ЭКСТРЕМИЗМ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Ерохин А.К.1, Красножон Г.А.2, Глушенко Н.А.3
1ORCID: 0000-0001-6420-3040, доцент, кандидат философских наук, Дальневосточный федеральный университет, 2доцент, 3 старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет
ЭКСТРЕМИЗМ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В статье обобщены результаты теоретических исследований факторов, поддерживающих экстремизм. Выявляется связь между ксенофобией, этноцентризмом и экстремизмом, определяются ведущие причины перерастания экстремизма в этнонациональные конфликты. Из многочисленных причин экстремизма в данной статье внимание уделяется глобализации и социальному расслоению. Рассматриваются явные и скрытые цели и притязания экстремистов. Отмечаются противоречия между глобализацией и традиционализмом, усиливающими экстремистские тенденции. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к изучению экстремизма.
Ключевые слова: экстремизм, конфликт, традиции, этносы, экстремистская идеология.Erokhin А.К.1, Krasnozon G.A.2, Glushenko N.A.3
1ORCID: 0000-0001-6420-3040, Associate professor, PhD in Philosophy, Far Eastern Federal University, 2Associate professor, 3Senior Teacher, PacificStateMedicalUniversity
INFLUENSE OF EXTREMISM TO ETHNONATIONAL CONFLICTS AT THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT
Abstract
The results from theoretical studies of the factors supporting extremism are summarized. In the article the link between xenophobia, ethnocentrism and extremism is revealed. Escalation leading causes of extremism in the ethno-national conflicts is defined. There are many causes of extremism but the article focuses on globalization and social stratification as causes extremism. We consider that explicit and implicit goals and aspirations of extremists are marked contradiction between globalization and traditions, reinforcing extremist trends. The conclusion is it is need to develop integrated approach to study extremism.
Keywords: extremism, conflict, nations, extremist’s ideology, traditions.
Деликатная, требующая внимания и тщательно продуманной стратегии в оценках и высказываниях, проблема межэтнических отношений, в современном мире превратилась в предмет бурных политических дискуссий, провокаций и взаимных обвинений в нелояльности, нетолерантности и т.п. или наоборот, в предмет для объединения вокруг национального вопроса.
В поликультурных системах, стремительно изменяющихся в направлении универсальности, социальные группы ищут признаки, отделяющие их от других групп. Одним из таких наиболее значимых признаков является этническая принадлежность. Иногда, это приводит к тому, что целые общества или отдельные их представители начинают стремиться к дифференциации по социально-психологическим признакам. Однако чрезмерное акцентирование различий становится причиной непонимания, возникновения нетерпимости и конфликтов на уровне межличностных и общественных отношений. В конечном итоге различия становятся источником тлеющих конфликтов между социальными группами, разделенными по этническому признаку [1]. Особую опасность представляют затяжные, нерешенные конфликты в условиях глубокого социального неравенства и низкого качества жизни. Благодаря этому, тема этнического экстремизма сегодня относится к числу наиболее актуальных и бурно обсуждаемых.
Цель статьи заключается в теоретическом анализе подходов к этническому экстремизму с целью уточнить его природы и возможности преодоления.
К началу XXI века на земле почти не осталось регионов с монокультурным составом населения, большая часть современных стран мирового сообщества представляет собой сложные социально-культурные системы, в рамках которых сосуществуют представители различных этнических культур. Вместе с тем, в современном мире продолжается разделение мирового сообщества по социально-экономическим показателям на страны развитые и слаборазвитые, что, в свою очередь, не способствует гармонизации отношений в обществе.
В современной нестабильной ситуации в мире, когда исчезают одни социальные группы и на их месте появляются другие, этническая принадлежность часто выступает опорой постоянства для человека и группы. Именно этнос позволяет человеку ощутить свою общность с группой и обрести твердую почву под ногами в виде приобретенного социально-психологического статуса.
Статусность имеет для личности едва ли не главную роль в определении своего места в социуме и отношения к группам с иным статусом. Иной вызывает недоверие подозрение, переходящие в агрессии, особенно если речь заходит о тех, кто иначе мыслит, совершает поступки, не укладывающие в привычные нормы, а главное, не отдает должного уважения этнической группе, претендующей на прочное положение в обществе. Эти подозрения и даже агрессия могут перерасти в экстремизм на почве этнических противоречий. Многие социологические исследования отмечают тенденции роста ксенофобных настроений в странах с низким уровнем жизни. Этнические группы обвиняют в «захвате» мест на рынке труда, разрастании этнического предпринимательства, что, в свою очередь нарушает сложившуюся социальную структуру, ведет к снижению заработной платы работников, имеющих устойчивое место в структуре занятости, усиливает неравенство. В свою очередь «понижение статуса создает почву для ксенофобских настроений и роста агрессии не только в низших слоях общества, а во всех стратах» [2, С. 101].
Но и в регионах с высоким уровнем жизни существует опасность агрессии и ксенофобии вменьшинств, мигрантов, некоторых религиозных и социальных групп, находящихся на низшей ступени социальной лестницы. В подобных обществах противоречия выражены может быть даже глубже, чем в развивающихся странах. Контраст между группами образованных, привыкших к комфорту элитных групп и группами, не имеющими доступа к привилегиям, принадлежащим элите или среднему классу, выражен очень ярко. Конфликты, как проявление недовольства с двух сторон вынуждают к поиску причин конфликтов, среди которых возникает «виновный» групповой субъект – мигранты, власть, маргиналы, молодежь, меньшинства и т.д. Но сами меньшинства при этом, находятся в ситуации, когда они нуждаются в поддержке и толерантности. В отсутствие таковых агрессия и экстремизм нарастают в прямой прогрессии.
Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что скорее социальное расслоение, а не низкий уровень социально-экономического положения приводит к экстремизму и агрессии.
Для этнических меньшинств процесс углубляющегося социального неравенства, дискриминации по национальному признаку является этнической катастрофой. Бедность, умноженная на оскорбление достоинства и унижения,создает благодатную почву для кризисасоциальной и личной идентичности. Стремление найти себя, обозначить свою социально-групповую принадлежность имеет разные векторы: от возрождения интереса людей к консолидации в поликультурныхобщностях до ксенофобии и открытой агрессии, сопровождаемой тяжкими преступлениямипротив общества в целом. Европейские миграционные процессы являются ярким проявлением сплоченности разных по своему этническому происхождению групп, проявляющих открытую враждебность по отношению к принимающему обществу. Данные тенденции тесно связаны. Консолидация ущемляемых в своих правах или целях групп ведет к росту ксенофобии поскольку, как отмечают авторы, «в их основе лежат такие же социально-психологические механизмы противопоставления первичных общностей по принципу «мы − они» [2, С. 102]. «Они» воспринимаются как враги, виноватые в многочисленных проблемах, большинства. Особенно быстро растут подобные настроения в условиях социальных, политических или экономических кризисов. Но и меньшинства видит в большинстве угрозу своему существованию, а потому опирается на ценности, общие для группы и поддерживающие ее идентичность. А образ «чужого» используется именно как средство для сплочения «своих» [3].
Возможности появления и проявления экстрмистских настроений и действия способствует и повышение интереса к собственным корням, истории, национальным традициям. В сложных, переломных условиях существования общества в целом, изменении культуры, культурных ценностей часть общества пытается сохранить и поддержать интерес к традиционализму. В свою очередь, при наличии образа врага и догматическом мышлении традиционализм может перейти крайнюю степень агрессии в форме радикальных идеологий, подстрекающих к радикальным действиям в виде терроризма, экстремизма и т.д.
Парадоксальны последствия радикализма. В борьбе с несправедливостью он не увеличивает, а уменьшает шансы на победу своих интересов. Вступая в противоречие с господствующими ценностями, радикальные группы обрекают себя на культурную и политическую изоляцию, способствуя, таким образом, новому витку ксенофобии и экстремизма.
Традиционалисты, радикалы часто винят в своей изоляции не себя, а процессы глобализации, изменяющие социальную структуру общества, нарушающие привычный уклад жизни, национальные традиции и т.п. Это –серьезная проблема, описанная во многих научных работах второй половины ХХ-начала XXI в.в.
Устойчивые, веками сложившиеся национальные миры рушатся, особенно если брать во внимание этнокультурные разломы между странами Севера и Юга. Национальные устои отступают под давлением модернизации: внедрения новых глобальных стандартов жизни, связей, отношений, урбанизации, разрушения привычной природной и социальной среды. Многие представители этнических общин покидают привычные места по причине захвата земель, строительства крупных предприятий в местах поселений, войн и т.д. Примером служат Таиланд, Сирия, Ирак и другие страны. Соответственно этнические группы разрушаются, связь индивида и этнической общности становится слабой или обрывается вовсе. Но не исчезает национальная идентичность, национальное самосознание, реагирующее на глобализационные процессы как на факт ущемления прав этноса, за которым должны последовать акты возмездия. Следовательно, можно признать, что одной, может быть даже главной причиной нарастания экстремизма является отставание традиционного от глобализационного, неадекватная реакция этносов на глобальные перемены, их неуверенность в будущем [4]. Неуверенность в себе, в будущем лишает индивида твердой почвы и порождает массы маргинальных личностей, особенно молодежи, которые становятся социальной базой экстремизма [5].
Таким образом, причины этнического экстремизма носят комплексный характер (от экономического или политического положения в стране до психологии личности и социальной группы). Поэтому изучать и решать эти проблемы необходимо с помощью комплекса средств различных наук (психологии, социологии, политологии), силами общественных и государственных организаций. Только совместными усилиями, через призму различных наук следует искать точки гармоничного взаимодействия представителей разных этнических сообществ.
Список литературы / References
- Артемов А. А. Этнический экстремизм в России / А. А. Артемов, М. П. Клейменов // Противодействие этническому и религиозному экстремизму. Сборникматериалов научно-практической конференции / отв. ред. М.П. Клейменов, М. С. Фокин. – Омск: Фонд развития юридического образования и правовой культуры,2008. – С.58-59.
- Балтабаев Д. Б. Причины этнического экстремизма / Д. Б. Балтабаев // Противодействие этническому и религиозному экстремизму. Сборникматериалов научно-практической конференции. – Омск: ОмГУ, 2008. – С. 100-104.
- Яхъяев М. Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления[Электронный ресурс] / М. Я. Яхъяев// Экстремизм: база знаний. URL: http://www.ekstremizm.ru/ biblioteka/knigi/item/684–lichnostno-psihologicheskie-korniekstremizma (Дата обращения: 16.04.2016).
- Манапова В. Э. Влияние глобализации на рост этнического экстремизма [Электронный ресурс]/ В. Э. Манапова // Экстремизм: база знаний. URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/etnicheskiy-ekstremizm/item/534-vliyanie-globalizacii-na-rost-etnicheskogo-ekstremizma (Дата обращения: 21.04.2016).
- Ерохина Л. Д. Конфликтогенные факторы экстремизма в молодежной среде / А. С. Тиманчук, А. К. Ерохин // Международный научно-исследовательский журнал.– 2016. – № 9 (51). – Часть 1.Сентябрь. – С. 123-128.
Список литературы на английском языке / References in English
- Artemov A. A. Etnicheskij ekstremizm v Rossii [Ethnic extremism in Russia] /A. A. Artemov, M. P. Klejmenov // Protivodejstvie ehtnicheskomu i religioznomu ekstremizmu / оtv. red. M. P. Klejmenov, M. S. Fokin. – Omsk: Fond razvitija juridicheskogo obrazovanija i pravovoj kul'tury [The collection of articles from scientific-practical conference / ed. By M. P. Klejmenov and M. S. Fokin].– Omsk: Omskiy State University, 2008. – pp. 58-59. [In Rissian]
- Baltabaev D. B. Prichiny ehtnicheskogo ehkstremizma [Reasons of the ethnics extremism] / D. B. Baltabaev // Protivodejstvie ehtnicheskomu i religioznomu ehkstremizmu [The collection articles from scientific-practical conference]. – Omsk: Omskiy State University, 2008. –pp. 100-104. [In Russian]
- Yаhyaev M. Y. Istoki i prichiny sushchestvovaniya ekstremizma kak negativnogo social'nogo yavleniya [The origins and causes of extremism as a negative social phenomenon] [Electronic resource]/ M. Y. Yаhyaev // Ekstremizm: baza znanij [Extremism: base knowledge]. URL: http://www.ekstremizm.ru/ biblioteka/knigi/item/684–lichnostno-psihologicheskie-korniekstremizma (accessed: 16.04.2016). [In Russian]
- Manapova V. E. Vliyanie globalizacii na rost ehtnicheskogo ehkstremizma [Impact of globalisation on the rise of ethnic extremism] [Electronic resource]/ V. E. Manapova // Ekstremizm: baza znanij [Extremism: base knowledge]. URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/etnicheskiy-ekstremizm/item/534-vliyanie-globalizacii-na-rost-etnicheskogo-ekstremizma (accessed: 21.04.2016). [In Russian]
- Erokhina L. D. Konfliktogennye factory ekstremizma v molodezhnoj srede [Conflict-generating factors of extremism in the youth environment]/ L .D. Erokhina, A. S. Timanchuk, A. K. Erokhin // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. – 2016. – № 9 (51). – Ch.1. September. – pp. 123-128. [In Russian]