ЭКРАНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гаврилюк А.П.1, Гаврилюк П.И.2
1Кандидат искусствоведения,
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов;
2Кандидат искусствоведения, профессор,
Санкт-Петербургский Государственный Университет
ЭКРАНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
Основная цель статьи обозначить особенности современных экранных произведений (в искусствах кино, телевидения, мультимедиа), также обратить внимание современных режиссеров на некоторые проблемы, возникающие при создании новых сложных экранных конструкций.
Ключевые слова: жанр, мультимедиа, телевидение, кино, эклектика.
Gavriluk A.P.1, Gavriluk P.I.2
1Associate professor,
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences;
2Professor,
St. Petersburg State University
SCREEN CREATIVITY TODAY
Abstract
The main purpose of the article indicate the characteristics of modern screen works (arts film, television, multimedia), also pay attention of contemporary directors on some of the issues arising from the creation of complex new screen designs.
Keywords: genre, multimedia, television, cinema, eclecticism
На мой взгляд, современное экранное произведение в своей основе напоминает мозаику, состоящую из отдельных, очень плотно прилегающих друг к другу частей.
Выбирая конкретный жанр, режиссер экранного произведения сознательно отсекает те жизненные проявления, которые не вписываются в стилистику того или иного жанра [1]. В настоящее время границы жанра несколько сместились и сегодня можно увидеть в одном произведении переплетение элементов самых различных жанров и даже видов. То, что сегодня называют смешиванием жанров, является, по мнению некоторых теоретиков кино, внутренней перестройкой жанров в связи с новыми творческими задачами. Исчезают определенные признаки жанров, точнее, конкретные, традиционные способы реализации жанровых требований. Что касается мультимедийного и телевизионного пространства, то чистые виды, например, телевизионных жанров встречаются крайне редко. И именно эклектика – смешение жанров - является спецификой телевидения сегодня, хотя эклектика определяет отсутствие единства, целостности [2].
Во все времена смешение жанров и стилей считалось дурным тоном. Но на современном этапе, можно утверждать, что это стало практически нормой. Если мы говорим о жанрах на телевидении в чистом виде, то разделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную. (Публицистика (от лат. Publicus – общественный, народный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам, событиям текущей жизни.
К жанрам информационной публицистики относят заметку ("сюжет"), выступление, интервью, репортаж; к жанрам аналитической публицистики – беседу, комментарий, корреспонденция, обзор; к жанрам художественной публицистики – зарисовку, очерк, эссе, фельетон, памфлет [3].
Если же говорить о мультимедиа как новом авторском, синтетическом творческом средстве воздействия на человека, то его элементы активно входят в кино и на телевидение, и чаще становятся своеобразными кирпичами для создания более сложных экранных конструкций [4]. Например, телевизионные практики называют передачами, программами, видеоканалами. Один из способов соединения различных, чаще тематически связанных между собой, однако достаточно независимых, автономных – это журнал. Наряду с последним существует телемарафон, а также всевозможные шоу, игры.
Многокомпонентность экранного искусства подразумевает и многокомпонентность стилистического решения. Поэтому главным правилом кино и телевидения является правило единства стиля. Исследователь Чахирьян Г. П. в книге «Изобразительный мир экрана» пишет: «К стилю произведений изобразительных искусств предъявляется одно категорическое требование, а именно единство стиля всех его частей – органическое сочетание характерных для его содержания выразительных средств» [5, 157].
Жанр определяет и стилистику поведения в кадре. Попробуем это аргументировать. Используем параллель жанр-стиль (поведение человека в кадре, его внешний вид), соотнесем эти понятия. В шестидесятые годы каждого журналиста, который работал в кадре, называли «комментатор». Со временем основные «амплуа», в которых журналист появлялся перед телезрителями определились точно. В книге "Телевизионная журналистика" утверждается: «Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила специализации; смешивать их было бы не профессионально» [3, 216]. По мнению авторов книги «Телевизионная журналистика», практика отечественного телеэкрана редко позволяет увидеть «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «перехода» на другую роль. Скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют попеременно обязанности интервьюера, модератора, не говоря уже о непременном редакторском участии в подборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы каждый миг передачи отвечал законам жанра. Например, интервьюирование не смешивалось с комментированием. Так как некоторые понятия в мультимедиа на сегодня неустойчивые, так и в телевизионном экранном творчестве журналист находится в поиске и экспериментирует в разных амплуа в рамках одной программы.
Подводя итог, можно сказать, что современный продукт экранного творчества (будь то кино-, теле- , мультимедиа искусство) эклектичен и мозаичен.
Литература
- Муриан В. Жанр, как внутренняя форма фильма // Жанры кино. – М.: Искусство, 1979.
- Гаврилюк А. П. Жанр в контексте исторического развития телевизионного искусства (на примере телевизионного пространства России и Украины, 1950-2005 гг.) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09/ А. П. Гаврилюк ; науч. рук. Н. Н. Громов; СПб. Гум. ун-т проф., каф. искусствоведения. -СПб., 2006.-175 с. -Б.ц. Специальность 17.00.09 - теория и история искусства.
- Телевизионная журналистика [Текст] / Под ред. А.Я.Юровского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 237 с.; 2-е изд., перераб. и доп., 1998. – 288 с.
- Искусство мультимедиа. Мультимедиа и творчество / ред. В. Д. Сошников, А.В. Денисов, И.И.Югай - Том. Выпуск 56. - Сер. Новое в гуманитарных науках
- Чахирьян Г. П. Изобразительный мир экрана.– М.: Искусство, -1977.- 256 с.
References
- Murian V. Zhanr, kak vnutrennjaja forma fil'ma // Zhanry kino, -M.: Iskusstvo, -1979.
- Gavriljuk A. P. Zhanr v kontekste istoricheskogo razvitija televizionnogo iskusstva (na primere televizionnogo prostranstva Rossii i Ukrainy, 1950-2005 gg.) : dis. ... kand. iskusstvovedenija : 17.00.09/ A. P. Gavriljuk ; nauch. ruk. N. N. Gromov; SPb. Gum. un-t prof., kaf. iskusstvovedenija. -SPb., 2006.-175 s. -B.c. Special'nost' 17.00.09 - teorija i istorija iskusstva.
- Televizionnaja zhurnalistika [Tekst] / Pod red. A.Ja.Jurovskogo. – M.: Izd-vo MGU, 1994. – 237 s.; 2-e izd., pererab. i dop., 1998. – 288 s.
- Chahir'jan G. P. Izobrazitel'nyj mir jekrana. – M.: Iskusstvo, -1977. – 256 s.