Темпоральные критерии классификации правовых иллюзий

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.154.25
Выпуск: № 4 (154), 2025
Предложена:
05.11.2024
Принята:
26.03.2025
Опубликована:
17.04.2025
347
4
XML
PDF

Аннотация

Выработка классификаторов исследуемого явления видится важным этапом процесса исследования. В целях дальнейшего раскрытия сущности правовых иллюзий предлагается уделить внимание критериям их классификации. Отталкиваясь от основных методологических подходов познания, видится важным остановиться подробнее на особенностях существования и развития изучаемого феномена во времени. Идея темпоральности как особенности природы исследуемого явления определятся в трудах М. Хайдеггера и Н. А. Бердяева. Порождающая взаимосвязь и неразделенность прошлого, настоящего и будущего рассматриваются Хайдеггером как средство целостного осмысления объекта исследования. В статье предлагается система темпоральных классификаторов правовых иллюзий, позволяющая систематизировать проявления исследуемого феномена.

1. Введение

Изучение природы и сущности отдельных социальных и правовых явлений требует выработки критериев характеристики исследуемого явления. В целях систематизации информации и упрощения сложных процессов важно определить применимые критерии классификации проявлений изучаемого объекта. На современном этапе развития общества, культуры и науки, охарактеризованном как период постмодерна

, проблема выработки классификаторов остается актуальной и вместе с тем непростой задачей. Разобщенные подходы к выработке критериев классификации одного и того же объекта могут привести к расхождению результатов исследований, терминологической путанице и формированию системы ошибочных знаний о процессе или явлении. В данном исследовании мы охарактеризуем темпоральную классификацию феномена правовой иллюзии, которая, по нашему мнению, позволит в перспективе провести комплексное исследование изучаемого явления.

2. Основные результаты

Феномен юридической (или правовой) иллюзии в отечественной науке является новым, а потому на сегодняшний день не выработано единой концепции относительно сущности, характеристики, системы и последствий существования иллюзий в правовой реальности. Однако анализ работ отечественных авторов по данному вопросу позволяет в первую очередь выделить два ключевых подхода к употреблению термина «иллюзия» в юриспруденции.

Сторонники субъективного подхода рассматривают иллюзию как представления человека о сущности и действии права, не отвечающие государственно-правовой действительности

. Тогда как сторонники объективного подхода (например, В.В. Лазарев, Р.Б. Головкин) развивают свои идеи в ключе философии постмодерна
, рассматривая государственно-правовую действительность как синтетическую созданную человеком на основании принципов рационализма гиперреальность
. В этом случае иллюзия определяется как её составной элемент, ключевой конструкт
. Анализ трудов В. В. Лазарева и Р. Б. Головкина позволяет вывести систему иллюзий в праве. В основу которой предлагается заложить термин «правовые иллюзии», под которым предлагается понимать потенциально ошибочный, но желаемый образ правовой реальности, в истинности которого человек убежден, и не испытывает потребности доказывания его достоверности.

Предлагаемая концепция правовой иллюзии соотносится с основными идеями, принципами и тенденциями развития постнеклассической науки, что позволяет обоснованно подойти к вопросу классификации исследуемого явления.

Многоаспектность феномена правовых иллюзий подтверждает мысль о том, что в основе их классификации не может лежать лишь один универсальный критерий. А потому видится актуальным вопрос разработки системы критериев классификации правовых иллюзий в современной юридической науке. Безусловно правовые иллюзии могут рассматриваться как разновидность социальных иллюзий

, однако это не позволяет назвать имеющуюся классификацию социальных иллюзий полностью применимой к исследуемому феномену. Отдельные критерии классификации социальных иллюзий неприменимы к правовым в силу специфики природы последних. Вместе с тем сущностные свойства правовых иллюзий позволяют выделить новые критерии классификации. Однако в рамках данного исследования предлагается более подробно остановиться на темпоральной классификации рассматриваемых явлений.

Сам термин «темпоральность» является относительно новым в рамках научного дискурса, а потому его трактовки несколько различаются в разных источниках. Например толковый словарь обществоведческих терминов Н. Е. Яценко предлагает следующее определение. Темпоральность – это временная сущность явлений, порожденная динамикой их собственного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам

. В рамках предлагаемого подхода ключевое внимание уделяется собственному развитию исследуемого явления во времени, отталкиваясь от метафизического метода познания явления.

Несколько иное определение можно обнаружить в философском словаре Спонвиля, в нем темпоральность определяется через временность – temporalité – способ пребывать в настоящем, удерживая в памяти прошлое и предвосхищая будущее … это не реальное время, а наш способ существования во времени

.

В рамках философии науки явление темпоральности вводится и разрабатывается немецким философом ХХ века М. Хайдеггером, который рассматривает ее как «горизонт действительного»

.

Анализ основных работ по проблематике исследования позволяет выделить самостоятельную комплексную группу критериев систематизации правовых иллюзий. 

Темпоральная классификация может осуществляться в зависимости от основной идеи, направленной на образование иллюзии: иллюзии прошлого, настоящего и будущего состояния правовой реальности

. Иллюзии прошлого могут складываться в сознании личности по вопросам правового регулирования отдельной сферы общественных отношений на определенном этапе развития общества. К иллюзиям настоящего в частности можно отнести неадекватное восприятие правовой реальности, коренящееся в сознании личности. Среди конкретных проявлений можно выделить основные деформации правосознания, обращенные в первую очередь на действующее законодательство. А в качестве примера иллюзии будущего (желаемого, предвосхищаемого) состояния правовой действительности предлагается рассматривать целевые нормы и нормы-принципы, которые оказывают определяющее влияние на поведение человека и реализацию отдельных правовых предписаний.

Также в рамках темпоральной классификации рассматривается критерий длительности формирования правовой иллюзии

. В зависимости от этого их видится возможным разделить на архетипические и реакционные. Первый вид формируется на протяжении длительного периода времени, а потому распространяется на большую часть общества, закрепляется в общественном сознании, что не мешает ему также проявляться в индивидуальном правосознании в качестве конкретной деформации. Например, идея универсального характера права как социального регулятора, способного упорядочить все возможные общественные отношения находит отражение в правосознании индивида в качестве такой деформации сознания как правовой идеализм, игнорирующий социальный, культурный и экономический контексты реализации права.

Второй вид в рамках рассматриваемой классификации иллюзий возникает в ответ на события современности, вызванные, в свою очередь, внутренними и внешними вызовами, стоящими перед обществом. В качестве примера механизма формирования таких иллюзий возможно рассмотреть попытку нагнетания отрицательного отношения общества к внесению поправок в конституцию в 2020 году, создаваемого через медийное пространство и средства массовой информации. В результате чего у граждан формировались неадекватные представления о государственно-правовой реальности, предпосылках и последствиях проводимых изменений.

Продолжая темпоральную классификацию правовых иллюзий, следующим критерием разделения предлагается взять дискретность или периодичность существования той или иной идеи (иллюзии). 

Линейные правовые иллюзии, возникнув однажды, развиваются в общественном сознании, достигают своего пика и заканчивают свое существование, более не возникая в правовой действительности как значимый фактор развития. Возможно предположить, что их существование прекращается с развитием методологии юридической науки, которая совершенствуя свой инструментарий вырабатывает объективные характеристики и закономерности развития отдельных правовых явлений. Этот процесс превращает иллюзию в заблуждение, противоречащее объективной действительности. Существующее в определенный момент времени умозаключение обосновано опровергается, что влечет превращение иллюзии в заблуждении.

Второй вид в рамках данной классификации – цикличные правовые иллюзии. Подобные идеи зарождаются в общественном сознании, находят отражение в правовом регулировании, затем отвергаются, но в последующем вновь возникают. Более подробно подобные правовые явления позволяет исследовать относительно молодой метод юридической науки – хронодискретный сравнительно-правовой анализ. В качестве цикличных правовых иллюзий, существовавших на разных этапах развития российского общества в различных проявлениях можно выделить институт усыновления, попечительства, рабочего времени и другие.

Очередным критерием в рамках темпоральной классификации правовых иллюзий предлагается рассматривать динамику изменения. Характеристика по скорости изменения сущности и проявления правовой иллюзии позволяет выделить их статические и динамические проявления.

Статические иллюзии правового сознания личности формируются в качестве ценностных принципов мировоззрения, оказывающих определяющее влияние на процессы восприятия правовой действительности. Тогда как динамические иллюзии, возникая в правосознании личности, развиваются, эволюционируют, заставляя человека вести себя определённым образом в зависимости от изменения правовой действительности, либо правоотношений, в которые он вступает. Также их изменение может быть связано с влиянием на человека авторитетных мнений. Подобный механизм существования иллюзии можно связать с приспособленческим поведением личности.

Вместе с тем цивилизационный (или исторический) критерий позволит анализировать проявления иллюзии с точки зрения их принадлежности к определенному историческому периоду: иллюзии древности, средних веков, нового времени и новейшего времени

.

3. Заключение

Таким образом, проблема разработки темпоральных критериев классификации правовых иллюзий позволит систематизировать методологическую основу их исследования, выработать единый подход к изучению данного социоправового феномена. Более того, исходя из концепции темпоральности, предложенной М. Хайдеггером и Н. А. Бердяевым

, определяющей её как горизонт, граница, предел действительности, характеристика особенностей существования правовой иллюзии во времени позволит приблизиться к истинной природе исследуемого явления.

Метрика статьи

Просмотров:347
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:347