ВКЛАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКА: ОПЫТ ПРОШЛОГО
Кузьмина Т. Г.
Аспирантка Красноярского государственного института искусств
ВКЛАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКА: ОПЫТ ПРОШЛОГО
Аннотация
Статья посвящена деятельности ссыльных декабристов и иных представителей интеллигенции в Минусинске XIX – начала XX веков. На основе документальных и раритетных источников, выявленных в ГАКК, Минусинском государственном архиве, Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, Минусинском драматическом музее, а так же ряде дореволюционных периодических изданий в статье выявляется значимость деятельности музыкально-творческой интеллигенции не только для художественной жизни южной части Красноярского края, но и для всего Сибирского региона в целом.
Ключевые слова: история музыкальной культуры, Красноярский край, Минусинск, декабристы.Kuzmina T.G.
Postgraduate student of Krasnoyarsk State Institute of Arts
THE CONTRIBUTION PRIVILEGED SOCIETY TO THE ESTABLISHMENT OF ACADEMIC MUSICAL CULTURE OF THE MINUSINSK: PAST EXPERIENCE
Abstract
The article is devoted to the activities of the exiled Decembrists and other intellectuals of the Minusinsk the XIX – early XX centuries. On the basis of documentary and rare sources identified GAKK, Minusinsk state archive, Minusinsk museum of local history by named N.M. Martyanov, Minusinsk Drama Theater, as well as in a number of pre-revolutionary periodicals in the article reveals the importance of the activities musical and creative people not only for the artistic life of the southern part of the Krasnoyarsk territory, but also for the whole Siberian region.
Keywords: history of musical culture, Krasnoyarsk region, Minusinsk, Decembrists.Музыкальное регионоведение – одно из важных направлений современного отечественного музыкознания. На рубеже ХIХ – ХХ веков особенно возрос интерес исследователей к изучению культуры Сибири, о чем свидетельствует появление монографий, посвященных музыкальной жизни Томска, Иркутска, Красноярска… «Белым пятном» вплоть до настоящего времени остается юг Красноярского края. Музыковедческие научно-исследовательские работы, посвященные культурно-музыкальной жизни данного региона, отсутствуют. Это обусловлено тем, что в 1930-м году произошло разделение Минусинского округа Енисейской губернии на Хакасскую автономную область и остальные земли, вошедшие в состав Красноярского края. В центре внимания исследователей оказалась культура хакасского этноса, а проблема становления собственно академической музыкальной культуры, центром которой стал Минусинск, осталась неизученной. В данной статье на основе различных исторических, преимущественно, архивных источниках предпринята попытка восполнить пробел в истории становления академической музыкальной культуры на юге Красноярского края XIX – начала XX веков.
Объектом исследования является музыкально-театральная жизнь выдающихся деятелей культуры города Минусинска. Предмет исследования – региональная специфика музыкально-театральной жизни на юге Красноярского края, выявляемая в контексте общероссийских и региональных социокультурных особенностей в целом.
Формирование интеллигенции на юге Красноярского края началось приблизительно в 30-х – 40-х годах XIX века, когда, благодаря процветанию золотопромышленности, в Минусинск все чаще стали приезжать ученые, архитекторы, художники, музыканты, купцы. Основополагающее значение для становления академической музыкальной культуры города в XIX веке имела деятельность политических ссыльных, в частности, декабристов и поляков-революционеров, попавших в немилость Государя и выдворенных из центральной части России в глухую Сибирь на «исправление». И, хотя в Сибири издавна отбывали ссылку в чем-либо провинившиеся государственные преступники, такого стечения элитной части общества, как после декабрьского восстания 1825-го года в Петербурге и революционных движений 1863-го – 1864-го годов в Польше Зауралье еще не знало. Так, в 30-е – 40-е годы XIX века, после окончания срока каторжных работ, в Минусинский округ на поселение были направлены 11 декабристов. Первыми, в 1829 году, в Минусинск прибыли Семен Григорьевич Краснокутский и Сергей Иванович Кривцов. В 1832-м и 1833-м годах друг за другом в Минусинск приехали братья Павел Петрович и Александр Петрович Беляевы, несколькими годами позже – Николай Иванович Кривцов и братья Крюковы – Александр Александрович и Николай Александрович, а в 1839 году, вместе со своей семьей, Николай Осипович Мозгалевский. Двое декабристов – Петр Иванович Фаленберг и Александр Филлипович Фролов – были направлены в село Шушенское, а Алексей Иванович Тютчев – в поселок Курагинское Минусинского округа Енисейской губернии.
Если в Минусинском округе к началу 30-х годов XIX века и существовали первоначальные формы любительского музицирования, то с появлением декабристов культурно-музыкальная жизнь региона стала намного богаче, появился мощный импульс для становления и развития профессионального музыкального искусства. Судя по документальным источникам, имея дворянское образование, в Минусинске декабристы играли на музыкальных инструментах, неплохо пели, совместно музицировали, из центральной части России им высылали ноты [10]. А.П. Беляев обладал прекрасным голосом – басом. Еще в Петровском каземате он пел в хоре под управлением П.Н. Свистунова и, находясь на поселении в Минусинске, имел обыкновение во все воскресные и праздничные дни петь на клиросе. «В Минусинске братья Беляевы почти каждый день посещали богослужение в церкви Спаса, пели в церковных хорах и особенно любили петь обедню Бортнянского» [5]. О пении в церковном хоре в Минусинске имеются воспоминания и самого Александра Петровича: «В 8 часов благовестили к обедне. Подавались длинные и очень покойные дроги, и все ехали в церковь. Мы с братом и Николаем Александровичем (Крюковым – К. Т.) занимали правый клирос, так как всегда пели в Минусинске обедню Бортнянского. Возле стояли любители подтягивать, между которыми был М.И. Свешников, живший в Шуше (село Шушенское, Минусинского округа – К. Т.)… У него был бас» [1, с. 235]. Музыка была неотъемлемой частью жизни и быта декабристов повсюду, где бы они ни находились. Еще отбывая наказания в тесных казематах читинского острога, декабрист Н.И. Лорер в своих записках вспоминает: «… между нами были отличные музыканты, как то: Ивашев, Юшневский, Вадковский, оба брата Крюковых. Они в совершенстве владели различными инструментами… Когда явились скоро рояли, скрипки, виолончель, составлялись оркестры, Свистунов, зная отлично вокальную музыку, составил из нас превосходный хор и дирижировал им.… Бывало, народ обступит… и слушает со вниманием гимны и церковное пение наше… Лучшие голоса были бас – братьев Крюковых, сопрано – А.Н. Тютчева, тенор – Щ. Ростовского [цит. по: 4, с. 28]. «Песни Тютчева … вызывали настоящий восторг. Особенно хорошо Алексей Иванович умел петь русские народные песни» [2, с. 71].
По воспоминаниям декабриста А.П. Беляев, ни одни праздник не проходили без вечеров и ужинов, обязательно сопровождавшихся игрой на каких-либо инструментах, пением и танцами. Описывая свадьбу П.И. Фаленберга в Минусинске, он пишет: «После венчания – обед… много оживления придавала игра на скрипке Н.А. Крюкова, очень хорошего музыканта, и наше участие в хоре…» [1, с. 240]. И в другом месте: «… по возвращении домой тотчас поставили пюпитр и П.И. Фаленберг с Николаем Крюковым начали дуэт на скрипках…» [там же, с. 234]. О декабристе С.И. Кривцове имеются воспоминания барона А.Е. Розена: «В первоначальном маленьком кругу нашем развлекали нас шахматы и песни С.И. Кривцова, питомца Фаленберга и Песталоцци…» [цит. по: 2].
В становлении концертной и музыкально-педагогической деятельности на юге Красноярского края большое значение имело пребывание ссыльных поляков. Во второй половине XIX – начале XX века в Минусинске представители польской музыкальной интеллигенции занимали высокое общественное положение: избирались членами попечительских и педагогических советов, руководили оркестрами, участвовали в концертах, занимались музыкально-педагогической практикой. Профессиональное музыкальное образование целыми семьями получали Войцеховские, Коженевские, Косовановы и другие. Многие на музыкальном поприще добивались значительных успехов. Так, например, Болеслав Войцеховский, окончив московскую консерваторию по классу пения у известного оперного певца профессора И.Я. Горди, в Минусинске успешно занимался и концертной, и музыкально-педагогической практикой [см. об этом: 3; 6; 8; 9].
Центром культурной жизни Минусинска рубежа XIX – начала XX веков, объединяющим представителей разных слоев населения для совместной творческой деятельности, было Минусинское Литературно-Музыкально-Драматическое Общество. На протяжении почти полувека, участниками Общества ставились драмы, оперы, оперетты, комедии, водевили, устраивались различные музыкальные вечера, концерты. Заметки о спектаклях и концертах нередко публиковались в Томской «Сибирской газете». Так, о первом известном на сегодняшний день минусинском спектакле – «Женитьба Белугина» и «Милые бранятся – только тешатся», состоявшемся 22-го ноября 1881-го года, в ней говорится следующее: «В прошлое воскресенье местным кружком любителей драматического искусства, давался спектакль в пользу Минусинского музея… В зале благороднаго собрания… поставлены были на сцену: «Женитьба Белугина» и «Милые бранятся – только тешатся». Спектакль удался, как нельзя лучше. Главная пьеса проведена была нашими любителями с успехом, вызвала у зрителей, по окончании представления, единодушный крик восторга и долго неумолкавшия рукоплескания. [11, с. 1116].
Судя по местным концертно-театральным афишам и сибирским периодическим изданиям в целом, устойчивое «ядро» художественно-творческой интеллигенции, образовавшее основу закладываемых традиций регулярной театрально-музыкальной жизни Минусинска, преимущественно составили: Елена Константиновна Малинина, Николай Захарович Ярцев, Олимпиада Александровна Волконская [см. об этом: 7, с. 33].
Историческая заслуга представителей интеллигенции в становлении и развитии академической музыкальной культуры на юге Красноярского края велика. Благодаря их деятельности еще в 30-х годах XIX века стал закладываться прочный фундамент для развития разносторонней художественной жизни и образования в городе, по современным меркам провинциальном, но по своей роли в развитии культуры в Восточной Сибири – весьма значительном.
Список литературы / References
- Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. / А. П. Беляев. – Красноярское Книжное издательство : Красноярск, 1990. – с. 199.
- Ватин В. А. Кеннан в Минусинске / В. А. Ватин // Сибирские записки : литературный, научный и политический журнал. – Красноярск, 1916. – № 3. – С. 71-93.
- Войцеховский Н. И. Мои воспоминания // Архив Минусинского краеведческого музея. Оп. 4, д. 227. Машинопись.
- Злобин М. В. Декабристы А. А. и Н. А. Крюковы: биографический материал о жизни и деятельности // Минусинский городской архив. – 1989. Рукопись.
- Искра Ильича : газета. – 1991. – № 16.
- Кузьмина Т. Г. Б. Н. Войцеховский: минусинский музыкант, педагог / Т. Г. Кузьмина // Искусство глазами молодых : материалы VII международной (II Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / КГАМиТ. – Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ. – 2015. – С. 104-106.
- Кузьмина Т. Г. Литературно-Музыкально-Драматическое Общество в дореволюционном Минусинске / Т. Г. Кузьмина // Молодежь и наука 21 века : сб. статей лауреатов III Всероссийского (II международного) конкурса научных работ студентов и аспирантов / КГАМиТ, Красноярск. – 2015.
- Минусинский вестник. – 1916. – № 43, с.1; № 46, с. 1.
- Минусинский государственный архив, ф. 100, оп. 1, д. № 1-38. Переписка семей Н. Войцеховского и В. Коженевского (1870-1925, конвертированные письма, без указания дел).
- Минусинский государственный архив, ф. 599, оп. 1, д. 262. Тематические запросы учреждений, граждан и ответы на них.
- Сибирская газета. – 1881. – № 39.
Список литературы на английском языке / References in English
- Beljaev A. P. Vospominanija dekabrista o perezhitom i perechuvstvovannom [Recollections of a Decembrist of his past and experience] / A. P. Beljaev. – Krasnojarskoe Knizhnoe izdatel'stvo : Krasnojarsk, 1990. – 199 p. [in Russian]
- Vojcehovskij N. I. Moi vospominanija [My memories] // Arhiv Minusinskogo kraevedcheskogo muzeja. Op. 4, d. 227. Mashinopis'. [in Russian]
- Zlobin M. V. Dekabristy A. A. i N. A. Krjukovy: biograficheskij material o zhizni i dejatel'nosti [The Decembrists A. A. and N. A. Kryukov: biographical material about the life and work] // Minusinskij gorodskoj arhiv. – 1989. Rukopis'. [in Russian]
- Iskra Il'icha : gazeta [Iskra Ilicha : newspaper]. – 1991. – N 16. [in Russian]
- Ватин В. А. Kennan v Minusinske [Kennan in Minusinsk] / В. А. Ватин // Sibirskie zapiski : literaturnyj, nauchnyj i politicheskij zhurnal [Siberian papers : literary, scientific and political journal]. – Krasnojarsk, 1916. – N 3. – P. 71-93. [in Russian]
- Kuz'mina T. G. B. N. Vojcehovskij: minusinskij muzykant, pedagog [B. N. Wojciechowski: the musician and teacher of Minusinsk] / T. G. Kuz'mina // Iskusstvo glazami molodyh : materialy VII mezhdunarodnoj (II Vserossijskoj) nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh [Art through the eyes of youth : materials of VII international (the II all-Russian) scientific conference of students, postgraduates and young scientists]. KGAMiT. – Krasnojarsk: FGBOU VPO KGAMiT, 2015. – P. 104-106. [in Russian]
- Kuz'mina T. G. Literaturno-Muzykal'no-Dramaticheskoe Obshhestvo v dorevoljucionnom Minusinske [The Literature and Music and Drama Society] / T. G. Kuz'mina // Molodezh' i nauka 21 veka : sb. statej laureatov III Vserossijskogo (II mezhdunarodnogo) konkursa nauchnyh rabot studentov i aspirantov [Youth and science of the 21st century : collection of papers of winners of the III all-Russian (II international) competition of scientific works of students and graduate students]. – KGAMiT; Krasnojarsk, 2015. – P. 33-43. [in Russian]
- Minusinskij vestnik [Vestnik of Minusinsk]. – 1916. – N 43, p.1; N 46, p. 1. [in Russian]
- Minusinskij gosudarstvennyj arhiv, f. 599, op. 1, d. 262. Tematicheskie zaprosy uchrezhdenij, grazhdan i otvety na nih [The thematic requests of the institutions, citizens and the answers to them]. [in Russian]
- Minusinskij gosudarstvennyj arhiv, f. 100, op. 1, d. N 1-38. Perepiska semej N. Vojcehovskogo i V. Kozhenevskogo (1870-1925, konvertirovannye pis'ma, bez ukazanija del) [Correspondence of the families of N. Wojciechowski and V. Korzeniowski (1870-1925, converted the letters, without specifying the cases)]. [in Russian]
- Sibirskaja gazeta [Siberian newspaper]. – 1881, N 39. [in Russian]