ОРГАННЫЕ ТАБУЛАТУРЫ П. АТТЕНЬЯНА: К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Зайцева Л.А.
Аспирантка Красноярского государственного института искусств
ОРГАННЫЕ ТАБУЛАТУРЫ П. АТТЕНЬЯНА: К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются ранние органные ноты парижского нотоиздателя Пьера Аттеньяна (1531). В отечественном музыковедении данные нотные образцы изучаются поверхностно и шаблонно, поэтому в статье делается акцент на ранее неизвестные факты, связанные с историей и причиной происхождения органных сборников, дается характеристика нотного текста с указанием фактурных, метроритмических и гармонических особенностей. В качестве нотного примера используются оригинальные фрагменты органных сборников XVI века. Так же, в статье представлен обзор исторического пространства, в котором создавались органные сборники. В результате исследования обнаружено влияние органных композиций из сборников Пьера Аттеньяна на дальнейшее развитие органной музыки западноевропейских стран, в особенности – Франции.
Ключевые слова: органные табулатуры, Пьер Аттеньян, литургия.Zaitseva L.A.
Postgraduate student Krasnoyarsk State Institute of Arts
ORGAN TABLATURE P. ATTENYANA: THE HISTORY OF ORIGIN
Аbstract
This article is devoted to the early organ music books of Parisian music publisher Pierre Attenan (1531). In the domestic musicology these sheet music samples are studied superficially and stereotypedly. Therefore this essay is accentuated on the earlier unknown facts connected with the history and the reasons of origin of organ sheet music books. Also characteristics of the musical text including texture, rhythmical and harmonic features are given in this paper. Besides, the original fragments of organ sheet music collections of the 16th century are shown. The work also provides historical review of the period when the sheet music collections were created. As a result of this research was the discovery of the influence of organ compositions of Pierre Attenan's music books on the further development of organ music in West European countries and especially in France.
Keywords: organ tablature, Pierre Attenan, liturgy.Данная статья представляет собой попытку познакомить читателя с одним из ценных памятников и первых образцов нотной письменности, который специально был создан для клавишных инструментов – Органными книгами 1531 года. На сегодняшний день о существовании столь ранних нотных образцов знают как зарубежные, так и отечественные музыковеды. Однако, имеющаяся информация в отечественной музыковедческой литературе не так полноценна и обстоятельна. Органные книги 1531 года под редакцией Пьера Аттеньяна упоминаются в таких исследованиях как «Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI - XVIII веков» Друскина М.С., «Из истории органной мессы» Барановой Т.Б., «Французский клавесинизм» Брянцевой В.Н., «История французской органной музыки. Очерки» Кривицкой Е.Д, и др. Тем не менее, перечисленные работы не освещают ряд таких вопросов как, например, история и причины появления органных книг, особенности нотного письма, предполагаемое авторство органных композиций. В данной статье осуществляется попытка восполнить эту пустующую нишу в отечественном музыковедении.
В начале 1531[1] года одно из первых французских нотоиздательств в Париже, руководителем которого был Пьер Аттеньян[2], печатает семь сборников инструментальных пьес для клавишных инструментов, которые пользовались большой популярностью среди современников[3]. Из семи сборников, пять были изданы в течение четырех месяцев – с января по апрель 1531 года, два других были без указания даты выпуска, и появились они, предположительно, немного раньше или чуть позже, т.к. Аттеньян обычно выпускал нотные издания одного жанра следом друг за другом. Четыре сборника представляли собой табулатуры переложения вокальных шансон и танцев (гальярды, паваны, басдансы, бранли), а остальные три предназначались для литургического репертуара органистов. Именно последним трем сборникам будет уделено особое внимание. Ведь уникальность и историческая ценность этих нот заключается в том, что это первые ноты, предназначенные для органной музыки, которая звучала исключительно в литургическом пространстве.
Во времена Пьера Аттеньяна французские церкви активно соперничали между собой в пышности и роскошности органов. Однако органистов и священнослужителей волновала общая проблема, которая долгое время оставалась не разрешенной, а именно: что и как исполнять на органе во время богослужения?
Корнелиус Агриппа[4] отмечал, что в торжественные моменты Литургии на органе играются легкомысленные мелодии. На Соборе 1528 года был установлен запрет появляться в церкви мимам и гистрионам, которые играли на цитрах и тамбурах. Отныне в церкви можно было услышать лишь орган.
Довольно долго органистам не хватало соответствующего репертуара для богослужений. Органисту не оставалось ничего иного, как играть перед службой и после те же арии, что звучали на венчаниях, семейных праздниках и собраниях. Собственно, на службе орган аккомпанировал пению хора, причем орган и хор чередовали исполнение как Ординария мессы, так и кантиков, и гимнов. Стиху, исполняемому хором, отвечал орган, играя прелюдию на основе соответствующего хорала.
Нет сомнений в том, что многочисленные просьбы органистов побудили парижского издателя Пьера Аттеньяна составить сборники, необходимые для литургии, ведь отнюдь не каждый органист был способен создавать музыкальные импровизации на библейский текст Литургии или какого-либо другого богослужения. Однако, неизвестно точное имя того, кто попросил Аттеньяна создать пьесы для органа или сделать переложения для этого инструмента. Возможно, что эти произведения сочинил не один композитор, и в создании этих сборников могли принимать участие несколько музыкантов.
Таким образом, французский нотоиздатель преследовал важную и исторически значимую цель: впервые в истории западноевропейского нотопечатания он создает органные сборники, которые соответствовали исключительно нуждам богослужения.
Популярность аттеньяновских сборников была невероятно высока. В нотных магазинах конца XVI века невозможно было найти экземпляр этого издания. В 1623 году французский органист Жан Титлуз[5] писал, что печатные органные табулатуры во Франции практически стерты из памяти. Отметим, что впервые в истории западноевропейского нотопечатания парижский издатель позаботился об отделении пьес друг от друга, предназначенных для светского и церковного музицирования. Другие авторы того же времени, например, Марк Антонио ди Болонья (1523) и Леонард Клебер (1524), наоборот, объединяли вместе вокальные мотеты и шансон, инструментальные фантазии и Kyrie.
Итак, обратимся к содержанию органных книг Пьера Аттеньяна. В состав этих сборников входят версеты для Ординария мессы, версеты для Магнификата в восьми тонах и Te deum[6]. Интересно обратить внимание на оригинальный заголовок, предваряющий нотный текст[7] (рис. 1).
Рис. 1 – Заголовок к органной табулатуре П. Аттеньяна
Известно, что Аттеньян первым во Франции стал использовать в нотопечатании передвижные металлические литеры, которые иногда используются и по сей день. В литерах, изготовленных для Аттеньяна гравером Пьером Отеном, каждой ноте или группе нот сопутствовала часть нотоносца. Как ни странно, нотный текст рассматриваемых органных сборников представляет собой вполне привычную для современного взгляда картину: ноты органных табулатур располагаются на двух пятилинейных нотоносцах. Исключением, в данном случае, может быть только использование автором ромбовидной формы нот – семибревис, и более мелких длительностей. В конце пьес можно увидеть прямоугольник, который скорее всего можно сравнить с целой длительностью. Что касается метрической стороны, то в основном органные табулатуры написаны в трехдольном или четырехдольном размерах, в некоторых же случаях отмечено явление переменности, например, переход с четырёхдольного на шестидольный размер. Хотя, как отмечает автор расшифровки рассматриваемых сборников, никакое обозначение размера не будет абсолютно верным. Тактовые черты, за несколькими исключениями в конце строк, расчерчены регулярно. Лиги отсутствуют, это можно объяснить особенностями используемых литер, которые позволяют напечатать только небольшой фрагмент нотоносца. Там, где было бы привычнее увидеть лигу, используются ноты с точкой, даже в случаях, когда удлинение длительности затрагивает соседний такт. Однако точка не всегда обозначала только удлинение ноты. Как уточняет автор, точка, расположенная над или под нотой, могла расшифровываться как повышение или понижение ноты (рис. 2). Далее он пишет, что для случайных знаков альтерации им была сохранена традиция повторять их на протяжении такта, поэтому альтерация принадлежала той ноте, перед которой она была расположена.
Рис. 2 – Фрагмент из органной табулатуры П. Аттеньяна
Гармонический тритон и прочие диссонансы в табулатурах встречаются не так часто, но по словам автора, они использовались в практике гораздо чаще, чем об этом упоминают музыкальные теоретики XVI века. Исполнительская практика относилась к ним вполне терпимо, не говоря об органистах, буквально злоупотребляющих им[8].
Автор табулатур иногда ставит перед исполнителем сложную задачу, когда «выключает» один из голосов фактуры. То ли он настолько увлекается гармоническим развитием двух голосов, что забывает про третий, то ли он считает, что органисты скорее всего смогут самостоятельно воспроизвести гармонию и дополнить аккорды, которые записаны довольно условно. Возможно, это элементарный недостаток композиторской техники автора, когда один из голосов замолкает на время. Отметим, что голос может пропадать для того, чтобы оттенить экспозицию важной темы или, например, подчеркнуть значимость имитационного развития.
Таким образом, недостающие фрагменты музыкального текста в некоторых случаях были восполнены современными расшифровщиками, которые, в свою очередь, опирались на мелодию хорала или реконструировали ее аналогично голосам контрапункта.
Изучая табулатуры органных книг возникает следующий вопрос: какие композиции являются транскрипцией, а какие авторскими оригинальными сочинениями? Редкие имитационные вступления голосов, ограниченное и непостоянное число голосов, протяженность мелодических линий, обилие гамм и секвенций, наличие мелодии григорианского хорала в качестве cantus firmus – все эти признаки позволяют утверждать, что автор органных месс задумал их именно для органа и написал в жанре вариаций на кантус фирмус[9]. Что касается пьес для Магнификата и Мотетов, то в данном случае сложно утверждать, что они составлены из транскрипций, к тому же эти пьесы лишены единства: здесь встречаются как переложения, так и оригинальные композиции.
Градуалы Парижа в начале XVI века обычно включали в себя Ординарии месс «Kyrie fons bonitatis» и «Cunctipotens». Они были в обиходе парижской епархии на протяжении нескольких веков, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Именно эти мессы включены в органные сборники Пьера Аттеньяна, подтверждая практику частого обращения к ним. Обычно исполнение мессы «Kyrie fons» было возможно во время некоторых праздников: понедельник Пасхальной седмицы и Пятидесятницы, Богоявление, воскресение после Введения и Рождества Пресвятой Богородицы и др.; для всех остальных воскресных дней Пасхи и Пятидесятницы и для переходящих праздников служебник предписывает исполнение мессы «Cunctipotens». Что касается Магнификата и Te Deum, то в начале XVI века существовали бесчисленные варианты их напевов, это создает определенную трудность в определении первоисточника.
Любопытно еще одно обстоятельство. По-видимому, Аттеньян считал, что обычный небольшой орган встречается во французских церквях намного чаще, нежели крупные органы. Скорее всего, он не рассчитывал, что его табулатуры будут исполнять на органах с дополнительным мануалом, как, например, в церкви Сан-Морис д’Анжер (сконструирован в 1507-1513 годах Понтиусом Жуссомом). Так как ножная клавиатура использовалась не во всех церквях, автор сочинял таким образом, чтоб исполнитель мог обходиться двумя руками. Однако, органисту, играющему на инструменте с ножной клавиатурой, не составит труда играть на ней басовый голос или выделять проведение хорала в теноре.
Органные табулатуры под редакцией Пьера Аттеньяна появляются в первой половине XVI века, когда инструментальная музыка еще не владела своим профессиональным языком, индивидуальными приемами и средствами выражения. Скорее всего это были переложения танцевальной или вокально-хоровой музыки. Спустя практически столетие, где-то к XVII веку в западноевропейской музыке будет сформирован свой специфический инструментальный репертуар, в котором для каждого инструмента будут найдены типичные характерные жанры и средства музыкальной выразительности. Все западноевропейские органные школы – немецкая, английская, французская, итальянская, испанская – будут обращаться к литургическим органным жанрам, таким как органная месса, органный магнификат. Однако только во французской органной школе эта традиция продолжит существовать еще длительный период, вплоть до начала XVIII века. Поэтому, не случайно именно во Франции появляется первый органный сборник, предназначенный для литургии, который даст толчок для рождения французской национальной органной традиции.
[1] Если обратиться к грегорианскому календарю, то это январь, февраль, март 1530 г. и апрель 1531 г., т.к. Пасха была 9 апреля. [2] Пьер Аттеньян (1494-1552) – французский музыкальный издатель, нотоиздатель, основатель (вместе с Отеном) одного из лидирующих музыкальных издательств в Париже (1528). [3] Эти сборники предназначались для клавишных инструментов – органа и эпинета. Возможно, что сборники могли подойти для любого клавишного репертуара. [4] Корнелиус Агриппа, или Генрих Корнелиус Неттесгеймский (1486-1535) – астролог, астроном, философ, врач, алхимик, богослов и др. [5] Жан Титулуз (1563-1633) – композитор, органист, представитель французской органной школы. [6] Оригинальные названия сборников: пятый сборник – «Tabulature pour le jeu d’Orgues, Espinettes et Manicordions sur le plain chant de Cunctipotens et Kyrie Fons. Avec leurs Et in terra, Patrem, Sanctus et Agnus Dei»; шестой сборник – «Magnificat sur les huit tons avec Te Deum laudamus et deux Preludes, le tout mys en tabulature des Orgues Espinettes et Manicordions, et telz semblables instrumentz»; седьмой сборник – «Treze Motetz musicaulx avec ung Prelude, le tout reduict en la Tabulature des Orgues Espinettes et Manicordions et telz semblables instrumentz». [7] «Табулатуры для органов, спинетов и монокордов на темы Cunctipotens и Kyrie fons, с их Et in terra, Patrem, Sanctus и Agnus dei, все впервые напечатанные в Париже Пьером Аттеньяном…»; «с привилегией короля на три года». [8] Смотрите, например, во второй Kyrie первой мессы, 4 такт; в стихах Qui tollis et In Gloria dei первой Gloria. [9] Название сборника месс недвусмысленно указывает на это: «Табулатура на plain-chant Kyrie…». И совершенно иное мы видим в названии «Три мотета» «переложение на табулатуру для органа…».Список литературы / References
- Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI - XVIII веков / М. С. Друскин. – Ленинград: ГосМузИздат, 1960. — 285 с.
- Баранова Т. Б. Из истории органной мессы / Т. Б. Баранова // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки: от Возрождения до романтизма. – Москва, 1978. – вып.40. – С.143-157.
- Брянцева В.Н. Французский клавесинизм / В.Н. Брянцева. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 376 с.
- Кривицкая Е.Д. История французской органной музыки. Очерки / Е. Д. Кривицкая. – 2-е изд. – М.: Композитор, 2010. – 336 с.
- Deux livres d'orgue parus en 1531 chez Pierre Attaingnant, transcription et introduction par Yvonne Rokseth / Y. Rokseth. – Paris: Heugel et Cie, 1967. – 59 р.
Список литературы на английском языке / References in English
- Druskin M. S. Klavirnaja muzyka Ispanii, Anglii, Niderlandov, Francii, Italii, Germanii XVI - XVIII vekov [Clavier music of Spain, England, Netherlands, France, Italy, Germany XVI - XVIII centuries] / M. S. Druskin. – Leningrad: GosMuzIzdat, 1960. — P. 285. [in Russian]
- Baranova T. B. Iz istorii organnoj messy [From the History of Organ Mass] / T. B. Baranova // Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropejskoj muzyki: ot Vozrozhdenija do romantizma [Historical and theoretical aspects of Western music from the Renaissance to Romanticism]. – Moskva, 1978. – vyp.40. – P. 143-157. [in Russian]
- Brjanceva V.N. Francuzskij klavesinizm [French klavesinizm] / V.N. Brjanceva. - SPb.: Dmitrij Bulanin, 2000. – P. 376. [in Russian]
- Krivickaja E.D. Istorija francuzskoj organnoj muzyki. Ocherki [History of French organ music. Sketches] / E. D. Krivickaja. – 2-e izd. – M.: Kompozitor, 2010. – P. 336. [in Russian]
- Two organ books were published in 1531 by Pierre Attaingnant with transcription and introduction by Yvonne Rokseth / Y. Rokseth. - Paris: Heugel and Cie, 1967. – Р. 59.