ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ФОРМИРОВАНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Масленникова Т.А.
Доктор искусствоведения, доцент,
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ФОРМИРОВАНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматривается степень влияния ислама на формирование башкирского народного искусства, в своей основе сложившегося в домусульманский период. Для этого анализируются различные объекты традиционного искусства – жилое пространство, костюм, бытовые предметы. Ислам раскрывается как один из важных факторов, определивший своеобразие башкирского народного искусства. Область применения результатов статьи в сфере искусствоведения и в современной художественной практике.
Ключевые слова: ислам, башкирское народное искусство, жилище, интерьер, костюм, намазлык.
Maslennikova, TA
Ph.D, Associate Professor,
Bashkir State Pedagogical University. M.Akmully
ISLAM'S INFLUENCE ON THE FORMATION OF BASHKIR FOLK ART
Abstract
The article considers the degree of influence of Islam in the formation of the Bashkir folk art, basically emerged in pre-Islamic period. For this analysis of various traditional art objects - the living space, costume, household items. Islam is revealed as one of the important factors that determined the peculiar character of the Bashkir folk art. Scope of Article results in the field of art history and contemporary art practice.
Keywords: Islam, Bashkir folk art, home, interior, costume, namazlyk.
Влияние ислама на традиционное искусство башкир невозможно определить однозначно. Воздействие религии происходило постепенно, поэтому мусульманские представления в духовной сфере, а с ними и элементы исламского искусства органично включались в сложившуюся систему народного искусства башкир. Происходило это по объективным причинам. Местное население не сразу восприняло ислам, и в их культуре ещё долго продолжали сохраняться языческие пережитки. Начало распространения ислама относится к Х в. Однако окончательное его принятие произошло в начале ХIV в. при хане Узбеке. Вместе с тем, как отмечали многие очевидцы еще в ХIХ в., башкиры так и не стали ярыми ревнителями религии и часто отступали от её предписаний. Как в свое время писал Д.П. Никольский, «…будучи народом кочующим, …они не могли усвоить точных понятий о догматах проповедуемой религии и переняли главным образом обрядовую сторону её, да и то до известной степени…».[1, 105] Аналогичные высказывания содержатся в свидетельствах языковеда Н.К.Дмитриева. Он отмечал: «живущие на периферии башкиры… сравнительно поздно и поверхностно усвоившие ислам. В среде турецких племён… ислам и мощное влияние арабского языка у одних рельефно оттеняло кочевой образ жизни, племенную организацию и неглубокое усвоение ислама и арабского языка у других».[2, 120] Тем не менее, влияние религии постепенно сказалось на всех сторонах жизни башкир, в том числе и на народном искусстве.
Жилище и особенно интерьер, с распространением ислама обрели иное качество. В композиции внутреннего пространства прочно закрепилось разделение на мужскую и женскую половины, что отразилось и в характере их оформления. Мужская половина являлась парадной, здесь устраивали гостевое место и размещали наиболее заметные бытовые предметы, а женская – отличалась сдержанным декором.[3, 56] Следует отметить, что это различие не было жёстко регламентировано, [4, 249] но долго сохранялось, вплоть до начала ХХ в., и повлияло на систему структурирования жилых зон. [5, 121-122] Для оберега, а затем и для украшения интерьера, стали использоваться изречения из Корана, которые графикой арабского письма органично вписывались в декор жилища.
Некоторым образом ислам обусловил ориентацию построек. Об этом сохранились лишь единичные упоминания, позволяющие сделать подобное предположение. Так, С.И.Руденко, исследовавший материальную культуру башкир в начале ХХ в., заметил, что на кочевках двери жилища старались ориентировать на восточную сторону и лишь в исключительных случаях на юг. Объяснялось такое явление, по словам самих башкир, религиозными соображениями. Учёный также обратил внимание на следующее обстоятельство: «Намаз /повседневное моление/ религиозные башкиры как мусульмане совершали обратившись лицом в сторону Мекки, в данном случае на юг. Поэтому молиться в жилище, будь то кибитка, шалаш или сруб, дверь которого обращена на юг, представлялось весьма неудобным, почему и избегали ставить временные жилища дверями на южную сторону».[6, 217] Отдельные свидетельства влияния ислама на ориентацию сооружений имеются также в источниках ХIХ в. Л.П.Юдин в 1890 г. писал о постоянных жилищах: «избы у башкир делаются в виде флигелей в 2 или 3 окна. Они ставятся лицом на улицу, не во двор, как того требовали когда-то магометанские обычаи /выделено нами. – Т.М./ отходящие теперь в область преданий».[7, 4] Напротив, некоторые из авторов подчеркивают приверженность исламу и отмечают его воздействие на ориентацию зданий и расположение окон. Так, В.А. Арнольдов пишет, что фасад здания старались ориентировать на юго-восток. А окна у богатых прорубались на высоте роста среднего человека, что являлось обязательным правилом для магометанина. Менее состоятельные и бедные располагали окна по своему усмотрению, не придерживаясь предписаний. [8, 235] Подобное замечание делает и Д.П.Никольский, но уже по отношению к ориентации зданий школ. Он свидетельствует: «Большая часть окон обращена на юг и восток. Западную сторону башкиры вообще избегают, считая её неблагоприятной».[1, 134] Очевидно, здесь также играли роль мусульманские воззрения. Помимо влияния на ориентацию и расположение домов, ислам способствовал появлению новых типов зданий. Так, в каждом селении стали строить мечети, а на кочевках выделяли для этого отдельную юрту. [9, 283]
В обиходе появились молитвенные коврики – намазлыки, а с ними и разнообразные растительные мотивы орнамента. Коврики по своей композиции отличались от всего, что изготавливали башкиры до тех пор. Обязательным являлось изображение как бы декоративной арки, вершину которой обращали в сторону Мекки при молитве. Узор был мелким, тщательно разработанным. Примером могут служить предметы из Музея археологии и этнографии г. Уфы намазлыки (инв. №874-57, инв. №874-59).
Характер оформления, именно, молитвенных ковриков был полностью подчинен традициям ислама. Лишь отдельные детали в орнаменте выявляли национальные особенности. Так, в намазлыке из Музея археологии и этнографии (инв. № Э-24-38), орнамент близок декору башкирских узорных лент, что позволяет определить его как башкирский предмет. В другом молитвенном коврике из того же музея (инв. № 874-59) элементы тамбурной вышивки недостаточно стилизованы и напоминают живые натурные формы, что было свойственно башкирскому тамбуру. В целом, намазлыки в системе интерьера располагались как бы особняком. Они представали сразу в нескольких позициях. Их раскладывали на полу при совершении молитвы, иногда их развешивали на стены [10, 28] или складывали. В разложенном виде они перекликались с лентой для стягивания постели, имевшей аналогичный орнамент и декором узких занавесей–кашага, закрывавших верхнюю часть стен. Молитвенные коврики традиционно использовали в качестве подарка на свадьбе.[6, с.305] И в этом случае они сочетались с другими вышитыми изделиями, также выступавшими в роли подарков.
Таким образом, коврики являлись непременным элементом оформления интерьера дома, внося новые мотивы в организацию жилой среды. Однако в выборе декора у башкир не прижились эстетические принципы исламского искусства, его имперсональность. [11, 30-41] Народные мастера по-прежнему использовали зооморфные и антропоморфные элементы для оформления своих изделий как глубоко укоренившуюся традицию.
В других структурах, формирующих пространство, влияние ислама также выразилось лишь в некоторых дополнениях к уже существующей композиции. Например, определённые изменения претерпевает обрядовая одежда. Религиозную принадлежность носителя начали подчеркивать отдельные её детали. Женщины стали закрывать волосы покрывалом или платком. Тип головных уборов в виде покрывал и платков характеризовался изменчивой формой и разнообразием вариантов. Это покрывала тастар, кушьяулык, шали, платки. Способ ношения и цвет платков определяли возрастные и социальные отличия их владельцев. Как отмечал в ХIХ в. В.А. Арнольдов, « голова повязывается своеобразно …ситцевым платком также в большинстве случаев ярко красного цвета; более зажиточные повязываются сероватого цвета шалями, престарелые покрывают головы платками с крупными розовыми цветами по белому фону».[8, 233] В работах начала ХХ в. замечались особенности повязывания платков, которые носили как бы распущенными, а не треугольником.[12,с.96] Покрывала-платки очень хорошо скрывали лицо, если было нужно. Они также закрывали большую часть спины, опускаясь почти до подола платья. Подобный способ ношения головных уборов отчасти регламентировал Коран, который предписывал женщинам: «Пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно на них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди …».[13, 45] У башкирских женщин обычай закрывать голову и лицо, согласно требованиям ислама, проявлялся своеобразно. Так, ещё в ХIХ в. В.А.Арнольдовым было подмечено, что верхняя женская одежда – халат, помимо своего прямого назначения могла использоваться и в качестве головного убора. Ее накидывали на голову при выходе на улицу или когда посторонние присутствовали в доме.[8, 233]
Благодаря исламу, мужчины стали носить тюбетейки. С этого времени тюбетейка являлась неотъемлемой принадлежностью мужского костюма башкир. Её конструкция представляла собой круглой формы основание и невысокий околыш. Плотно прилегая к голове, тюбетейка в общих чертах повторяла её форму. Ношению головного убора придавалось особое значение. Мальчику дозволялось носить её с того момента, как он начинал ходить. Он не расставался с ней с раннего детства до самой смерти.[1, 55] Тюбетейки шились из плотной цветной ткани и украшались вышитым орнаментом. Тюбетейки различались по своему оформлению. Встречались простые цветные без узора и нарядные, украшенные орнаментом, обшитые голубым бисером и жемчугом. Как свидетельствуют источники, тюбетейки вышивались шёлком, серебром и даже золотом у зажиточных башкир.[14, 13] Определённая орнаментация тюбетейки, помимо принадлежности к исламу, одновременно служила и указателем положения в обществе её владельца.
Кроме того, имелись особые опознавательные головные уборы и их элементы, выделяющие верующих. Так, поверх тюбетейки башкиры надевали войлочные шляпы кииз-калпак, с разрезанными и загнутыми кверху краями, отороченными мехом.[14, 9] Среди головных уборов, которые постоянно носили муллы и надевали простые башкиры, идущие молиться, можно назвать чалму или тюрбан. Длинную полосу тонкой ткани определённым образом наматывали на голову, выпуская один конец на спину. С.Соммье пишет: «Тюрбан, как и у татар, употребляется только в торжественных случаях, когда, например, идут молиться в мечеть».[15, 28] Есть другие свидетельства. Чалма из холста или коленкора носилась некоторыми зажиточными и пожилыми башкирами повседневно.[16, с.253] Чалма – атрибут служителей ислама – была непременной частью одежды мулл Средней Азии и Востока. В отличие от них, у башкир, если чалма была изготовлена из простых тканей, то она не являлась только обрядовым головным убором. Она служила показателем набожности и благочестия и как все остальные головные уборы надевалась на тюбетейку. В ней хоронили умерших правоверных. Чалма у башкир стала употребляться только с приходом мусульманства. Сочетаясь с традиционными видами одежды, этот головной убор наделял мужской костюмный комплекс значениями, связанными с установками ислама.
Таким образом принятие башкирами в ХIV в. ислама стало значительным событием, повлиявшим на формирование башкирского народного искусства. В связи с этим начали использоваться новые типы сооружений, такие как мечети, ставшие композиционным центром поселений. Согласно мусульманской религии ориентировали жилые постройки. В обиход входили предметы культа: молитвенные коврики, в качестве декора использовались изречения из Корана. В костюме устойчиво закрепились религиозные головные уборы: тюбетейки, чалмы. Однако, вкрапление элементов связанных с исламом в систему традиционной предметно-пространственной среды, в целом, не коснулось основ башкирского народного искусства.
Литература
- Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб, 1899.– 377с.
- Дмитриев Н.К. Арабские элементы в башкирском языке // Записки коллегии востоковедов.– Л., 1929.– С.119-135.
- Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа: Башк. кн. изд., 1978.– 131с.
- Небольсин П. Рассказы проезжего.– СПб, 1854. –343с.
- Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура.– Уфа: Научн. изд. «Башкирская энциклопедия», 2002. –248 с.
- Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки.– Л.-М.: Наука, 1955.– 392с.
- Юдин Л.П. Башкиры (бытовой очерк) //Оренбургские губернские ведомости. – Оренбург – 1890.– №35. – С.4-5.
- Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда Уфимской губернии //Общество врачей. Казанский университет. Дневник. – Казань, 1894. – Вып. 4 – С.227-294.
- Рыбаков С.Г. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. – СПб, 1985. –№7.– С.271-291.
- Научный отчет по разделу «Башкирское народное изобразительное искусство» за 1959 г., 1960 г. Научный архив УНЦ РАН, ф.3,оп.29, ед.хр. 25.
- Ассифа аль-Халлаб. Эстетические основы исламского орнамента.– М.:НИИ Российской академии художеств, 1999.– 114с.
- Петри. Башкиры // Бояршинов Н. Пермская губерния.– Пермь, 1913.– С.94-98.
- Резван Е.А. Этические представления и этикет в Коране //Этикет у народов Передней Азии.– М., 1966. –С.38-59.
- Общество по изучению быта, истории и культуры Башкирии.– Уфа-Стерлитамак, 1922. –Вып.1-2.– 96с.
- Соммье С. О башкирах //Заметки Уральского общества любителей естествознания. – 1891-1892.– Т.ХIII – Вып.1.– С.22-34.
- Железнов И.И. Башкирцы //Железнов И.И. Полн. собр. соч. Т.1.– СПб, 1910.– С.213-258.
References
- Nicholas DP Bashkirs. Ethnographic and sanitary anthropological study.– St. Petersburg, 1899. –377s.
- Dmitriev NK Arab elements in the Bashkir language // Notes college vostokovedov.- L., 1929.- S.119-135.
- Kalimullin BG Bashkir folk architecture.– Ufa: Bashk.kn.izd., 1978.– 131s.
- Nebol'sin P. Stories traveler. –St. Petersburg, 1854. –343s.
- Bikbulatov NV, Yusupov RM, Shitova SN, Fatihova FF Bashkirs: Ethnic history and traditional culture. –Ufa: Scientific. ed. "Bashkir Encyclopedia", 2002.– 248 s.
- Rudenko SI Bashkirs. Historical and ethnographic essays.– L. M .: Nauka, 1955.– 392s.
- Yudin LP Bashkirs (household survey) // Orenburg Provincial Gazette. - Orenburg - 1890.- №35. - S.4-5.
- Arnoldov VA Sanitary sketch of the life of the Bashkirs southeastern part of the county Sterlitamaksky Ufa province // Society doctors. Kazan University. Diary. - Kazan, 1894. - Vol. 4 - S.227-294.
- Rybakov SG Essay on the life and the current state of aliens Urals // observer. - St. Petersburg, 1985. -№7.- S.271-291.
- Scientific report under the heading "Bashkir folk art" for 1959, 1960 Scientific archive USC RAS, Feeder 3, op.29, ed.hr. 25.
- Assifa al-Hallab. Aesthetic foundations of Islamic ornament. –M: Research Institute of the Russian Academy of Arts, 1999. –114s.
- Bashkirs // Boyarshinov N. Perm Province.– Perm, 1913.– S.94-98.
- Rezvan EA Ethical concepts and etiquette in the Qur'an // Etiquette among the peoples of Asia Minor. –M ., 1966.– S.38-59.
- Society for the Study of life, history and culture of Bashkortostan. – Ufa-Sterlitamak, 1922. Vyp.1-2. –96s.
- Sommier about Bashkirs // Notes Ural Society of Naturalists. - 1891-1892.- TH III - Vyp.1.- S.22-34.
- Zheleznov II Bashkirs // Zheleznov II Full. cit. Op. V.1. –St. Petersburg, 1910.– S.213-258.