ВОЛЬЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ САЙГАКА (SAIGA TATARIC) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ РАЦИОНОВ КОРМЛЕНИЯ
Убушаев Б.С.
ORCID: 0000-0001-6963-0674, Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»
ВОЛЬЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ САЙГАКА (SAIGA TATARIC) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ РАЦИОНОВ КОРМЛЕНИЯ
Аннотация
При выращивании сайгака в вольерных условиях на типовых рационах лучше развивались и интенсивнее росли животные получавшие травянистые корма. На сенном типе кормления интенсивность роста с возрастом замедлялась и была ниже во все возрастные периоды. Травяные рационы были более лучше поедаемы и от сенного. При этом при кормлении сайгака травяными рационами улучшалось пищеварение, поэтому увеличилась переваримость основных питательных веществ, таких как протеин на 1,7 %, жир на 1,2 % и другие органические вещества. При кормлении зеленной массой трав более интенсивно протекал обмен белка за счет улучшения усвояемости азота на 3,1 и серы 12,9 % рационов.
Ключевые слова: сайгак, рацион, азот, сера, протеин
Ubushaev B. S.
1 ORCID: 0000-0001-6963-0674, PhD in Agriculture, Associate professor, State Nature Biosphere Reserve "Chernie Zemli"
AVIARY CONTENT OF THE SAIGA ANTELOPE (SAIGA TATARIC) USING ON TYPICAL DIETS
Abstract
When growing the saiga in a captive environment on typical diets better developed and more intense grew the animals treated with herbaceous forage. On hay type feeding intensity of growth with age was slowing down and was lower in all age periods. Herbal rations were better and eat the hay. In this case, when the feeding of saiga herbal diets improved digestion, therefore, increased the digestibility of the main nutrients, such as protein 1.7 %, fat 1.2%, and other organic substances. When feeding green mass of herbs is more intense was the exchange of protein by improving the digestibility of nitrogen and sulfur of 3.1 to 12.9 percent of the diet.
Keywords: saiga antelope, diet, nitrogen, sulfur, protein
Главным объектом внимания является популяция сайгаков (Saiga tartaric L.) Северо-западного Прикаспия, которая нуждается во всестороннем изучении и охране. Катастрофическое сокращение сайгака (Saiga tatarica) в Республике Калмыкия за 40 лет в 50 раз поставило единственную в Европе популяцию Северо-западного Прикаспия на грань исчезновения. Комплекс мероприятий по восстановлению численности сайгака, предпринимаемый федеральными органами охраны природы, специалистами заповедника «Черные земли», региональными органами власти, зарубежными и российскими общественными организациями в целях устранения последствий резкого снижения численности сайгака, имевшего место в конце 1990-х, начале 2000-х гг., до настоящего времени не привели к желаемому результату.
Угрозой дальнейшему существованию самой западной популяции данного евразийского вида, обитающего на территории Республики Калмыкии, является ухудшение экологической среды. Основными его факторами являются: антропогенное изменение среды; резкое нарушение возрастной и половой структуры популяции, падение ее репродуктивной способности. В этих условиях все меры, направленные на сохранение европейской популяции сайгаков, связаны с восстановлением воспроизводительной способности популяции, созданием благоприятных условий в наиболее ответственные периоды жизни: во время гона и отела.
В то же время выпас копытных – один из ключевых факторов, влияющих на степные экосистемы. Сайгаки, как и другие травоядные животные, оказывают существенное воздействие на растительный покров, изменяют структуру и состав растительности, используя до 10% пастбищных трав, среди которых значительную долю составляют плохопоедаемые скотом, в том числе, ядовитые виды растений [1]. Благодаря этому не только уменьшается конкуренция на пастбищах, но и снижается сорная растительность в составе трав и улучшается их кормовой состав. Такая мелиоративная функция сайгаков позволяет поддерживать продуктивность пастбищ, указывает на сложившиеся в процессе эволюции авторегуляционные взаимоотношения в системе «сайгаки – растительность». В условиях опустынивания территории, где по определению невозможен широкомасштабный выпас домашних животных, выпадение из трофической цепи сайгака неминуемо приведет к деградации биоценоза сухих степей.
Резкое сокращение численности европейская популяция сайгака, происходящее с конца 90-х годов, обусловленное рядом абиотических, биотических и антропогенных факторов, поставило под угрозу факт сохранения данной популяции сайгака.
Данные мониторинга свидетельствуют, что состав популяции сайгака остается нарушенным, в частности, процент репродуктивных самцов и молодняка очень низок.
Рис. 1 – Динамика численности сайгака в 2007-2015 годы
По данным проведенного в июле 2014 года учета доля взрослых самцов в популяции составляет 7,3%, самок 68,1%, сеголетков 24,6% [4]. Численность всей популяции в 2015 г составила по экспертным данным около 4200 голов (рис. 1).
Исследования проводимые в различные годы в местах обитания сайгака России и Казахстане по содержанию их в неволе, выявили возможность содержания и разведения сайгаков в вольерных условиях [3]. В Европе и Африке в настоящее время восстановление численности многих диких копытных проводится методом полувольного разведения на охраняемых огороженных участках степей, для возвращения в привычную среду обитания с целью восстановления природных популяций. В принципе, этот метод может быть использован после соответствующей доработки для разведения сайгака [2]. Этому способствует биология и его поведенческая реакция.
Сайгак относится к стадным животным, и поведение отдельных особей формируется в онтогенезе под воздействием стадного образа жизни, в результате которого оборонительная реакция взрослых животных всегда однотипна, и направлена на защиту себя путем локомоции. Полевые исследования сайгаков показали, что их оборонительное поведение формируется не только под влиянием стада, но и под влиянием типа врожденного поведения [5]. При исследовании нами, около 300 новорожденных сайгаков реакции оборонительного поведения на человека оказалось, что оно варьирует у них от активного избегания до лояльного его восприятия. Из общего числа обследованных детенышей, в среднем, при появлении человека, остались на родильных лежках – 68; убегало с лежки – 28; следовали за человеком – 4 %.
Чтобы предотвратить угрозу исчезновения сайгака в природной среде, а также в целях создание банка генетического материала для восстановления популяции и выращивания животных, для последующей реинтродукции выращенных сайгаков для пополнения стада, в условиях заповедника «Черные земли», была исследована техника вольерного содержания. Важнейшей задачей при содержании сайгака в неволе являлось правильное кормление животных. Так как было необходимо с учетом биологии сайгака подобрать рационы кормления, учитывающие не только физиологию животного, но возможности кормовой базы.
Поэтому нашей целью было, исследовать влияние различных типовых рационов кормления из полевых кормовых растений на динамику роста, обмен веществ, при выращивании сайгака в вольерных условиях.
Для опытов были подобранны по принципу аналогов с учетом возраста, состояния здоровья, живой массы самки сайгака в 4 месячном возрасте. Из них были сформированы 2 группы по 8 голов в каждой. Наблюдения проводились до 7 месячного возраста.
При выращивании I группы использовали зеленый (травяной), II группы сенной (сухой) тип кормления. Рационы I группы сайгаков были приближены к естественным и состояли из зеленной массы степного разнотравья, люцерны и ячменного зерна, II группы из грубых кормов сена злакового, сена люцернового и ячменного зерна. Рационы подопытных животных по энергетической насыщенности, содержанию протеина, жира, углеводов и минеральных веществ были выравненными.
В ходе проведенного в 7 месячном возрасте физиологического (балансового) опыта исследовались параметры переваримости и использования питательных веществ рационов.
Путем систематического взвешивания определяли скорость роста сайгаков. В период выращивания сайгаки были обеспечены необходимым количеством всех питательных веществ, исходя из запланированного прироста живой массы. У одинаковых животных при равных по питательности и энергии условиях кормления на скорости роста сайгака оказывает влияние различие в структуре рациона. В течении опытного периода велись наблюдения за изменениями весового роста животных путем взвешивания.
Таблица 1 - Динамика живой массы и приростов
Скармливание сайгакам I группы рациона из травянистых кормов, позволило значительно на 0,7 кг увеличить рост живой массы по сравнению со II группой (табл. 1).
Изменения абсолютного и среднесуточного приросты живой массы определили весовой рост животного за опытный период. От 4 до 7-месячного возраста животные из II группы прибавили в живой массе 4,9 кг, что ниже на 20,4 % чем в первой. Ежедневно за период опыта сайгаки I группы, получавшие зеленные корма прибавляли в живой массе на 11,2 грамма больше, чем II группы.
Рис. 2. Относительный прирост живой массы, %
Интенсивность роста животных за определенный период можно показать путем расчета относительного прироста. Закономерностью роста животных является весовое увеличение массы тела и снижение темпа роста с увеличением возраста. Нами рассматривались 3 временных периода от 4 до 7 месячного возраста (рис. 2).
По нашим данным период от 4 до 5-месячного возраста отличается высокой энергией роста не зависимо от условий кормления. В дальнейшем скорость роста замедляется. При этом травяной рацион более благоприятен для роста животных и по этому во все возрастные периоды бычки из данной группы имели более высокий относительный прирост.
Биологическую полноценность кормления, показывает степень усвоения питательных веществ из кормов. По нашим данным приведенным на рисунке 3 видно, что переваривание и усвоение питательных элементов корма молодняком сайгаков, зависят не только от уровня питательных элементов в рационе, но и от состава рациона и подбора кормов в суточном рационе.
Рис. 3 – Переваримость питательных веществ рациона, %
Потребление корма незначительно зависит от состава рациона, так при учете кормов установлено на 0,5-1,0 % больше остатков корма при сенном типе кормления. Как видно из результатов физиологического опыта, что при травяном типе кормления повышается усвоение основных питательных веществ (рис. 3). Сайгаки из I группы, лучше переваривали по сравнению со II группой сухое вещество на 1,2; органическое вещество на 1,9 и сырой протеин на 1,7 %.
При переваривании и использовании отдельных составляющих кормов одно из главных мест отводится белковому обмену, который в значительной мере отражается балансом азота (табл. 2). Сайгаки из I группы, переваривали азот значительно лучше, чем сверстники, находящиеся на сенном типе кормления. Коэффициент использования азота поступающего с кормами у животных получавших травяной рацион был на 3,08 % выше, чем у сверстников из II группы.
Таблица 2 - Коэффициенты использования азота
Высокий процент использования азота в первой группе сайгаков зависел в большей степени от переваримости азотистых веществ в желудках, так как выделение азота с мочой, то есть, его экскреция, была одинакова в обеих группах, не смотря на различие в кормлении.
У всех животных сера напрямую участвует в белковом обмене, наряду с азотом. Она является составной частью таких аминокислот как цистеин и метионин. Около 50 % серы находящейся в организме участвует и входит как составная часть в мышечную ткань и до 17% в кожный покров. Недостаток серы или его органических соединений воздействует на общее развитие животного, снижает воспроизводство сайгака, приводит к заболеваниям. При оптимальном содержании серы в рационе сайгака интенсивность обмена серы, его усвоение в организме, отражает белковый обмен, степень использования протеина кормов.
Сайгаки I группы более интенсивней использовали серу поступающую в организм серу по сравнению со II группой на 12,9 % (табл. 3). Несмотря на невысокий процент усваивания серы, коэффициент ее использования выше в обеих группах, чем азота кормов.
Таблица 3 - Среднесуточный баланс серы, г
При выращивании сайгака в вольерных условиях на типовых рационах лучше развивались и интенсивнее росли животные получавшие травянистые корма. На сенном типе кормления интенсивность роста с возрастом замедлялась и была ниже во все возрастные периоды ниже. Травяные рационы были более лучше поедаемы и от сенного. При этом при кормлении сайгака травяными рационами улучшалось пищеварение и увеличилась переваримость основных питательных веществ, таких как протеин, жир и другие органические вещества. При кормлении зеленной массой трав более интенсивно протекал обмен белка за счет улучшения усвояемости азота и серы рационов.
Литература
- Абатуров Б.Д. Состояние и обеспеченность сайгаков (Saiga tatarica) кормом на пастбищах с растительностью разных типов/ Б.Д. Абатуров, К.О. Ларионов, М.П. Колесников, О.А. Никонова // Зоологический журнал. 2005., Т. 84, № 3, С. 377-390
- Близнюк А.И. Интеграция популяций сайгака в хозяйственный комплекс Калмыкии/ А.И. Близнюк // Степной бюллетень. 2002., 12, с. 60-62.
- Грачев Ю.А. Сайгак в пустынно-степных экосистемах Казахстана/ Ю.А. Грачев // Материалы международной научной конференции "Биологическое разнообразие азиатских степей", Казахстан, г. Костанай, 2007., С. 40-42.
- Убушаев Б.С. Состояние популяции сайгака в период массового рождения молодняка в заповеднике «Черные земли» // Б.С.Убушаев, Х.Б. Манджиев / «Экология и природная среда Калмыкии», Сб. научн. трудов Гос. Природ. Биосфер. Запов. «Черные земли» Вып. 3. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2013. – С.111-118.
- Milner-Gulland E. J. Reproductive collapse in saiga antelope harems/ E. Milner-Gulland., O.M. Bukreeva, T. Coulson et al. // Nature. 2003., V. 422. P.135-136.
References
- Abaturov B.D. Sostojanie i obespechennost' sajgakov (Saiga tatarica) kormom na pastbishhah s rastitel'nost'ju raznyh tipov/ B.D. Abaturov, K.O. Larionov, M.P. Kolesnikov, O.A. Nikonova // Zoologicheskij zhurnal. 2005., T. 84, № 3, S. 377-390
- Bliznjuk A.I. Integracija populjacij sajgaka v hozjajstvennyj kompleks Kalmykii/ A.I. Bliznjuk // Stepnoj bjulleten'. 2002., 12, s. 60-62.
- Grachev Ju.A. Sajgak v pustynno-stepnyh jekosistemah Kazahstana/ Ju.A. Grachev // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Biologicheskoe raznoobrazie aziatskih stepej", Kazahstan, g. Kostanaj, 2007., S. 40-42.
- Ubushaev B.S. Sostojanie populjacii sajgaka v period massovogo rozhdenija molodnjaka v zapovednike «Chernye zemli» // B.S.Ubushaev, H.B. Mandzhiev / «Jekologija i prirodnaja sreda Kalmykii», Sb. nauchn. trudov Gos. Prirod. Biosfer. Zapov. «Chernye zemli» Vyp. 3. – Jelista: ZAOr «NPP «Dzhangar», 2013. – S.111-118.
- Milner-Gulland E. J. Reproductive collapse in saiga antelope harems/ E. Milner-Gulland., O.M. Bukreeva, T. Coulson et al. // Nature. 2003., V. 422. P.135-136.