространством.

В данном случае сделана попытка рассмотреть человека в процессе образования архитектурной формы как центральную фигуру, которая активно воздействует на архитектурное пространство. Человека генерирует, порождает его своим присутствием в мире, определяет законы его формообразования своей собственной природой: как телесными возможностями и потребностями, так и мыслительными способностями. Нами было показано [1], как порождается пространственная форма в архитектуре движением человека в своем окружении. Было выявлено, что существующий в рамках техноцивилизации человек движется по-другому, выражает иные смыслы и выстраивает иной мир, отличный от мира, архитектурной среды традиционных сообществ.

Для человека техноцивилизации прожить даже один день, опираясь лишь на свои природные каналы принятия информации, почти невозможно. Он постоянно привязан к приборам сканирования как ближнего, так и дальнего окружения, часто - планетарного уровня: от видео- и аудио- спутниковой связи с реальными людьми до встречи с образами персон виртуальных сообществ. В таких условиях важной становится, прежде всего, скорость установления связи как с ближним, так и с дальним окружением. При перемещении к реальным местам, центрам, зонам также важна скорость, которая обеспечена техническими средствами передвижения. Высокая скорость перемещения в пространстве не настроена на созерцательность, и мелкие детали пластического решения архитектурной формы просто смазываются в ряду постоянно меняющегося зрительного кадра, выливаясь в коллажность, фрагментарность восприятия, появление неожиданных ракурсов, недоступных при перемещении по земле естественным для человека образом – пешком, верхом, на конке.

Такая принципиальная разница в восприятии приводит к смене архитектурных образов, олицетворявших неподвижность, вечность в архитектуре классической, настроенной на созерцательность. Возникают образы, выливающиеся в мгновение, в коллаж, крупномасштабные формы, которые сами становятся динамичными, мобильными и трансформирующимися - подобными живому существу. Вертикаль здания как высотный ориентир становится динамичной, например - с вращающимися вокруг оси фрагментами, постоянно меняющимся силуэтом. Естественны и привычны не только перспективные виды с низкого горизонта, но и городские панорамы с высоким горизонтом, доступные для восприятия в процессе взлета или полета. Лабиринт городских улиц уже не плоскостной, а трехмерный, ведущи в переплетение экскалаторов и скоростных лифтов городских Сити.

Продолжая развивать это утверждение, можно предположить, что изменившись сам, человек изменяет и город, в котором он движется, живет. Если рассматривать человека как самую малую частицу общества, создающего свой мир, а сообщество людей, живущих по соседству с этим человеком - как среду его обитания, введя понятие «наногород», характеризующее персональное архитектурное пространство,  можно предположить, что подобно тому, как на уровне нанотехнологий меняются свойства материалов,  так и изменения, происходящие с человеком техноцивилизации, являющегося современным жителем городов, порождают социум с другими свойствами, формирующий соответствующую архитектурную среду, отличную от исторически сложившейся архитектурной среды городского пространства.

 

Литература

  1. Лапшина Е.Г. Динамические свойства архитектурного пространства: моногр. / Е.Г.Лапшина.- Пенза: ПГУАС,2014.- 189 с.

References

  1. Lapshina E. Dynamic properties of architectural space.- Penza: PSUAC, 2014.- 189 p.