ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА (ЧАСТЬ 1)
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА (ЧАСТЬ 1)
Аннотация
Анализ профессиональных заболеваний, выяснение причин возникновения и их коррекция является важной частью современной медицины на этапе развития государственной политики в области здравоохранения. Реабилитационные мероприятия восстановительного назначения, физиотерапевтические мероприятия различной специфики, начиная от применения специального оборудования, вплоть до рекомендаций общеукрепляющего характера, образа жизни и питания служат неотъемлемой составляющей полноценного лечебно-профилактического процесса оздоровления работников нефтегазодобычи Западно-Сибирского региона. Региональные климатические особенности, особенности труда отрасли оказывают значительную роль в возникновении профессиональных и сопутствующих заболеваний трудящихся этой сферы. Исследовались показатели здоровья более 100 пациентов с признаками профессиональных заболеваний, находившихся на реабилитации в восстановительных центрах города Тюмени с 2017 по 2022гг. Помимо ведущей патологии, у 66% реабилитируемых была диагностирована железодефицитная анемия (ЖДА) различной степени. Была сформирована экспериментальная группа, получавшая помимо терапии основного заболевания препарат сорбифер дурулес, как дополнительный источник железа.
Цель работы: обоснование необходимости применения элементов лечебно-профилактического питания для улучшения процессов реабилитации производственно обусловленных заболеваний работников нефтегазодобычи Западно-Сибирского региона.
1. Введение
Благосостояние Российской Федерации и ее народа непосредственным образом связаны с созданием, сохранением и дальнейшим формированием профессионального здоровья, трудового потенциала страны. Это достигается разработками различных приемов безопасного осуществления производственных процессов, внедрением различных программ профессиональной подготовки, применением современных методов диагностики, лечения, реабилитации и осуществления комплекса компенсаторных мероприятий снижения уровня профессиональных патологий
, .Актуальность. Современный производственный процесс нефтегазодобычи, несмотря на внедрение передовых технологий, усовершенствованных методик и модернизированных инноваций в этой области, до сих пор сопровождается наличием вредных негативных производственных факторов и условий, влияющими на состояние здоровья работников, влекущими ухудшение их качества жизни и дальнейшего осуществления активной деятельности в актуальнейшей производственной отрасли – добычи углеводородного сырья. По некоторым данным, на рабочих местах трудящихся означенной отрасли обнаружены вредные и опасные производственные факторы в свыше 95% исследованных мест
, .При этом можно констатировать, фактически постоянный ежегодный рост удельного веса работников отрасли по производству и добыче природного газа и нефти, которые заняты во вредных и опасных условиях труда, например с 28,8% в 2009 г., 31,9% в 2011 г., 32,4% в 2013 г. или по показателям удельного веса профзаболеваний по видам экономической деятельности в их общем числе в отрасли добычи полезных ископаемых 45,96 в 2017 г. и 46,93 в 2019 г.
.Отмечается наличие повышенного уровня производственной вибрации, шума, химических веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятного сочетания параметров микроклимата на рабочих местах, избыточного перенапряжения психофизиологического и физического характера, сопровождающегося достаточно высокой долей ручного труда. Наличие данных факторов усугубляется неблагоприятными факторами, связанными со сложностью климатических условий внешней окружающей среды, поскольку основная добыча полезных углеводородных ископаемых проводится в северных регионах, в частности Западной Сибири. При этом необходимо отметить присутствие нарушения принципов динамического стереотипа, суточных физиологических ритмов, в связи с вахтовыми методами работы. Работы по разведке газонефтяных запасов, добыче их на удаленных местах зачастую сопровождаются нарушением режима питания, дисбалансом основных пищевых нутриентов и, иногда, их дефицитом
.В сочетании со сказанным сырая нефть является многокомпонентной смесью органических соединений из углеводородов, ароматических, нафтеновых, сернистых и других примесей. При остром отравлении такими органическими соединениями отмечается в основном нейротропный эффект, т.к. эти вещества обладают хорошей растворимостью в липидах и на первом этапе способны накапливаться в тканях, богатых жирами, а это, в первую очередь, центральная нервная система. При хроническом действии эти вещества перераспределяются в организме и преимущественно накапливаются в липидосдержащих тканях, отвечающих за систему кроветворения, а это, в частности, красный костный мозг. Поэтому логично предположить, что при хроническом отравлении страдает функция гемопоэза и могут наблюдаться признаки анемии
.Работ, посвященных анемиям работников нефтегазодобычи крайне мало. Также отмечается недостаточное освещение возможного улучшения состояния здоровья, снижения рисков анемии и лиц других категорий с помощью элементов лечебно-профилактического питания, в частности, например, при добавлении в рацион биологически активных добавок к пище
.2. Материалы и методы исследования
Изучение железодефицитных состояний совместно с анализом алиментарной коррекции статуса нефтяников проводилось на базах реабилитационных резервов г. Тюмени: Социально-реабилитационный центр «Путь в жизнь», Центр комплексного сопровождения инвалидов «Содействие», Областной центр профилактики и реабилитации ТО, Реабилитационный центр «Вместе» с 2017 по 2022 года.
За этот период изучалось состояние здоровья более 100 пациентов с признаками профессиональной патологии, находившихся на реабилитации. У всех проводился анализ на наличие признаков железодефицитной анемии (ЖДА) субъективного и объективного характера. По результатам исследований из них была сформирована группа обследуемых, имеющих выраженные признаки профессионально обусловленных заболеваний: с заболеваниями костно-мышечной системы (КМС) – 24 человека, системы кровообращения (СК) – 22 человека, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) – 20 человек и признаки ЖДА. Все лица получали терапевтические мероприятия согласно ведущей патологии. К основному лечению проводилась дополнительная коррекция ЖДА препаратом сорбифер дурулес традиционными дозировками. По окончании исследования также проводился анализ на наличие субъективных и объективных признаков железодефицитной анемии (ЖДА).
Алиментарный статус изучался анкетно-опросным методом анализа особенностей питания.
3. Основные результаты и обсуждение
Процент наличия признаков анемии среди обследованных пациентов, находившихся на реабилитации по коррекции признаков отклонения здоровья, обусловленных профессиональными факторами составлял около 66%.
До поступления в лечебно-профилактические организации (ЛПО) все лица питались не соблюдая диету, учитывающую сбалансированное содержание основных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Не соблюдался режим питания, его калораж. Отмечался дефицит белковых компонентов пищи, как основного источника гемового легкоусвояемого железа – мяса, рыбы.
Из полученных данных лабораторных исследований следует, что некоторые показатели крови, характеризующие обмен железа в организме лиц с признаками профессиональной патологии, имели отклонения от нормативных значений, которые можно характеризовать как различные степени анемии
, .Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей крови испытуемой группы до лечения и через 3 недели коррекции ЖДА
| Испытуемая группа с признаками ЖДА | |
До лечения | Через 3 недели лечения | |
Цветной показатель (ед) | 0, 77 ± 0,04 | 0,97 ± 0,04* |
Гемоглобин (г/л) | 115,4 ± 2,1 | 135,1 ± 3,4* |
Количество эритроцитов (*1012) | 3,61 ± 0,05 | 3,91 ± 0,04* |
Гематокрит ( %) | 30,9 ± 0,7 | 34,2 ± 0,7* |
Cывороточное железо (мкмоль/л) | 6,1 ± 0,5 | 7,8 ± 0,4* |
Примечание: различие достоверно (р < 0,05) между показателями крови до коррекции сорбифером дурулес и после лечения
После коррекции железосодержащими препаратами показатели обмена железа приближались к нормативным значениям (табл. 1). Субъективные критерии ЖДА (вялость, снижение работоспособности, повышенная утомляемость), внешние признаки (бледность кожных покровов, ухудшение прочности ногтевых фаланг, заеды в уголках рта, расстройство стула) либо исчезли, либо их манифестация значительно снизилась.
Однако монокоррекция только препаратами железа не всегда является эффективной, поэтому необходим ряд дополнительных исследований на предмет комплексной коррекции ЖДА, в частности с коррекцией поступления пищевых веществ
.4. Заключение
Таким образом, профессиональная патология помимо признаков ведущего заболевания может характеризоваться изменениями биохимии крови и наличием дефицита микроэлементов, в частности железодефицита, изменениями субъективного характера, что требует более тщательного исследования этих форм заболеваний, возможно также с целью скрининга. Необходимы дополнительные исследования оптимальной коррекции ЖДА с применением, например, элементов лечебно-профилактического питания.