ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗМОЖНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА»
Ильина Е.В.
Соискатель, Комсомольский-на-Амуре гоcударственный технический университет, старший преподаватель кафедры «Строительство и Архитектура»
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗМОЖНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА»
Аннотация
В статье ставится вопрос необходимости более строгого определения «архитектурной школы» для более функционального его применения в искусствоведческих текстах.
Ключевые слова: школа, научная школа, история архитектуры, художественная идея, сохранение традиции.
Ilyina EV
The competitor, Komsomolsk-on-Amure state technical university, the senior teacher of faculty « Construction and Architecture »
PRECONDITIONS OF POSSIBLE DEFINITION CONCEPTS « ARCHITECTURAL SCHOOL »
Abstract
In the article the attention to the question of an indispensability of more strict definition of " architectural school » for its more functional application in art criticism texts is brought.
Keywords: school, scientific school, history of architecture, art idea, conservation of tradition.В гуманитарной отрасли научного знания последних десятилетий пристальное внимание уделяется терминам «научная школа», «психологическая школа» и «художественная школа», выявляется их специфика применительно к различным аспектам исторических и культурологических исследований. В сравнении с достаточно разработанной трактовкой этих категорий понятие «архитектурная школа» малоисследованно. Не существует однозначного и универсального определения этого термина и он чаще всего используется в общеупотребительном значении конкретного учебного заведения. Либо термин "школа" применяют по отношению к творчеству группы архитекторов, если оно отличается близостью художественных принципов, например, школа архитектора Д.В. Ухтомского [1].
Термин «архитектурная школа» встречается во многих академических учебниках по истории отечественной архитектуры и градостроительства (Бунин А.В, Пилявский В.И., Тиц А.А., Саваренская Т.Ф и др.). Однако чаще он кореллируется с понятием архитектурного стиля и увязывается с конкретным культурно - историческим периодом. Классическим примером обозначения определенного исторического периода зодчества «школой архитектуры» являются строительные артели Древнерусской культуры - Владимиро - Суздальская или Псковская архитектурные школы (и др). Сущностными признаками таких школ стали идейные, формообразующие, композиционные и - реже - технологические факторы.
Так, исследователь К.К.Романов говорит: «… уже в XIV - начале ХV вв существуют три области будущего Великорусского Государства - Московская, Новгородская и, Псковская - с резко выраженными обособленными формами зодчества…»[2]. Тем не менее, при таком хронологичеки - пространственном ограничении трактовка анализируемой дефиниции исключает важный аспект: трансляция накопленного архитектурного и строительного опыта, а также формирование уникальных традиций древнерусского зодчества.
В последнее десятилетие появились монографии, посвященные творчеству наиболее ярких архитекторов в истории русской культуры. Исследователи В.Г. Лисовский[3], Б.М. Кириков, М.В. Нащокина[4], анализируя творческие биографии мастеров русской архитектуры, неоднократно именуют их «представителями московской архитектурной школы» или «петербургской школы архитекторов - академиков», акцентируя внимание на особенностях профессионального формирования мастеров.
Поскольку становится очевидным тот факт, что пласт исследований, связанных с различными гранями архитектурного творчества и историей архитектуры расширяется и будет увеличиваться многократно, формулирование понятия «архитектурная школа» является актуальным и своевременным.
Для моделирования понятия «архитектурная школа» и выявления его специфических характеристик представляется целесообразным обратиться к анализу семантически родственных определений «научная школа» и «школа художественная». Рассмотрение смысловой сущности которых позволит выявить критерии возможного определения дефиниции «архитектурная школа» и обозначить его смыслообразующие признаки.
Школа как система практических приёмов, связанных единством основных взглядов, преемственностью принципов и методов, с помощью которых происходит передача знания от поколения к поколению, является устоявшейся формой трансляцией социального и научного опыта в истории культуры. Достаточно вспомнить сложившиеся ещё в эпоху античности философские школы Пифагора, Гиппократа, Платона и Аристотеля, положившие начало развитию коллективной научной деятельности.
Как известно, во второй половине XVIII века научные школы в Европе создавались по образцу художественных школ эпохи Возрождения и свою деятельность выстраивали по принципу многократного повтора образца какого - либо действия, чтобы овладеть мастерством научного эксперимента. Передача знаний и опыта в профессии шла от мастера к ученику. Поэтому школы и академии нового времени - «школы экспериментального мастерства».
Понятие научной школы усложнялось с течением времени в связи с возникновением новых форм организации человеческих сообществ. С начала XX века феномен «научной школы» становится предметом социологического, философского, научного анализа. В современном гуманитарном знании под «научной школой» принято понимать небольшой научный коллектив, объединенный не только организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, а также традицией - сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений. Проанализировав ряд толкований, что есть «научная школа», необходимо особо выделить её отличительные признаки:
1 Общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем;
2 Уровень научных результатов школы и ее (школы) признание в стране и за рубежом;
3 Роль научного лидера;
4 Стабильность и перспективность школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью) [5].
Модели культуры различных эпох наряду с научными идеями обязательно включают художественно - образную картину мира. Искусствовед Оскар Бенеш формулирует художественную школу как «длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов»[6]. Исследователь акцентирует, что понятие школы в искусстве не является чем - то единым, оно может применяться к искусству определенной географической области (страны, местности, города), имеющему в какой - либо хронологический период яркие и своеобразные стилистические черты и особенности (например, венецианская школа, французская школа и т. п.). «Термин "школа" также применяют по отношению к творчеству группы художников, если оно отличается близостью художественных принципов, общей художественной манерой. Кроме того, школой называют последователей и учеников какого-либо художника (школа П. Н. Филонова, школа В. В. Матэ и др.)…» [6, С.170]. Таким образом, в понятии «художественная школа» зафиксированы общность и единство представителей школы, а также влияние школы на художественный процесс определенного исторического периода.
Далее, О. Бенеш говорит об общности искусства и науки: «…История идей учит нас тому, что одни и те же духовные факторы лежат в основе разных сфер культурной деятельности. Это позволяет провести параллели между художественными и научными явлениями и ждать от этого их взаимного разъяснения. Творческое сознание в каждый данный исторический момент воплощается в определенных формах, однозначных для искусства и для науки...» [Там же].
Понятие «архитектурная школа» специфично и отличается от дефиниции «художественная школа». Главнейшей особенностью школы архитектуры, как института подготовки профессиональных кадров, является симбиоз черт научной и художественной школ. Эта отличительная черта -
результат двуединой природы самой архитектуры. Не бывает качественной архитектуры без научных знаний по физике, математике, геометрии и без художественного мастерства - умения выразить идею средствами искусства.
Одной из предпосылок для новой трактовки «архитектурной школы» является, на наш взгляд, является общность признаков школы и «научной» и «архитектурной», как социальных институтов. Вот как может выглядеть таблица признаков «школы» как феномена культуры:
Таблица1
Научная школа |
Архитектурная школа |
1 научная значимость рассматриваемыхпроблем и общность научных интересов представителей школы | 1 художественная значимость проблем иобщность художественной парадигмы представителей школы |
2 Уровень научных результатов школы иее (школы) признание в стране и за рубежом | 2 Уровень художественных результатовшколы и ее (школы) признание в стране и за рубежом |
3 Роль научного лидера | 3 Роль идейного вдохновителя (лидера) |
4 Стабильность школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью) | 4 Стабильность школы (преемственность художественных традиций, преемственность поколений) |
На наш взгляд, все представленные критерии вполне уместны при определении понятия «архитектурной школы». Очевидно, что данное понятие имеет историческую и художественную специфику, поэтому для подробного анализа потребуется привлечение обширнейшего художественно-исторического материала. В результате таких культурологических исследований возможно сопоставлять, сравнивать разные «архитектурные школы». Они могут быть не только российские, но и зарубежные. Далее можно вводить дополнительные критерии для изучения уникальности той или другой «архитектурной школы». Важно помнить, что «школа» - это определенное отношение к традиции в культуре, способ трансляции накопленного опыта.
Т.о. можно сформулировать рабочее определение с известной долей условности:
Архитектурная школа - явление культуры, складывающееся в определённый исторический период, характеризующееся значимостью художественной идеи и общностью художественной парадигмы представителей школы. Важнейшим аспектом архитектурной школы является трансляция и сохранение традиций в архитектуре.
Литература
- Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. (Серия «Мастера русской архитектуры»). - М., Госстройиздат, 1954. - 372 с.
- Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их историко-культурных взаимоотношениях // Известия Российской Академии истории материальной культуры. - Л., 1925. Т.4.С.209 - 241.
- Лисовский В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. - СПб., Коло, 2006 . - 400 с.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М.,Жираф, 2005. - 535 с.
- Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штайнера. - М., Наука, 1977. - 523 с.
- Бенеш О. Искусство северного Возрождения. Его связи с современными духовными и интеллектуальными движениями.- М.,1973. - 224с.,35л.ил.