ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Н.П. СУСЛОВОЙ И Ф.Ф. ЭРИСМАНА В РОССИИ: НАЧАЛО ПУТИ УЧЁНЫХ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.116
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Шиган Е.Е.

Кандидат медицинских наук, ФГБНУ «НИИ медицины труда»

ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Н.П. СУСЛОВОЙ И Ф.Ф. ЭРИСМАНА В РОССИИ: НАЧАЛО ПУТИ УЧЁНЫХ

Аннотация

В работе показан путь появления великого учёного-гигиениста Фёдора Фёдоровича Эрисмана и его супруги врача-физиолога Надежды Прокофьевны Сусловой в России, их увлечённость вопросами общественного движения, социальных проблем развития общества. Автором подробно описаны годы учёбы Ф.Ф. Эрисмана, получение различных медицинских знаний в университетах нашей страны и Европы, научный путь учёного от врача-офтальмолога практической, лечебной медицины до организатора и исследователя врача-гигиениста.

Ключевые слова:  Медицина труда, гигиена труда, профессиональные болезни, история медицины.

Shigan E. E.

MD, FSBSI “Research Institute of Occupational Health”

FIRST YEARS OF LIFE N.P. SUSLOVA AND F.F. ERISMANN IN RUSSIA: THE BEGINNING OF THE ROAD

Abstract

The paper shows the way of the emergence of the great scientist-hygienist Friedrich Erismann and his wife, a physician-physiologist Nadezhda Suslova in Russia, their preoccupation with issues of social movements, social problems of development. The author of the years of study are described in detail F.F. Erismann, the preparation of various medical knowledge in the universities of our country and Europe, scientific way a scientist from the ophthalmologist practice, curative medicine to the organizer and researcher hygienists.

Keywords:  occupational health, occupational diseases, occupational hygiene, history of medicine.

Приехавший в Россию из Швейцарии в молодом возрасте, Федор Федорович Эрисман приобрёл в лице нашей страны свою вторую родину, посвятив свою научную, организационную деятельность гигиенической науке. Являясь одним из авторов первых Российских пособий и учебников по данной дисциплине, организатором мощнейших в истории Российского государства XIX века санитарных обследований, основателем кафедры гигиены и городской санитарной станции в Москве (впоследствии ставшей одним из крупнейших научных учреждений страны), воспитавшим большую школу гигиенистов и врачей санитарной практики, Ф.Ф. Эрисман завоевал право считаться одним из основателей российской гигиены [1]. Мало кому из учёных того времени удавалось за столь короткий период создать столь мощный фундамент, послуживший основой для данной отрасли науки. А началась вся история пребывания Фёдора Фёдоровича в России, великого в дальнейшем учёного почти случайно, благодаря некоторым стихийным событиям.

Имя Надежды Прокофьевны Сусловой мало кому известно в современной медицине, а ведь она стала первой дипломированной женщиной-врачом в России. В 1862 году в Санкт-Петербурге три вольнослушательницы медико-хирургической академии, среди которых была Н.П. Суслова, по настоянию И.М. Сеченова и С.П. Боткина были удостоены права в виде исключения посещать занятия и лекции. Правда, уже через год, в 1863 году это решение было отменено. В данной ситуации ничего не оставалось делать, как уезжать за границу, что Надежда Прокофьевна и сделала. Спустя несколько лет за диссертацию «Доклад о физиологии лимфы», выполненную под руководством Ивана Михайловича Сеченова, она в Цюрихском университете была удостоена «Диплома доктора медицины, хирургии и акушерства». Это была одна из первых научно обоснованных работ по физиологии и патофизиологии лимфатической системы человека, многие десятилетия врачи Европы и России основывали свои методы лечения именно на данных и результатах работы Н.П. Сусловой. Труд первоначально был выдвинут на премию Университета, но спустя какое-то время, комиссия, узнав, что автором является женщина, рассматривать работу в конкурсе отказалась.

В 1869 году, вдвоём с мужем Фридрихом-Гульдрейхом, выходцем из немецко-говорящей северной части Швейцарии, врачом-окулистом и доктором медицины, она возвращается в Санкт-Петербург. Для подтверждения ими в России диплома врача и разрешения врачебной деятельности приходиться заново сдавать экзамены и защищать повторно диссертации. Приняв православие и русское имя, супруг Надежды Прокофьевны стал именоваться Фёдором Фёдоровичем Эрисманом. Так в отечественной науке появился всемирно известный впоследствии учёный-гигиенист.

Тяга к изучению естественных наук с детства привела молодого Эрисмана всё в тот же Цюрихский университет. Медицина стала предметом его влечения. В 1863-1864 гг. он ездил в Прагу и Вюрцбург для прослушивания лекций местных профессоров. Свой выбор молодой медик остановил на офтальмологии. После окончания университета в 1865 г., он начал работать врачом в глазной клинике под руководством Йохана Фридриха Горнера. Изучая причины возникновения, диагностику и лечение глазных болезней, Эрисман в 1867 г. провёл пару лет в Гейдельберге для усовершенствования своих знаний. Там 25-летнего Эрисмана привлекла возможность пройти курс у гениального ученого, энциклопедиста, физиолога, психолога и физика Германа Гельмгольца. Маститый учёный возглавлял с 1857 г. кафедру анатомии и физиологии.

Именно в годы учёбы в университете студент Фридрих Эрисман начал задумываться над социальными вопросами развития общества. Понимая, что только медицина не сможет удовлетворить его потребности к служению обществу, он начал искать пути применения своих знаний к делу улучшения жизни народа [2]. Он начал мечтать об участии в революционном движении.

Ещё, будучи студентами в Цюрихе Н.П. Суслова и Ф.Ф. Эрисман вращались в кругах самой передовой революционной молодёжи, составляющей интернациональную колонию университета. То было время, когда внимание передовых студенческих и рабочих кружков было устремлено к проходившим в то время в Швейцарии самым первым конгрессам Международного товарищества рабочих – I Интернационала (Женевским и Лозаннским 1866-1867 гг.).

Мечтая отдавать свои знания и энергию на благо народа, Надежда Прокофьевна раскрыла перед мужем огромные перспективы общественной, научной и врачебной работы в России, и молодая пара перебралась в Санкт-Петербург. Именно там, в России, в дальнейшие 27 лет, Ф.Ф. Эрисман не только как учёный-гигиенист, но и как организатор проявил себя в полной мере, навеки вписав своё имя в историю гигиены и медицины труда.

Литература

  1. Сандлер В.И. Памяти Ф.Ф. Эрисмана // Гигиена труда. – 1923. - № 1-2. – С. 51-52.
  2. Хоцянов Л.К., Лейтес Р.Г., Марциновский Б.И. Краткие сведения из истории гигиены труда // в Сб. Гигиена труда. Под ред. Чл.-корр. АМН СССР Л.К. Хоцянова. – Медгиз. 1958. – С. 13.

References

  1. Sandler V.I. Memory F.F. Erismann // Occupational Health. - 1923. - № 1-2. - P. 51-52.
  2. Hotsyanov L.K., Leites R.G., Martsinovskii B.I. Brief information about the history of Occupational Health // Coll. Occupational health. Ed. Corr. member of AMS USSR, L.K. Hotsyanov. - Medgiz. 1958. - P. 13.