SОLAR CULT AS THE ORIGINAL FORMS OF RELIGIOUS BELIEFS OF THE CHECHEN
Абдулаева Э.С.
ORCID: 0000-0001-7877-3853, Кандидат философских наук, Чеченский государственный университет
ЧЕРТЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА В ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ
Аннотация
Автор в статье отмечает существование солярного культа в прошлом у предков чеченцев. Его наличие подтверждается многими фактами. Особенно это прослеживается в погребальном культе и магической практике. О существовании в прошлом на территории Чечни солярного культа, говорят также многочисленные петроглифы, которыми украшали архитектурные сооружения. Автор подчеркивает универсальные черты, присущие солярному культу разных народов, их тесной взаимосвязи с погребальным культом и космическими представлениями, с почитанием Солнца.
Ключевые слова: солнце, огонь, чеченцы, язычество, петроглифы, погребальный культ.
Abdulaeva E.S.
ORCID: 0000-0001-7877-3853, PhD in Philosophy, Chechen State University
SОLAR CULT AS THE ORIGINAL FORMS OF RELIGIOUS BELIEFS OF THE CHECHEN
Abstract
The author in the article notes the existence of the solar cult in the past the ancestors of the Chechens. Its presence is confirmed by many facts. This is especially evident in the funeral cult and magical practice. The existence in the past on the territory of Chechnya solar cult, as evidenced by numerous petroglyphs, which were decorated with architectural structures. The author emphasizes the universal traits of the solar cult of different peoples, their close relationship with the funeral cult and space views, with sun worship.
Keywords: sun, fire, Chechens, paganism, petroglyphs, burial cult.
Предки чеченцев относятся к аборигенам Кавказа, то есть являются коренными его жителями. Языческое наследие чеченцев обладает универсальными чертами, которые прослеживаются в первоначальных религиозных культах. В процессе этногенеза мы встречаем множество фактов, подтверждающих существование на территории современной Чечни солярного культа.
Развитие духовной культуры тесно связано с возникновением религиозной системы воззрений. Языческие религиозные взгляды чеченцев в прошлом довольно развиты. Присутствовали космологические представления с матерями-стихиями, свой пантеон божеств, своя мифология.
Первые документированные сведения о культуре и быте вайнахов, то есть предков чеченцев, появляются с конца XVIII века в трудах отдела истории, этнографии и языка Российской Академии наук. Интересная информация по этой тематике содержалась также в рукописях иностранных путешественников и в мемуарах сосланных и служивших на Кавказе русских офицеров того периода[1, с. 417].
О предположительном заимствовании солярного культа предками чеченцев у персов - зороастрийцев могут говорить следующие сведения:
«С конца VI века значительная часть кавказской территории (Армения, Иберия, Албания) была завоевана Сасанидским Ираном. В середине VI века он уже контролировал Дербентский и Дарьяльский проходы» [2, с. 22]. То есть, часть территории современной Чечни «попадает» в зону влияния огнепоклонников. Официальная религия Сасанидского Ирана – зороастризм – распространилась на завоеванных территориях с помощью священных книг древних персов Зенд-Авесты, которые, безусловно, оказали известное влияние на духовную культуру кавказских народов. Иначе персов называли часто огнепоклонниками.
Заимствования особенно прослеживаются в погребальном культе. С.А. Токарев отмечает, что на территории Северного Кавказа существовали захоронения предков чеченцев и ингушей, в которых явно наблюдается зороастрийская религиозная ритуальная семантика. У персов, как мы знаем, встречаются захоронения, при которых умершие не должны соприкасаться с землей [3, с. 216]. Подобные захоронения встречаются в прошлом и у чеченцев. В зороастризме такие обычаи погребения были связаны с верой, что умершие не должны соприкасаться с четырьмя главными движущими элементами, коими выступают воздух, огонь, земля и вода. Соответственно, захоронение умерших сопровождалось их изоляцией в особых поминальных камерах[4, с.143].
Заметим, что подобные захоронения встречаются повсеместно у многих народов мира. Связь погребения с солярным культом прослеживается у предков англичан, древних славян, индейцев.
О связи элементов зороастризма с этнической культурой чеченцев говорит и способ снятия «порчи», вера в которую сохраняется до наших дней. Способ заключается в том, что человека, подвергнувшегося влиянию «дурного глаза» с помощью огня одымляют определенное количество раз, обычно девять. Земледельческая магия чеченцев включала в себя, например, одымление вспаханного поля перед посевом. Об эзотерическом значении числа девять известно и другим этносам. «В халдейской системе чисел, древней системе нумерологии, число девять не использовалось, потому что считалось числом Бога»[5, с. 63].
Конечно, «очищение огнем» существовало, и с полной уверенностью можно говорить, что существует и сейчас у других народов и племен. В частности, у индейцев Америки многочисленные магические операции происходили с помощью огня и дыма.
О существовании в прошлом на территории Чечни солярного культа, говорят также многочисленные петроглифы, которыми украшали архитектурные сооружения (башенные комплексы, склепы, поминальные камеры, храмы и другие постройки). К древнейшим солярным знакам, которые были распространены по всему миру, относятся спирали, свастики, крест, крест в круге. Крест, как оберег встречается на многих башнях в Ингушетии и Чечне. У вайнахов свастика была символом вечной жизни и универсальным оберегом, а её загнутые концы символизируют движение солнца по небосводу.
Солярный культ - первоначальная форма религиозных верований встречается повсеместно, как мы отмечали, у многих народов Земли. Данный факт приводит нас к следующим выводам:
- наличие солярного культа есть следствие аккультурационных процессов, происходивших на территории Кавказа, который, по сути, являлся ареной для массовых этнических перемещений в ранний средневековый период;
- «человек формируется на фоне ландшафта». Знакомая формулировка может быть применена и здесь. Схожие природные условия могли привести к созданию универсальных космологических представлений у разных этнических групп. Многие солярные петроглифы датируются и более ранними периодами и могут быть не связаны с заимствованиями у персов.
Почему же именно солнце выступало в роли первоначального божества в языческой культуре многих племен, не вызывает у нас удивления, так как оно являлось символом вечного обновления природы, наступления нового дня. Ему поклонялись, как некоей постоянной величине и силе, которая была наблюдаема, что также немаловажно для древнего человека, сознание которого было слитно с природой и всем живым. С солнцем были связаны надежды на лучшее. У солнца просили покровительства и защиты.
В заключении отметим, что приведенные выводы могут быть взаимосвязаны, не вступая между собой в противоречие. В последующем языческие представления трансформировались с развитием культуры, однако они до сих пор подчеркивают своеобразие национальной культуры чеченцев.
Литература
- Абдулаева Э.С. Акаев В.Х. Ранние религиозные верования / Чеченцы / Колл.монография // Народы и культуры. Ин-т этнологии и антропологии им Н.Н.Миклухо-Маклая РАН; Комплексный научно-исследовательский институт им.Х.И.ИбрагимоваРАН. М.: Наука, 2012. 621 с.
- Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Мысль, 1972. 174 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 356 с.
- Яблоков И.Н. Религиоведение.М.: Гардарики, 2005. 317 с.
- Лагерквист К., Ленард Л. Нумерология. М.: Просвещение, 2004. 264 с.
References
- Abdullaev E.S., Akaev V.H. Early religious beliefs / Chechens / Koll.monografiya // Peoples and Cultures. Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences im.N.N.Mikluho Maclay; Comprehensive Research Institute im.H.I.IbragimovaRAN. M.: Nauka, 2012. 621 p.
- Dalgat U.B. The heroic epic of the Chechens and Ingush. M.: Thought, 1972. 174 p.
- Tokarev S.A. Religion in the history of the peoples of the world. Ed. 3rd. M.: Education, 1976. 356 pp.
- Yablokov I.N. Religiovedenie.M .: Gardariki, 2005. 317 p.
- Lagerkvist K. Lenard L. Numerology. M.: Education, 2004. 264 p.