ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В РАМКАХ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В РАМКАХ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Киселева Е.В.
Аспирантка ГАСК
Аннотация
Современная интенсификация глобализационных процессов, информационная экспансия, стремительная динамика социокультурных событий, актуализация проблем этнокультурного и этно-конфессионального взаимодействия и др., - все это ставит человека в стрессовые условия. К данному перечню причин стресса следует добавить такие как: нарастание страха перед надвигающимися экологическими катаклизмами, последствиями перенаселенности планеты, а так же усиление апокалипсических настроений и т.п. В этих условиях человек подвержен безпрецендентным психологическим, физиологическим перегрузкам и их необратимым последствиям. В силу данных и ряда других причин актуализируется необходимость введения в аналитический инструментарий комплекса наук о человеке (антропологии, этнологии, социологии, социальной и общей психологии и др.) специальных методов этнопсихологии. При этом, необходимым методологическим дополнением к этнопсихологическому (типологическому) подходу является этнофункциональный подход в психологии, который может быть использован в области воспитания (в т.ч. семейного), в сфере решения проблем на стыке демографии и культурной (социальной) антропологии, психотерапии, информационной безопасности и пр.
Ключевые слова: православная сеемая, этнофункциональный подход
Key words: orthodox family, ethniccultural approach
Учитывая тот факт, что во многом гармоничное развитие общества зависит от эффективности процесса наследования культурных ценностей (в т.ч. семейных), воспитание и среда, в которой растет ребенок и формируется его личность, безусловно, имеет огромное значение в последующей его жизни. При этом в восприятии им окружающего мира огромную значимость приобретает образная сфера, влияющая на психику ребенка. Отсюда чрезвычайную важность в его воспитании представляет фактор своевременного заполнения всех пластов в «психическом фундаменте» формирования личности ребенка. Актуальным, в данном случае, является использование этнофункционального метода в решении проблем психического развития человека (автор А. В. Сухарев).
Применение данного метода правомерно в негативных условиях проявлений этнонациональной неоднородности современного мира не только в этнокультурном, конфессиональном, информационном планах, но и в биологическом, климатогеографическом, эстетическом и др. Экспансия деятельности СМИ, шумовые и вибрационные воздействия транспорта, частота туристических поездок на дальние расстояния, активизация миграционных процессов, доступность восприятия инокультурных ценностей, возможность прямого соприкосновения с бытом дальних стран – все это оказывает чрезвычайно отрицательное действие на человеческий организм.
Этнофункциональный подход позволяет выстраивать соответствующие методы работы, системно учитывающие этническую, культурную и конфессиональную неоднородность современного общества, в том числе российского. При этом возможность его применения обеспечивается опорой на базовый принцип этнофункциональности и смежные с ним принципы развития, такие как: детерминизм и этнофункциональное единство микро- и макрокосма, что существенно важно для решения проблем психодиагностики, развития личности (и в том числе ребенка) в условиях современного «этнокультурного мозаичного» мира. Выявляя этнофункциональный психический дизонтогенез, этнофункциональный подход уже на стадии диагностики «определяет, в свою очередь, направление и характер проведения этнофункциональной психотерапии». При этом учитываются следующие проявления нарушений этнофункционального развития личности: «выпадение» и «задержка» каких-либо стадий этнофункционального развития личности позже оптимального возраста (природной (1-5 лет), сказочно-мифологической (2-5 лет), религиозно-этической (6-8 лет)). Кроме того, учитывались этно-дифференцирующая или этноинтегрирующая стадии.
В рамках этнофункционального подхода, А. В. Сухарев (автор этнофункциональной методологии), выявил некоторую закономерность в развитии и воспитании человека, а точнее определенные факторы и стадии данного процесса, которые в последующем влияют не только на развитие личности, но и на психическое состояние самого человека. В соответствии с теорией А. В. Сухарева, период благоприятного воспитания делится на несколько этапов. С самого раннего детства в воспитательный процесс закладывается тот «фундамент», на котором будет «строиться» вся дальнейшая жизнь и восприятие окружающего мира.
В каждой из вышеуказанных стадий имеются свои определенные возрастные рамки, так как восприятие ребенка и психика уже подсознательно настроены на получение данной информации. Без сказок и природного окружения у ребенка своевременно не формируется эмоционально-образное восприятие, что не может не сказаться негативным образом на развитии его личности. При этом следует отметить тот факт, что в оптимальном варианте развитие ребенка должно проходить в том месте, где он и будет жить в дальнейшем. Безусловно, не всегда в условиях современности возможно на практике предоставить идеальную ситуацию, в таком случае ребенка надо знакомить с природой и культурой своего этноса и в некоторой степени с культурой того народа, на чьей территории проживает семья ребенка. При этом, исходя из предложенной автором схемы разделения этнических признаков на четыре составляющие (климатогеографические; расово-биологические; культурно-психологические; трансцендентные) каждый человек с детства должен быть вписан в систему представлений, о культуре, ландшафте, религиозно-этических нормах своего этноса и своей родной страны.
Так, например, если иметь в виду мир сказок, то, безусловно, ребенка надо знакомить со сказками своего родного народа. При этом в раннем детстве это должны быть народные сказки, устный фольклор, а уже в более старшем возрасте (пятилетнем) могут появляться и авторские сказки. Все это в результате оказывает благоприятное влияние в течение всей его жизни на восприятие окружающего мира, эмоциональность и морально-духовную сферу.
Как показывает опыт исследования семейных традиций воспитания в отечественной культуре, именно соблюдение данной возрастной градации наиболее благотворно влияет на формирование и дальнейшее развитие личности, что чрезвычайно важно, учитывая распространенность симптомов тревоги, тоски, депрессии. По-мнению А. В. Сухарева, это результат влияния не только окружающей нас действительности, но и отголосок пропусков тех, вышеуказанных, этапов психического развития личности и тех обязательных норм психологического воспитания, которые, возможно, не в полной мере были несоблюдены. Ведущий тревожный аффект порождают воспоминания до 5 лет: это, возможно, отсутствие сказок, фольклорной музыки, избыток восприятия чуждых экзотических пейзажей и т.п. Между тем, формирование тревожного аффекта в такой форме продолжает процесс неорганичного восприятия ребенком окружающего мира на том или ином этапе его взросления. Так, зарождение тревоги может привести к депрессивной симптоматике, а это в свою очередь требует непростого и обязательного лечения (обычно путем «возвращения» в детство пациента, выявления отсутствующего этапа в воспитании и незамедлительного его восстановления), так как в данном случае «фундамент» психики пациента имеет некоторые «полости» и, если их не заполнить, то это может привести к полному разрушению.
Для выявления механизмов наследования культурных ценностей и традиций в рамках этнофункционального подхода было проведено исследование, в котором приняли участие 20 семейных пар в возрасте от 20-30 лет. Главным критерием данного исследования является уровень воцерковленности у представителей обследованных молодых семей: 1 уровень (10 семейных пар) составляют респонденты, которые только считают себя православными, но не соблюдают обязательных норм этики православного христианства (т.е. не исповедуются и не причащаются); 2 уровень (10 семейных пар) – респонденты, которые не только считают себя православными, но и регулярно исповедуются и причащаются. Целью данного исследования является показать, что семейные пары, относящиеся ко второму уровню воцерковленности в большей мере наследуют культурно-традиционные ценности, создают более крепкие семьи и у них выше уровень функциональной готовности к родительству, чем у семейных пар, православных по самоопределению. Исследование проводилось с декабря 2008 года по декабрь 2009 года.
В Таблице 1 приведены результаты данного экспериментально-психологического исследования:
Таблица 1.
Связь нарушений этнофункционального развития личности с уровнем воцерковленности
Кроме того, достоверно реже хотят иметь более трех детей в семье респонденты из группы православных только по самоопределению (20%, 3 чел.), по сравнению с теми, кто истинно воцерковлен, регулярно исповедоуется и причащается (90%, 18 чел.) (р<0,0001). Таким образом, более оптимальное этнофункциональное развитие личности, достоверно связано с желанием иметь количество детей, обеспечивающее воспроизводство населения.
Можно предположить, что более глубокое исследование личности при помощи этнофункционального структурированного интервью даст более точную информацию о личности человека, культуре, в которой он родился и воспитывался, его семье и многом другом в его менталитете. Данный вывод необходимо учитывать в дальнейших исследованиях.
В процессе проведенной экспериментальной работы было установлено, что семьи, в которых в той или иной степени слабо представлены православные культурные традиции, менее устойчивы к изменениям, которые обуславливают кризис семейных отношений.
В различные исторические периоды отношение к институту семьи претерпевало разного рода изменения, соотносясь с различными этапами исторической динамики практики культуры повседневности разных народов.
Современные процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменение культурно-ценностных приоритетов, образа жизни людей и др., - все это воздействует на институт семьи, который, в соответствии с принципом прямой и обратной взаимосвязи (т. н., «кольцевой» взаимозависимости), в свою очередь, оказывается не менее определяющим детерминационным фактором в жизнедеятельности мирового (в том числе отечественного) сообщества. Данный вывод находит подтверждение в концепционных рамках социологической школы XX века, выдающимся представителем которой является П. Сорокин. Ученый выступил в качестве апологета новой альтернативной социологии семьи, изучающей семью как социальный институт в рамках функционального подхода. В поисках универсальной сущности разных типов семей в культурно-исторической динамике мирового сообщества, П. Сорокин концентрирует внимание на обыденном аспекте рассмотрения семейной проблематики, на феномене семейной повседневной (домашней) жизни, на взаимосвязи социокультурных ролей членов семьи нескольких поколений, объединенных родством и институтом родительства. По-мнению ученого, характер воспитания должен соответствовать характеру окружающей среды, «духу господствующей культуры», типу социальной структуры того или иного общества.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: основные функции семьи заключены в воспроизводстве населения, накоплении и передаче опыта трудовой деятельности от родителей к детям, определенных форм и способов удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социокультурных) потребностей, системы навыков и умений в области воспитания детей и формирования определенных нравственных норм поведения, а так же конкретных принципов психологии отношений, охраняющих семейную ячейку от разрушений. Следовательно, только при сохранении целостности системы основных принципов трансляции семейных традиций, таких как: уважение к представителям старшего поколения, глубокой ответственности в воспитании младшего поколения, органичного наследования ценностей мировой культуры, (в том числе русской в контексте Православия), может способствовать становлению и сохранению полноценной семьи в условиях современного социокультурного кризиса, интенсифицирующегося в мировых масштабах.
Литература
- Сухарев А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию. – Учебное пособие. – М.: ГАСК, 2002. – 240 с.
- Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. – М.: Государственная академия славянской культуры, 2006. – 258 с.
- Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. – М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 576 с.
- Сухарев А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию. – Учебное пособие. – М.: ГАСК, 2002. – 76 с.
- Там же.
- Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. – М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 576 с.
- Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. – М.: Государственная академия славянской культуры, 2006. – С. 127-135.
- Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Тюгашев Е. А. Попкова Т. В. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2003. с. 260