КРИТИКА РЕВОЛЮЦИОННОГО РАДИКАЛИЗМА, ТЕОРИЯ ЭЛИТАРИЗМА И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю.ЭВОЛЫ
Коломиец Н.В1, Мозговая Т.И.2
1ORCID: 0000-0001-5543-4154, Доктор философских наук, профессор, 2ORCID: 0000-0002-0668-3565, Кандидат философских наук, доцент, Донской государственный технический университет
КРИТИКА РЕВОЛЮЦИОННОГО РАДИКАЛИЗМА, ТЕОРИЯ ЭЛИТАРИЗМА И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю.ЭВОЛЫ
Аннотация
В статье рассмотрено: проблема революционного радикализма, культивирующего неонационалистические тенденции в современном научно-философском, политическом и социально-культурном контекстах. Теория элитаризма, предложенная итальянским мыслителем-традиционалистом Юлиусом Эволой, становится все более привлекательной в свете сложных и неоднозначных геополитических процессов начала XXI века (кризис идеи мультикультурализма, новой миграционной волны, острых мировых военных конфликтов и т.п.). Призывы Ю. Эволы к новой радикальной переоценке ценностей, которые могут привести к эскалации идей расовой и национальной исключительности, следует также подвергнуть серьезной философской критике.
Ключевые слова: революционный радикализм, теория элитаризма, переоценка ценностей, концепция Ю. Эволы, критика революционного радикализма.
Kolomiets N.V.1, Mozgovaya T.I.2
1ORCID: 0000-0001-5543-4154, PhD in Philosophy, Professor, 2ORCID: 0000-0002-0668-3565, PhD in Philosophy, Associate Professor, Don State Technical University
CRITICISM OF REVOLUTIONARY RADICALISM, THEORY OF ELITARISM AND RE-VALUATION OF VALUES IN THE PHILOSOPHICAL CONCEPT OF Yu. EVOLA
Abstract
The paper considers the problem of revolutionary radicalism, and cultivation of neo-nationalist tendencies in the modern scientific, philosophical, political, social and cultural contexts. The theory of elitarism, proposed by the Italian thinker-traditionalist Julius Evola, becomes more attractive in the light of the complex and ambiguous geopolitical processes at the beginning of the 21st century (the crisis of the idea of multiculturalism, a new wave of migration, acute world military conflicts, etc.). Yu. Evola's appeals for a new radical reassessment of values that could lead to an escalation of ideas of racial and national exclusivity should also be subjected to serious philosophical criticism.
Keywords: revolutionary radicalism, theory of elitarism, revaluation of values, the concept of Yu. Evola, criticism of revolutionary radicalism.
Критика революционного радикализма проецируется в ряде научных проблем либерального толкования элитаризма и нигилизма, констатирующих современные тенденции развития неонационалистических и, откровенно фашистских, идеологических устремлений [1]. Индикационно показательным в этом контекстуальном пространстве является концепция известного итальянского мыслителя-традициониста Юлиуса Эволы. Теория, которую выстраивает Эвола в рамках концепции революционного консерватизма, зиждется на системе так называемых «высших ценностей». Аксиологическую систему при этом следует охарактеризовать как обладающая «вечной актуальностью». Концепт «высший принципов» позволят обеспечить в революционный период сохранение преемственности фундаментальных оснований релятивных социально-исторических и культурно-экономических факторов. Эвола констатирует не только проблему переоценки ценностей, как это делает, к примеру, Ф. Ницше, но факт уничтожения всех существующих ныне социальных структур и институтов, т.к. социальные структуры и в современных контекстах требует особого к себе внимания и мер по их сохранению и развитию [2, С.7]. На самом деле, идея высших ценностей является главной в работах Ф. Ницше, который также не конструирует всю систему ценностей на классовых или национальных различиях. Все ценности в своей основе имеют у Ницше «Wille zur Macht», то есть волю к власти как воплощенную волю в жизни. «Огромные силы освобождаются от оков: но они находятся в противоречии друг к другу; раскованные силы взаимно уничтожают себя. В демократическом строе общества, где всякий – специалист, нет места для “зачем?”, “для кого?”. Нет сословия, в существовании которого многообразные формы страдания и гибели всех отдельных находили бы свой смысл» [3, С. 25]. Радикальная переоценка ценностей в трактовке Эволы, возможна только того, что действительно исторически недейственно, отжило свой век. Бессмысленно в кризисную эпоху судорожно искать новые идеи, которые легко могут привести к авантюрам и еще большим проблемам. «В этом суть подлинного консерватизма, где охранительный и традиционный дух сливаются воедино» [2, C. 9].
Таким образом, сущность революционного консерватизма тесно связана с проблемой переоценки ценностей, создания системы «высших ценностей». При этом для высших ценностей, к которым следует отнести принципы истинного Государства, imperium (imperium – лат. империя, правительство) [4] и auctoritas (auctoritas – лат. власти) [5], иерархии, справедливости; функциональных классов и категорий ценностей; политического уровня как порядка, превосходящего общественно-экономический уровень, и т. п., не существует перемен, становления и развития. Вечные ценности имеют нормативный, а не исторический характер. В основной философской концепции Эвола выстраивает радикально критический метод, манифестируя крайне правую социально-политическую позицию [8]. Он объявляет себя не революционером, а реакционером, так как термин «революция», считает он, идеологически привязывается к коммунизму [10]. Итальянский традиционалист формулирует основную проблему – поиск человека, способного отграничиться от идеологии либерализма, демократии, коммунизма, то есть от любых тенденций социального гуманизма [2, C. 5]. Какова главная политическая цель? Таковой является создание непримиримой реакционной оппозиции: «Чёткое деление на друзей и противников… Будущее принадлежит тому, кто имеет мужество занять радикальную позицию – позицию “абсолютных отрицаний” и “высших утверждений”» [2, C. 6].
Сама реакционность рассматривается Эволой в положительном контексте как антагонизм коммунистической революции [11]. Реакция – это не анархия, не беззаконие, бесчестие или позор [2, C. 6]. Эвола оправдывая реакционизм, формулирует апологетику национализма и призывает к активным действиям, утверждая, что на националистическую болезнь следует реагировать заранее, купируя очаги этой болезни, прижигая язвы, тогда можно было бы говорить о возможности избежать общеевропейские и мировые бедствия [2, C. 6].
Само понятие реакции Эвола связывает с идеей консервативной революции как возврату к отправной точке как обновляющей силы [2, C.7]. Эвола делит консерваторов на истинных и ложных [12]. Истинные консерваторы, по мнению автора, должны отстаивать высшие образцы нравственности, права, традиций, общеисторических идей и принципов [2, C.8]. В отличие от марксисткой теории классовой борьбы и классовой идеологии, Эвола отрицает любую привязку консервативной идеологии к какому-либо классу (в частности к буржуазии как экономическому классу). Необходима некая общая концепция сохранения современной цивилизации, которая будет опираться на высшие ценности и интересы [2, C. 8-9].
Новая консервативная идеология, предлагает Эвола, должна основываться на надклассовой системе ценностей, «высших ценностях». Согласно концепции революционного консерватизма, ложный консерватизм преследует и ложные цели, опираясь на поддержку экономических классов [9].
Проблему бесплодности ложного консерватизма следует решать, считает Эвола, незамедлительно. Как К. Маркс и Ф. Энгельс говорят о том, что классовые отношения изжили себя, также и Эвола отмечает, что частные формы продления жизни исчерпали свою жизнеспособность и отжили свой век [2, C.9].
Таким образом, Эвола создает концепцию революционного консерватизма. «Для истинного революционного консерватора вопрос состоит в сохранении верности принципам, а не тем учреждениям и институтам прошлого, которые являются лишь частными формами выражения этих принципов, пригодными в конкретное время для конкретной страны» [2, C. 9].
Давайте далее более подробно рассмотрим саму теорию элитаризма. Элитаризм Эвола рассматривает в отношении с бонапартизмом и макиавеллизмом. При этом он подробно ссылается на идеи немецкого мыслителя Роберта Михельса. Михельс в своей работе «Политические партий. Социологический анализ олигархии. Тенденции современной демократии» [6, C. 7] отмечает, что «Democracy leads to oligarchy, and necessarily contains an oligarchical nucleus» [6]. В первую очередь Михельс говорит о партийной олигархии, ее неизбежности «в жизни партии, в связи с ростом этой олигархии на пути демократии возникают проблемы, которые наглядно проявляются в политической жизни всех ведущих воюющих наций» [6, C. 6]. Анализируя в пятой главе своей работы «Люди и руины» элитаризм, Эвола показывает его неразрывную связь с бонапартизмом, и макиавеллизмом, причем все эти формы, считает он, проявляются и в современных политических условиях [7].
Попытки толкования элитаризма всё чаще приводят к тому, что мы признаем некую исключительность политического лидера, его гениальные и высшие личностные качества. Однако эта позиция не принимается Эволой, который считает, что мы «не способны признать их (лидерские политические качества) за тем, кто выражает собой традицию и особую «духовную расу» и чьё величие, в отличие от первого, зиждется на принципе, идее, на высшей безличности» [2, C. 72]. Таким образом, и бонапартизм, и макиавеллизм, и элитаризм – все они останавливаются на уровне индивидуализма, не могут поднять до уровня «высшей безличности», за которую ратует Эвола, по этой причине элитаризм основывается, прежде всего, на общечеловеческих ценностях, а не на личных интересах и гениальности конкретного правителя.
Список литературы / References
- Юдин К.А.Традиционализм барона Юлиуса Эволы: об идейных исканиях консервативного революционера // Философские науки. — 2014. — № 7. — С. 113-128.
- Эвола Ю. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа. Пер. с исп. В.В. Ванюшкиной. – М.: АСТ:АСТ Москва:Хранитель, 2007. С. 5.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М.: «REFL-book», 1994. С. 25.
- Хансен Х.Т.Политические устремления Юлиуса Эволы. — Москва-Воронеж: TERRA FOLIATA, 2010. — 176 с.
- Mark Sedgwick.Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. — New York: Oxford University Press, 2004.
- Michels Robert Political Parties. A Sociological Stady of the Oligarchical. Tendencies of Modern Democracy/ Batoche Books, Ontario. Canada. 2001. P. 6.
- Котов С.В.Творчество Юлиуса Эволы и актуальные концепты фашизма // северо-восточный научный журнал. — 2007. — № 1. — С. 17-19.
- Юдин К.А.Национал-социализм, фашизм во взглядах Юлиуса Эволы и некоторые теоретические проблемы консерватизма // На пути к гражданскому обществу. — 2015. — № 1(17). — С. 52-62.
- Юлиус Эвола, Рене Генон, Фритьоф Шуон.Касты и расы. — Тамбов: Ex Nord Lux, 2010. — 168 с.
- Эвола Ю. Традиция и Европа. — Тамбов: Ex Nord Lux, 2009. C.
- Эвола Ю. Традиция и раса. — Новгород: Толерантность, 2007. С.25-26 .
- Эвола Ю. Фашизм: критика справа. —М.: Реванш, 2005. С. 61 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Judin K.A. Tradicionalizm barona Juliusa Jevoly: ob idejnyh is-kanijah konservativnogo revoljucionera [Traditionalism Baron Julius Evola: an ideological quest conservative revolutionary] / K.A. Judin // Filosofskie nauki [Philosophical sciences]. - 2014. - № 7. - P. 113-128. [in Russian]
- Jevola Ju. Ljudi i ruiny. Kritika fashizma: vzgljad sprava [People and ruins. Criticism of Fascism: a view from the right.] / J. Evola Per. s isp. V.V. Vanjushkinoj [Trans. with Spanish. V.V. Vanyushkina.] - M.: AST:AST Moskva: Hranitel', 2007. P. 5.
- Nicshe F. Volja k vlasti. Opyt pereocenki vseh cennostej [Will to power.Experience the revaluation of all values] / F. Nietzsche - M.: «REFL-book», 1994. P. 25 [in Russian]
- Hansen H.T. Politicheskie ustremlenija Juliusa Jevoly [The political aspirations of Julius Evola] / H.T.Hansen - Moskva-Voronezh: TERRA FOLIATA, 2010. - 176 p. [in Russian]
- Mark Sedgwick. Against the Modern World: Traditionalism and the Se-cret Intellectual History of the Twentieth Century - New York: Oxford Universi-ty Press, 2004.
- Michels Robert Political Parties. A Sociological Stady of the Oligar-chical. Tendencies of Modern Democracy/ Batoche Books, Ontario. Canada. 2001. P. 6.
- Kotov S.V. Tvorchestvo Juliusa Jevoly i aktual'nye koncepty fa-shizma [Creativity Julius Evola and current concepts of fascism] / S.V. Kotov // Severo-vostochnyj nauchnyj zhurnal [Northeast scientific journal] - 2007. - № 1. - P. 17-19. [in Russian]
- Judin K.A. Nacional-socializm, fashizm vo vzgljadah Juliusa Jevo-ly i nekotorye teoreticheskie problemy konservatizma [National socialism, fascism in the views of Julius Evola and some theoretical problems of conservatism] / K.A.Yudin // Na puti k grazhdan-skomu obshhestvu [On the way to a civil society] - 2015. - № 1(17). - P. 52-62. [in Russian]
- Julius Jevola, Rene Genon, Frit'of Shuon. Kasty i rasy [Julius Evola, Rene Guenon, Frithjof Schuon.Caste and race] - Tambov: Ex Nord Lux, 2010. - 168 p. [in Russian]
- Jevola Ju. Tradicija i Evropa [Tradition and Europe] / J. Evola - Tambov: Ex Nord Lux, 2009. P. 48. [in Russian]
- Jevola Ju. Tradicija i rasa [Tradition and race] / J. Evola — Novgorod: Tolerantnost', 2007. P.25-26. [in Russian]
- Jevola Ju. Fashizm: kritika sprava [Fascism: the criticism from the right] / J. Evola - M.: Revansh, 2005. P. 6. [in Russian]