ГАРМОНИЯ ЦВЕТООБРАЗА В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ЦВЕТА
ГАРМОНИЯ ЦВЕТООБРАЗА В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ЦВЕТА
Научная статья
Лысова О.В.1, *, Абдуллина А.Ш.2, Сайсанова М.Ю.3
1 ORCID: 0000-0002-8421-9012;
2 ORCID: 0000-0002-2176-1154;
1, 2, 3 Бирский филиал Башкирский государственный университет, Бирск, Россия
* Корреспондирующий автор (lysova_olga[at]inbox.ru)
АннотацияФеномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в том числе и на основе интеграции разных наук. В предлагаемой статье рассматривается вопрос использования колоративной лексики в поэзии С. Есенина с точки зрения теории цвета. В ходе исследования на основе теории цвета нами выделены основные цветовые схемы в стихотворениях С.Есенина, в которых цвета гармонично сочетаются друг с другом: монохромное сочетания, сочетания контрастных цветов; на основе аналоговой цветовой схемы; сочетания на основе классической «Триады», сочетание цветов на основе квадрата.
Ключевые слова: цветолексемы, колоронимы С. Есенина, теория цвета, цветовой круг, аналоговая цветовая схема, классическая «Триада», сочетание цветов на основе квадрата.
HARMONY OF THE COLOR IMAGE IN S. YESENIN'S POETRY AS A VISUALIZATION OF THE COLOR THEORY
Research article
Lysova O.V.1, *, Abdullina A.Sh.2, Saisanova M.Yu.3
1 ORCID: 0000-0002-8421-9012;
2 ORCID: 0000-0002-2176-1154;
1, 2, 3 Birsk branch of the Bashkir State University, Birsk, Russia
* Corresponding author (lysova_olga[at]inbox.ru)
AbstractIn recent years, the phenomenon of color, the functioning of color terms in the linguistic worldview have been subjects of numerous studies. The diversity and multidimensional nature of this phenomenon have led to the emergence of different scientific approaches to its study, including research involving different scientific fields. The article deals with the use of color vocabulary in S. Yesenin's poetry from the point of view of color theory. In the course of the research based on the color theory, the authors of the study identify the main color schemes in S. Yesenin's poems, in which colors are harmoniously combined with each other based on the monochromatic, complementary, analogous, triadic, and square color schemes.
Keywords: color-lexemes, S. Yesenin's color terms, color theory, color circle, complementary color scheme, analogous color scheme, triadic color scheme, square color scheme.
ВведениеЦветообозначения как компонент культуры, часть генетического кода любой нации, в том числе и русской, опираются не только на особенности психофизиологического восприятия, но и на систему смыслов, ценностей и знаний о цветовой среде.
Колоративная лексика, составляющей важную часть социоментальной картины мира русского человека, представляя ее в соответствии с определенными «цветокультурными» установками, принятыми в обществе.
Состояние и уровень цветовой культуры, по мнению исследователей, характеризуются «системой цветовых традиций, их специфическими чертами, взаимосвязью со всей духовной и материальной культурой народа, нации, социальной группы, отдельного человека» [3, C. 90].
Для гармонии восприятия мира важным критерием является и цветовая гармония, которая определяется комбиниованием отдельных цветов, их оттенков, вызывающих определенные эстетические переживания и ассоциации, которые сложились в данном социуме.
Начало разработки теории цвета связано с именем Иоганна Вольфганга фон Гете, который в XVIII веке систематизировал и упорядочил теорию цвета, предложенную Исааком Ньютоном в работе «Новая теория света и цветов» (1672 год). Впервые теория цветового круга была предложена Ньютоном, в которой ученый соединил цвета видимого спектра, включив пурпурный цвет, состоящий из красного и фиолетового.
В 1961 году Иоханнес Иттен в работе «Искусство цвета» представил цветовой круг, состоящий из 12 спектров. В основу цветового круга Иттена входят основные цвета (красный, желтый и синий), остальные получаются в результате соединения соседних компонентов. В работе швейцарского исследователя описаны «цветовые созвучия», которые в современном искусстве и дизайне называют цветовыми схемами или схемами цветовой гармонии.
Колористика поэзии С. Есенина блистательна и разнообразна, семантика цветообраза в его творчестве обусловлена, с одной стороны, желанием выразить определенные переживания и чувства и, с другой – русской природой с многоликими по своей вариации красками. Символика цвета и зрительная яркость – значимые особенности поэтического мышления и мировосприятия поэта.
В поэзии С. Есенина эмоциональное влияние цвета имеет двоякую природу. Во-первых, колоративный образ несет явную эмоциональную и общекультурную нагрузку благодаря ассоциациям с явлениями окружающей природы. Во-вторых, эмоциональное воздействие цвета предопределено его реальным, соматическим воздействием на человека.
Основные результаты
Рассмотрим колоративную лексику С. Есенина, опираясь на цветовую теорию, и попытаемся рассмотреть цветовые схемы, которые представлены в стихотворениях поэта, а также их сочетаемость друг с другом с учетом создания цветовой гармонии.
В ходе исследования нами были проанализировано свыше 900 словоформ колоративов, извлеченных нами методом сплошной выборки из известных стихотворений 1910-1924 гг. из поэтических текстов Сергея Есенина, которые были классифицированы на ряд группы на основе теории цвета. Нами выделены следующие цветовые схемы, в которых гармонично сочетаются цвета: монохромные (одноцветные) сочетания; сочетания на основе контрастных цветов; сочетания на основе аналоговой цветовой схемы; сочетания на основе классической «Триады»; сочетание на основе квадрата.
В рамках данной статьи мы рассмотрим гармоничные сочетания на основе соседних цветов на цветовом круге, классической «Триады» и квадрата.
В теории цвета часто используется гармоничное сочетание соседних цветов на цветовом круге, которые называют аналоговыми или родственными, а цветовую схему называют аналоговой или гармоничной. При таком сочетании соседних цветов получаются цвета, которые воспринимаются приятно визуально и успокаивающе. Рассматриваемая схема состоит обычно из 2 – 5 цветов, которые расположены на цветовом круге рядом друг с другом. В аналоговой схеме один из цветов является доминирующим, второй используется создания оттенка, а третий –в качестве акцента.
Аналоговые тона сочетаются, придавая цветовой гамме спокойствие, плавность и ясность. Это сочетание цветов наиболее часто встречаются в природе, поэтому воспринимается легким, приятным и гармоничным для глаз.
Рис. 1 – Цветовой круг
В стихотворениях Сергея Есенина, посвященных описанию природы, часто встречается аналоговое сочетание цветов.
Так, аналоговую схему, состоящую из 2 компонентов: синего (голубого) и зеленого мы видим в стихотворениях «По селу тропинкой кривенькой…» (вечер голубой и зеленые пригорки), «Гой ты, Русь моя родная…» (синь и зеленый лех), «На плетнях висят баранки…» (загораживает синь, зеленеет по ветру), колоронимы обозначают два гармонирующих цвета: голубой и зеленый, которые в круге цветов расположены рядом.
В стихотворениях встречается аналоговая 2-компонентная цветовая схема, состоящая из оттенков зеленого и желтого цветов: «Душа грустит о небесах…» (огонь зеленый, золотых стволов); «Черемуха» (ветки золотистые, зелень пряная, зелень золотистая), «Устал я жить в родном краю…» (желтая дога, зеленый вечер),
В ряде стихотворений нами выделена аналоговая схема, включающая 2 цветовых компонента на основе красного и синего цветов: «Девичник» (красное монисто, синяя рюшка); «Запели тесаные доги» (малиновое поле, синь); «Улеглась моя былая рана…» (синими цветами, красным чаем), «Я иду долиной…» (розовые степи, синеет), «Я красивых таких не видел…» (васильковое слово, багряная метель).
При описании природы используется аналоговая цветовая схема из гармоничного сочетания оттенков трех цветов: красного, золотого (оранжевого) и желтого в стихотворениях «Разбуди меня завтра рано…» (золотая дуга – рыжих коров (желто-оранжевый) – красным хвостом) или 2 компонентов (красного и желтого (золотого): стихотворение «О, верю, верю, счастье есть…» (молитвенником красным, златая Русь); «Кантата» (красных зарниц, златою печатью); «Не жалею, не зову, не плачу…» (золотом охваченный, розовом коне); «Мне осталась одна забава…» (золотые дали, розовых дней) придают цветовой гамме спокойствие, задействуют все оттенки близкие по тону, делая их более выразительными.
В цветоведческой литературе «Триада» рассматривается как одно из основных гармоничных сочетаний, в основе которой находится три цвета, образующие равносторонний треугольник и находящиеся на равном удалении друг от друга в цветовом круге.
Три цвета, которые сочетаются в триаде и располагаются на равном удалении друг от друга, создают высокую контрастность, сохраняя гармонию.
Цветовые сочетания «Триады», являясь самыми сложными по организации и строению, демонстрируют наиболее яркие и сильные цветовые композиции. Для создания гармоничности в триаде выделяется основной, или первичный, цвет (синий, красный и желтый), а два других компонента используют для акцентов.
Психологически триада воспринимается как динамичная, но устойчивая схема, так как в ее основе оттенки, располагающиеся на равном удалении друг от друга расстоянии. Мозг воспринимает подобную схему как сбалансированную.
Цветовая схема «Триады» часто используется художниками, так как она помогает создать сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Подобная композиция представляется яркой, даже если используются приглушенные тона.
Рис. 2 – Гармонические сочетания «Триада»
Анализируя сочетания цветов в стихотворениях С. Есенина, мы выделили группы цветообозначений, которые включают основные цвета или их оттенки из «Триады», и разделили их на подгруппы на основе первичного цвета:
– красный;
– синий;
– желтый.
При определении основного цвета в триаде мы опирались, во-первых, на количество цветообозначений оттенков рассматриваемого цвета в стихотворении; во-вторых, если количество цветообозначений одного цвета было одинаковым, то обращали внимание на позицию цвета. Так, например, постпозиция эпитета является более сильной позицией (роща золотая), также употребление колоронима в начале или в конце стихотворения является более выразительным, чем в середине.
На основе перечисленных условий приведем примеры выделенных нами трех подгрупп.
Наиболее многочисленной оказалась подгруппа, в которой первичный цвет в триаде – синий: «За темной прядью перелесец…» (непоколебимая синева, голубая трава, полог зеленый, розовое небо, голубиных облаков, синяя ширь); «Голубень» (голубень, заголубели, синих ног, голубое поле, синь; буланая губа (красно-желтый цвет), краснеют, рдяной лик, ржавчина (красно-оранжевый цвет); златая, желтый крутосклон) и др.
Второй подгруппой по количеству примеров стала триада, в которой первичный цвет – красный: Вечер» (лазоревые ткани, полил багрянец, розовая рубаха, позолоченные бляхи); «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (багряные кусты, волос овсяных (кремово-желтоватый оттенок), алый сок, розовый закат, синий вечер, багряные кусты, волос овсяных) и др.
Подгруппа, где основным цветом является желтый, составляет самую малочисленную из рассмотренных: «Осень» (рыжая (желто-оранжевая) кобыла, синий лязг, рябиновый куст (оранжево-красный), язвы красные); «Закружилась листва золотая…» (листва золотая, розоватая вода, желтеющий дол, синий сумрак, розовость вод); «Отговорила роща золотая…» (роща золотая, голубым прудом, сиреневая цветь, рябины красной, от желтизны, роща золотая).
В теории гармонии цвета считается, что красный, синий и желтый цвета чаще всего встречаются в одной триаде, поскольку они наиболее яркие, и все остальные оттенки получаются путем их сочетания. Колоронизм в стихотворениях С. Есенина, гармонично соединяясь в триаде и дополняя друг друга, вызывают у человека прилив сил и эмоциональную бодрость.
В теории цвета одним из гармоничных сочетаний цветов является квадрат, который включает четыре цвета, находящихся на равном удалении друг от друга на цветовом круге. Цвета в этих четырехкомпонентных сочетаниях отличаются друг от друга по тону, дополняя друг друга.
Рис. 3 – Гармоничное сочетание цветов – квадрат
Наиболее часто используется комбинация из четырех цветов, состоящая из синего, красного, желтого и зеленого цветов или их оттенков. Рассматривая цветовые комбинации в стихотворениях С. Есенина, мы обнаружили сочетание цветов типа квадрат в следующих стихотворениях: «В том краю, где желтая крапива…» (желтая крапива, песчаная (желтая) дорога, синей гущей, голубые рты, зелень озер, почернелые лица (загорелые, темно-красный цвет); «О красном вечере задумалась дорога…» (красный вечер, розовой печи, овсяный двор (кремово-желтоватый оттенок), золото травы, синь стекла, зола зеленая).
Таким образом, функционирование цветообозначений и их сочетаний в поэзии Сергея Есенина обусловлено тем, что колоронимы вызывают определенные чувства, создают красоту и гармонию, которые достигаются использованием определенной сочетаемости цветов, подчиняясь законам теории цвета.
ЗаключениеФеномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований и в зарубежной, и в отечественной науке. Многоплановость данного явления, его многоаспектность обусловило появление разных научных подходов его изучения, в том числе и на основе интеграции разных наук.
Цветовая гамма, выступая одним из элементов национальной культуры, создает своеобразное поле эстетических координат, которые ярко высвечивают художественные образы, отражая каноны определенной национальной цветовой культуры.
Анализ колоративной лексики С. Есенина позволил определить, что употребление цветолексем в текстах подчиняется основным законам теории цвета, создавая гармоничные визуальные образы. Анализ цветовых сочетаний в стихотворениях Сергее Есенина позволил выделить схемы, в которых цвета гармонично сочетаются друг с другом, и выделить среди них аналоговые цветовые композиции, а также сочетания цветов на основе классической «Триады» и квадрата.
Цвет – один из значительных составляющих поэтики С. Есенина. Поэт использовал его для создания многоцветных пейзажей России, атмосферы светлой радости бытия. Используя соответствующие краски, ему удается передать самые тонкие эмоции, сокровенные движения души.
Таким образом, в ходе исследования мы смогли подтвердить выдвинутую нами гипотезу: колоронимы в поэзии С. Есенина отвечают закономерностям гармонии цвета, выражают особенности цветового восприятия, реализующиеся на основе цветовых схем по законам гармонии.
Работа, проделанная в рамках исследования данной проблемы, наши интерпретации и нуждаются в дальнейшем изучении. Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, может стать сопоставление цветовой картины поэзии С. Есенина с социоментальными особенностями цветовосприятия картины мира русского народа.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Абкадирова Э. А. Цвета желтый/золотой в поэзии С. Есенина как отражение русской национально-культурной специфики / Э.А. Абкадирова, О.В. Лысова // Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (31 мая 2018г.): в 3-х ч. Ч 1. – Ростов-на-Дону: изд-во Южного университета ИУБиП, 2018. – С. 186 –190.
- Волков И.Н. Цвет в живописи / И.Н. Волков. – М.: Искусство, 1984. – 136 с.
- Лысова О.В. Гармония цвета в поэзии С. Есенина как репрезентация цветовой ментальной культуры / О.В. Лысова, А.Ш. Абдуллина, М.Ю. Сайсанова //Язык и литература в поликультурном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции «Язык и литература в поликультурном пространстве». Выпуск 14. – Бирск: Бирский филиал БашГУ. – С.89-95.
- Панов Е.Н. Знаки, символы, языки / Е.Н. Панов. – М.: Знание, 1983. – 191 с.
- Степанов Ю.С. Константы мировой культуры / Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин. – М.: Наука, 1993. – 156 с.
- Упорова С.О. О методологии анализа цвета в художественном тексте / С.О. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 4. – С. 50 – 52.
- Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство / P.M. Фрумкина. – М.: Наука, 1984. – 175 с.
- Черданцева Т.З. Идиоматика и культура / Т.З. Черданцева // Вопросы языкознания. – 1996. – № 1. – С. 58-69.
- Шаронов В.В. Свет и цвет / В.В. Шаронов. – М.: Физматгиз, 1961. – 311 с.
- Шемякин Ф.Н. К вопросу об историческом развитии цвета / Ф.Н. Шемякин // Вопросы языкознания. – 1959. – № 4. – С. 16–29.
Список литературы на английском языке / References in English
- Abkadirova E. A. Cveta zheltyj/zolotoj v pojezii S. Esenina kak otrazhenie russkoj nacional'no-kul'turnoj specifiki [The Colors Yellow/Gold in S. Yesenin's Poetry as a Reflection of the Russian National and Cultural Specifics] / E. A. Abkadirova, O. V. Lysova // Eksperimental'nye i teoreticheskie issledovaniia v XXI veke: problemy i perspektivy razvitiia: materialy XIV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (31 maia 2018g.): [Experimental and theoretical research in the XXI century: problems and prospects of development: Proceedings of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference (May 31, 2018): in 3 volumes. Vol. 1]. - Rostov-on-Don: publishing house of the Southern University (IMBL), 2018, pp. 186 -190 [in Russian]
- Volkov I. N. Cvet v zhivopisi [Color in Painting] / I. N. Volkov. – M.: Iskusstvo, 1984. – 136 p. [in Russian]
- Lysova O. V. Garmonija cveta v poehzii S. Esenina kak reprezentacija cvetovojj mental'nojj kul'tury [Harmony of Color in the Poetry of S. Yesenin as a Representation of Color Mental Culture] / O. V. Lysova, A. Sh. Abdullina, M. Yu. Saisanova // Jazyk i literatura v polikul'turnom prostranstve. Materialy Mezhdunarodnojj nauchno-prakticheskojj konferencii «Jazyk i literatura v polikul'turnom prostranstve». [Language and literature in a multicultural space. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Language and Literature in the multicultural space"]. Issue 14. – Birsk: Birsk branch of the Bashkir State University, pp. 89-95 [in Russian]
- Panov E. N. Znaki, simvoly, jazyki [Signs, Symbols, Languages] / E. N. Panov. - M.: Znanie, 1983. - 191 p. [in Russian]
- Stepanov Yu. S. Konstanty mirovojj kul'tury [Constants of World Culture] / Yu. S. Stepanov, S. G. Proskurin. - Moscow: Nauka, 1993. - 156 p. [in Russian]
- Uporova S. O. O metodologii analiza cveta v khudozhestvennom tekste [On the Methodology of the Analysis of Colour in Fiction] / S. O. Uporova // Gumanitarnye nauki V Sibiri [Humanitarian sciences in Siberia]. - 1995. - No. 4, pp. 50-52ю [in Russian]
- Frumkina P. M. Cvet, smysl, skhodstvo [Color, Meaning, Similarity] / P. M. Frumkina. - Moscow: Nauka, 1984. - 175p. [in Russian]
- Cherdantseva T. Z. Idiomatika i kul'tura [Study of idioms and culture] / T. Z. Cherdantseva // Voprosy yazykoznaniya [Topics in the Study of Language]. - 1996. - No. 1, pp. 58-69 [in Russian]
- Sharonov, V. V. Svet i cvet [Light and Color] / V. V. Sharonov - Moscow: Fizmatgiz, 1961 – 311 p. [in Russian]
- Shemyakin F. N. K voprosu ob istoricheskom razvitii cveta [On the Issue of the Historical Development of Color] / N. Shemyakin // Voprosy yazykoznaniya [Topics in the Study of Language]. – 1959. – No. 4, pp. 16-29 [in Russian]