ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕПНОЙ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ

Научная статья
Выпуск: № 4 (23), 2014
Опубликована:
2014/05/08
PDF

Докучаева Ю.А.1. Киршина А.А.2

1Аспирант, Оренбургский государственный аграрный университет, 2Студент, Оренбургский государственный аграрный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕПНОЙ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ

Аннотация

В статье приведены результаты фитохимического исследования лекарственного растительного сырья (трава) ромашки непахучей (Matricaria recutita). Установлено, что ромашка непахучая характеризуется высоким содержанием аскорбиновой кислоты, танидов, каротина и эфирного масла.

Ключевые слова: лекарственные растения, ромашка непахучая, биологически активные вещества, таниды, аскорбиновая кислота, эфирные масла, каротин.

Dokuchaeva Y.A.1, Kirshina A.A.2

1Postgraduate student, Orenburg State Agrarian universitet, 2Student, Orenburg State Agrarian universitet

STUDY AREA LOOKING PLANTS STEPNOY URALS STEPPE

Abstract

The article presents the results of phytochemical studies of medicinal plants (grass) mayweed (Matricaria recutita). Found that mayweed characterized by high content of ascorbic acid, tannin, carotene and essential oils.

Keywords: medicinal plants, mayweed, biologically active substances, tannin, ascorbic acid, essential oils, carotene.

Препараты, изготовленные на основе лекарственного растительного сырья, в настоящее время широко применяются для профилактики многих заболеваний. Преимущество фитопрепаратов заключается в их эффективности, мягком действии и малой токсичности [1, 3]. Лекарственные растения содержат комплекс биологически активных веществ (БАВ), оказывающих терапевтическое действие на организм, повышающих иммунитет и формирующих защитную систему от неблагоприятных факторов [4].

Поэтому целью нашего исследования является определение биоресурсного потенциала растений народной медицины Оренбургской области.

При выборе объекта исследования взяты за основу опыт народной медицины и филогенетический метод. Одним из перспективных растений народной медицины края, является ромашка непахучая (Matricaria recutita, Matricaria chamomillia), широко распространенная на Южном Урале [4].

Ромашка непахучая – одно- или двулетнее травянистое растение мезофит высотой 25-60 см, с прямостоячими, наверху ветвистыми полыми бороздчатыми стеблями и тонким веретенообразным корнем.  Листья триждыперисторассеченные на узкие линейно-нитевидные, заостренные доли.  Цветки в корзинках, расположенных на концах стебля и ветвей; краевые цветки белые, язычковые, срединные — желтые, трубчатые, сидят на полушаровидном плотном внутри (в отличие от ромашки аптечной) цветоложе. Отличия этого вида от ромашки аптечной очевидны. Цветоложе у ромашки непахучей неполое, она не обладает сильных «ромашковым» ароматом. Плоды – темно-коричневые семянки, сплюснутые, с коротким кожистым хохолком. Цветет в июне — сентябре, плоды созревают в июле- октябре. Растет на свежих и влажных суглинистных почвах на паровых и залежных полях, на лугах и пастбищах, по опушкам и лесным прогалинам, на вырубках, вдоль дорог и по их обочинам. Народные названия растения: ромашка собачья, ромашка дикая, матронка [3].

Химический состав растения изучен недостаточно. В литературе имеются сведения о содержании в ней кумаринов, флавоноидов, танидов, аскорбата, горечей, слизей, камедей, эфирного масла. На региональном уровне растение не исследовано из-за специфичности района. В народной медицине препараты растения применяют в качестве противовоспалительных и мягчительных средств [2].

Сырье ромашки непахучей собрано на суходольных лугах степной зоны (Оренбургский район), в лесостепной зоне (Октябрьский район).

Исследования травы растения на содержание флавоноидов, эфирных масел,  витамина С, каротина и танидов проводили в межкафедральной аналитической лаборатории ОГАУ. Исследование на наличие танидов, каротина и эфирных масел в сырье ромашки непахучей проведено впервые. Исследования проводились по: ГОСТ 2455689 (витамин С), ГОСТ 13496.17-95 (каротин), ГОСТ 28887-90 (флавоноиды), ГОСТ 24027.2-80 (таниды), ГОСТ 24027.2-80 (эфирные масла).

Установлено, что содержание витамина С в траве ромашки непахучей колеблется в интервале 41,17-43,12 мг%. Витамин С – один из важнейших низкомолекулярных антиоксидантов. Он играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, участвует в синтезе коллагена, обмене фолиевой кислоты (Вс) и железа, а также синтезе стероидных гормонов, катехоламинов (адреналин, норадреналин) и биогенных аминов (серотонин, дофамин). Витамин С является фактором защиты организма oт последствий стресса, усиливает репаративные процессы, повышает устойчивость к инфекциям [7]. Имеется много теоретических и экспериментальных предпосылок для применения витамина С с целью профилактики раковых заболеваний. Известно, что у онкологических больных из-за истощения его запасов в тканях нередко развиваются симптомы витаминной недостаточности, что требует дополнительного их введения. Организм человека не способен синтезировать витамин С [5].

Сумма флавоноидов в сырье ромашки непахучей составляет 2,85-3,01 мг%. Флавоноиды широко распространены в высших растениях. Многие флавоноиды — пигменты, придающие разнообразную окраску растительным тканям. Так, антоцианы определяют красную, синюю, фиолетовую окраску цветов, а флавоны, флавонолы, ауроны, халконы — жёлтую и оранжевую. Они принимают участие в фотосинтезе, образовании лигнина в качестве защитных агентов в патогенезе растений, вовлечены в регуляцию процессов прорастания семян, а также пролиферации и отмирания (путем апоптоза) клеток удлиняющихся растущих частей растений [6].

Животные не способны синтезировать соединения флавоноидной группы. В настоящее время считается, что флавоноиды (наряду с другими растительными фенолами) являются незаменимыми компонентами пищи человека и других млекопитающих. В организме млекопитающих флавоноиды способны изменять активность многих ферментов обмена веществ, проявляют антиоксидантное и капилляроукрепляющее действие. Назначаются чаще в комплексе с витамином С.

Содержание танидов в траве ромашки непахучей – 4,28-4,54 мг%. Дубильные вещества – группа разнообразных и сложных по составу растворимых в воде органических веществ ароматического ряда, содержащих гидроксильные радикалы фенольного характера. Дубильные вещества широко распространены в растениях, обладают характерным вяжущим вкусом, с солями железа образуют устойчивые окрашенные комплексы различных оттенков зелёные или синие и осадки (чернильного свойства). Свое название дубильные получили за их свойство дубить кожу (шкуры), то есть отнимать у них в значительной мере способность к гниению и затвердеванию при высыхании [8].

В траве ромашки непахучей нами обнаружено 24,52-27,63 мг% каротина. Каротины – нерастворимые в воде жёлто-оранжевый пигменты (провитамин А), содержащиеся в листьях всех растений, а также в корне моркови, плодах шиповника и др. Согласно литературным данным каротины являются мощными жирорастворимыми антиоксидантами. На последнем свойстве каротинов основано применение их препаратов в качестве лечебно-профилактических в онкологической практике [2].

Содержание эфирных масел ромашки непахучей колеблется в пределах 1,1-1,5 %. Эфирные масла – душистые летучие вещества, содержатся в мяте, кориандре, лаванде, мелиссе, тимьяне, душице, шалфее, валериане и многих других растениях. Эфирные масла широко распространены в растительном мире, и их роль весьма велика [3]. К важнейшим физиологическим функциям относятся следующие:

  1. Участие в метаболизме растений. В пользу этого суждения свидетельствует высокая реакционная способность терпеноидных и ароматических соединений, являющихся основными компонентами эфирных масел.
  2. Эфирные масла при испарении окутывают растение своеобразной «подушкой», уменьшая теплопроницаемость воздуха, и предохраняя растения от чрезмерного нагревания днем и переохлаждения ночью, а также регулируя транспирацию.
  3. Запахи растений служат для привлечения опылителей-насекомых.
  4. Эфирные масла могут препятствовать заражению патогенными грибами и бактериями, а также защищать растения от поедания животными.

Таким образом, в результате фитохимического исследования установлено, что ромашка непахучая является перспективным источником биологически активных веществ – витамина С, каротиноидов, эфирных масел, дубильных веществ. Применение ромашки непахучей в народной медицине в качестве наружного и внутреннего средства обосновано высоким содержанием БАВ. Выработка и накопление БАВ  растениями ромашки непахучей определяются экологическими условиями. В степной зоне Предуралья повышено содержание флавоноидов, эфирного масла и каротина по сравнению с растениями лесостепной зоны.

Литература

  1. Деннер В.А. поиск новых источников витаминов и антиоксидантов на южном Урале. / В.А. Деннер, Е.С. Епрынцева // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-4 (20). – С. 51-53.
  2. Гольдберг Е.Д. Препараты растений в комплексной терапии злокачественных новообразований / Е.Д. Гольберг, Е.П. Зуева. – Томск: Изд-во Томск ун-та, 2000. – 129 с.
  3. Гусев Н.Ф. Лекарственные растения Оренбуржья. (ресурсы, выращивание и использование) / Н. Ф. Гусев, Г. В. Петрова, О. Н. Немерешина. Оренбург, 2007.
  4. Гусев Н.Ф. к вопросу о новых перспективных видах лекарственного растительного сырья в южных областях России. / Н.Ф. Гусев, О.Н. Немерешина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 3. № 19-1. – С. 258-261.
  5. Каракаева Л.С. О содержании аскорбиновой кислоты и тяжёлых металлов в видах рода Populus L. различных зон Оренбуржья./ Л.С. Каракаева, Ю.А. Докучаева, А.А. Машкова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). – С. 226-229.
  6. Немерешина О.Н. К вопросу изучения антиокислительной защиты высших растений в условиях влияния атмосферных выбросов предприятий газпрома. / О.Н. Немерешина, Н.Ф. Гусев // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. Т. 2. № 30-1. – С. 218-224.
  7. Немерешина О.Н. Содержание водорастворимых антиоксидантов и микроэлементов в образцах чая. / О.Н. Немерешина, Н.Ф. Гусев, А.В. Филиппова // Успехи современного естествознания. 2013. № 11. – С. 54-64.
  8. Thomashov M.F. Free Radicals, оxidative Stress and Antioxidants // Plant cold acclimation: freezing tolerance genes and regulatory mechanisms. Annual Review.