КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Научная статья
Выпуск: № 4 (11), 2013
Опубликована:
08.05.2013
PDF

Пономаренко Е.В.

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор архитектуры, доцент

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Аннотация

Работа посвящена анализу появления и развития архитектурных стилей барокко и классицизма на Южном Урале. На примере культового православного зодчества рассматриваются особенности барокко и классицизма в регионе. В статье приведен материал, собранный автором во время натурных экспедиций на территории Челябинской и Оренбургской областей.

Ключевые слова: архитектура церквей региона, барокко, классицизм.

Ponomarenko E.V.

Doctor in Architecture, Associate Professor, Senior researcher, Scientific-Research Institute of Architecture and Urban Planning Theory and History Russian Academy of Architecture and Building Sciences, doctor of architecture, associate professor

THE ARCHITECTURE OF CHURCHES, BAROQUE AND CLASSICISM IN THE SOUTHERN URALS

Abstract

Work is dedicated to analysis of the appearance and developments of the architectural styles baroque and classicism on South Ural. On example architecture of Orthodox churches are considered particularities baroque and classicism in region. In article is brought much new unknown material, collected by author during expedition on territory Chelyabinskoy and Orenburgskoy areas.

Keywords: architecture of churches, Baroque, classic style

Понятие Южный Урал – географическое. Этот регион включает территорию Челябинской и Оренбургской областей, а также частично Башкирию. Освоение региона русскими началась с южных границ в XVI в. Во второй трети XVIII в. наступил новый этап строительства крепостей на Южном Урале. Вслед за основанием Оренбурга в 1736 г. создается Самарская дистанция – ряд крепостей, которые шли от города Самары по реке Самаре к реке Яику (Уралу). Затем появляется целый ряд укрепленных линий, которые соединили Самарские крепости с Сибирскими [3, с.335].

Одновременно со строительством крепостей на Южном Урале впервые появляется стилевая архитектура. В конце XVIII – первой половине XIX в. в архитектуре православных церквей края преобладал классицизм. Обследование показало, что распространение барокко на Южном Урале имело ограниченный характер. Это было типично для регионов, которые осваивались русскими в XVIIIв. Например, А.В. Иконников утверждал, что «Классицистическая архитектура, распространившая свое влияние до пределов города в целом, стала в России начала XIX века главным стилеобразующим началом, подчинившим другие виды художественной деятельности, участвующие в формообразовании среды» [2, с.48].

Барочных церквей на Южном Урале не сохранилось. Анализ архивных источников показывает, что представляют интерес храмы этого стиля в Оренбурге – летняя Преображенская (1750 г., арх. Мюллер) и зимняя Введенская (1752 г.), а также Георгиевская в форштадте, основанная в 1756 г. Композиция большинства барочных церквей строилась на распространенной в провинции схеме с последовательно расположенными колокольней, трапезной, основным объемом и выступающим алтарем. Характерными были колокольни классических очертаний, которые часто возводились позднее основной части церкви, в период господства классицизма.

Например, здание Преображенской церкви отличалось сдержанностью архитектуры. Композиционно оно было построено по типу «кораблем», состояло из основного объема и встроено-пристроенной колокольни. Фасады членились лопатками, которые по углам колокольни были рустованы. Основной объем – невысокий односветный, был завершен непропорционально маленьким куполом на граненом барабане с главкой. Колокольня – квадратная в плане трехъярусная. Спокойные классические ярусы имели неожиданное барочное завершение с изогнутыми фронтонами и круглыми окошками по четырем сторонам купола.

Каменная Введенская церковь тоже соединяла в себе классические и барочные черты. Общая композиция кораблем была дополнена боковыми выходами с фронтонами, придающими зданию элемент центричности. Основной объем – односветный, был завершен куполом на высоком барабане. Фасады мерно членились лопатками, по углам рустованными. Колокольня храма была надстроена над крышей в два яруса. Первый ярус – квадратный, был фланкирован крупными барочными волютами. Второй ярус представлял собой рустованный восьмерик с куполом и главкой. Невысокий входной пристрой – более поздний.

Христорождественский собор в Челябинске тоже был решен в стиле барокко. Он был заложен в 1748 г. Здание тоже имело композицию, развивающуюся по продольной оси. Трехсветный четверик был увенчан пятиглавием. Центральная главка – на глухом восьмигранном барабане. Апсида полукруглой формы была ниже четверика. Под сводами располагались люнеты. Углы четверика имели рустовку, арочные окна были обрамлены наличниками. Колокольня имела три яруса и восьмигранное основание. Перед колокольней на двускатной кровле притвора располагалась небольшая главка на высоком круглом барабане. Строительные работы велись под надзором каменщиков Далматова монастыря Акинфия Стафеева, Акинфия Денисова и Ивана Погошева. Возведение Христорождественского собора было частью активной строительной деятельности Успенского Далматовского монастыря в Приуралье. На современников это здание производило мрачное впечатление. Н. Лендер пишет в XIX в.: «Около Челябинского базара – старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены переносят нас в прошлое столетие» [1, с.18].

Памятники раннего классицизма XVIII века представлены в регионе значительно лучше. Композиционно они варьировали тот же тип осевой композиции. Особенностью региона было использование многочисленных барочных и традиционных деталей декора, например, характерного «невьянского» орнамента – ступенчатых сосулек. Формы, заимствованные из барокко встречаются и в завершениях церквей. Например, характерные восьмерики устюжской школы.

Характерным примером является церковь Иоанна Предтечи в Кыштыме, построенная в 1770 г. Ее композиционное решение соответствует схеме «кораблем». По одной оси последовательно расположены: колокольня, трапезная, основной четверик и алтарь. Основной четверик церкви увенчан двухъярусным барабаном из восьмериков с полусферическим куполом. Под профилированными карнизами ярусов проходят ленты орнаментов из ступенчатых сосулек. Основной четверик церкви двухсветный. Ярусы его разделены лентой орнамента из ступенчатых сосулек, который располагается в уровне высоты трапезной и алтаря. Под венчающим карнизом четверика находится двойная лента орнамента из треугольников и ступенчатых сосулек, разделенная горизонтальными тягами. Углы четверика, как и углы всех остальных частей здания кроме колокольни акцентированы пилястрами. Общие пропорции объема колокольни этой церкви необычны для региона. Высота колокольни не намного превышает купол средокрестья, а по площади она больше трапезной и сравнима с основным четвериком церкви. Колокольня имеет три яруса, которые увенчаны полусферическим куполом с фонарем.

В начале XIX века классицизм переходит в зрелую стадию. Становятся популярны церкви типа «кораблем», но с дополнительной перпендикулярной композиционной осью, которая подчеркивалась входами и портиками с севера и юга. Типичными примерами этой композиционной схемы являются церкви Дмитрия Солунского в Симе и Казанской Божьей в Нижнем Уфалее.

Церковь Дмитрия Солунского при Симском заводе это один из наиболее интересных памятников зрелого классицизма. Она имела композиционную схему «кораблем». Анализируя фотографии начала XX века можно сделать вывод, что это был одноглавый храм. Он включал основной объем, завершенный куполом и четырехъярусную колокольню. Алтарь церкви представляет собой пятигранную апсиду перекрытую конхой. Углы ее акцентированы тосканскими пилястрами, несущими антаблемент с сильно вынесенным карнизом. Основной четверик церкви, который раньше имел треугольные фронтоны, в настоящее время выделен тосканскими полуколоннами. Четыре большие полуколонны расположены по две в боковых частях фасада четверика средокрестья. Центр фасада оформлен порталом из двух более низких тосканских полуколонн с антаблементом и треугольным фронтоном.

В Нижнем Уфалее была построена церковь иконы Казанской Божьей матери в стиле классицизм. Это храм, состоящий из последовательно расположенных входного придела с колокольней, трапезной, основного четверика и прямоугольного в плане алтаря. Колокольня храма отодвинута вглубь сильно выступающего входного придела. Она состоит из одного сквозного яруса (звона), который находится на высоком трехчастном пьедестале, разделенном карнизами. Выше расположен купол со шпилем на барабане. Западный фасад входного придела декорирован четырьмя тосканскими пилястрами, несущими упрощенный антаблемент. В верхней части фасадов проходит горизонтальная тяга. Восточный фасад алтаря завершен треугольным фронтоном. Фасады декорированы пилястрами и завершены треугольными фронтонами. Средокрестье церкви имеет необычное для Южного Урала завершение. Это больших размеров купол, на котором находится луковка на граненом барабане. Такие же небольшие луковки на барабанах расположены на углах выступающего вверх за основной объем подкупольного квадрата. Эта церковь представляет собой необычный по пропорциям и декору вариант классицизма для нашего региона. Объем церкви сильно вытянут по оси запад-восток, а завершения кажутся несколько непропорциональными высоте нижнего объема.

 а   б   в

Рис. 1 - а – Христорождественский собор; б – церковь в Кыштыме; в – церковь села Воскресенское

Из центричных церквей в стиле классицизм начала XIX сохранились только храмы крепостей Новой линии – пятиглавые крестово-купольные (церковь Александра Невского в п. Наследницкий и церковь Николая Чудотворца в п. Николаевка). Их объемно-пространственная композиция отличается подчеркнутой центричностью: крест в плане, входы с трех сторон почти одинаковой значимости, расположение четырех второстепенных главок вокруг более крупной центральной. Купольное завершение выглядит очень мощно, высота основного объема храма и центральной луковки (без креста) приблизительно одинакова. Центральная луковка крупных размеров находится на шестигранном барабане с удлиненными, завершенными полуциркульной аркой окнами в каждой грани. Она окружена тремя маленькими и колокольней с луковичным завершением. Луковка колокольни больших размеров, имеет более высокий и широкий цилиндрический барабан с тремя открытыми проемами. Стены основного объема обеих церквей декорированы практически одинаково. Углы концов креста обработаны лопатками с высокой плоской нишей, отдаленно напоминающими пилястры, т.к. на них опирается упрощенного профиля антаблемент. Каждый из простенков декорирован высокой накладной полуциркульной с остроконечным завершением аркой, которые являются гипертрофированным подобием древнерусского наличника.

Наиболее типичным примером классицизма первых двух десятилетий XIX в. является церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Воскресенское Каслинского Челябинской области. Она построена в 1819 г. архитектором М.П. Малаховым. Объем последовательно включает колокольню, трапезную, основной двухсветный четверик и апсиду. Основной четверик с севера и юга имеет глубокие четырехколонные коринфские портики с треугольными фронтонами. Завершен основной четверик крупным полусферическим куполом на высоком круглом световом барабане. Это завершение равно по высоте основному четверику и хорошо сочетается с ярусом звона колокольни, решенным как классическая купольная ротонда. Нижняя часть церкви, в том числе апсида, украшена спаренными ионическими пилястрами, которые несут антаблемент с сильно вынесенным карнизом. Окна расположены в два яруса – полукруглое и высокое прямоугольное. Элементы декора выявлены на фасадах бирюзовым цветом, в которые покрашены и купола. В целом здание отличается уравновешенностью композиции и пропорциональностью всех ее элементов.

Более лаконичный вариант стиля воплощен в церквях Казанской Богоматери в с. Сухоречка Бузулукского района Оренбургской области и Верхнеапостольская церковь в с. Нижнепетропавловском Красноармейского района Челябинской области. Последняя была построена в первой половине XIX века на средства крестьян. На рубеже XIX – XX веков к ней был пристроен северный придел. Церковь состоит из квадратной основной части с пятигранной апсидой, трапезной и из колокольни. Основная часть храма перекрыта высоким сводом, увенчанным мощным восьмигранным световым фонарем с плоским куполом и главкой на высоком барабане. Южная и северная стены четверика декорированы двумя ярусами пилястр по углам и двумя рядами высоких окон с полуциркульным завершением.

Таким образом, в стилевой культовой архитектуре Южного Урала начало периода барокко совпало с основанием русских крепостей – вторая треть XVIII в., а с 70-х годов – появился классицизм. Период зрелого классицизма начался с 20-х годов XIX века. Наиболее популярным композиционным решением церквей рассматриваемого периода было последовательное расположение колокольни, трапезной, основного объема и алтарной апсиды. Центричные здания встречались значительно реже. Барочные храмы часто имели пристрои, выполненные в стиле классицизм. В произведениях классицизма долго сохранялись элементы барокко, прежде всего, элементы барочного декора (наличники, орнамент). Использовались и характерные завершения из нескольких последовательно расположенных восьмериков. Такое смешение форм и элементов декора приводило к некоторой эклектичности образа церкви, которую можно считать наиболее характерной особенностью для культовой архитектуры в регионе.

Список литературы

  • Дегтярев И.В., Боже В.С. Купола над городом. – Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1992. – 41 с.

  • Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды.– М.: Советский художник, 1985. – 336 с.

  • Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии– Оренбург:Изд. Оренб. Губернского стат. комитета, 1887. – 406 с.