ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
Исследование посвящено преступности экстремистской и террористической направленности среди молодежи в республиках Северного Кавказа, фактором которой является виртуальное прохождение обучения к осуществлению данной деятельности. В условиях развития цифровых технологий усиливается процесс втягивания молодежи в деструктивные сообщества, созданные за пределами российского государства, целью которых стало уничтожение российской молодежи, расшатывание мощи и целостности российской государственности. Молодые люди, вовлеченные в сети организаций деструктивного уклада, становятся носителями радикальных воззрений и потенциальными активными участниками террористических сообществ. В этой связи радикальные позиции молодежи в рамках цифрового общества становятся первоочередной криминологической проблемой в некоторых регионах российского государства.
Основываясь на объекте исследования, в научном сообщении преступность экстремистской и террористической направленности в условиях цифрового мира показана как актуальная криминологическая проблема, определена криминологическая картина преступности данной категории в некоторых субъектах российского государства, выявлены детерминанты, обусловливающие данное явление в цифровом обществе, указаны основные направления предупреждения. В данном ракурсе рассматривается цель исследования, которая заключается в изучении особенностей прохождения виртуального обучения к осуществлению деструктивной деятельности, определении направлений совершенствования системы ее предупреждения.
1. Введение
Такой криминологической проблеме, как предупреждение преступности экстремистской и террористической направленности, посвящено большое множество исследований. Однако в условиях цифрового мира особенности экстремистских воззрений и поступков в рамках террористических сообществ, совершаемых молодыми людьми, недостаточно исследованы с учетом региональных особенностей, в чем заключается актуальность темы научного сообщения. Как следует из материалов научных статей, диссертаций и научных сообщений, в эпоху цифровых технологий радикальность молодежи более актуальна для некоторых республик российского государства, где вовлечение лиц юного возраста в террористическую деятельность через виртуальный мир остается распространенным явлением. Как отмечают молодые исследователи, «интернет широко используется для привлечения и вербовки террористами новых членов, обучения и связи, планирования и координации террористической деятельности» . Обобщение информации контента интернет-ресурсов по втягиванию молодежи в деструктивные сообщества, показывает, что «идеология терроризма носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов» .
В таком раскладе событий значимую роль в рамках криминологических исследований играет выявление региональных особенностей преступности экстремистской и террористической направленности среди молодежи и определение на основе полученных результатов направлений совершенствования системы предупреждения процесса прохождения обучения к осуществлению деструктивной деятельности с учетом региональной специфики в условиях цифрового мира.
Научные изыскания последних лет подтверждают, что пресечение экстремистских элементов через виртуальный мир, настраивающих молодежь против своей страны в приграничных регионах Российской Федерации, становится актуальной проблемой в современных условиях. В этой связи определение особенностей террористических поступков среди молодежи в составе группировок экстремистской направленности в некоторых субъектах российского государства, их отличие от уровня радикальности лиц данной категории в других регионах Российской Федерации, имеет важное превентивное значение.
2. Обсуждение и результаты исследования
Как свидетельствуют материалы исследований, и в условиях цифрового общества радикальность молодежи проявляется в регионах, расположенных в приграничном пространстве. Геополитическое положение становится основополагающим фактором проникновения экстремистских элементов в данные субъекты российского государства. Такой опасной пограничной территорией стали города и районы Республики Дагестан. «Благодаря своему геополитическому положению она стала очагом межконфессиональных конфликтов, оказалась благоприятным регионом для широкого распространения радикальных идей среди населения. Такое явление показывает, что характер и динамика преступности террористической и экстремистской направленности среди молодежи в приграничном регионе относительно локализованы регионально-территориальными рамками» . Поэтому произошли негативные модификации молодежного сознания с преобладанием экстремистской ориентации. В свою очередь, именно идеологический настрой в молодежной среде определяет будущее государства.
В последние годы приграничные регионы российского государства находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, определяя обстоятельства, благоприятствующие реализации экстремистских идей среди молодежи. Особенно такое явление, как прохождение обучения к осуществлению деструктивной деятельности актуально в цифровом обществе. Новые технологии способствуют беспрепятственному распространению представителями зарубежных террористических организаций деструктивной идеологии с целью создания «спящих ячеек» среди молодых людей, подверженных радикальному влиянию. По утверждению большинства исследователей, продолжаются «попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе путем дистанционной вербовки людей (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет») и их обучения, включая подготовку террористов-одиночек» . По экспертным данным сотни молодых людей проходят обучение к осуществлению деструктивной деятельности, но многие факты остаются латентными. Такая ситуация связана с завуалированностью деятельности террористических организаций в цифровом мире. Латентный характер прохождения обучения к осуществлению деструктивной деятельности показывают и статистические данные, опубликованные Российской криминологической ассоциацией имени А.И. Долговой: 2015 г. – 105, 2016 г. – 153; 2017 г. – 103; 2018 г. – 59; 2020 г. – 102; 2021 г. – 112; 2022 г. – 143; 2023 г. – 143 . В свою очередь, количество лиц, выявленных в прохождении обучения такого рода, еще более убедительно показывает характер латентности данных деяний (2015 г. – 4, 2016 г. – 13; 2017 г. – 9; 2018 г. – 10; 2020 г. – 16; 2021 г. – 18; 2022 г. – 21; 2023 г. – 30).
Несмотря на резкое снижение количества террористических преступлений в последние годы, события в городах Республики Дагестан, связанные с посягательством на жизнь работников правоохранительных органов и религиозные объекты, убийством священнослужителей, свидетельствуют о возможном новом всплеске террористической угрозы в приграничных регионах. Убийства политиков, религиозных лидеров, представителей общественности на территории республик Северного Кавказа не являются исключением. Но террористические атаки, происшедшие в июне 2024 года в городах Махачкала и Дербент имеет совершенно иную криминологическую окраску. Многие террористы молодежного возраста, участвовавшие в данной террористической акции, проходили подготовку в иностранных террористических сообществах, непрерывно продолжая обучение в цифровом мире. Несмотря на снижение внешнего снабжения террористических организаций в субъектах российского государства, финансовая поддержка международной террористической сети остается основным источников вовлечения молодежи в деструктивные сообщества и проведения их обучения в просторах виртуально мира.
Республика Дагестан рассматривается зарубежными государствами, враждебно настроенными в отношении России, как площадка для утверждения своего идеологического влияния на Северном Кавказе, что связано с ее геополитическим положением. «В подрыве мощи и авторитета Российской Федерации заинтересованы, прежде всего, многие страны запада» . Вовлечение в деструктивные сообщества, созданные представителями террористических сообществ из зарубежных стран, способствовало появлению контингента людей молодежного возраста, находящихся на позиции экстремистских постулатов.
В эпоху информационного многообразия усиливается экстремистский настрой среди женщин юного возраста. Основным фактором деструктивности молодых женщин является их вовлечение в экстремистские структуры в цифровом мире. По официальным данным, каждое пятое втягивание женщин молодежного возраста происходит с применением IT-технологий. Для женщин молодежного возраста «интернет превратился в сферу обитания, в которой они проводят значительное количество своего свободного времени» . В свою очередь, «на различных сайтах, особенно в социальных сетях и на страницах тематических форумов, ведется фактическое управление криминальными сообществами экстремистской и террористической направленности» .
Многие молодые женщины хорошо не осмысливают информацию, получаемую из разных сайтов. Порой, сами того не понимая, втягиваются в пучину радикальных социальных сетей. Как точно заметил В.Д. Зорькин, «исчезновение смысла осложняется и развитием новых средств массовой коммуникации, которые сами становятся коммуникацией и приводят нашу культуру к культуре «скроллинга», т.е. к постоянному прокручиванию ленты новостей, без возможности остановиться на чём-то одном и вдуматься в смысл прочитанного или увиденного» .
На основе целевых исследований ученые констатируют, что за «фактами вовлечения женщин в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности стоит отлаженная криминальная система» . В условиях цифрового мира представителями террористических организаций, расположенных в западных государствах, враждебно настроенных в отношении России, совершенствуются методы и средства обучения женщин к осуществлению деструктивной деятельности в приграничных регионах. Как правильно утверждают зарубежные и российские педагоги, «от матери зависит во многом духовность ее детей» . Женщины, которые призваны укреплять семейные устои, вовлекают в экстремистские сообщества своих детей, младших братьев и сестер, проходят вместе с ними обучение к осуществлению деструктивной деятельности в виртуальном мире.
3. Заключение
В эпоху цифровых технологий система предупреждения радикальных идей среди молодежи нуждается в новой концепции государственной политики. В российском государстве главным инструментом противодействия террористической деятельности среди молодежи в приграничных регионах стало силовое подавление, а не информационно-идеологическая сфера. В свою очередь, во многих странах, враждебно настроенных к российскому государству через внутренние террористические организации, построили всемирную террористическую сеть с целью изменить идеологию среди молодежи, настроить ее против органов власти. К сожалению, только силовые структуры занимались в основном предупреждением террористических проявлений, в то время, когда была необходимость создания комплексной системы профилактики деструктивности молодежи. «Противодействие терроризму предусматривает создание единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывается на базе хорошо налаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения» .
В условиях цифрового мира в дальнейшем можно прогнозировать рост количества преступлений, связанных с информационным экстремизмом и терроризмом, направленным на российскую молодежь. Прогноз информационного давления на молодежь в приграничных регионах Российской Федерации способствует проявлению беспокойства за будущее государства. «Неблагополучные тенденции преступности экстремистской и террористической направленности в приграничном регионе Российской Федерации закономерно обусловливают дальнейший рост преступности экстремистской и террористической направленности, что свидетельствует о необходимости совершенствования государственной политики» в области предупреждения информационного влияния на молодежь из-за зарубежных стран, заинтересованных в развале страны. При отсутствии эффективного подхода к снижению информационного давления на становление личности подрастающего поколения можно прогнозировать появление контингента молодых людей, деструктивно настроенных к обществу и государственной власти.
Учитывая негативный сегмент ускоренного развития информационных технологий, основной задачей новой концепции государственной политики становится защита подрастающего поколения от экстремистского воздействия в виртуальном мире. «Большое значение приобретает четкая организация информационной и аналитической работы. Эффективность предупреждения преступной деятельности террористов во многом обусловливается правильной оценкой собранной информации» .
Важно найти способы ликвидации интернет-ресурсов, способствующих распространению сайтов, форумов, чатов и иных каналов радикального воздействия, где осуществляется постулирование экстремистских идей, используя юношеский максимализм молодого поколения. Как известно, многие сайты и социальные страницы насыщены публикациями с антиправительственными призывами, направленными российским школьникам и студентам. В таком раскладе сложной ситуации, связанной с втягиванием молодежи в деструктивные организации в цифровом мире «очевидна необходимость усиления именно государственного контроля за использованием цифровой среды и средств коммуникации, в частности дальнейшая модернизация этого контроля» . Правда, «общий запрет на использование компьютерной техники и (или) сети Интернет в современных условиях является неуместным ввиду значительной зависимости повседневной жизни человека от объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры» . В свою очередь, цифровые технологии являются площадкой создания позитивной альтернативной идеологии с целью вытеснения из молодежной среды деструктивных позиций, активно рекламирующих через иностранные террористические организации.