К ВОПРОСУ О ДЕКОРАТИВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ерошкин В. Ф.
Профессор,
Омский государственный институт сервиса
К ВОПРОСУ О ДЕКОРАТИВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматривается проблема декоративности как одного из художественных средств, структурно связанных с различными видами искусств и приобретающая в связи с этим различные формы и средства выражения. Чёткое понимание генетического значения и характерных особенностей декоративности позволит наиболее полно и целенаправленно выявить её в том или ином виде изобразительного искусства.
Ключевые слова: декоративность, выразительность, орнаментика, изобразительное искусство.
Eroshkin V. F.
Professor,
Omsk State Institute of service
THE DECORATIVE WORKS OF FINE ART
Abstract
Describes a problem where decorative effect as an artistic means, structurally related to different kinds of art and were therefore different forms and means of expression. A clear understanding of the genetic values and the specific characteristics of decoration will most fully and consistently identify it in one form or another of the fine arts.
Keywords: decorative, expressiveness, ornament, art.
Декоративность в изобразительном искусстве как объект исследования вызывает определённый интерес, поскольку сам термин «декоративность» в теории искусств недостаточно разработан и понимается скорее всего интуитивно, чем научно аргументировано. В связи с этим возникает необходимость определить и выделить главное, что характеризует декоративность того или иного изобразительного произведения.
Термин «декоративность» происходит от латинского «dekor» и переводится как красота, изящество, нарядность, а с французского - как «украшаю».Краткий словарь иностранных слов трактует декоративность как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства, выражающихся в композиционно-пластическом и колористическом строе произведения. Особенно ярко это проявляется в декоративно-прикладном искусстве, где украшение, нарядность служат наиболее важной формой выражения содержания и художественной образности, однако в той или иной мере декоративность присуща и другим видам пространственных и пространственно-временных искусств.
Исходный генетический смысл декоративность приобретает в орнаментике. Именно здесь предметная форма постепенно трансформируется в символ, а он в свою очередь – в декоративный мотив. Второй смысл декоративность получает в результате синтеза искусств, связи с окружающей предметно-пространственной средой через отношение частей и целого. Украшающий узор (или изображение), видоизменяясь по форме, пронизывается идеей украшаемого предмета, что придаёт последнему наибольшую привлекательность, выразительность и цельность. Так, узор или рисунок, украшающие ткань, вазу или ворота мечети, видоизменяются, сочетаясь с целым, укладываются в границы предмета, соответствуют его пропорциям, членениям, ритму и назначению, в результате чего приобретают свою гармонию, особый композиционно-пластический строй, стилизованный характер[1].
Изящно выполненный предмет и сам может выполнять декоративную функцию и, соответственно, строиться как украшение по отношению к другому целому, например, к архитектуре или природному окружению. В этом случае предмет становится декоративным через показ своих внешних связей, которые одновременно касаются его собственных структурных характеристик.
Таким образом, можно утверждать, что в структурном отношении декоративность выступает в двух качествах:
- как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме;
- как внешняя декоративность (декор) – дополнительное украшение, «вторичный свет красоты» (Леон Баттиста Альберти).
Зачастую эти качества совмещаются в одном объекте.
Художественные приёмы и средства, обусловливающие декоративность произведений искусства, довольно разнообразны и специфичны для каждого вида искусств. Немаловажную роль в создании эффекта декоративности произведений играет выразительность природной фактуры материалов, особенности их пластической формы, композиционная организация линейных ритмов, пластических объёмов и тональных пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура мазка и другое (Е. С. Лыкова, К. А. Макаров).
Прежде всего декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладногоискусства. Она присуща ряду отраслей творчества, создающим художественные изделия главным образом для быта, таким как, одежда, ткани, художественное стекло, украшения и др. В единстве художественной и утилитарной функций изделий, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительных и тектонических свойств проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства.
Не маловажную роль играет декоративность в произведениях монументально-декоративного искусства, в частности, таких как скульптура, настенная (монументальная) живопись, мозаика, сграффито и др., вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль. В этом случае декоративность часто играет подчинённую роль и выступает в органичном единстве с идейно-художественным содержанием и образным строем произведения или художественного комплекса [2].
Если говорить о скульптуре, то здесь декоративность необходимо рассматривать как особую форму выражения красоты, прекрасного, приобретённую через отношения части и целого, а проще сказать, через связь с окружающей средой, не натуральную, а условную форму. Так К. А. Макаров, анализируя выразительность условных форм, считает, что декоративно мыслящий художник, идёт не только от «нутра» задуманного произведения, но и от широкого поэтического восприятия окружающей среды, то есть видит в своей скульптуре не только изобразительный образ, но и предмет для среды [4]. В. И. Мухина непосредственного связывала декоративность с понятием условности. В своём докладе «Образ и тема в декоративной скульптуре» она говорила, что эта условность рождается из желания усилить впечатления реальности [4].
Декоративность проявляется и в некоторых произведениях станковой живописи. В этом случае имеется в виду декоративность цвета, которая может иметь очень большой диапазон применения – от незначительного форсирования цвета в станковых по своему характеру решениях, где сохраняется полноценная трактовка пространства, до декоративных решений, где сам декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды. Станковая живопись, как и монументальная, могут иметь общиечерты декоративности, такие как стилизация – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения или деформации рисунка и формы, цвета и объёма[3].
Что касается станковой или печатнойграфики, можно привести мнение Ю. Я. Герчука, который говорит, что для эстампа важнейшим качеством является декоративность, то есть - способность воздействовать на настроение зрителя сразу и непосредственно – цветом, ритмом, линией, минуя повествование и не создавая иллюзорного пространства[5].
Чувство декоративности свойственно многим великим мастерам прошлого. Оно позволяло художнику с особой силой передать народное понимание прекрасного, восхищение человека перед красотой реального мира. Декоративность – это прежде всего образная передача идеи и смысла произведения через обобщение цвета и определённое построение колорита, это сила звучания цвета, его напряжённость и чистота. Это и специфическая способность создавать на полотне «зримую музыку», которая выражала бы всегда определённые эмоции и, восхищая зрителей, вызывала бы у них любовь к жизни, ощущение радости бытия. Именно такого рода высокая форма декоративности присуща произведениям Андрея Рублёва и Дионисия, Тициана, А. А. Иванова и В. И. Сурикова, М. В. Нестерова и К. А. Коровина и других выдающихся живописцев (В. М. Костин).
Сегодня в искусствоведческих кругах различно трактуется понимание декоративности. Некоторые авторы, рассматривая декоративность, связывают это понятие с необходимой стороной реалистического искусства, другие декоративность рассматривают как путь художественного обобщения, который выражается в абстрактных формах. Однако, необходимо отметить наличие и общих точек зрения, которые заключаются в следующем: декоративность синтезирует свойства, усиливающие художественно-выразительные качества и художественно-образное решение работ. Специалистами выделяются следующие средства декоративности: плоскостность изображения, стилизация форм, тяготение к простоте построения основных линий и пятен, яркость, повышенная звучность цвета, утрирование натурального цвета в выразительных целях, использование необычных цветовых сочетаний, ритмическое расположение деталей произведения [1]. Указываются также и качества декоративности, способствующие решениюболее яркого выразительного художественного образа, - поэтичность, метафоричность, монументальность, а так же композиционно-пластический и колористический строй, выступающие как определённые формы выражения красоты.
Литература
- Лыкова Е. С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2010. С. 90-98.
- Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Под рад. В. М. Полевого. – М. : Советская энциклопедия. Книга 1, 1986. – 447 с.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / Под общ. ред. А. М. Кантора. – М. : Пассим, 1994. – 160с.
- Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис….канд. филос. Наук. – М., 1966. – 249 с.
- Герчук Ю. Я. Декоративная графика // Декоративное искусство СССР. – 1962. - №3. – С. 34-37.
References
- LykovaE. S. Problemadekorativnostivizobrazitel'nomiskusstve // Nauchno-metodicheskieosnovyobuchenijaizobrazitel'nomuiskusstvu. Mezhvuzovskijsborniknauchnyhtrudov. Omsk, 2010. S. 90-98.
- Populjarnajahudozhestvennajajenciklopedija: Arhitektura. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika. Dekorativnoe iskusstvo / Pod rad. V. M. Polevogo. – M. : Sovetskaja jenciklopedija. Kniga 1, 1986. – 447 s.
- Plasticheskie iskusstva. Kratkij terminologicheskij slovar' / Pod obshh. red. A. M. Kantora. – M. : Passim, 1994. – 160s.
- Makarov K. A. Dekorativnost' kak forma vyrazhenija krasoty: Dis….kand. filos. Nauk. – M., 1966. – 249 s.
- Gerchuk Ju. Ja. Dekorativnaja grafika // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. – 1962. - №3. – S. 34-37.