ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ

Научная статья
Выпуск: № 4 (11), 2013
Опубликована:
08.05.2013
PDF

Корнетов Н.А1., Царгородская2 А.О.

Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой ФПК и ППС; студент ,Сибирский Государственный медицинский университет

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ

Аннотация

Представлены данные исследования психической адаптации среди студентов раннего периода обучения. В связи с концепцией о соединительно-тканных дисплазиях был проведен сравнительный анализ уровней психического приспособления с различиями в мобильности суставов. Отмечены существенно низкие уровни психической адаптации студентов независимо от субсиндромальной гипермоблиьности. Полученные данные определяют необходимость организации психологической помощи студентам начального периода обучения для профилактики психической дезадапатции.

Ключевые слова: cтресс, психическая адаптация, мобильность суставов.

Kornetov N.A.1, Thsargorodskaya2 A.O.

Professor, Doctor Medical Science, Head of Departement of Psychiatry postgraduate students; Student, Siberian State Medical University.

Variability MENTAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF JOINT MOBILITY

Abstract

The article is considered researches of mental adaptation among students of the early period of studying. The comparative analysis of levels of the mental adaptation with distinctions in mobility of joints was carried out in according of the concept about connective tissue dysplasia. There are low levels of mental adaptation of students in spite of subsindromal hypermobility of joints. It’s necessary to organize psychological care of students for prevention mental disadaptation and disorders

Keywords: stress, mental adaptation, mobility of joints.

Вопросы профессионального роста и развития, здоровья и личностного благополучия студентов высшей школы, а также их психологической адаптации, взаимоотношений в последние десятилетия привлекают все больше внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. [4,5,7]. Особенно актуальна эта проблема выявляет себя у студентов раннего периода обучения. [8] Приспособление к новой окружающей среде и к новым социальным отношениям, высокая интенсивность умственной работы, связанная с большим объемом новой информации, являются факторами, которые могут приводить к состоянию длительного напряжения – стрессу, и при психо-физических перегрузках вызывать дистресс – страдание, которое сопровождается нарушением психической адаптации. При этом, известно, насколько тесно связаны  тревога, депрессия, уровень психического напряжения между собой, которые в совокупности или самостоятельно могут определять тот или иной уровень адаптивного процесса к учебе, быту, социальному функционированию., успешность адаптации между собой. Поэтому значительные и длительные нарушения адаптации могут приводить не только к развитию собственно дезадаптации, проявляющейся в форме интрапсихических конфликтов, в снижении эффективности социально-психологической адаптации и расстройств психофизиологических функций, но и являться основой для развития более тяжелых психических нарушений, крайней степенью проявления которых является суицидальное поведение.

Известно, что рост суицидов в России практически за последние  20 лет у мужчин 18-34 лет увеличился на 80%; у женщин за этот же период на 54% [2].

В связи с проблемой стрессовых состояний, разных уровней психической адаптации следует выделить основные дефиниции, связанные с этой проблемой. Некоторые из терминов и понятий носят не совсем точный  и употребляются в разных значениях. [6]. Определим некоторые понятия, которые с одной стороны связаны со стрессом, включая нагрузки и экзамены на первых курсах обучения, с другой – определяют вариативность психической адаптации студентов с их вариабельностью  конституциональных характеристик и психотипологических особенностей.

В настоящее время термин «стресс» в неизменной форме используется для описания аверсивных раздражителей чрезмерной интенсивности, физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них или контекстуальных событий, в котором происходит столкновение индивидуума со стрессогенными стимулами. Иногда термином «стресс»  определяют все перечисленные явления. Таким образом, значение этого термина имеет широкий и несколько размытый характер, поэтому употреблять его следует строго в отношении тех событий, которые он может определять. Продемонстрируем данное положение в следующих его обозначениях.

Стрессовое событие жизни. Любое внешнее событие, требующее от индивидуума изменений в непрекращающемся процессе адаптации в жизни и напряжения механизмов психической и физической адаптации. Примерами могут служить перемена места жительства, поступление в школу или ее окончание, экзаменационный период, изменение места работы или неудачи в ее поиске, значимые расставания, рождение или смерть членов семьи. Эти события могут являться необходимыми, но недостаточными причинами дистресса или расстройства. Часто они имеют преципитирующее (проявляющее)  значение для тех или иных психических и поведенческих нарушений.

Стрессор. Любая совокупность неблагоприятных стимулов, которая вызывает стрессовую реакцию, а именно целый ряд неспецифических физиологических и психических реакций, приводящих к изнашиванию и истощению психобиологической системы.

По данным исследования проводимым в Сибирском государственном медицинском университете Н.А. Корнетовым и А.В. Сорокиной выявлен высокий процент лиц среди студентов (104 чел.) с клинически значимым уровнем тревоги (26,7%). При этом была установлена сильная положительная линейная зависимость между уровнем тревоги, уровнем личностной тревожности и депрессией. [3] Таким образом, актуальность темы исследования определяется ростом числа стресс-индуцированных, невротических и депрессивных расстройств. Также имеет большое значение повышенный уровень суицидальных попыток и суицидов у лиц молодого возраста в Российской Федерации. Итак, изучение проблемы информационного и организационного стресса, психической адаптации у студентов относится к двум национальным проектам “Здоровье” и “Образование”.

Целью исследования являлось изучение. уровней психической адаптации среди студентов первых курсов Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) в связи с вариабельностью мобильности суставов.

Исследование проводилось среди 100 студентов СибГМУ, возрастной диапазон которых составил от 18 до 25 лет. Диагностика синдрома гипермобильности суставов осуществлялась по исследовательским диагностическим критериям, разработанным Бейтоном (P.Beighton). Для проведения уровневой оценки психического состояния использовался разработанный в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева «Тест нервно-психической адаптации» [1]. Этот тест направлен на выявление у пациентов одной из 5 выделяемых в настоящее время групп психического здоровья. Обработка данных производилась при помощи прикладного программного пакета «Statistica» с использованием непараметрических методов.

В результате исследования была проведена качественная градация уровней нервно-психической адаптации от оптимального уровня адаптации до уровня дезадаптации в соответствии с балловой системой применяемого теста. В итоге было выявлено, что из 100 человек 13 (13%) составили I группу (здоровые лица). Во II группе (практически здоровые лица с благоприятными прогностическими признаками) – 26 (26%), в III группе (практически здоровые лица с неблагоприятными прогностическими признаками) – 22 (22%), в IV группе (легкая патология) – 27 (27%), в V группе (состояние дезадаптации) – 12 (12%).

Количественно наблюдается довольно низкий уровень адаптации среди студентов СибГМУ. В зависимости от уровня адаптации выделены признаки и симптомы, по которым можно охарактеризовать в чем заключаются те особенности, которые приводят к изменению адаптации, легкой патологии и даже патологическим состояниям по опроснику.

С синдромом гипермобильности было выявлено 37 человек, соответственно, с отсутствием данного синдрома было 63 человека. Среди лиц с гипермобильностью суставов было выявлено, что нервно-психическая адаптация имеет значения соответственно шкале: 3 (5,4%)  относятся к I группе (здоровые); 19 (29,7%) - II группа (практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками); 15 (24,3%) - III группа (практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками); 22 (35,2%) - к IV группе (легкая патология); 4 (5,4%) - к V группе (состояние дезадаптации) при p<0,05. У лиц с отсутствием гипермобильного синдрома выявлено, что 6 (17,5%) относятся к I группе,  8 (22,2%) ко II группе, 8 (20,6%) к III группе, 9 (23,8%) к IV группе, 6 (15,8%) к V группе (p<0,05).

При анализе полученных данных можно сделать следующее заключение:

- у всех обследуемых студентов при исследовании психической адаптации отмечается ее низкие показатели;

- обычная мобильность и субсиндромальная гипермобильность суставов не влияли на показатели различия психической адаптации

- для студентов раннего периода обучения необходимы  социально-психологические тренинги, ориентированные на развитие коммуникативных навыков и повышение толерантности к стрессорам.

Список литературы

  • Гурвич, И. Н. Тест нервно-психической адаптации // Вестник гипнологии и психотерапии. СПб., 1992. № 3. С. 46–53.

  • Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. – ВОЗ, 2001. – 215 с.

  • Корнетов Н. А., Сорокина А. В Распространенности и выраженность патологической тревоги у студентов лечебного и педиатрического факультетов сибирского государственного медицинского университета //Стресс, депрессивные расстройства и суицидальное поведение. Матер. Всеросс. междисципл. конф. с международным участием (Томск, 26—28 апреля 2009 г.) / под науч. ред. проф. Н. А. Корнетова. – Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2011. – С.186-191Корнетов Н. А., Сорокина А. В Распространенности и выраженность патологической тревоги у студентов лечебного и педиатрического факультетов сибирского государственного медицинского университета //Стресс, депрессивные расстройства и суицидальное поведение. Матер. Всеросс. междисципл. конф. с международным участием (Томск, 26—28 апреля 2009 г.) / под науч. ред. проф. Н. А. Корнетова. – Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2011. – С.186-191

  • Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 864 с.

  • Кэрри Л. Купер, Филипп Дж. Дейв, Майкл П. О’ Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.

  • Лексиконы психиатрии всемирной организации здравоохранения. Перевод с английского под общей редакцией доц. В.Б. Позняка. Киев: Издательство Сфера, 2001. – 289с.

  • Мацумото Д. Психология и культура. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.

  • Царгородская А.О. Психическая адаптация студентов на ранних этапах обучения с различным состоянием соединительнотканной системы //Актуальные вопросы неврологии с обсуждением смежных вопросов психиатрии. Матер. IX региональной науч.- практ. конф. РОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ - Северск, 2013, - С.167-170 Царгородская А.О. Психическая адаптация студентов на ранних этапах обучения с различным состоянием соединительнотканной системы //Актуальные вопросы неврологии с обсуждением смежных вопросов психиатрии. Матер. IX региональной науч.- практ. конф. РОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ - Северск, 2013, - С.167-170