МЕТАФИЗИКА ПРИРОДНЫХ АРХЕТИПОВ КУЛЬТУРЫ: ДИНАМИКА И СТАТИКА – ГАРМОНИЯ ДИСГАРМОНИЧНОГО

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.010
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

 Абрамов М.А.1, Богачев И.А.2

1 ORCID: 0000-0003-3642-3067, Профессор, доктор культурологии; 2 ORCID: 0000-0001-8139-5355, Доцент, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»

МЕТАФИЗИКА ПРИРОДНЫХ АРХЕТИПОВ КУЛЬТУРЫ: ДИНАМИКА И СТАТИКА – ГАРМОНИЯ ДИСГАРМОНИЧНОГО

Аннотация

В статье представлен авторский анализ семантической связи морфологической метаструктуры художественного текста и его эмоционально-смысловой наполненности, проявленной в паттернах золотого сечения и зеркальной симметрии. Таким образом прослеживается связь структурно-количественного и эмоционально-качественного планов художественного текста. Данный анализ обобщает метафизический опыт исследования паттернов метаструктуры на полном объёме лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Результаты проведённого исследования дают материал для критериальной оценки произведений литературы и искусства.

Ключевые слова: золотое сечение, зеркальная симметрия, интравертность, экстравертность, интертекстуальное пространство.

Abramov M.A.1, Bogachev I.A.2

1 ORCID: 0000-0003-3642-3067, Professor, PhD in Culture Studies; 2 ORCID: 0000-0001-8139-5355, Associate professor, Federal state Military Educational Institution of the Higher Vocational Training «Saratov Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»

METAPHYSICS OF NATURAL ARCHETYPES OF CULTURE: DYNAMICS AND STATIC - HARMONY OF DISHARMONIOUS

Abstract

The article presents the author's analysis of the semantic link morphological metastructure of text without emotional and semantic content, manifested in the patterns of the golden section and mirror symmetry. In the article observe a correlation of structural-quantitative and qualitative-emotional plans of a literary text. This analysis summarizes the experience of metaphysical studies metastructure patterns in the full lyrics A.S. Pushkin and M.Ju. Lermontov. The results of the study provide material for evaluation criterion texts of literature and art.

Keywords: golden section, mirror symmetry, introversion, extroversion, intertextual space.

 

Существование гармонической связи бытия, и, соответственно, культуры, в их различных проявлениях предполагали такие гении как Пифагор, Фидий, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Сергей Эйзенштейн. Проявление этой связи все они усматривали в пропорции золотого сечения. Это отношение является абсолютной пропорцией, дающей бесконечный ряд симметричных отношений. Математически золотое сечение выводится как 23-03-2016 09-58-51. Полученное иррациональное число обозначается греческой буквой φ, оно приблизительно равно 0,6180339. Золотое сечение -  такое уникальное пропорциональное деление целого, когда его большая часть находится в такой же соотнесенности к целому, как меньшая часть к большей. Каждая из "золотых" частей целого может быть вновь разделена в золотой пропорции и так до бесконечности, причем большая часть нового деления будет совпадать с меньшей частью предыдущего. Таким образом, в смысловой и формальной структуре произведения искусства может быть проявлена гамма золотых пропорций, когда можно говорить о ряде золотого сечения

23-03-2016 09-57-46

обладающем аддитивным свойством (от лат additivus – прибавляемый):

23-03-2016 09-58-01

Говоря иначе, отрезок можно последовательно делить на разные числа, но только в одном случае сложение полученных результатов будет равно целому, - в случае золотого сечения. Золотое сечение – такое деление, когда части делимого сохраняют аддитивное свойство; уникальная пропорция, дающая симметрию отношений.

Известно немало примеров присутствия в одном и том же тексте зеркальной симметрии и золотого сечения. В качестве примеров приведём тексты лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Для таких произведений пушкинской лирики характерно наличие динамично развивающегося сюжета, сочетающееся с своеобразной монументальностью повествования, которую передают славянизмы, иногда с «высоким штилем». Это разделенные по смыслу на равное число строк произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Зимний вечер», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Феодор и Елена», стихотворение «К Ксенофану Колонфскому», которое разделяет пополам момент зеркальной симметрии, приходящийся на середину строки, стихотворение «Пророк», в котором ярко выражен феномен приблизительной симметрии. Для стихотворений М.Ю. Лермонтова со смыслопередающими рядами золотого сечения это «Смерть поэта», «Бородино», «Дума», «Родина», «Последнее новоселье». Для стихотворений, где золотое сечение и зеркальная симметрия присутствуют вместе это то же «Бородино», «Сон», «Жалобы турка». Объединяет стихотворения с различными метаструктурными паттернами проявленное в них в той или иной мере катарсическое начало, начало жизненной правды. И, не случайно, что в тех стихотворениях, где присутствуют смыслопередающие ряды золотого сечения (где точки золотого сечения не единичны) и те, где золотое сечение присутствует вместе с зеркальной симметрией, катарсическое начало представлено с особой силой. Золотое сечение в текстах можно назвать знаком рационального и действенного восприятия и отображения истины их авторами.

Во всех упомянутых лирических текстах мы наблюдаем с той или иной точностью различные проявления одной формулы единства золотого сечения и зеркальной симметрии. Применив коэффициент φ/1, мы получим следующее соотношение, объединяющее зеркальную симметрию и золотое сечение: φ2 · 2 = φ + φ4 или 2 - (φ2 · 2) = 2 - (φ · φ4), т.е. 2φ+(φ+φ4) = (φ+φ2) · 2, или 2=2.  

Следовательно, если 2φ+(φ24)=2, а φ+φ2=1, то они соотносятся как 2:1 или как 2/3 к 1/3.

Итак, φ22 = φ+φ4.

Следовательно, если принять каждое из этих соотношений за 0,5 текста, а их вместе взять как 0,5=0,5, то в данном случае φ4»19,12% от 0,5 текста, а φ»80,88% от 0,5 текста. Таким образом, всё данное соотношение можно приблизительно представить как 25% + 25% = 40% + 10%. Таким образом, деление текста в золотом сечении, сочетающемся с зеркальной симметрией можно приблизительно выразить как совмещение в нем четвертичных и десятичных частей. Итак, гармонические отношения в данном случае, возможно, представляют закономерное выражение ритма и рифмы на уровне метаструктуры текста, но на возвышающемся над простой ритмичностью и над простой рифмовкой, достигающем подсознания, уровне творческого вдохновения.

Однако, золотое сечение глубже по своей сути, чем структурно-смысловое деление текста, так как оно часто очерчивает логику текста, начиная его первой и заканчивая его последней строкой. Значит, смысловая функция восходящего и нисходящего рядов золотого сечения определяет его структурные проявления.

Что касается иррационального золотого сечения, выражающего динамику и рациональной зеркальной симметрии, которая выражает статику, то в структурном единстве этих прогрессий глубокий смысл, заключающееся в том, что сохранение устойчивого равенства немыслимо без возможности роста, а устойчивый рост невозможен без равенства соотношений.

То, что зеркальная симметрия математически выражается через золотое сечение, а золотое сечение через зеркальную симметрию математически не выражается, свидетельствует, что онтологически первична динамика (семантическое значение золотого сечения), а не статика (семантическое значение зеркальной симметрии). Это свидетельствует и о том, что зеркальная симметрия является гармоническим отношением, также, как и золотое сечение, а также о первичности гармонии в мироздании, о его устремлённости к умножению блага. Это очень оптимистичное откровение, переданное во множествах образов живой и неживой природы, в многочисленных образцах природного и человеческого творчества.

Золотое сечение в природе и в технике обозначает чистую функциональность, эффективность, независимо от этической природы. Применительно же к человеческому сознанию, внутреннему миру, оно приобретает этическую окраску, так как эффективность применительно к человеку оказывается неразрывно связанной с нравственностью, нравственными категориями и идеальной целенаправленностью человеческого действия. Это – своего рода проектный каркас идеальной природы, выраженный в материальных носителях. Но таковым золотое сечение остаётся, пока оно не употребляется осознанно, по человеческому произволу.

Если в природе внешней по отношению к людям произвол оказывается связан с безответственностью, стихийностью, бессознательностью её сил, то применительно к человеку может быть наоборот, - произвол зачастую бывает связан с человеческим сознанием. То есть, при поверке гармонии алгеброй в человеческом творчестве, ускользает нравственная причина гармонии. В объективном же мире, напротив, гармония оказывается связана с осознанностью и ответственностью. Механика оказывается несостоятельной, если её применяют к субъективному миру безотносительно его качественного содержания («сознательное» применение золотого сечения в творчестве), и не выражает его глубины. Таким образом, к внутреннему миру человека применимы, прежде всего, качественные критерии творчества и оценки. По мере того как они утрачивают качественно-эмоциональную окраску, они теряют свою суть. В объективном же мире суть теряется вне количественных характеристик, выступающих необходимой конкретизацией добросовестного (качественного) отношения человека к миру.

Золотое сечение – это такой переход от содержания (смысла, сути) художественного произведения к его эстетическому оформлению, подчёркивающему единство субъективного и объективного мира, когда сохраняется потенциал развития художественного произведения, его продолжения читателем или зрителем в своём воображении или в своей жизни. Это – своего рода символ, что произведение имеет объективную значимость, когда творчество уже не чисто индивидуально, но переходит в сотворчество. Золотое сечение обозначает возможность перехода от текста в интертекстуальное пространство и вариаций в развитии сюжета. Внутри произведения золотое сечение выражает единство в многообразии (гармонию). Вне же текста произведения это качество выражается в объективной привлекательности образа не только для автора, но и для других людей, что обусловливает возможности его уже самостоятельного существования, дальнейшего развития и, в той или иной мере, определяет харизматичность произведения.

Золотое сечение – пропорция всеединства: единства текста и жизни, автора и читателя, художника и зрителя, когда сюжет, завершённый на уровне индивидуального творчества, имеет дальнейшую перспективу восприятия, осознания и продолжения читателем или зрителем. Это свидетельствует о безусловно экстравертной и динамичной природе золотого сечения в художественном тексте. В этой связи, для таких текстов закономерны выражения оптимизма (пусть даже и в своеобразной, морализаторской форме), так как уныние и отчаяние – это замкнутость, интровертность, статика, тогда как оптимизм (который, впрочем, может быть суровым и выраженным не напрямую, а косвенно – в морализаторском подтексте) предполагает определённую экстравертность, раскрытие внутреннего мира в активном действии. Вывод, как уже было сказано, за автора художественного текста может сделать читатель (зритель), и эта перспектива предполагается структурно-смысловым посылом золотого сечения в художественном тексте.

В этой связи зеркальная симметрия, как выражение интровертности и статики противоположна золотому сечению как выражению экстравертности, открытости, динамики, импульса к активному сопереживанию со стороны читателя, зрителя, к поиску выхода из изображённой ситуации (выводов).

Множественные проявления гармонических отношений в тексте – свидетельство его тщательной проработки автором, последовательно и глубоко проведённой линии связи субъективного сложного образа и его объективного – формально-текстуального выражения. В этой связи показателен феномен восходящих и нисходящих рядов золотого сечения в литературных произведениях. Это – явление, объясняющееся тем, что главные содержательные (и вместе с тем, переломные) моменты текста, естественным образом, приходятся на границы составляющих его частей: либо на их начало, либо на их конец, либо на то и другое вместе. Отсюда следует передача рядами золотого сечения основного содержания произведения. Главная функция золотого сечения в тексте – его подразделение на гармонически сочетающиеся, удобные для восприятия части. Остальные же функции золотого сечения являются производными от этой главной. Таким образом, явление передающих смысл текста рядов золотого сечения не заключает в себе некой мистики и объяснимо с научных позиций.

Литература

  1. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Статьи о музыке: Избранное. М.: Музыка, 1982. С. 119-156.
  2. Абрамов М.А. Структурно-статистический анализ паттернов золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворениях А.С. Пушкина (опыт квантитативной культурологии): Дисс. на соиск. уч. ст. канд. культурологии. - Саратов, 1999. - 185 с.

References

  1. Rozenov Je.K. Zakon zolotogo sechenija v pojezii i v muzyke // Stat'i o muzyke: Izbrannoe. M.: Muzyka, 1982. S. 119-156.
  2. Abramov M.A. Strukturno-statisticheskij analiz patternov zolotogo sechenija i zerkal'noj simmetrii v stihotvorenijah A.S. Pushkina (opyt kvantitativnoj kul'turologii): Diss. na soisk. uch. st. kand. kul'turologii. - Saratov, 1999. - 185 s.