МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.105.3.056
Выпуск: № 3 (105), 2021
Опубликована:
2021/03/17
PDF

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

Научная статья

Изварина Ю.Ю.*

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия

* Корреспондирующий автор (caramelk[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о необходимости обеспечения социально справедливого перехода к более инклюзивному, справедливому, стабильному и устойчивому развитию и представляет аналитические выкладки относительно стратегий и мер, которые необходимо принять в этой связи. В статье указывается на необходимость дальнейшего анализа влияния процессов цифровизации на устойчивость общества в целом, а также угрозы негативного воздействия пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на мировые системы социального обеспечения в целом. Автором подчеркивается важность взаимодействия государств на международно-правовом уровне, включающем механизмы сотрудничества в рамках ООН, Международной Организации Труда, Международной Ассоциации Социального обеспечения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, пандемия, цифровая трасформация, сокращение неравенства, системы социального обеспечения.

INTERNATIONAL LEGAL UNDERSTANDING OF A SOCIALLY JUST TRANSITION TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND SOCIAL INCLUSION

Research article

Izvarina Yu.Yu.*

Saratov State Academy of Law, Saratov, Russia

* Корреспондирующий автор (caramelk[at]yandex.ru)

Abstract

The article examines the need to ensure a socially just transition to a more inclusive, equitable, stable, and sustainable development and provides analytical data on the strategies and measures that need to be applied. The article points out the need to further analyze the impact of digitalization on the sustainability of society as a whole as well as the threat of the negative impact of the COVID-19 pandemic on the world's social security systems. The author of the article emphasizes the importance of interaction between states at the international legal level, including the cooperation mechanisms within the UN, the International Labor Organization, and the International Social Security Association.

Keywords: sustainable development, pandemic, digital transformation, reducing inequality, social security systems.

Введение

В 2020 году исполняется семьдесят пять лет со дня создания Организации Объединенных Наций и принятия государствами-членами закрепленного в преамбуле ее Устава обязательства «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» [1, С.34-37]. В этом году также отмечается двадцать пятая годовщина проведения Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития. В 1995 году участники Встречи высказались за изменение парадигмы в направлении ориентированного на интересы человека, более инклюзивного и более справедливого социального и экономического развития. В принятой по ее итогам программе действий упор был сделан на ликвидации нищеты, обеспечении полной и производительной занятости, содействии социальной интеграции и инклюзии, предоставлении всеобщего и справедливого доступа к образованию и первичной медико-санитарной помощи, сокращении неравенства и укреплении сотрудничества в области социального развития через систему Организации Объединенных Наций [2, С.50].

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей в 2015 году в ее резолюции 70/1, содержится всеобъемлющий и универсальный комплекс целей в области устойчивого развития, в основе которых лежит ликвидация нищеты [3, С.59-65]. Приняв Повестку, государства-члены взяли на себя обязательство не оставить никого без внимания и стремиться в первую очередь оказывать помощь самым обездоленным. Выполнение этого обязательства требует обеспечения социально справедливого перехода, ориентированного на интересы человека, опирающегося на принцип социальной справедливости и призванного обеспечить учет взаимосвязи между социальными, экономическими и экологическими целями на сбалансированной и комплексной основе [4, С.23-24]. До завершения периода реализации целей Повестки дня на период до 2030 года остается девять лет, а перед миром стоят беспрецедентные и многогранные проблемы, включая пандемию коронавирусного заболевания (COVID-19). Экономические и социальные последствия пандемии оказывают колоссальное воздействие на социальное развитие и благополучие людей во всем мире. Этот кризис не только обнажил уже существующее неравенство и неэффективность действующих систем, но и усугубил их [5, С.134]. Он может обратить вспять прогресс в борьбе с нищетой и неравенством, на достижение которого ушло не одно десятилетие, в результате чего без внимания останется еще больше людей. Наряду с этим кризис, вызванный пандемией COVID-19, привел к ускорению темпов цифровой трансформации. Цифровая революция уже в значительной мере способствовала социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни множества людей. Вместе с тем она может привести и к увеличению цифрового разрыва, усугублению уже существующего неравенства и поляризации рынка труда. Чтобы максимизировать выгоды и минимизировать риски, связанные с цифровыми технологиями, необходимо в срочном порядке начать применять подход, ориентированный на интересы человека. Восстановление после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, обеспечивает возможность модифицировать социально-экономические стратегии таким образом, чтобы возобновить экономический рост [6, С.89-95]. Это предусматривает обязательное устойчивое повышение уровня жизни и благополучия всех людей в рамках усилий по содействию социально справедливому переходу к устойчивому развитию, предусмотренному в Повестке дня на период до 2030 года. Цифровые технологии могут способствовать этому переходу и созданию более инклюзивного, справедливого, жизнеспособного и устойчивого общества для всех. Социально справедливый переход, ориентированный прежде всего на интересы человека, предусматривает, чтобы стратегии, экономическое стимулирование и экономическая деятельность были направлены на создание более инклюзивной, справедливой, стабильной и устойчивой системы, обеспечивая при этом защиту тех, на ком переходный процесс сказывается негативно. Для этого потребуется следующее:

1) обеспечить инклюзивный рост на справедливой основе, поскольку он имеет центральное значение для ликвидации нищеты, уменьшения неравенства, содействия обеспечению достойной работы и социальной инклюзии и повышения уровня благосостояния;

2) обеспечить учет вопроса об устойчивости при разработке социально-экономической политики путем одобрения более широкого понимания парадигм, связанных с изменением климата и окружающей средой, которые включают людей и их связь с возможностями планеты и которые способствуют более целостному пониманию развития, ориентированного на интересы человека [7, С. 123-126].

Для обеспечения социально справедливого перехода необходимо укреплять потенциал противодействия, под которым понимается способность всего общества, его отдельных групп и представителей справляться с такими потрясениями, как экономический кризис, стихийные бедствия, общественные беспорядки и глобальные пандемии, и восстанавливаться после них. Поэтому инвестирование в человеческий потенциал имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы каждый человек и каждое сообщество имели возможности, знания, потенциал и ресурсы, необходимые для того, чтобы переносить потрясения, извлекать уроки и демонстрировать выносливость. Системы социальной защиты, и, в частности, наличие минимальных уровней социальной защиты, с годами это первоначальное определение было расширено, с тем чтобы охватить более широкий призыв к обеспечению более справедливого и равноправного перехода, обеспечивающего не только экологическую устойчивость, но и достойную работу, социальную инклюзию и ликвидацию нищеты.

Наличие эффективной системы социальной защиты, призванной защищать людей от экономических, социальных и экологических рисков и потрясений путем обеспечения гарантированной занятости и гарантированного дохода на протяжении всего жизненного цикла, имеет решающее значение для обеспечения социально справедливого перехода. Социальная защита оказалась одним из наиболее эффективных стратегических инструментов, позволяющих сокращать масштабы неравенства и нищеты и одновременно с этим содействовать инклюзивному росту. Многие страны, постепенно создавая комплексные системы социальной защиты, намереваются установить общенациональные минимальные уровни социальной защиты для обеспечения доступа к базовому медицинско-санитарному обслуживанию и детских пособий для обеспечения питания и образования, а также гарантированного получения базового дохода на протяжении всего жизненного цикла. Благодаря пандемии COVID-19 стала очевидна важность систем социальной защиты и были выявлены серьезные пробелы в охвате. Многие страны приняли меры по расширению охвата и льгот (1518 мер в 208 странах), однако большинство из этих мер являются краткосрочными и временными [8, С.13]. В дальнейшем необходимо укреплять стратегии социальной защиты, с тем чтобы распространить их на трудящихся во всех категориях занятости, включая тех, кто работает в неформальном секторе экономики, и тех, на ком негативно сказываются цифровые преобразования или переход к «зеленому» росту, с помощью надлежащей нормативно-правовой базы, надежных административных систем и устойчивых и справедливых механизмов финансирования. Это включает поощрение ориентированного на интересы человека подхода к будущему сферы труда в соответствии с Декларацией столетия Международной организации труда (МОТ) о будущем сферы труда [9, C. 12-16].

Заключение

До завершения периода реализации Повестки дня на период до 2030 года остается девять лет, а ввиду пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19) для социального развития и обеспечения благополучия людей в мире возникли беспрецедентные и многогранные препятствия, которые больше всего сказываются на людях, находящихся в уязвимом положении. Эти трудности переплетаются с такими проблемами, как значительное и растущее неравенство, крайняя нищета, безработица, изоляция, чрезмерное потребление, деградация окружающей среды, отсутствие продовольственной безопасности и изменение климата. Они усиливают друг друга, еще больше обнажая хрупкость существующих систем и подчеркивая необходимость социально справедливого перехода к устойчивому развитию. Восстановление после пандемии COVID-19 открывает возможности для содействия социально справедливому переходу к устойчивому развитию, при котором экономический рост используется в качестве средства повышения уровня благополучия и расширения возможностей человека при одновременной защите планеты [10, С.54]. Обеспечение социально справедливого перехода требует сдвига в парадигмах мышления и отказа от подходов, направленных на извлечение краткосрочной экономической и материальной выгоды, в пользу восстановления равновесия между экономическими, социальными и экологическими целями Повестки дня на период до 2030 года в интересах построения общего устойчивого будущего для всех.

Для поддержки социально справедливого перехода к устойчивому развитию государству следует продолжать укреплять соответствующие условия системы социальной защиты, и рассмотреть вопрос о законодательной разработке минимальных социальных стандартов в Российской Федерации не только на федеральном уровне, но и на уровне каждого субъекта РФ, расширения охвата системы социального обеспечения на тех, кто занят в неформальном секторе экономики, а также на тех, кто затронут цифровыми преобразованиями, в соответствии с задачами 1.3 и 3.8 целей в области устойчивого развития и Рекомендацией МОТ о минимальных уровнях социальной защиты 2012 года (№ 202). Инновационные подходы к устойчивому финансированию систем и мер социальной защиты, а также развитие навыков и обучение на протяжении всей жизни для повышения квалификации должны стать неотъемлемой частью этой стратегии, с тем чтобы помочь людям сориентироваться в ходе переходных периодов в личной и профессиональной жизни и обеспечить развитие ориентированного на человека подхода к формированию будущего сферы труда в соответствии с Декларацией столетия МОТ о будущем сферы труда. Расширению охвата российской системы социального обеспечения будет способствовать, прежде всего, ратификация важнейших программныйх конвенций МОт в сфере защиты социальных прав мигрантов и членов их семей, в частности, Конвенции МОТ №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении равенства в области социальных и гражданских прав трудящихся мигрантов», Конвенция МОТ №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения», основная цель данной Конвенции содержится в сохранении прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Wilkinson R. The Inner Level: How More Equal Societies Reduce Stress, Restore Sanity and Improve Everyone’s Well-being / Richard Wilkinson and Kate Pickett. - New York, Penguin Press, 2019. – P. 34-37
  2. Wiedmann T. Scientists’ warning on affluence / T. Wiedmann et al. // Nature Communications. - vol. 11.- June 2020.- P.50
  3. Teixidó-Figueras Jordi J. International inequality of environmental pressures: decomposition and comparative analysis / Jordi J. Teixidó-Figueras et al. // Ecological Indicators. - vol. 62.- March 2016. – P. 59-65
  4. Kearney J. Food consumption trends and drivers / John Kearney // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - vol. 365. - No. 1554 (September 2010). – P.23-24
  5. Stiglitz J.E. Beyond GDP: Measuring What Counts for Economic and Social Performance / Joseph E. Stiglitz, Jean-Paul Fitoussi and Martine Durand. - Paris, OECD Publishing, 2018. – P. 134
  6. Bricker J. Signaling status: the impact of relative income on household consumption and financial decisions / Jesse Bricker, Rodney Ramcharan and Jacob Krimmel // Finance and Economics Discussion Series, working paper No. 2014-76.- Washington, D.C., Board of Governors of the Federal Reserve System, September 2014. – P. 89-95
  7. Kearney J. Food consumption trends and drivers / J. Kearney // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, vol. 365.- No. 1554 September 2010. – P.123-126
  8. Schaefer F. Ecological footprint and biocapacity: the world’s ability to regenerate resources and absorb waste in a limited time period / Florian Schaefer et al. // Working Papers and Studies. - Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2006. – P.13
  9. Panhuys V. Migrant Access to Social Protection under Bilateral Labour Agreements: A Review of 120 Countries and Nine Bilateral Arrangements / Van Panhuys, Clara, Samia Kazi-Aoul et al.- ESS Working Paper No. 57. ILO. – P. 12-16
  10. McAulife M. The coronavirus pandemic could be devastating for the world’s migrants / M. McAulife, C. Bauloz. - Agenda, World Economic Forum, Geneva. – 2020. P.54