НОВОСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИНОВОСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сабитова А.М.1, Овчинникова Н.И.2
1Кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русской и зарубежной литературы, Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета; 2студент 5 курса факультета русской филологии и журналистики
НОВОСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
Цель нашего исследования: на основе изучения новостных текстов г.Елабуга выявить структурные и жанровые особенности региональной печати. Исходя из указанной цели были определены следующие задачи: анализ событийного новостного текста в массовых информационных потоках регионального уровня; изучение новостных материалов издания. Практическое значение работы заключается в возможности разработки программ специальных семинаров и спецкурсов на факультетах журналистики для студентов-филологов.
Ключевые слова: новость, региональная печать, жанры, средства массовой информации.
Sabytova AM1, Ovchinnikova NI2
1PhD, Senior Lecturer, Department of Russian and foreign literature, Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University, 25th year student at the Faculty of Russian Philology and Journalism
NEW MATERIALS IN THE REGIONAL PRESS: GENRE PECULARITIES
Annotation
Purpose of our research: on the basis of studying of news texts Yelabuga to reveal structural and genre features of the regional press. On the basis of the specified purpose the following tasks were defined: the analysis of the event news text in mass information streams of regional level; studying of news materials of the edition. Practical value of work consists in possibility of development of programs of special seminars and special courses at journalism faculties for students philologists.
Keywords: news, regional press, genres, mass media.
Получение информации – одна из важнейших потребностей для любого человека во все времена. Она характеризуется подсознательным стремлением людей знать, что происходит вокруг. С этой потребностью и связано возникновение журналистики. Данная потребность возникла из необходимости общества постоянно получать новые сведения о происходящем в окружающей действительности – новую информацию, новости. Важно отметить, что понятие “новость” является для журналистики ключевым. Любой журналистский текст восходит к новым сведениям о действительности, при этом его принципиальным отличием от других типов творческих произведений является соответствие тому, что происходит в действительности. Поэтому важнейшей задачей журналиста является гарантия людям в получении правдивой и достоверной информации.
На современном этапе появились новые факторы, препятствующие созданию в СМИ правдивой картины действительности – это экономическая несостоятельность журналистики, попытки различных политических сил навязать СМИ свои оценки и прогнозы.
Итогом этого стала проблема поиска возможностей организации деятельности службы новостей в том, чтобы аудитория могла получать качественную информацию о происходящем, неискажающую у людей представление о реальной действительности. Для журналистской деятельности это означает необходимость теоретического осмысления того значения, которое приобретают в новых условиях:
- деятельность журналиста,
- профессионализм журналиста.
Значимое место в журналистике имеет понятие «новость». В сознании множества людей новость – это то, что мы узнаем из различных источников. В действительности, понятие новости неоднозначно. Можно выделить три элемента этого понятия: информация, событийная новость, журналистская новость. Информация – это все многообразие событий, которое окружает журналиста. Событийная новость – основной вид новостного сообщения как продукта журналистики. Событийная новость представляет собой описание события, явления действительности при максимальном внимании к новизне, актуальности, сенсационности, уникальности, оперативности подачи и лаконичности текстового оформления. Новость – это информация, которая потенциально может стать основой для написания материала (это журналистский факт). Каждый из новостных элементов должен обладать рядом свойств:
1.«Своевременность» события;
2.Близость ситуации читателям конкретного издания;
3.Значимость события для всех слоев населения;
4.Эффект «эмоционального толчка».
К данному ряду свойств также можно присоединить следующие:
1.Конфликтность происшествия;
2.Связь происшествия с «известным именем»;
3.«Человеческий интерес»: какие-то обстоятельства, события к которым изначально каждый лично неравнодушен.
Подобные новости журналист получает из различных источников: читатели, информационные агентства, пресс-службы, другие издания, личный опыт и некоторые другие. Профессиональная задача журналиста заключается не только в том, чтобы вовремя откликнуться, выделить из общего потока жизни факты, содержащие новость, но и в особом умении изложить их так, чтобы подчеркнуть и выделить наиболее выгодные стороны, подмеченные благодаря критериям «классических элементов новости».
Главная функция новостной журналистики – информировать аудиторию, сообщать ей о таких переменах, выступающих чаще всего как события. В комплексе существующие представления о событии позволяют сделать вывод, что событийность в журналистике – это ориентация деятельности на отображение значимых событий социальной действительности, определяющая и то, как создаются и организуются сообщения о них, и то, какими методами и средствами может быть обеспечено качественное и эффективное представление событийных новостей в СМИ.
Итак, обобщая особенности предмета отображения и целей новостных материалов, приходим к толкованию новости:
Новость – это разновидность журналистского текста, в котором отображается актуальный самоочевидный факт действительности, меняющий конкретную ситуацию, обязательно связанную с общественной проблемой. Тем самым этот факт определяет тему текста.
Требования к журналистским новостям стали осознаваться, начиная с середины XIX века и изначально выглядели так:
1.Оперативность;
2.Краткость;
3.Компактность.
Позднее, для большего доверия к печатному слову, потребовались дополнительные качества:
1.Точность (моментальные снимки действительности);
2.Объективность (объективная панорама действительности).
В современной журналистике требования к качеству новостного материала характеризуются рядом важных моментов:
Ясность — Краткость — Яркость. Данная цепь формулирует требования к качеству изложения и доступности восприятия.
Точность — Достоверность — Ответственность. Эта цепь относится к восприятию и к этико-эстетической стороне дела.
Таким образом, журналистская новость должна удовлетворять большому количеству требований. Но при этом не всякая новость может попасть в печать, так как на отбор и подачу новостей в СМИ влияют и внешние факторы: запросы аудитории, конкуренция, общая линия издания, давление со стороны издателя или рекламодателя.
В журналистской практике существует два основных типа новостей: жесткие (хардньюс) и мягкие (софтньюс).
Жесткие новости представляют собой репортерское произведение как документальное отображение реальности – «чистую информацию». Известность жестких новостей основана не только на эффекте их документальности, но и на легкости чтения. Принципом данного типа новостей является «экономия мышления». Этот принцип заманчив, но он ведет к нарушению правдивости, сужает поле объективного взгляда на факт. Если в аналитической журналистике, к примеру, одним из нежелательных, искажающих истину псевдо-профессиональным приемом считается «упрощение ситуации», «спрямление ходов рассуждения», то тут сами «ходы рассуждения» отменяются. Хорошо ли, дурно ли — такова специфика краткой новости. Необходимо, чтобы читатель понимал с полуслова, никогда не задавал более одного вопроса — именно такую задачу ставят перед собой репортеры кратких новостей.[6;165]
Для подчеркивания новостного элемента в кратком сообщении используется, начиная с XX века, определенная структура материала - это и принцип перевернутой пирамиды, и использование лида. Чаще всего используют:
1. Лид одного элемента. При условии, что если в новости есть очень сильный момент, который следует выделить (возможно – имя, итог, время), в этом случае, журналист имеет право акцентировать ответ на один из вопросов («кто» или «что», «когда», «где» или «как» совершил действие, или «кто» оказался к нему причастен);
2. Комбинированный лид. Используется в новости с двумя или несколькими сильными моментами.
Читателю интересна не только реакция журналиста на то, что произошло сейчас; есть и такие новости, которые не требуют данной реакции. Это «мягкие новости». Мягкая новость избирается как форма передачи факта, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с итогов на обстоятельства.
Форма «мягкой» новости используется:
1.При пониженной значимости события;
2.При ослаблении оперативного или информационного повода (изобретение информационного повода самим журналистом);
3.При том обстоятельстве, когда оперативность сообщения не важна (о данном событии можно рассказать и по истечении некоторого времени);
4.При необходимости смены тона повторного разговора об уже известном происшествии;
5.При факте недостаточности интриги, которую можно ввести (вставка в материал нужной экспрессии).
Мягкая новость практически не строится по принципу «перевернутой пирамиды», так как ему не соответствует ее структура.
Лиды мягких новостей заинтересовывают и интригуют читателя, устанавливая при этом более свободный тон. В них спользуют следующие варианты лидов:
1.Лид — «временное умолчание». Происшествие передается в общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное;
2.«Сценический» лид – «снимок» интригующей сцены;
3.Лид — обращение.
Итак, элемент новости, доминирующий в репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее «агрессивен» и напорист.
Современные журналисты из-за желания привлечь аудиторию пытаются уйти от стандартного предоставления новостей (мягких или жестких). Все чаще в СМИ появляются новые способы подачи новостей: инфотейнмент – разыгрывание новости, финишинг – журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии. Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.[7]
Однако данные способы еще свежи, поэтому их в своей деятельности используют не все журналисты, так как они должны быть уверены в подаче новой информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что новость познания – это информация об изменениях объективной действительности, в которой восприятия сигнального характера сопоставляются в сознании человека с ранее полученными сведениями и воспринимаются как новое.
Городская пресса небольших провинциальных городов довольно часто обслуживает одновременно и городскую, и районную аудиторию — это так называемые «горрайонки». Помимо местной администрации, учредителями городских газет могут выступать редакционные коллективы, крупные местные предприятия, частные лица; довольно часто состав учредителей бывает смешанным. Районная печать несмотря на неблагоприятные факторы (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров) пользуется неизменным спросом у местных жителей. Районные издания имеют свой умеренный стиль. Приоритетная тематика районных газет — закон о пенсиях, потеря сбережений населения в результате краха местных банков, детские и другие пособия, проблемы выживания. Немаловажное достоинство подобных газет — доступная цена. Однако это же обстоятельство делает весьма проблематичным рост их качества. Другая проблема районных изданий — прямая зависимость от властных структур – это муниципальные предприятия.
Одним из важных понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности, является понятие жанра (от фр. «Genre» – вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития.
В журналистике существуют факторы, определяющие выбор жанра:
1.Характер отображаемого объекта. Журналистика сталкивается с большим разнообразием фактов и событий. Становится очевидным, что выбор жанра связан с характером данного явления.
2.Позиция автора. Позиция автора определяется его мировоззрением, знаниями, системой морально-нравственных оценок. Но данный критерий не является самодостаточным, так как личность автора остается в рамках профессиональных требований.
3.Конечная цель. Огромную роль при выборе жанра играет осознание конечной цели произведения, которое определяет общее направление материала.
Анализируя жанры региональной печати, в нашем случае таких газет как «Хорошая газета», «Вечер Елабуги», «Новая Кама», мы пришли к следующему.
В газете «Новая Кама» в основном используются следующие жанры публикаций – информационная заметка, репортаж, комментарий, статья, вопрос-ответ, совет, пресс-релиз, спортивный мониторинг, прогноз, рекомендация, а также игра. В данной газете описываются события, происходящие не только в указанном городе (г.Елабуга), но и в районе, охватываются события, касающиеся соседних районов. Это дает читателю общее представления об окружающей действительности, что делает газету «Новая Кама» не только городской, но и районной.
В «Хорошей газете» мы наблюдаем следующие жанры – информационная заметка, информационное сообщение, статья, анализ, интервью, совет, опрос, хроника, прогноз, а также игра и анекдоты. В этой газете присутствуют события, происходящие, в основном, в рамках города Елабуга, что делает газету по территориальному охвату городской.
Анализируя газету «Вечер Елабуги» мы обнаружили, что в ней присутствуют такие жанры как информационная заметка, обзор, фотофакт, информационная заметка, вопрос-ответ, статья, комментарий, информационное сообщение, хроника, совет. Исследуя эту газету мы пришли к выводу, что она, также как и «Хорошая газета», является городской, несмотря на то, что на «Вечер Елабуги» осуществляется подписка из районов и сел.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным жанром в елабужской прессе является заметка, представленная либо в форме небольшого хроникального текста, либо в форме расширенной заметки или мягкой новости. Также среди наиболее часто используемых жанров оказались информационное сообщение и статья. Популярность последней, вероятно, связана с многогранным исследованием причинно-следственных связей происходящих событий.
Ни одно средство массовой информации не может существовать без потребителей. Основная масса читателей рассчитывает на серьезные критические публикации, посвященные важным и актуальным проблемам.
При этом отношение читателей к предоставляемой им информации далеко необъективно: у каждого из них есть свой жизненный опыт, своя социальная позиция, способные оказывать влияние на его взгляды. Эти факторы служат «фильтрами», с помощью которых читатель пропускает полученную информацию, принимая ту, которая представляется ему важной, и отвергая ту, в которой он не видит никакой надобности. Важно отметить, что главная задача газеты – преподносить потребителю интересующую его информацию в той форме, которая будет его привлекать.
Таким образом, региональная пресса играет большую роль в жизни людей, черпая информацию о важных событиях в своем городе, о политике местных властей, достижениях и изменениях в работе местных образовательных, медицинских, прочих государственных учреждений, они могут составить целостную картину происходящего в окружающей их действительности.
Литература
1. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 2004. – 287 с.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов, обуч. по специальности Журналистика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с.
3. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности Журналистика; ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. – С. 112 – 113.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рип – Холдинг, 1998. – 306 с.
5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.
6. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика (практическая Журналистика)-М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. – 165 с.
Список литературы
Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 2004. – 287 с.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов, обуч. по специальности Журналистика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с.
Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности Журналистика; ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. – С. 112 – 113.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рип – Холдинг, 1998. – 306 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика (практическая Журналистика)-М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. – 165 с.