Мировая демографическая политика до XX века

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.99
Выпуск: № 4 (130), 2023
Предложена:
16.03.2023
Принята:
31.03.2023
Опубликована:
17.04.2023
775
0
XML
PDF

Аннотация

Демография прошла долгий путь, формируясь как самостоятельная дисциплина. Множество стран и народов в разные периоды своего развития пытались проводить изучение численности своего населения. Исторически такие измерения проводились не в демографических целях, а для оценки военной мощи или налоговой базы. Нередко эти попытки не давали никаких результатов вследствие недостаточной развитости методов оценки, подсчета и обобщения результатов. Адекватные измерения больших популяций требуют богатства и централизованного управления и развиваются медленно. Многие из этих сведений были утеряны, забыты или уничтожены и долгое время люди не могли произвести точное исследование численности и состава населения.

1. Введение

С течением времени многие ученые, которых интересовала проблема демографии, начали находить способы подсчета численности всего населения. Известно о том, что более систематично переписи населения начали производить в эпоху Средневековья. А первые всеобщие переписи населения начали проводиться в Англии, Франции, США и относятся они к концу XVIII–XIX вв. В нашей стране первые переписи населения начали проводиться в XVI–XVII вв. Процесс развития такой науки как демография прошел много стадий развития, и в каждой стране он был индивидуальный.

2. Основные результаты

Демографические идеи восходят к древности и присутствовали во многих цивилизациях и культурах, таких как Древняя Греция, Древний Рим, Китай и Индия. В Древней Греции зачатки демографической мысли можно найти в трудах Геродота, Фукидида, Гиппократа, Эпикура, Протагора, Пола, Платона и Аристотеля. Так, Платон в своем трактате «Государство», где он размышлял об «идеальном государстве», предлагал сделать 5040 граждан в качестве свободного населения и установить нормы вступления в брак, требуя от мужчин, чтобы они имели детей в возрасте от 30 до 55 лет

,
,
,
. Аристотель же предлагал установить малочисленное свободное население, ибо малочисленность приводит к гармонии, а избыток провоцирует недовольство и возмущения.

Для Древней Греции XVIII–XVI веков до н.э. характерно такое явление как «Великая греческая колонизация», характеризующееся переселением греков из Греции и основанием ими многочисленных городов-государств на побережьях Черного и Средиземного морей. У каждого из этих образований не было метрополии, а поэтому они были независимы. Каждый такой город-государство назывался «апойкией». Их население составляло от 1,5 млн. до 2 млн. человек. Причины такой миграции населения связывают с демографическим взрывом данного периода, впоследствие Лелантской войны, развитием торговли и необходимостью поиска сырья. Рост населения приводил к дефициту сельскохозяйственных площадей, и это привело к спросу на дополнительную жилищную площадь. 

О демографии Древнего Рима мы имеем отрывочные данные, полученные главным образом из библиотек римского Египта. По этим сведениям, Римская империя характеризовалась низким брачным возрастом (14-17 лет, чаще 12-13 лет), высокой рождаемостью в браке (4 ребенка на семью) и высокой детской смертностью. Продолжительность жизни в среднем составляла 28-30 лет

,
. Население было преимущественно аграрным и проживало в поселках. Важными для демографической науки являются «цензы», в ходе которых римский гражданин был обязан назвать свое имя, возраст, имена и возраст членов семьи, сведения об имуществе. Во время правления императора Гая Октавиана Августа, в 28 году до н.э. была проведена перепись населения, согласно которой в империи проживало около 4 млн. человек, но по современным данным оно могло достигать около 10 млн человек.

В Древнем Китае важность демографической мысли понимал Конфуций, он пытался определить идеальную пропорцию между количеством обрабатываемой земли и численностью населения. По его мнению, нарушение этой пропорции могло привести: при низкой численности населения к ухудшению обработки пашни и отказу от уплаты налогов; при высокой численности населения: обнищанию, праздности, социальным конфликтам. По мнению Конфуция «золотая середина» заключалась в переселении людей из густонаселенных районов в малочисленные для регуляции численности населения. Китай того периода активно рос и развивался за счет развития торговли и новых торговых путей. По налоговой переписи в империи Хань, в 2 году до н.э. население Китая составляло 57,6 млн. человек.

В средние века христианские мыслители уделяли много времени опровержению классических представлений о демографии. Важный вклад в эту область внесли Варфоломей Луккский, Вильгельм Коншский, Вильгельм Пагульский, Вильгельм Овернский и мусульманские социологи, такие как Ибн Халдун. Государственная власть на территории Европы всеми силами пыталась увеличить численность населения. По меркам того времени многочисленное население помогало увеличивать свою власть, финансовую, военную и политическую мощь. И еще долгое время было представление, что богатство и сила страны обеспечивается многочисленным населением.

После развала Римской империи в V веке н.э. в Европе начался спад численности населения. Причинами этому могли быть набеги кочевых народов (гуннов) и климатический пессимум, вследствие которого температура европейского континента упала до 1 – 1,5 градуса ниже нынешней. Климат стал более влажным, а зима холодной. Это побудило многие народы Европы переселяться на новые места с целью нахождения жизненного пространства. Это явление получило название «Великое переселение народов» и сопровождалось деурбанизацией и небольшим ростом численности населения, продолжавшимся до VII века н.э.

,
. Помимо этого сокращение численности населения происходило и из-за пандемий чумы (1346 –1353 – черная смерть и др.), которые уничтожили население Европы на треть, мысовых голодов (1315 –1317 – великий голод), уничтоживших 10 – 25% городского населения и массовых военных конфликтов (войны кризиса позднего Средневековья в Священной Римской Империи в XII–XIV вв.), сократив население Германии на 40%. Все эти события повлияли на низкую численность населения в Европе.

Основными источниками, которыми мы пользуемся изучая демографию являются свидетельства о рождении, смерти, записи о бракосочетании. Имеются записи хроникеров, которые дают нам представления о численности армии и городов. Очень эффективными являются административные записи и археологические раскопки многих населенных пунктов. Наибольшую ценность для изучения демографии того периода представляет свод материалов всеобщей переписи населения Англии в 1085 – 1085 года – «Книга Судного дня». Согласно данной переписи, население Англии того периода составляло около 1 млн. человек. Подобные документы были и в других странах, например, «Книга каминов» в Италии.

Итальянский Ренессанс и эпоха европейских путешествий и религиозных миссий на отдаленные континенты впервые вызвали интерес к оценке численности населения. Контрреформация и возвышение иезуитов также вошли в картину. Оценки городского, национального и глобального населения связаны с Джованни Ботеро (1544-1617), Марино Марини (1614-1661) и Джованни Риччоли (1598-1671). Ботеро в своей публикации 1588 года «Причина великой ... Читты» проанализировал факторы, определяющие рост и процветание городов, а в 1596 году Relazioni Universali предвосхитил аргумент экономиста Т. Р. Мальтуса о взаимосвязи между ростом населения и нехваткой ресурсов

,
. Небольшой демографический анализ проводился примерно до 1660 года. Исключением был сохраняющийся интерес к показателям смертности для целей расчета аннуитетов и выплат. Смертность продолжала доминировать в демографических интересах, вплоть до конца девятнадцатого века, отчасти потому, что она менялась больше, чем рождаемость, когда случались эпидемии или голод.

Современной демографии пришлось ждать крупномасштабных наборов данных, научного интереса к их анализу и достаточного развития математики для проведения такого анализа. Фрэнсис Бэкон (1561-1626), которому все ранние английские демографы приписывали указание пути, особенно в «Новом органоне», опубликованном в 1620 году, разработал индуктивный метод и подчеркнул необходимость в науке собирать факты и искать в них форму для определения лежащих в основе законов природы. Первые английские демографы знали и работали рядом с Исааком Ньютоном (1643-1727), который открывал законы физики. Однако большинство демографов XVI и XVII веков, подобно Ньютону, также искали божественный образец и, как и он, были протестантами.

Развитие дисциплины демографии обычно прослеживается в Англии XVII века, особенно среди основателей Королевского общества. Джон Граунт (1620-1674), которого часто называют отцом демографии, использовал подход Бэкона и свой собственный опыт ведения торговой бухгалтерии для анализа лондонских счетов смертности, или записей о смерти, которые велись с 1532 года. Его главный труд, опубликованный в 1662 году, установил такие каноны демографии, как проверка и исправление данных, а затем поиск закономерностей. Граунт показал, что в достаточно больших популяциях наблюдается избыток рождений мужского пола, более высокая смертность в младенчестве, чем в любом другом возрасте, кроме глубокой старости, и более продолжительная продолжительность жизни женщин, чем мужчин, и построил прототип таблицы продолжительности жизни, которая позже будет уточнена Галлеем. Граунт Уильям Петти (1623-1687) применил количественные методы к социальным наукам; впервые ввел учет домашних хозяйств, особенно для изучения населения городов; и опубликовал в 1683 году «Политическую арифметику», название которой отражает природу демографии. В 1696 году Грегори Кинг (1648-1712), опираясь на разрозненные результаты первой переписи населения Англии и другие источники, подготовил рукопись (не опубликованную до 1801 года), в которой подсчитывалось население Англии (и оценивались континентальные и глобальные цифры) и вычислялись показатели рождаемости, смертности и брачности 1695 года, а также возрастная структура.

Заметным достижением XVIII века стала работа Ричарда Прайса (1723-1791) по актуарной науке, которая заложила основы британской страховой индустрии. Прайс утверждал, что знание в естественных науках влечет за собой понимание вероятностей, взгляд, восходящий к философам Рене Декарту (1596-1650), Джону Локку (1632-1704) и Дэвиду Юму (1711-1776). Но в XVIII веке демография уже не была исключительно английским занятием. Большой вклад внес швейцарец Жан Луи Мюре (1715-1796), математик, который первым разработал показатели рождаемости, смертности и брачности. Его современник Леонард Эйлер (1707-1783), работавший в основном в России и Пруссии, создал математическую теорию таблиц продолжительности жизни и стабильных популяций, основы современной формальной демографии. В Швеции Пер Варгентин (1717-1783) использовал первую шведскую перепись и систему регистрации населения, чтобы опубликовать в 1766 году первую национальную таблицу жизни. Выдающейся фигурой в эмпирической демографии XVIII века был Иоганн Петер Зюссмильх (1707-1767), опубликовавший в 1741 и 1761-1762 годах «Геттлихе орднунг» («Божественный порядок в отношении человеческого рода, демонстрируемый рождением, смертью и размножением»). В поисках доказательства божественного порядка в регулярности демографических событий он собрал данные из огромного количества источников и предоставил материал для последующих демографов, включая Т.Р. Мальтуса (1766-1834). Мальтус в своем первом эссе (1798), в котором постулировалось, что рост населения ограничен медленным увеличением ресурсов, внес значительный вклад в теорию народонаселения. В последующих изданиях этой работы в течение следующих трех десятилетий он собрал массу подтверждающих эмпирических материалов. Пьер Симон Лаплас (1749-1827), французский астроном и математик, продолжил работу над вероятностью, которую он применил к смертности, продолжительности жизни и продолжительности браков.

В XIX веке ситуация быстро изменилась. С 1855 года в обиход вошел термин «демография», а с 1882 года проводились Международные конференции по гигиене и демографии. Второй причиной развития этой дисциплины стало снижение уровня смертности в большинстве западных стран, а к концу столетия - начало снижения рождаемости. Фокус дисциплины сместился с анализа застоя на анализ изменений. Статистики, такие как Адольф Кетле (1796-1874) и Вильгельм Лексис (1837-1914), обратили свое внимание на изменение социальных показателей с течением времени, особенно демографических. Анализ географических и социальных различий в смертности, а также ее изменений с течением времени послужил руководством в борьбе с болезнями.

Доминирующей фигурой в этих усилиях был Уильям Фарр (1807-1883), который проанализировал причины и уровни смертности в Англии в Ежегодном отчете Генерального регистра с 1839 по 1880 год, частично удовлетворяя потребность, вызванную проблемами новых промышленных городов. Анализ рождаемости приобрел важное значение после того, как в последней трети XIX века в западных странах началось повсеместное снижение рождаемости. Вопросы о живорождении у женщин появились в переписи населения США, начиная с 1900 года, а также в переписи населения Великобритании и других стран ее империи, начиная с 1911 года. Методы измерения рождаемости, которые в конечном итоге привели к таким широко используемым показателям, как валовой и чистый коэффициент воспроизводства, получили развитие в сильной демографической группе в Прусско-германском статистическом управлении в Берлине во второй половине XIX века, благодаря работе Ричарда Бокхе, что привело в XX веке к дальнейшему развитию Р.Р. Кучински (1876-1947) в Англии и Альфред Лотка (1880-1949) в Соединенных Штатах. В разных странах возник интерес к изменению уровней рождаемости. Во Франции основное внимание уделялось низкому уровню естественного прироста после поражения во франко-прусской войне в 1870 году; в Англии, возглавляемой Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911), основателем евгенического движения, основное внимание уделялось дифференцированной рождаемости по социальным классам; и в Соединенных Штатах уровень рождаемости среди иммигрантов был выше, чем среди коренных жителей. Такие идеи, наряду со старой мальтузианской озабоченностью давлением населения на продовольствие и другие ресурсы, способствовали бы развитию демографии в XX веке и часто делали этот вопрос политически чувствительным.

3. Заключение

Такие идеи, наряду со старой мальтузианской озабоченностью давлением населения на продовольствие и другие ресурсы, способствовали бы развитию демографии в XX веке и часто делали этот вопрос политически чувствительным. Период становления такой науки как демография был очень долгим и тяжелым. Из подсчета жителей провинций разных областей с целью уплаты налогов или подсчета мужского населения с целью взятия на военную службу, она превратилась в оформленную академическую дисциплину. Демография полезна для правительств и частного бизнеса как средство анализа и прогнозирования социальных, культурных и экономических тенденций, связанных с населением.

Метрика статьи

Просмотров:775
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:775