РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Научная статья
Выпуск: № 3 (10), 2013
Опубликована:
08.04.2013
PDF

Петров А.В.1, Котрикова Т.Ю.2

1Доцент, проректор по учебной и воспитательной работе, заведующий кафедрой конституционного и административного права; 2аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются роль информационных технологий в формировании правовой культуры общества.Зафиксированы основные аспекты влияния информационных технологий на правовую культуру в условиях их повышенной значимости.

Ключевые слова: право, правовая культура, информационные технологии.

Petrov AV1, Kotrikova TY2

1Associate Professor, Vice President for Academic and educational work, the head of the Department of Constitutional and Administrative Law, 2graduate student, Department of Theory and History of State and Law, Nizhny Novgorod State University named after Lobachevsky NI

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SOCIETY

Abstract

The analysis of the modern condition of the elaboration of the problems of information technologies influence on the legal culture has been made. Main aspects of the influence of information technologies on a legal culture in conditions of their high importance have been fixed.

Keywords: law, legal culture, information technologies.

Целью настоящей статьи является исследование процесса влияния информационных технологий на правовую культуру в условиях их повышенной значимости в процессе становления информационного общества.

Чтобы получить представление о повышенной значимости информационных технологий на влияние состояния правовой культуры, представляется важным провести анализ категории правовая культура, определить  особенности правовой культуры.

Теоретическое осмысление проблем формирования правовой культуры и её становления впервые появляются в 60-70 гг. 20 века. Так, в начале 60 годов к анализу понятия правовой культуры обращается Е.А. Лукашева. Правовая культура, с её точки зрения, это определённое отношение людей к праву, выражающее знание и понимание права, а также сознание необходимости выполнить все его требования [1, 41].

Последующее развитие и истолкование понятия правовая культура получило в ряде работ С.С. Алексеева, сущность его взглядов проявляется в следующем: «Правовая культура складывается из двух основных элементов: во-первых, правовая культура включает интеллектуальный момент. Он характеризует степень знакомства людей с правом, его понимание; во-вторых, правовая культура включает начало законности. Необходимо не только знать и понимать право, но и уважать его, признавать для себя обязательным соблюдение всех его требований» [2, 176].

По словам С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу [3, 213].

Основополагающие подходы к формированию содержания современной дефиниции «правовая культура» были сформулированы в 80-е гг. 20 века.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура это — система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально-полезное поведение в правовой сфере [4, 6].

В конце 90 г. разработка понятия правовая культура начинается с учётом социального аспекта. Так, с точки зрения Г.В. Осиповой, правовая культура в рамках социологии права – это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества [5, 672]. По мнению А.А. Молчанова, правовая культура в социальной жизни – это созидательная деятельность человека, реализованная в ценностях, традициях, нормах (в том числе моральных, политико-правовых), социально-политических институтах, обогащенная внутренними ценностными установками личности, социальной группы, общества в целом [6, 69].

В настоящее время в современной юриспруденции насчитывается около 300 определений правовой культуры.

Под правовой культурой понимается достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей [7, 273]; правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень закон­ности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватыва­ется понятием правовой культуры [8, 143]; качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества [9, 203]; совокупность правовых ценностей,выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества [10, 41]; совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность [11, 72]; совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в её реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики [12, 362]. А.З. Шефруков отмечает: «Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве» [13, 142]. Он утверждает, что правовая культура общества зависит от состояния всей деятельности государства, жизни общества и специально направленной деятельности на укрепление законности и правопорядка.

Анализ юридической литературы показывает, что определённая часть авторов придерживается точки зрения, согласно которой правовая культура определяется в теории права как качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенствовании правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях [14, 132].

По мнению А.В. Петрова, правовая культура представляет собой качественно определённый аспект правовой системы общества, характеризующий прогрессивно-ценностную составляющую содержания её основных компонентов: правовой действительности и правосознания [15, 196].

Правовая культура рассматривается здесь как предельно широкая правовая категория, охватывающая все феномены действующего права (правовой действительности) и правосознания. В этом отношении категория правовой культуры общества сопоставима по содержанию и объему с понятием правовой системы общества [16, 201].

Категория правовой культуры общества не просто содержательно охватывает систему существующих правовых феноменов, а характеризует их в строго определенном качественном аспектепозитивного состояния и прогрессивного развития. Правовая действительность сама по себе содержит разнородные по социальной значимости юридические явления. Одни из них могут работать на продвижение общества вперед, другие, напротив, препятствовать этому. Правовая культура – это прогрессивно ценностная часть правовой системы современного российского общества.

Обратим внимание еще один аспект правовой культуры. В правовую систему общества включаются все действующие, актуально функционирующие правовые явления и процессы. Так, правовая система российского общества – это действующая в данный исторический момент совокупность правотворческих и в более узком смысле законотворческих процессов; это выраженная в нормативных актах, судебных прецедентах и иных источниках права система юридических норм, институтов и отраслей права; это процессы реализации юридических норм и процессы применения норм права; это система обеспечения надлежащей реализации права через различные формы юридической ответственности и динамика правопорядка; это, наконец, реальное состояние обыденного, профессионального и научного правосознания.

В состав правовой культуры общества входит не только то, что  функционирует в настоящем времени и пространстве, но также историческое наследие, элементы правовой культуры прошлого, сыгравшие позитивную роль в развитии российской правовой системы. Критерий отнесения элементов правовой действительности исторического прошлого к правовой культуре общества остается тем же. Это элементы правовой действительности, работавшие на социальный прогресс. Необходимо только иметь в виду, что уровень продвижения к социальному прогрессу должен здесь также оцениваться конкретно исторически. В этом аспектеправовая культура общества – это прогрессивно ценностные элементы исторического прошлого российской правовой системы.

Обобщая сказанное, отметим, во-первых, совпадение в определенном количественном плане содержания категорий правовой культуры общества и правовой системы общества. Вместе с тем, категория правовой культуры уже по содержанию категории правовой системы, поскольку включает в себя только ценностно-прогрессивную часть актуально существующих правовых явлений. С другой стороны, категория правовой культуры оказывается содержательно шире категории правовой системы общества, поскольку включает в себя и соответствующие правовые феномены исторического прошлого. В количественном плане их отличает только то, что правовая культура включает в себя как актуальное бытие правовой системы, так и ее историческое прошлое. Главное их различие заключается в отражаемом в понятии правовой культуры качестве правовых явлений и процессов.

Исходя из сказанного, сформулируем общее определение правовой культуры общества. Правовая культура российского общества – это прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия российской правовой системы.

В понимании социального прогресса, обратим внимание на то, что в практическом плане это процессы, способствующие наращиванию социально-экономического и духовного потенциала страны, работающие на сближение интересов различных социальных групп и страт общества, направленные на всестороннее и гармоничное, материальное и духовное развитие личности [17].

В теоретическом плане идея социального прогресса в праве может быть рассмотрена также с точки зрения внутренней логики правовой системы общества, закономерно проявляющейся в ее историческом развитии. Эта позиция, высказанная в одной из предшествующих работ, заключается в том, что ступень исторического прогресса в правовой системе общества определяется степенью соответствия существующих здесь и сейчас совокупности правовых явлений и процессов сущности права. При этом сущность права рассматривается нами не как данная, изначально реализованная в правовой действительности, а как сила, находящаяся в ней в виде раскрывающейся потенции, необходимой внутренней возможности, которой еще исторически в будущем предстоит полностью воплотиться в действительности [18, 253-258].

Рассматривая сущность права как правовую волю, которая является разновидностью, особой формой воли социальной, мы обнаруживаем объективно раскрываемые потенции сущности права в тех целях, к реализации которых через правовую действительность эта воля стремится. Историческая практика развития различных правовых систем дает возможность обобщенно свести эти цели к нескольким уровням, составляющим, вместе с тем, как модусы одной воли единое целое. К этим уровням относятся направленность правовой воли на закрепление, эффективное регулирование и обеспечение необходимых для нормального функционирования общества отношений, поддержание через это регулирование баланса основных социальных сил, и, в конечном счете, – установление между ними социальной гармонии.

Эти цели постепенно и последовательно осуществляется в историческом процессе благодаря праву, соответственно изменяя по определенно заданному вектору прогресса систему правовых явлений общества. Вектор прогресса далеко не сразу становиться осознанным в правовой науке, прежде всего потому, что он как тенденция проявляется на практике через систему разнонаправленных движений. Однако именно благодаря пониманию этого вектора и только благодаря ему, становится возможным выделить в многообразии правовых явлений и процессов, в реальном единстве необходимого и случайного в праве его прогрессивные элементы. Таковыми становятся не те, которые кому то показались хорошими или даже замечательными, а те, которые объективно работают на утверждение в правовой действительности сущности права, потенциальных целей правовой воли российского общества.

С этой точки зрения правовая культура общества – это та часть актуального и исторического бытия российской правовой системы, в которой реализовали и реализуют себя потенциальные цели правовой воли как сущности права.

Нельзя не отметить, что правовая культура в настоящее время отличается от той, которая была раньше. Меняется общественная жизнь, социальные, экономические, политические условия. Проблемы дальнейшего развития культуры, в том числе правовой культуры, нашего общества, наших граждан имеют особую актуальность.

А.В.  Роменков приходит к выводу,  что сегодня главная роль в передаче знаний из поколения в поколение отводится не культурным образцам, традициям и обычаям, а технологиям, активно внедряющимся во все сферы культурной, а также социально-политической деятельности, с помощью которых прогнозируется сценарий и направления развития политических процессов, делается выбор и обоснование наиболее приемлемых политических решений по наиболее актуальным вопросам современности [19]. Иными словами, автор придаёт информационным технологиям статус средства накопления знаний, убеждений, умений, передающихся из поколения в поколение, помогающие находить ответы по наиболее значимым вопросам современности.

Н.Н. Лебедевой было проведено исследование влияния Интернета, как одной из разновидностей информационных технологий, на правовую культуру, в процессе которого выделено несколько составляющих. Так, автор указывает на появление новых общественных отношений возникающих в связи с функционированием Интернета и требующих правового регулирования, а также трансформацию общественных отношений в основных сферах общественной жизни, а это, в конечном счете, ведет к изменению и правовой культуры [20]. Также она показывает, что изменение правовой культуры связано с процессом функционирования Интернета как источника правовой информации, организующего двустороннюю связь между государством, организациями и населением.    

 Е.В. Надыгина рассматривает влияние информационных технологий на правосознание, которое является неотъемлемым элементом структуры правовой культуры, как всего общества, так и отдельного индивида. По мнению Е.В. Надыгиной информационные технологии повышают производительность правовых институтов, делают их работу более эффективной [21].

А.П. Мазуренко считает, что использование информационных технологий в правотворческой деятельности способствует повышению профессионально-правовой культуры законодателей, поскольку в информационных технологиях автор видит проводника идей общества в правотворческие органы [22, 34]. Об эффективности использования информационных технологий в правотворческой деятельности, главным образом, в систематизации законодательства, говорит  и Д.А. Казаков, указывая на высокое качество и снижение временных затрат при их использовании [23].

  Е.А. Веретенникова рассматривает влияние информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности «Юриспруденция», по мнению которой информационные технологии позволяют повысить эффективность профессиональной подготовки в вузе [24].

Провозглашение в Российской Федерации развития информационного общества [25, 6026] и, как следствие, начавшийся процесс активного внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, являющихся средством отражения реальной жизни, показывает и некоторые негативные воздействия на правовую культуру. В последние годы информационные технологии активно используются преступным сообществом для совершения преступлений и других правонарушений. И, несмотря на то, что со стороны государства уже предприняты попытки усиления контроля за распространением социально-вредной информации в информационных технологиях общего доступа (например, принятие федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающего в действие 1 сентября 2012 г. [26, 48], направленного на защиту граждан от информации, наносящей вред психическому здоровью, нравственности и духовному развитию) вопрос усиления контроля остаётся актуальным.

Обобщая сказанное, попытаюсь отметить несколько основных аспектов влияния информационных технологий на правовую культуру:

- появление новых общественных отношений, возникающих в связи с функционированием информационных технологий, и трансформация, в связи с этим, общественных отношений в основных сферах жизни общества, ведёт к изменению состояния современной правовой культуры;

- являясь источником двухсторонней связи между обществом и государством, информационные технологии информируют общество о деятельности политических и правовых институтов, а властных структур о жизни общества,  и его реакции на их действия. Таким образом, обогащаясь с помощью данного средства накопления убеждений, знаний, культурных образцов, повышается  производительность правовых институтов, правовая  культура всего общества;

- способствуют развитию такого элемента правовой культуры, как качество и распространённость юридического образования, повышает его эффективность, способствуя, вместе с тем, повышению профессионального правосознания, как разновидности правосознания, являющегося элементом правовой культуры;

- будучи отражением реальной жизни, необходимо отчетливо осознавать,  что информационные технологии могут оказывать и разрушительное воздействия на правовую культуру.

Являясь средством отражения правовой культуры, как качественного состояния жизни общества главной задачей информационных технологий должно выступать отражение восприятия права как общественной ценности, степени готовности действовать в соответствии с требованиями правовых норм и характера правомерной деятельности.

В свою очередь, правовая культура должна стать тем элементом, который включит в себя те эффективные результаты, полученные в процессе внедрения информационных технологий, характеризующие  знание и понимание права, уважение к правовым предписаниям, убежденность в их справедливости, активная жизненная позиция в правовой сфере, соблюдение требований закона.

Литература

1. Лукашова Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развёрнутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. №7. С. 41.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве // Юридическая литература, 1966. С. 176.

3. Алексеев С.С. Общая теории права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 213.

4. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. канд. дис. М., 1982. С. 6.

5. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998. – 672 с.

6. Молчанов, А.А. Правовая культура в социальной жизни: Вопросы методологии //Правоведение. -1991. - № 1. – С. 69 – 73.

7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 273

8. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.

9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. C. 203.

10. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. — 41с.

11. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д, 2003. С. 72.

12. Общая теория государства и права. Академический курс/Под ред.проф. М.Н. Марченко: в 3 т. М., 2000. Т.3. С.362.

13. А.З. Шефруков Правовая культура в системе социальных институтов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2008, с. 142-149

14. Цыганов В.И. Теория государства и права: Тезисы лекций. Н.Новгород, 2006. – 132 с.

15. А.В. Петров. Теория государства и права: краткий курс. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. – 196 с.

16. См. Петров А.В., Лесникова А.М. О соотношении правовой культуры и правовой системы общества. – Юридическая наука, образование и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей. Выпуск 4. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 201 – 213.

17. В юридической литературе обсуждалась проблема права и социального прогресса. См., например, Бурлай Е.В., Головченко В.В. и др. Право и общественный прогресс в социалистическом обществе / Отв. ред. Н.И. Козюбра. – Киев: Наукова думка, 1988; Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. – М.: Международные отношения, 1972; Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. – М.: Юридическая литература, 1990.

18. О понимании категории сущности права в плане ее соотношения с правовой действительностью см. Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №1. С. 253-258.

19. Роменков А.В. Влияние Интернет-технологий на политический процесс в России: дисс. … к.ю.н. Саратов, 2009.

20. Лебедева Н.Н. Правовая культура личности и Интернет (Теоретический аспект): дисс. … к.ю.н. Москва, 2004.

21. Надыгина Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: дисс. … к.ю.н. Нижний Новгород, 2007.

22. Мазуренко А.П. Правотворческая политика и современные информационные технологии // Российский юридический журнал. 2010. № 3.

23. Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. … к.ю.н. Москва, 2007.

24. Веретенникова Е.А. Применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе: дисс. … к.п.н., Ставрополь, 2006.

25. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р „О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011 – 2020 годы)“ // Собрание законодательства РФ, 15.11.2010, N 46.

26. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1.

Список литературы

  • Лукашова Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развёрнутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. №7. С. 41.

  • Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве // Юридическая литература, 1966. С. 176.

  • Алексеев С.С. Общая теории права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 213.

  • Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. канд. дис. М., 1982. С. 6.

  • Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998. – 672 с.

  • Молчанов, А.А. Правовая культура в социальной жизни: Вопросы методологии //Правоведение. -1991. - № 1. – С. 69 – 73.

  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 273

  • Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.

  • Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. C. 203.

  • Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. — 41с.

  • Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д, 2003. С. 72.

  • Общая теория государства и права. Академический курс/Под ред.проф. М.Н. Марченко: в 3 т. М., 2000. Т.3. С.362.

  • А.З. Шефруков Правовая культура в системе социальных институтов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2008, с. 142-149

  • Цыганов В.И. Теория государства и права: Тезисы лекций. Н.Новгород, 2006. – 132 с.

  • А.В. Петров. Теория государства и права: краткий курс. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. – 196 с.

  • См. Петров А.В., Лесникова А.М. О соотношении правовой культуры и правовой системы общества. – Юридическая наука, образование и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей. Выпуск 4. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 201 – 213.

  • В юридической литературе обсуждалась проблема права и социального прогресса. См., например, Бурлай Е.В., Головченко В.В. и др. Право и общественный прогресс в социалистическом обществе / Отв. ред. Н.И. Козюбра. – Киев: Наукова думка, 1988; Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. – М.: Международные отношения, 1972; Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. – М.: Юридическая литература, 1990

  • О понимании категории сущности права в плане ее соотношения с правовой действительностью см. Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №1. С. 253-258.

  • Роменков А.В. Влияние Интернет-технологий на политический процесс в России: дисс. … к.ю.н. Саратов, 2009.

  • Лебедева Н.Н. Правовая культура личности и Интернет (Теоретический аспект): дисс. … к.ю.н. Москва, 2004.

  • Надыгина Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: дисс. … к.ю.н. Нижний Новгород, 2007.

  • Мазуренко А.П. Правотворческая политика и современные информационные технологии // Российский юридический журнал. 2010. № 3.

  • Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. … к.ю.н. Москва, 2007.

  • Веретенникова Е.А. Применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе: дисс. … к.п.н., Ставрополь, 2006.

  • Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р „О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011 – 2020 годы)“ // Собрание законодательства РФ, 15.11.2010, N 46.

  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1.