Проблемы правоприменения положения об электронной путевке при реализации туристского продукта
Проблемы правоприменения положения об электронной путевке при реализации туристского продукта
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, которые связанны с внедрением Государственной информационной системы «Единая информационная система электронных путевок» и вытекающие из этого особенности договорных взаимоотношений между основными участниками туристического рынка – туроператорами, турагентами и заказчиками (туристами). Основной целью настоящей статьи является обращение внимания на отсутствие достаточного регулирования туристского законодательства для корректной работы информационной системы. Для этого представлен и исследован собранный фактический материал. Обосновываются доводы о том, что внедрение информационной системы обусловило проявление проблем в регулировании процессов при реализации туристского продукта. Приводятся рекомендации по исправлению ситуации.
1. Введение
Вопрос о применении «электронной путевки» в правоотношениях субъектов туристской деятельности был поднят несколько лет назад. Идея внедрения цифровых технологий в виде федеральной информационной системы «Электронная путевка» появилась после череды банкротств туроператоров . Прежде всего смыслом этой информационной системы была забота о туристах, так как предусматривалось, что в систему будет передаваться информация о существенных условиях договора, что при негативном развитии ситуации позволит быстро и достоверно уточнить факт реализации туристского продукт и его составляющие.
Эта концепция была законодательно закреплена Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Статья 1 этой законодательной новеллы дополняла действующий Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Туристский закон). Значимым для туристической индустрии, влияющим на процессы реализации туристского продукта, было содержание в указанных дополнениях о закреплении законодателем понятия «электронная путевка». Под этим понятием понимался электронный документ, который формировался туроператором, на основании заключенного Договора «… с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом» .
Практическое же применение информационной системы началось сравнительно недавно и привело к некоторым изменениям в устоявшемся процессе во взаимодействии турагентов и туроператоров при реализации туристского продукта, что вызвало немало дискуссий .
Далее исследуем влияние внедрения ГИС Электронная путевка на процесс взаимодействия турагентов и туроператоров, и как это соотносится с целью информационной системы, которую преследовал законодатель. На основании полученных исследований проанализируем вероятные проблемы и предложим пути их решения.
2. Основные результаты
Запуском работы проекта «электронная путевка» послужило принятие Федерального закона от 28.05.2022 N 148-ФЗ (ред. от 13.06.2023) О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этим нормативным актом вносились изменения и дополнения в статьи Туристского закона, которые затрагивали процесс функционирования «электронной путевки».
Законодательно давалось определение «электронной путевки» и предусматривалось, что данные будут формироваться и содержаться в Единой информационной системе электронных путевок. Эта система является государственной информационной системой (ГИС «Электронная путевка»), функционирование которой основывается на основе программно-технических средств и обеспечивает обработку данных о Договорах, информацию о которых представляет туроператор в порядке, предусмотренном законодательством . Принятием указанной законодательной новеллы, предусматривался полный запрет реализовывать туристский продукт без передачи в ГИС «Электронная путевка» информации о заключенном Договоре. К такой информации относятся: номер и дата договора, сроки путешествия и условия путешествия, персональные данные туристов и заказчика по Договору и др. За реализацию туристского продукта без передачи информации в ГИС «Электронная путевка», предусматривается ответственность.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2023 N 417 (ред. от 28.08.2024) утверждались правила, согласно которым должна функционировать информационная система электронных путевок (Правила). Пунктом 10 Правил устанавливались сроки передачи информации о реализованном туристском продукте. Указанная норма Правил обязывала туроператора обеспечить передачу информационных данных о реализованном туристском продукте до 15-го числа месяца, следующим за месяцем, в котором был реализован туристский продукт. При этом устанавливалось ограничение, которое указывало, что информация должна быть передана не позднее даты начала путешествия . Такое ограничение учитывало ситуации, когда дату путешествия и дату заключения Договора не разделял значительный временной промежуток.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в РФ», реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который должен соответствовать законодательству. Также предусмотрен типовой договор о реализации туристского продукта, форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом законодателем устанавливались перед туроператором обязательства по передачи информации в ГИС Электронная путевка в установленные сроки и основанием для таких действий было возникновение события – заключение Договора. Понятие Договора, его типовая форма и его содержание устанавливаются статьей 10 и статьей 10.1 Туристского закона.
3. Обсуждение
Обратим внимание на некоторые особенности заключения Договора. Туристским законом установлено, что туристский продукт формирует исключительно туроператор. Как правило, туроператор после получения заявки на бронирование, оценивает возможность сформировать продукт в соответствии с конъюнктурой рынка. В случае возможности сформировать туристский продукт, согласно требованию заказчика, туроператор сообщает об этом. Пока такого подтверждения нет, то и обязательств по предоставлению туристских услуг, в соответствии с условиями заключенного Договора, не наступает. В данном случае действует отлагательное условие договора, в соответствии с пунктом 1, статьи 157 ГК РФ.
Обычно отлагательное условие, предусматривающее возникновение обязательств у исполнителя по исполнению Договора при условии подтверждения туроператором о возможности сформировать туристский продукт, содержится в большинстве Договоров, заключаемых с туристами. Однако в нормативных актах, обязывающих туроператоров передавать данные о заключенном договоре в информационную систему, не содержится каких-либо отлагательных условий, и туроператор несет обязанность по передаче информации по каждому договору, без учета возможности о формировании туристского продукта, соответствующего условиям Договора. И если возможности сформировать такой туристский продукт нет, то обязательств по исполнению не возникает, а необходимость по передаче информации в ГИС «Электронная путевка» остается.
Также в процессе формирования продукта, по различным причинам могут происходить изменения условий, определенные Договором, к которым относятся туристские услуги, входящие в туристский продукт. Так, в процессе формирования продукта могут не подтверждаться даты путешествия, средства размещения, условия перевозки, что приводит к процедуре дополнительных согласований с внесением изменений в договор. Такие обстоятельства возлагают на туроператора дополнительные обязательства по обновлению данных в ГИС Электронная путевка, что нежелательно для них. При этом высока зависимость туроператоров от третьих лиц, которые непосредственно оказывают туристские услуги. Дополнительно влияет на ситуацию установка законодателя о том, что туроператор по договорам о реализации туристского продукта несет ответственность за качество оказания услуг третьими лицами .
Учитывая сложившуюся ситуацию, туроператоры, на которых возложены основные обязательства по исполнению норм по электронной путевке, пытаются найти решения, снижающие ответственность перед туристами. Одним из таких решений может быть определение момента, когда турагент имеет право заключить с туристом Договор. Здесь прослеживается определенная выгода для туроператоров – моментом заключения Договора признавать дату, как можно ближе к дате начала путешествия. Это обуславливается нормами законодательства, предусматривающего ответственность туроператоров исключительно по заключенным Договорам.
Такое решение некоторые туроператоры находят в условиях агентского договора с турагентами. Как обращает внимание в своей статье, руководитель туристического агентства на то, что часть туроператоров после введения электронных путевок, заявили о подтверждении туристского продукта только после полной оплаты . Такое изменения условий агентского договора является значимым, поэтому в качестве примера, рассмотрим условия агентских договоров некоторых туроператоров и их представителей.
Представитель туроператоров, работающего под маркой Корал Тревел, устанавливает пунктом 2.5 условие агентского договора, предусматривающее считать Договор заключенным после полной оплаты туристского продукта .
Туроператор Библио Глобус пунктом 3.5 своего агентского договора устанавливает условие, обязывающее турагента заключать Договор не ранее даты формирования туристского продукта, а туристский продукт туроператор начинает формировать после поступления на расчетный счет полной предоплаты .
У туроператора Регион Туризм в агентском договоре также содержится условие, когда турагент получает право на заключение Договора. Пунктом 2.2. агентского договора устанавливает право турагента выполнять поручение туроператора по заключению Договора, после получения подтверждения от туроператора, а такое подтверждение турагент получает, согласно п. 3.10 агентского договора только после полной оплаты забронированных услуг .
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что практика по указанию турагентам, когда у них появляются основания по заключению договора о реализации туристского продукта с туристами, не единична и возможно будет применена и другими туроператорами. Между тем практически все туроператоры предоставляют возможность частичной оплаты туристского продукта, мотивируя турагентов реализовывать продукты «раннего бронирования», т.е. с началом оказания услуг через несколько месяцев, после оформления заявки.
Получается, что при указанных обстоятельствах у турагентов, работающих по агентским договорам с условиями, подобными рассмотренными выше, нет прав на заключение договора о реализации туристского продукта с туристами. А если такой договор будет заключен в нарушение условий, которые установлены туроператорами в агентских договорах, то есть риск в дальнейшем признать такой договор о реализации туристского продукта незаключенным. Такие обстоятельства приводят с значительному ухудшению положения потребителей.
4. Заключение
Можно предположить, что законодатель, принимая решение о разработке и запуске проекта «электронная путевка», преследовал цели обеспечения дополнительных защит потребителей. На основании приведенного фактического материала можно сделать вывод о том, что процессы взаимодействия сторон по обеспечению информативной работы ГИС «Электронная путевка» не проработаны надлежащим образом. Не учтено, что туроператоры могут воспользоваться пробелами в законодательстве, чтобы попытаться снизить свои риски и ответственность при реализации туристского продукта. И такие попытки ведут к значительному нарушению баланса интересов не в пользу потребителей.
Процесс реализации туристского продукта, затрагивает различные гарантии туристов, в том числе, страховое возмещение при невозможности совершить поездку, выплаты в случае банкротства туроператора, предусмотренные государством. Из этого напрашивается вывод, что инициатива законодателя по внедрению «электронной путевки» с целью дополнительных гарантий для потребителей, может быть нивелирована недобросовестными действиями туроператоров.
На основании изложенного можно предложить рекомендации по корректировке положений, обеспечивающих процессы «электронной путевки». Определить, что моментом, возникновения обязанности туроператора по передаче данных о туристском продукте в ГИС «Электронная путевка», является не сам факт заключения Договора с туристом, а совершение туроператором ответных действий при получении заявки на бронирование. Например, такими действиями могут быть выставление счета на оплату или иное поведение туроператора, указывающее на принятие заявки к исполнению.