АNALYSIS OF THE CAUSES RELIGIOUS FANATICISM AMONG CHECHEN YOUTH

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.112
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Абдулаева Э.С.

ORCID: 0000-0001-7877-3853, Кандидат философских наук, Чеченский государственный университет

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИЗНОГО ФАНАТИЗМА СРЕДИ ЧЕЧЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Автор отмечает, что в Чеченской Республике наблюдается увлечение религией среди молодежи. В работе анализируются причины возникновения религиозного фанатизма среди чеченской молодежи. Синкретическая система мировоззрения вайнахов воспринимается как отклонение от «чистого» ислама. Социальное недовольство некоторых молодых людей, вызванное отсутствием равных возможностей для реализации своих способностей, толкает их на поиск альтернативных «ценностей». Экстремизм, фанатизм религиозных взглядов молодых людей – формы реализации альтернативной реальности.

Ключевые слова: религия, фанатизм, традиция, чеченцы, молодежь, сознание.

Abdulaeva E.S.

ORCID: 0000-0001-7877-3853, PhD in Philosophy, Chechen State University

АNALYSIS OF THE CAUSES RELIGIOUS FANATICISM AMONG CHECHEN  YOUTH

Abstract

The author notes that in Chechnya there is enthusiasm for religion among young people. This paper analyzes the causes of religious fanaticism among the Chechen youth. Syncretic Vainakh world system is seen as a deviation from the "pure" Islam. Social discontent of some young people, due to the lack of equal opportunities to realize their abilities, pushing them to search for alternative "values." Extremism, fanaticism, religious views of young people - forms of implementing an alternate reality.

Keywords: religion, fanaticism, tradition, Chechens, young mind.

Сегодня мы часто замечаем, что люди стали обращаться к религии. И их интерес не вызывает удивления. Однако, если проанализировать религиозную ситуацию в нашей республике за последнее десятилетие, то сегодня наблюдается яркий религиозный всплеск среди молодежи. Данный факт можно рассматривать с двух сторон по степени их влияния.

 Положительная сторона общеизвестна. Религия выступает в роли воспитателя и учителя, и данный факт подтверждает наличие в обществе сил, которые уделяют достаточно внимания  делу воспитания молодежи.

Отрицательная сторона заключается в появлении фанатизма среди молодых людей. Этническая культура часто противопоставляется религии. Синкретическая система мировоззрения вайнахов воспринимается как отклонение от «чистого» ислама. Арабская культура же выступает эталоном во всех сферах жизнедеятельности. Традиционное восприятие семейных ценностей, образа жизни претерпевает изменения.

Если рассматривать причины религиозного фанатизма, то анализируя социокультурную ситуацию в современной Чечне, мы отмечаем следующие:

- отсутствие знаний о религии как феномене. Молодые люди, выросшие в  гомогенной среде, отличаются от своих родителей тем, что не мыслят критически. Для них религиозное сознание – это данность, а любые отклонения – ересь. Выявление универсальных особенностей, свойственных религиозному сознанию человека любой другой конфессии, воспринимается как ложное,  или подвергающее их «испытанию» верой.

- Отсутствие религиозного воспитания в семье (чаще всего, молодые люди выступают в роли транслятора религиозных идей ислама. Их родители, восхищаясь их стремлением к религии, не являются субьектами социализации в этом направлении, тем самым подрывая свой авторитет как основного субъекта социализации в семье.)

- Социально-психологическая напряженность.  Чаще всего к Богу человек приходит, когда ему плохо. Социальная неустроенность многих молодых людей и отсутствие перспективы, на их взгляд, толкает их в виртуальную связь с Богом. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний [2, с.214].

Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.

Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что ее основа — свойства человеческой психики — неизменна[1, с.136].

Конечно, нельзя к фанатизму отнести все поступки, необъяснимые с точки зрения разума. Фанатизм проявляется в чеченском обществе там, когда представителей другой религии просят надеть головной убор при входе в Чеченский госуниверситет. Фанатизм проявляется в критике жесткой любого инакомыслия и навязывании своих религиозных представлений другим людям. Любимая фраза современных чеченцев-фанатиков: Вы чеченец (ка)? Вы мусульманин (ка)?

На наш взгляд, роль религии чаще всего в современном мире положительна, если мы рассматриваем степень ее влияния на индивидуальное сознание. А вот с точки зрения социума сегодня она играет скорее сепарирующий и притормаживающий фактор.

 В обозримой истории человечества религия, так или иначе, влияла на жизнь общества. В разные периоды её роль то усиливалась, то она уходила на второй план. Современному религиозному сознанию человека присущи те же черты, что и в прежние времена: стремление получить утешение и ответы у сверхразумного, сверхъестественного существа, Абсолюта, Бога в обычном понимании. Религия необходима человеку для удовлетворения его личностных потребностей, прежде всего.

В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело науки — создавать четкую систему знаний о природе и обществе, дело религии — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.

 Религия - это культурный слой любого этноса, нации. У неё есть прошлое и настоящее и, конечно, определённое будущее. Но отношение к ней необходимо связывать с тем, что в ней есть прогрессивного.

В прошлом, принципы строгого морального закона были основополагающими в социокультурной реальности этноса. Мы должны понять, что экзистенциальные потребности человека не изменились со временем. Часто молодые люди «теряются» в этом информационном потоке «всеобщей свободы», их поиск «места под солнцем» отличается от поиска родителей и предыдущих поколений. Наблюдается социальное недовольство некоторых молодых людей, вызванное феноменами наследственной бедности, бесперспективности, отсутствием равных возможностей для реализации своих способностей и др.. Таких молодых людей легко увлекают альтернативные «ценности», предлагаемые экстремистами (их нельзя назвать исламистскими, так как это название порочит религию, ведь их «дела» не согласуются с божьими заповедями) Агрессия - суть проявления антропологического кризиса в чеченском обществе. Экстремизм, фанатизм религиозных взглядов молодых людей – формы реализации альтернативной реальности, которая дает четкое «понимание» жизни и своего места в ней, а часто и за ее пределами[1, с. 15].

Изменяющаяся социокультурная реальность привносит новые паттерны поведения людей, с которыми не согласуется традиционная культура. Но, жить, согласно, нравственному закону, остается главной истиной и экзистенциальной потребностью человека во все времена.

Литература

  1. Абдулаева Э.С. Антропологический кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С.13-15.
  2. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон +», 2003. 400 с.
  3. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2005. 317 с.

References

  1. Abdullaev E.S. Anthropological crisis and transformation of values ​​in life of the Chechen youth // Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2016. № 1. S.13-15 .
  2. C.G. Jung Psychology of the Unconscious. M .: "Canon +", 2003. 400 p.
  3. Yablokov I.N. Religious Studies . M .: Gardariki , 2005. 317 p.