ОСОБЕННОСТИ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ КАЗАХСТАНА
ОСОБЕННОСТИ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ КАЗАХСТАНА
Научная статья
Утегенов И.У.1, *, Ибраева Ж.Б.2
1, 2 ЗКГУ им. М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан
* Корреспондирующий автор (isatay.utegenov[at]mail.ru)
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению значения керамики, как одного из наиболее важных артефактов материальной культуры, свидетельствующих о традициях, культуре и уровне развития древних мировых культур, в частности Казахстана. Проведена классификация керамических изделий, сходства и отличие её по определенным признакам. Анализ археологического материала на определённом историческом рубеже.
Ключевые слова: керамика, археология, исследования, артефакт, памятник, форма, декоративно – прикладное искусство, культура, малые архитектурные формы.
FEATURES OF CERAMIC PRODUCTS OF KAZAKHSTAN
Research article
Utegenov I.U.1, *, Ibraev J.B.2
1, 2 Department of Fine Arts and Design, Utemisov WKSU, Uralsk, Republic of Kazakhstan
* Corresponding author (isatay.utegenov[at]mail.ru)
AbstractThe paper considers the importance of ceramics as one of the essential artifacts of material culture, testifying to the traditions, culture, and development level of ancient world cultures, in particular Kazakhstan. The authors classified ceramic products, defined their similarities and differences according to certain criteria. They have conducted an analysis of archaeological material at a certain historical boundary.
Keywords: ceramics, archeology, research, artifact, monument, form, decorative and applied art, culture, small architectural forms.
Керамика – наиболее популярный артефакт из числа археологических находок– является важнейшим источником, для определения датировки существования памятника и определения археологической культуры которой он принадлежит. История человечества практически неотделима от истории развития керамики, нет ни одной цивилизации, которая бы не знала её.
В керамике, одном из видов декоративно-прикладного искусства, отражаются культурный и исторический период человеческого развития, специфика мировоззрения, художественные методы и приемы выразительных средств, позволяющих понять преемственность культур этносов, проживающих на планете. Она позволяет выделить главные процессы технологии керамики, которые изучались по древней керамике (культуру, традиции и уровень навыков труда ремесленников), а также установить, чем они различаются в различных культурно-исторических условиях. Как правило, непосредственно по фрагментам глиняных изделий и обнаруживаются археологические памятники. Большую долю собрания археологических фондов музеев составляют находки керамических изделий. Обожженная керамика на столетия сохраняет все особенности материальной и духовной жизни общества и ее культуры. Из нее производилась не только домашняя утварь, очаги и дастарханы, но и культурно-религиозные предметы: идолы, курильницы, светильники,
скульптуры божеств. Длительный период времени специальные керамические сосуды служили вместилищем останков умерших. Тот объем данных, который несет в себе керамика, несравним с другими реликвиями.
В керамике каждого исторического периода развития специфически отражены мировоззренческие идеи, художественные методы и целая система выразительных средств и приемов, позволяющих понять преемственность культур этносов, обитавших на территории Казахстана, вплоть до становления казахского народа.
Исследование керамики, должно иметь системный и организованный характер, только в таком случае оно может быть успешным, то есть обеспечивать существование человека и общества в окружающем мире. Так как глиняные сосуды являются итогом систематизированной и организованной деятельности гончара. Они в некой специфической форме содержат информацию обо всех видах деятельности, связанных с глиняной посудой. По мнению Байпакова К.М.: «Археологическая керамика, выступает главным предметом исследований, она служит критерием контроля истинности теоретических и методических разработок и расширяет наши познания о составе культурных традиций в древнем гончарстве» [2, С. 56].
Ю.Б. Цетлин в истории развития керамики выделяет четыре основных исторических стадии:
I этап – эпоха мустье: первоначальные эпизодичные усилия применения глины человеком неандертальского типа (приблизительно 70–35 тыс. лет назад);
II этап – эпоха верхнего палеолита: изготовление мелких глиняных поделок с последующим их обжигом (35–10 тыс. лет назад);
III этап – эпоха мезолита (докерамического неолита): первые редкие глиняные сосуды Ближнего Востока, сырцовое строительство (X–VIII тыс. лет назад); возникновение постоянного изготовления глиняных сосудов на территории Японии, Китая, Дальнего Востока (примерно XIII-XII тыс. лет назад);
IV этап – эпоха неолита: период массового распространения глиняных изделий в различных климатических зонах (VIII–V тыс. лет назад [11, С. 86].
В освещении исторического прошлого важное место занимают материалы археологических экспедиций. Первый этап научных экспедиций приходится на XVIII век, когда на территорию нашей Республики были направлены экспедиция Академий наук Российской империй, исследователи в составе Рачков П.И., Паллас П.С., Карелин Г.С., описали природные ресурсы и богатства новых земель России, но материалы содержали очень мало сведений об истории и культуре региона. Только, в 1864 году в материалах М.С. Бабаджанова появляются первые материалы по культуре кочевых племен, в статье: «О каменной бабе, найденной в Киргизской степи» [3]. В материале были описаны курганы, расположенные между реками Волгой и Уралом, и надгробных стел.
Большой интерес для исследования представляли курганы, разбросанные по всей степи, они содержали огромный материал, для археологов. Так, в 1889 году, исследователь Харузин Н., провел масштабные раскопки 22 – х курганов в Бокеевской степи, зарегистрировал и описал их, в этих курганах было найдено множество артефактов: бронзовые изделия, оружия, костяные украшения, керамические посуды.
Особую роль имеет деятельность И.А.Кастанья, который провел огромную работу по поиску, регистрации и описанию памятников истории, археологии и этнографии. В 1910 году, в статье: «Древности Киргизской степи и Оренбургского края» провел первичную классификацию и регистрацию памятников, которое послужило началом изучения древностей «савромато-сарматов» культуры [7].
Благодаря результатам работы исследователей Логвина В.Н., Калиева С.С., Мосина В.С., Мортынюк О.И., Мерц В.К., Усачева И.В, был проведен анализ развития керамики в Республике. На территории Казахстана первые глиняные изделия появились еще в эпоху неолита (V тыс. до н.э.). Именно на этот период приходится начало земледельческого и скотоводческого образа жизни населения. Фрагменты казахстанской неолитической керамики позволяют воссоздать форму сосудов. Обычно это лепные горшки мягкой, округлой формы без орнамента либо с горизонтальными и вертикальными рядами точечных вдавлений, зигзагообразных и волнистых полос. Донышки сосудов иногда имеют знаки в виде спиралей и круглых розеток. В качестве примера можно привести керамический сосуд, найденный в кургане Бауржан Аяк в 1989 году на территории Западно Казахстанской области, датируемый II тыс. до н.э. Аналогичные керамические изделия, были найдены в других территориях Казахстана. Для всех керамических находок, характерным признаком являются: форма, орнамент и композиция сюжета.
По мнению, М. К. Казыбаева «… смена на исторической арене одних племенных объединений другими вовсе не означает полное исчезновение первых - древние племена сохранились во вновь возникших этнических и политических структурах часто под другими названиями и формировали новые народы …» [8, С. 52]. Многочисленные миграционные потоки племен и народов, с Европы и Азии, отложили свой отпечаток в культурном наследий, отмечалось единство и преемственность в истории и культура евразийских степей.
При проведений археологических исследований на территории центрального Казахстана, была найдена ботайская культура степных народов, в частности ботайская керамика. Зайберт В.Ф. описал и провел классификацию керамики: «… предметы имеют следующие признаки: 1. округлость дна; 2. прямостенная и профилированная форма тулова; 3. прямой и отогнутый венчик; 4. открытые и закрытые сосуды; 5. следы гребенчатого штампа; 6. преимущественное использование в формовочной массе дресвы и другие» [6, С. 128].
Имеются основания считать, что первоначальные сосуды имели магическую значимость и магические функции. Галымжанов А.Г. в своей работе, указывает на значение керамической посуды: «… во-первых, то, что их было крайне недостаточно для удовлетворения хозяйственных потребностей; во-вторых, подобные сосуды подвергались весьма короткому термическому влиянию (не более 3–5 минут), что также может свидетельствовать об использовании огня для ритуального «очищения» нового изделия; в-третьих, после обжига подобные сосуды подвергались «обвариванию» в густом органическом растворе» [4, С. 68]. Возможно, что приблизительно в то же время сосуды начинают осуществлять функцию специализированных хранилищ. Широкое применение получают сосуды, предназначенные для коллективного приготовления пищи. Они доказывают использование целенаправленного обжига и последующего использования их на огне. Происходит выделение особенного вида посуды, предназначение которой индивидуальное употребления пищи, это кружки, миски, кубки и т.п.
Вместе с тем шел процесс функционального развития сосудов для приготовления, хранения и транспортировки продуктов питания. Таким образом, постепенно, расширялась сфера использования глиняных изделий, охватывая области хозяйственной жизни и быта людей. Джанибеков У. в своей работе подчеркивает, что: «Масштабные исследования позднесредневековых пластов городища Отрар сформировали надежный фонд высокоинформативных источников по различным аспектам позднесредневековой культуры Южного Казахстана. Материалы из Туркестана в определенной мере дополняют характеристику позднесредневековой культуры региона» [5, С. 128]. Однако они еще в недостаточной мере изучены в контексте истории эволюции культуры и этнокультурного синтеза на последнем этапе средневековой эпохи. По мнению Кожаева М.Б. «прохождение Великого Шелкового пути через Отрар, наложила отпечаток в изготовление керамических изделий, в нем сочетается изящество Востока и Азии» [9, С. 86]. Примером могут служить экспонаты, находящие в Республиканском музея археологии и истории - это керамическая посуда, предметы утвари, декоративные украшения.
«Круглодонная керамика характерна для памятников атбасарской культуры, хотя она очень малочисленна и фрагментарна. Возможно, слабо профилированные и прямо стенные сосуды с круглым дном имеют автохтонное происхождение.» подчеркивает Нурмухаммедов Нагим-Бек в своей работе [10, С. 78]. Круглодонность, сходство орнамента, гребенчатого штампа, присутствие в тесте песка и шамота, прямые венчики в изделиях характерны для многих археологических находках, начиная с Восточного региона Казахстана до Запада. В качестве отличительных признаков можно отметить, это технологию подготовки состава глиняного теста. Ботайская керамика отличается преимущественным употреблением при её изготовлении дресвы в качестве отощителя. В атбасарской керамике в качестве отощителя применялись различные виды примесей: песок, дресва, растительность. Акишев К.А. в своей работе, указывает: «Для зауральской керамики характерны примеси талька и песка в глиняном тесте. В волго-камской культуре примесями служили песок и шамот» [1, С. 248].
Следовательно, керамические изделия имея определенные сходства, имели и отличительные признаки.
Выводы
Керамика, как один из древних видов декоративно-прикладного искусства, наиболее достоверно отражает культурный и исторический период человеческого развития. В керамике, можно проследить специфику мировоззренческих идеи, художественные методы и целую систему выразительных средств и приемов, позволяющих понять преемственность культур этносов. обитавших на территории Казахстана, вплоть до становления казахского народа.
На территории Казахстана первые глиняные изделия появились еще в эпоху неолита (V тыс. до н.э.). Именно на этот период приходится начало земледельческого и скотоводческого образа жизни населения. Фрагменты казахстанской неолитической керамики позволяют воссоздать форму сосудов и провести классификацию: округлость дна; прямостенная и профилированная форма тулова; прямой и отогнутый венчик; открытые и закрытые сосуды; следы гребенчатого штампа; преимущественное использование в формовочной массе дресвы и другое. Наряду со сходством по многим параметрам, керамические изделия имеют ряд отличительных признаков – это технология и используемые материалы для изготовления.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Акишев А.К. Археологические исследования древнегои средневекового Казахстана/ Акишев А.К. // Академия Наук Казахской ССР, Институт истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова; - Алма-Ата: Наука, 1980. - 203 с.
- Байпаков М.К. Степная цивилизация Казахстана: взаимодействие скотоводческих и оседлых племен / Байпаков М.К. – Казахская цивилизация №2-3, Алматы, 2002
- Бабажанов С.М. О каменной бабе, найденной в Киргизской степи / Бабажанов С.М. - Этнографический сборник, вып. IV, СПб, 1864.
- Галимжанова Г.А. История искусств Казахстана / Галимжанова Г.А. - Алматы: Өнер, 2011.
- Джанибеков У. Культура казахского ремесла / Джанибеков У. Алмата: Онер, 1982. - 142с.
- Зайберт Ф.Э. Энеолит Урало-Иртышского междуречья / Зайберт Ф.Э.– Петропавловск, Сборник научных трудов, 1993, с.198.
- Кастанья А.И. Древности Киргизской степи и Оренбургского края / Кастанья А.И. - ТОУАК, Вып.22, Оренбург, 1910.
- Казыбаева К.М.К вопросу о происхождении ботайской керамики / Казыбаева К.М – Алматы, Гылым, 2000, с.367.
- Қожаев Б.М. Отырардын кеиінгі ортағасырлық керамика өндірісі(ХІІІ-ХҮІІІғ.ғ.). / Қожаев Б.М. - Алматы: [б. и.], 1996. - 21 с.
- Нагим – Бек Нурмухаммедов Искусство Казахстана. / Нагим - М.: Искусство,1970-147с.
- Цетлин Ю.Б. Орнаментация керамики и методика периодизации культур / Цетлин Ю.Б. – М., докторская диссертация, 2007
Список литературы на английском языке / References in English
- Akishev A.K. Arkheologicheskiye issledovaniya drevnego i srednevekovogo Kazakhstana [Archaeological Studies of Ancient and Medieval Kazakhstan] / Akishev A.K. / Academy of Sciences of the Kazakh SSR, Institute of History, Archeology and Ethnography C. Ch. Valikhanov; – Alma-Ata: Science, 1980. – 203 p. [in Russian]
- Baipakov M.K. Stepnaya tsivilizatsiya Kazakhstana: vzaimodeystviye skotovodcheskikh i osedlykh plemen [Steppe Civilization of Kazakhstan: Interaction of Cattle-Breeding and Settled Tribes] Baipakov M.K. – Kazakh Civilization – No. 2-3, – Almaty, – 2002 [in Russian]
- Babazhanov S.M. O kamennoy babe, naydennoy v Kirgizskoy stepi [On Stone Woman found in Kyrgyz Steppe] / Babazhanov S.M. – Ethnographic collection, – vol. IV, – St. Petersburg, – 1864. [in Russian]
- Galimzhanova G.A. Istoriya iskusstv Kazakhstana [Art History of Kazakhstan]./ Galimzhanova G.A. – Almaty: Өner, 2011. [in Russian]
- Dzhanibekov U. Istoriya iskusstv Kazakhstana [Culture of Kazakh craft] / Dzhanibekov U. Almaty: Oner, 1982. – 142 p. [in Russian]
- Zaibert F.E. Eneolit Uralo-Irtyshskogo mezhdurech'ya [Eneolithic of Ural-Irtysh interfluve] / Zaibert F.E. – Petropavlovsk, Collection of scientific works, – 1993, – p. 198. [in Russian]
- Kastanya A.I. Drevnosti Kirgizskoy stepi i Orenburgskogo kraya [Antiquities of the Kyrgyz steppe and the Orenburg region] / Kastanya A.I. – TOUAK, – Issue 22, – Orenburg, – 1910. [in Russian]
- Kazybaeva K.M. K voprosu o proiskhozhdenii botayskoy keramiki [On origin of Botay ceramics] / Kazybaeva K.M. – Almaty, – Gylym, – 2000, – p. 367. [in Russian]
- Қozhaev B.M. rardyn keiíngí ortaġasyrlykˌ keramika өndírísí(KHÍÍÍ-KHҮÍÍÍ). [Otyrardyn keyingіortaғasyrlyқ ceramics іndіrіsі] (ХІІІ-ХҮІІІ).] / Қozhaev B.M. – Almaty: 1996. – 21 p. [in Kazakh]
- Nagim - Bek Nurmukhammedov Iskusstvo Kazakhstana [Art of Kazakhstan]. – M.: Art, 1970-147 p. [in Russian]
- Tsetlin Yu.B. Ornamentatsiya keramiki i metodika periodizatsii kul'tur [Ornamentation of ceramics and methods of periodization of cultures] / Tsetlin Yu.B. – M., PhD thesis, – 2007 [in Russian]