ТЕМПОРАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «НАСТОЯЩЕЕ» КАК ПАРАМЕТР СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.126
Выпуск: № 4 (118), 2022
Опубликована:
2022/04/18
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.126

ТЕМПОРАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «НАСТОЯЩЕЕ» КАК ПАРАМЕТР СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья

Попов В.В.1, *, Музыка О.А.2, Дзюба Л.М.3

1 ORCID: 0000-0001-5773-4839;

2 ORCID: 0000-0002-3786-2590;

3 ORCID: 0000-0002-3786-2692;

1, 2, 3Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрог, Россия

* Корреспондирующий автор (vitl_2002[at]list.ru)

Аннотация

В современной литературе идет активное обсуждение становления концепции инклюзии с выходом на различные аспекты жизнедеятельности индивидов с ограниченными возможностями (ОВ).  В статье показывается, что феноменологический подход является концептуальным основанием для исследования темпоральности как параметра   субъективного времени индивида во включающем обществе. Постулируется, что темпоральность позволяет представить специфику переживания индивидом с ОВ становления своего бытия в особой социальной общности.  Обосновывается значимость субъективного времени в интегральном представлении механизмов существования и функционирования включающего общества, в котором реализуется жизнедеятельность индивидов с ограниченными возможностями. Темпоральность представляется в качестве индивидуально-сущностного параметра в соотнесении с коллективным сознанием индивидов с ОВ в особой социальной группе. Целью статьи является исследование темпорального концепта «настоящего» как основного параметра сферы субъективного времени индивида во включающем обществе. Научная новизна заключается в использовании «длящегося настоящего» в определении путей и   сценариев вхождения индивидов с ограниченными возможностями в пространство включающего общества. Методология работы базируется на философских, исторических и междисциплинарных комплексах, принимающих постулаты релевантности и комплементарности, позволяющих выявить динамические и структурно-функциональные параметры субъективного времени индивида во включающем обществе. Для корректного определения приоритетных направлений и тенденций развития и совершенствования включающего общества использовались методы трансцендентально-феноменологической редукции, феноменологической установки, интерпретативные методы. Значимую роль сыграли общефилософские методы и принципы исследования: системности, историзма, конкретного и абстрактного в научном познании. 

Ключевые слова: субъективное время, темпоральный концепт «настоящее», инклюзия, темпоральность, включающее общество, ограниченные возможности (ОВ).

ON THE TEMPORAL CONCEPT OF "THE PRESENT" AS A PARAMETER OF AN INDIVIDUAL'S SUBJECTIVE TIME IN AN INCLUSIVE SOCIETY

Research article

Popov V.V.1, *, Muzika O.A.2, Dzyuba L.M.3

1 ORCID: 0000-0001-5773-4839;

2 ORCID: 0000-0002-3786-2590;

3 ORCID: 0000-0002-3786-2692;

1, 2, 3 Rostov State University of Economics (RINH), Taganrog, Russia

* Corresponding author (vitl_2002[at]list.ru)

Abstract

In modern literature, there is an active discussion of the formation of the concept of inclusion with access to various aspects of the life of individuals with disabilities.  The article shows that the phenomenological approach is a conceptual basis for the study of temporality as a parameter of an individual's subjective time in an inclusive society. It is postulated that temporality allows for imagining the specifics of an individual's experience of the formation of their being in a special social community.  The importance of subjective time in the integral representation of the mechanisms of existence and functioning of an inclusive society in which the life activity of individuals with disabilities is realized is substantiated.         Temporality is presented as an individual-essential parameter in relation to the collective consciousness of individuals with disabilities in a special social group. The purpose of the article is to study the temporal concept of the "present" as the main parameter of the sphere of subjective time of an individual in an inclusive society. The scientific novelty of the article lies in the use of the "lasting present" in determining the ways and scenarios of the entry of individuals with disabilities into the space of inclusive society. The methodology of the work is based on philosophical, historical and interdisciplinary complexes that accept the postulates of relevance and complementarity, which make it possible to identify the dynamic and structural-functional parameters of an individual's subjective time in an inclusive society. To correctly identify priority directions and trends in the development and improvement of the inclusive society, the study uses the methods of transcendental-phenomenological reduction, as well as the phenomenological attitude, and interpretive methods. A significant role was played by general philosophical methods and the following principles of research: consistency, historicism, concrete and abstract in scientific knowledge. 

Keywords: subjective time, temporal concept of "present", inclusion, temporality, inclusive society, limited opportunities(s).

Введение

В философской и педагогической литературе идет активное обсуждение становления концепции инклюзии с выходом на различные аспекты жизнедеятельности индивидов с ограниченными возможностями (ОВ)(ограниченные потребности, ограниченные возможности здоровья, инвалиды и т.п.) [2], [11].В рамках теории и практики инклюзии проблематикой становится попытка систематизировать существующие подходы с двух сторон: с одной стороны, анализируется уже реализованный опыт и практика применения методов инклюзии [12], [13]. С другой стороны – производится попытка описать и охарактеризовать сложившуюся ситуацию в теоретическом ключе с использованием темпоральной онтологии [5], [8], [10], [15]. Значимым и актуальным является поиск категориального и концептуально- семантического аппарата современных философских направлений, способного стать корректной и адекватной основой для концепции инклюзии. Это малоразработанная проблема, имеющая большую значимость для обогащения понятийного аппарата теории инклюзии. С позиции социальной философии представим специфику субъективного времени индивида во включающем обществе с использованием концепта темпоральности. Целью статьи является исследование темпорального концепта «настоящего» как основного параметра сферы субъективного времени индивида во включающем обществе. Научная новизна заключается в использовании «длящегося настоящего» в определении путей и сценариев вхождения индивидов с ограниченными возможностями в пространство включающего общества.

Методы и принципы исследования Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и теоретические источники, а также результаты фундаментальных социально-философских, отечественных и зарубежных работ, связанных с интерпретацией и осмыслением теории инклюзии и инклюзивных практик, особенно в русле феноменологии и социального конструктивизма. Методология работы базируется на философских, исторических и междисциплинарных комплексах, принимающих постулаты релевантности и комплементарности, позволяющих выявить динамические и структурно-функциональные параметры субъективного времени индивида во включающем обществе. Для корректного определения приоритетных направлений и тенденций развития и совершенствования включающего общества с позиции феноменологического подхода использовались методы трансцендентально-феноменологической редукции, феноменологической установки, интерпретативные методы. Значимую роль сыграли общефилософские методы и принципы исследования: системности, историзма, конкретного и абстрактного в научном познании. Основные результаты - Представление теоретических и практически-прикладных аспектов субъективного времени связано с тем, что темпоральный концепт «длящееся настоящее» выступает как интервал, проживаемый и переживаемый индивидом с ОВ. Поэтому в структуре субъективного времени обозначается представление и восприятие времени как параметра становления субъективного момента настоящего и субъективного темпорального фактора в качестве перспективы и сценария внутреннего развития. В рамках субъективного времени примем различные сценарии формирования ментальных образов индивидов в сфере «длящегося настоящего», выделив в них субъективное прошлое, субъективное настоящее и субъективное будущее. Настоящее определяет созерцательную активность индивида, прошлое связано с исторической памятью индивида, а будущее – проецирует и конструирует ментальные регуляторы человеческого сознания, инициирующие базовые параметры и характеристики воображения. К таким параметрам субъективного времени относятся: длительность, конечность, пересекаемость, неравномерность. Одной из основных характеристик темпоральных сценариев является независимость субъективного времени от времени физического. В такой ситуации воображение, внимание и память образуют ядро субъективного времени и становятся базисными предпосылками темпоральных сценариев жизнедеятельности. - Постулируем важность признания самой бытийности субъективного «длящегося настоящего» для исследования специфики механизмов и регуляторов переживания и проживания времени в особых общностях индивидов с ОВ. Сфера настоящего предстает в качестве длительного настоящего, в котором реализуется переживание индивида своей жизнедеятельности, а также как граница опыта, определенного до индекса «настоящее» и выражающего возможности и перспективы опережающего сознания индивида с ОВ. Субъективное настоящее необходимо выделять в качестве концепта, касающегося ряда аспектов существования и деятельности индивида и ее внутренней структуры, наполненной интенциональными действиями индивида. - Структурные сегменты сознания человека предполагают сосуществование сферы индивидуально-ментальной темпоральности и сферы интенциональной темпоральности. Интенциональная темпоральность соотносится с процессом переживания индивидом с ограниченными возможностями собственного существования в обществе. Выделение ментальной темпоральности приоритетно связано с рассмотрением уникально-индивидуальной формы чувственно-образного перенесения переживаний комплексов наличной событийности в сегменты сознания индивида с ОВ. Следовательно, темпоральность можно трансформировать в ментальное время, которое показывает внутренний опыт и ментальные образы индивида с ОВ в качестве этапов прохождения индексированных в человеческом сознании комплексов социальных событий. - Ментальное время является системообразующей основой человеческого сознания, влияющей на субстанциональные параметры и контент субъективности. Ментальность времени становится основным компонентом системы чувственных образов, индивидуальных значений и смыслов коллективного сознания индивидов с ограниченными возможностями. Варианты становления социальных групп, включающих индивидов с ОВ весьма многообразны. При этом интенсивность подобного становления возрастает в интервалах социальных изменений и трансформаций.

Обсуждение Интегральное исследование практически-прикладных и теоретических аспектов концепции инклюзии осуществил А.Ю. Шеманов [7]. Он считает, что формирование включающего общества реализуется посредством темпоральной субъективации индивидами с ОВ смыслов, ценностей и значений, полученных и сформированных в процессе их взаимодействия и взаимоотношений. Реализация идеологических установок инклюзии имплицирует необходимость адекватных трансформаций и изменений социума во времени с акцентом на «настоящее», его приоритетных институтов, связанных с конструированием благоприятных условий и среды для создания механизмов эффективной включенности индивидов с ОВ в социум и одновременно в особую социальную группу людей с ОВ. Поэтому А.Ю. Шеманов рассматривает основные направления корреляции интегральной модели поведения индивидов с ОВ и концепции нормализации сценариев вхождения индивидов во включающий микросоциум. В этой связи отметим широкое представление конструктивистских идей в теории инклюзии и соотносимость индивидуальной и социальной моделей изучения включающего общества. Концептуально-содержательные и структурные характеристики подобного социума, его внутренние духовные регуляторы и специфика субъективного времени индивида в контексте феноменология включающего общества требуют специального систематического исследования. Полисубъектный подход к инклюзивному «пространству-времени» представил И.В. Вачков [1]. Корректно показаны методологические основания научного подхода, связанного с обоснованием полисубъектности взаимодействия индивидов в инклюзивной среде. Показаны интересные корреляции субъект-субъектного общения и полисубъективного взаимодействия с акцентом на ценностно-деятельностный аспект. Рассматривается субъектно-объектный сегмент общения индивидов, что дает возможность выхода на проблему коллективного субъекта. Это важный момент в концепции инклюзии, однако в этой связи следует обратить внимание на переход к рассмотрению коллективного бытия индивидов с ОВ с выходом на диалектику объективного и субъективного в их жизнедеятельности. Для И.В.Вачкова фактор темпоральности выступает структурообразующим, поэтому он является методологически значимым и требует прояснения и развития. Отметим, что феноменология темпоральности представляет комплексную интерпретацию индивидами с ограниченными возможностями своего индивидуального бытия в сегменте «повседневности настоящего». Концепция социального действия во времени образует базис теории инклюзии Р. Сли [14]. Конструирование адекватной социальной модели предполагает идентификацию индивидов с ОВ по нормам и стереотипам повседневной реальности без декларирования дискриминационных принципов по отношению к людям с ОВ. Основные концепты подобной модели – это «нарушение» и «неспособность», причем «нарушение» отражает имеющиеся негативные физиологические или психологические характеристики индивидов, а «неспособность» понимается как темпорально приходящая социальная конструкция. При этом в интерпретации включающего общества отсутствует контент этих концептов. В данном направлении обозначены исследования, ориентированные на выявление специфики индивидуального бытия индивида с ОВ во включающем обществе, однако ключевые темпоральные понятия индивидуального бытия не исследовались. Эта ситуация затрудняет дискурс, касающийся ценностных и смысловых моментов включения индивидов с ОВ в особую группу людей. Весьма позитивное обсуждение в научной литературе имеет проблема корреляции общества интегрированного со включающим обществом. Последнее представляется в качестве результата своеобразной социальной коммуникации и ассимиляции с обозначением доминирующего сегмента культуры. Имеющиеся исследования в данной сфере возможно и расширяют область познания общества инклюзии, но не обозначают его «духовные границы» и не акцентированы на контенте субъективного времени индивида с ОВ, что немаловажно с позиции рассмотрения мировоззренческих позиций при изучении включающего общества. (П.Р. Егоров, Г.Н. Пенин, Г. Иттерстад [2], [3], [4]). Заключение Применение фактора темпоральности как базисного методологического параметра субъективного времени значимо в формировании включающего общества с позиции систематизации жизнедеятельности и коммуникации индивидов с ограниченными возможностями. В рамках диалогизации темпоральности необходимо вести дискурс, касающийся конструирования социальной действительности с приоритетом на локально-социальные общности, представляющие особые группы индивидов с ОВ. Как результат, социальная трансформация происходит в рамках перехода от изучения общества в целом к выделению социальных групп в структуре включающего общества. Представление теоретических и практически-прикладных аспектов субъективного времени связано с тем, что время выступает как интервал, проживаемый и переживаемый индивидом с ограниченными возможностями. Поэтому в структуре субъективного времени обозначается представление и восприятие времени как параметра становления субъективного момента настоящего и субъективного темпорального фактора в качестве перспективы и сценария внутреннего развития. Финансирование Работа выполнена при поддержке Российский научный фонд («Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов). № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/). Funding The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515 /, within the framework of the research project "Subjective time of individuals with disabilities in an inclusive society" (Supervisor: Professor V.V. Popov).

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Вачков, И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству / И.В. Вачков // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. – М: МГППУ, 2012. – С. 16-20.
  2. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. –№ 3. – С. 107-112.
  3. Иттерстад, Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? / Г. Иттерстад // Психологическая наука и образование. – 2011. – №3. –С.41-49.
  4. Пенин, Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики / Г.Н. Пенин // Вестник Герценовского университета. – 2010. –№9. – С.41-47.
  5. Попов В.В. Фактор настоящего времени в конструировании будущего / В.В. Попов, Л.М. Дзюба // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 1A. С. 186-193.
  6. Попов В.В. Темпоральность и транзитивность в историческом процессе / В.В. Попов, О.А. Музыка, В.А. Тимофеенко и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-6. С. 1110-1113.
  7. Шеманов, А.Ю. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / А.Ю. Шеманов – М: МГППУ, 2013. – 315 с.
  8. Badie, F. Aformal ontology for conception representation in terminological systems. / F. Badie. – London: College Publications, 2020. – 245 p.
  9. Belnap, N. New Foundations for Branching Space-Times. / N. Belnap, T. Muller, T. Placek // Studia Logica. – 2021. –№ 109. – P.239-284.
  10. Blackburn, P. Logic and Philosophy of Time: Further Themes from Prior. / P. Blackburn, P. Hasle, P. Øhrstrøm. – Aalborg: Aalborg Universitetsforlag. – 326 p.
  11. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society / S. Greene // Pro et contra.– – №2 ( 1). – Р. 6-19.
  12. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. – 2002. –№13 (3). – Р.144-152.
  13. Jenkinson, J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability / J. Jenkinson // Disability, Handicap and Society.– –№8 (4). – Р.361-375.
  14. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. / R. Slee // International Studies in Sociology of Education. – 2008. – №18 (2). – Р. 99-116.
  15. Turchin, P. Mine the Past for Patterns. / P. Turchin // Nature. – 2016.–№ –P.488-489.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Vachkov, I.V. Polisubektnyj podhod k inkljuzivnomu prostranstvu [Polysubject approach to inclusive space] / V. Vachkov // Inkljuzivnoe obrazovanie: nepreryvnost' i preemstvennost' [Inclusive education: continuity and continuity]. – M: MGPPU, 2012. – P. 16-20. [in Russian]
  2. Egorov, P.R. Teoreticheskie podhody k inkljuzivnomu obrazovaniju ljudej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [Theoretical approaches to inclusive education of people with special educational needs] / P.R. Egorov // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development]. – 2012. –№ 3. – P.107-112. [in Russian]
  3. Itterstad, G. Inkljuzija – chto oznachaet jeto ponjatie i s kakimi problemami stalkivaetsja norvezhskaja shkola, pretvorjaja ego v zhizn'? [Inclusion – what does this concept mean and what problems does the Norwegian school face when implementing it?] / G. Itterstad // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. – 2011. – №3. –P. 41-49. [in Russian]
  4. Penin, G.N. Inkljuzivnoe obrazovanie kak novaja paradigma gosudarstvennoj politiki [Inclusive education as a new paradigm of state policy] / G.N. Penin // Vestnik Gercenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University].– 2010. –№9. – P. 41-47. [in Russian]
  5. Popov V.V. Faktor nastojashhego vremeni v konstruirovanii budushhego [The factor of the present time in the construction of the future] / V.V. Popov, L.M. Dzjuba // Kontekst i refleksija: filosofija o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and man]. 2017. 6. № 1A. P. 186-193. [in Russian]
  6. Popov V.V. Temporal'nost' i tranzitivnost' v istoricheskom processe [Temporality and transitivity in the historical process] / V.V. Popov, O.A. Muzyka, V.A. Timofeenko et al. // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. № 7-6. P. 1110-1113. [in Russian]
  7. Shemanov, A.Ju. Psihologo-pedagogicheskie osnovy inkljuzivnogo obrazovanija [Psychological and pedagogical foundations of inclusive education] / A.Ju. Shemanov. – M: MGPPU, 2013. – 315 p. [in Russian]
  8. Badie, F. A formal ontology for conception representation in terminological systems. / F. Badie. – London: College Publications, 2020. – 245 p.
  9. Belnap, N. New Foundations for Branching Space-Times. / N. Belnap, T. Muller, T. Placek // Studia Logica. – 2021. –№ 109. – P.239-284.
  10. Blackburn, P. Logic and Philosophy of Time: Further Themes from Prior. / P. Blackburn, P. Hasle, P. Øhrstrøm. – Aalborg: Aalborg Universitetsforlag. – 326 p.
  11. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society / S. Greene // Pro et contra.– – №2 ( 1). – Р. 6-19.
  12. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. – 2002. –№13 (3). – Р.144-152.
  13. Jenkinson, J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability / J. Jenkinson // Disability, Handicap and Society.– –№8 (4). – Р.361-375.
  14. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. / R. Slee // International Studies in Sociology of Education. – 2008. – №18 (2). – Р. 99-116.
  15. Turchin, P. Mine the Past for Patterns. / P. Turchin // Nature. – 2016.–№ 535. –P.488-489.