ИДЕЯ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН
Тугаров А.Б.1, Шевцова Э.А.2
1Доктор философских наук, профессор,
2Магистрант,
Пензенский государственный университет
ИДЕЯ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация
В статье рассмотрены: основные моменты философского понимания русской провинциальной жизни; методологическое значение философии русской провинции для научного понимания социальных процессов в современном провинциальном сообществе.
Ключевые слова: русская провинция, философия провинциальной жизни, социальное познание.
Tugarov A.B.1, Shevtsova E.A.2
1Doctor of Phylosophical Sciences,
2Master student,
Penza State University
THE RUSSIAN PROVINCE IDEA AS A PHILOSOPHICAL PHENOMENON
Abstract
The article considers: the highlights of a Russian provincial life’s philosophical understanding; a methodological significance of the Russian province philosophy for a scientific understanding of social processes in the modern provincial community.
Keywords: a Russian province, a provincial life philosophy, a social cognition.
Существующая традиция воспринимать социально-философское знание как совокупность конкретных идей, представляющих, за счёт их определённой организации и структурированности, абстрагированный конструкт – философский феномен – позволяет рассматривать идею русской провинции в контексте социокультурных представлений о гармонии провинциальной жизни в её внутреннем и внешнем проявлениях. Понимание философского феномена в его постнеклассическом толковании и применении позволяет превратить в предмет научного рассмотрения как внутренние (психические), так и внешние, «физические» (объективистко-натуралистические) события и процессы.
При таком методологическом подходе идея русской провинции выражает в абстрагировано философской форме исторически определенный способ самоотождествления в условиях российской действительности конкретной личности с конкретным провинциальным сообществом. [1,114]
Идея русской провинции как философский феномен выражает в своём содержании то обстоятельство, что за внешними проявлениями провинциальной жизни, раскрывающими действие исторических и социально-экономических факторов, скрываются глубинные социокультурные и социально-психологические проявления социального бытия. С другой стороны, рассмотрение любого философского феномена как умозрительно оформленной идеи предполагает восприятие такой идеи как метафизической по своей сути, перефразируя К. Поппера, потому, что она не способна к проверке и в силу того обстоятельства, что она нефальсифицируема. [ 2,46-47]
Вместе с тем, метафизичной оказывается не только идея, но и сама действительность русской провинциальной жизни, которая обнаруживает свои составляющие, а также различные феномены их логико-теоретической, т.е. философской, и конкретно-эмпирической, т.е. научной, интерпретации. Первый феномен, выражающий сущность русской провинциальной жизни, в своём философском определении предстаёт как «социокультурная универсальность провинциального пространства».
Сформировавшаяся на уровне обыденного сознания мифологема о традиционном, исторически сложившемся неприятии русским провинциалом ценностей «столичной жизни» как противоречащих его существу, его имманентному «порядку» оказывается по своему характеру явлением экзистенциального порядка. Она основывается на априорном признании постоянной неудовлетворенности жителя провинции социокультурными условиями существования в местном сообществе.
Коллизия заключена в том, что такая неудовлетворённость жителя провинции не ограничивается только условиями местного сообщества и распространяется на «столицу». Даже если бы социокультурная жизнь в «столице» была организована совершенным образом, то у него неизбежно появлялась бы определённая психолого-эмоциональная неудовлетворенность ей как дополнение к восприятию социокультурных универсалий провинциального сообщества.
Причиной данной коллизии оказывается интенциональность как понятийно зафиксированная особенность человеческого сознания, которая состоит в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном “полагании” предмета в мысли, тем самым становящегося “идеальным” предметом (Н. В. Мотрошилова).
Второй философский феномен русской провинциальной жизни обнаруживает себя как «смысложизненность идей, формируемых в русской провинции». П.И. Новгородцев обратил внимание на то, что в явлениях повседневной жизни люди не спрашивают себя о философских основаниях смысла жизни: «в стихийном разгаре сил и страстей, в непосредственном увлечении делом и шумом жизни не чувствуют потребности ставить проблемы о смысле и конце человеческих начинаний». [ 3]
Но эти универсальные проблемы социального бытия должны быть поставлены и то, что в смысле жизни как идеале часто представляется великим, единственным и безупречным, само ещё должно найти философско-методологическое обоснование и быть оправдано перед высшими, нравственными основаниями бытия человека в мире.
Ещё один философский феномен, выражающий содержание общественных идеалов, формируемых в русской провинции, заключён в идее «теоретической конструирования атмосферы социально-политической жизни в провинции». Вариантом такого конструирования предстаёт поиск разрешения проблемной ситуации: «как мыслится провинциальной интеллигенцией самобытность человеческого духа?»
Задача философского осмысления идеи русской провинции сводится к созданию умозрительной конструкции, которая складывалась бы из основных моментов теоретико-методологического изучения проблем смысла социальной жизни в том виде, в котором эти проблемы в своей постановке и решении становились достоянием «умственного движения» русского провинциального сообщества.
Создание такой конструкции предполагает обращение к мысли о том, что процесс философского творчества происходит в определённой социокультурной и социополитической среде. Идея русской провинции как на рубеже XIX и XX веков, так и в настоящее время включает в своё содержание характеристику диаметрально противоположных типов «нестоличных» мыслителей, создателей-«творцов» общественных настроений в русской провинции.
Первый тип русских провинциальных мыслителей, живших в среднерусских губерниях, исследованный историком В.О. Ключевским, характеризуется им как тип «идеалистов», «абстрактных гуманистов» (эти люди были маргиналами, «гуманистами и деспотами одновременно», каждый из них предстаёт у В.О.Ключевского как «получатель доходов и потребитель умственных и эстетических продуктов Западной культуры»). [4]
Второй тип таких провинциальных мыслителей, умозрительно сконструированный публицистом из Пензенской губернии кн. Дм.В.Друцким-Сокольнинским, характеризуется им как тип «прагматиков» (представитель этого типа оказывался европейски сформированным «хозяйственником» в понимании будущности социальной жизни провинциальной России, в восприятии социополитической и экономической несамостоятельности широких слоев сельского населения российской провинции, которая мыслилась им как источник постоянного недовольства и нестабильности в локальном сообществе). [5]
Теоретическое конструирование атмосферы провинциальной жизни позволяет выделить помимо названных контрарных типов местных «мыслителей» другие типические группы представителей провинциального сообщества: те, кто воспринимают действительность, соотнося её с заимствованными абстрактно-умозрительными конструкциями, идеологемами; те, кто воспринимают действительность, соотнося её с собственными узко-корпоративными интересами; те, кто воспринимают действительность, соотнося её с логикой социально-политических процессов, их динамикой и перспективами, при наличии самостоятельно выработанной линии социального и политического поведения.
Таким образом, идея русской провинции раскрывает возможность эволюционирования от типа «идеалистов» к типу «прагматиков» через осознание индивидом социокультурных реалий провинциальной жизни в России как осознание своего собственного внутреннего опыта. [6,81-82] В таком содержании рассматриваемый философский феномен несёт в себе всё знание о предмете – русской провинции и принципах организации её жизни.
Литература
- Шевцова Э.А., Тугаров А.Б. Метафизика провинциального бытия: методология проблемы. // Актуальные вопросы современной науки: Мат-лы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф-ции / под общ. ред. А.И.Вострецова. – Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2015. – С.113-115.
- Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С.42 - 49.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Вопросы философии и психологии. - 1913. - Кн. 119. - С.288.
- Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Русская мысль. - 1887. - Кн.II. - С.291-306.
- Друцкой-Сокольнинский Дм.В. кн. Наше сельское хозяйство и его будущность // Вестник Европы. – 1891. - Кн. 10. - С.698-734.
- Тугаров А.Б. Типизация «русских мыслителей» В.О.Ключевским: «отцы Онегина» как современники М.Ю.Лермонтова // XVI Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: сб. научн.тр. / Отв.ред. А.Б.Тугаров. – Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2014. – С.80-85.
References
- Shevcova Je.A., Tugarov A.B. Metafizika provincial'nogo bytija: metodologija problemy. // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: Mat-ly Mezhdunar. (zaochnoj) nauch.-prakt. konf-cii / pod obshh. red. A.I.Vostrecova. – Neftekamsk: RIO OOO «Nauka i obrazovanie», 2015. – S.113-115.
- Popper K. Darvinizm kak metafizicheskaja issledovatel'skaja programma // Voprosy filosofii.- 1995. - № 12. - S.42 - 49.
- Novgorodcev P.I. Ob obshhestvennom ideale // Voprosy filosofii i psihologii. – 1913. - Kn. 119. - S.288.
- Kljuchevskij V.O. Evgenij Onegin i ego predki // Russkaja mysl'. – 1887. Kn.II. - S.291-306.
- Druckoj-Sokol'ninskij Dm.V. kn. Nashe sel'skoe hozjajstvo i ego budushhnost' // Vestnik Evropy. – 1891. - Kn. 10. - S.698-734.
- Tugarov A.B. Tipizacija «russkih myslitelej» V.O.Kljuchevskim: «otcy Onegina» kak sovremenniki M.Ju.Lermontova // XVI Sociologicheskie chtenija prepodavatelej, aspirantov i studentov: sb. nauchn.tr. / Otv.red. A.B.Tugarov. – Penza: GUMNIC PGU, 2014. – S.80-85.