ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТА КАК ИНТЕГРИРОВАННОЙ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.92.2.041
Выпуск: № 2 (92), 2020
Опубликована:
2020/02/17
PDF

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТА КАК ИНТЕГРИРОВАННОЙ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

Научная статья

Дорощук Е.С.1, *, Трифонова П.В.2

1 ORCID: 0000-0001-8380-9304;

1, 2 Казанский федеральный университет, Казань, Россия,

* Корреспондирующий автор (leona31[at]yandex.ru)

Аннотация

Современный этап развития медиа характеризуется бурным развитием новых медиаформатов, позволяющих повысить эффективность медиавоздействия. В статье рассматривается  подкаст как звуковой или видео файл для передачи информации в традиционном средстве массовой информации. Анализ с позиций цифрового доступа, институциональных факторов и кадровых характеристик позволяет описать подкаст как формат упрощенной подачи информации, сочетающий насыщенное содержание и свободу интерпретации, что составляет инновационный потенциал подкастов как нового медиаформата.

Ключевые слова: формат, медиаформат, подкаст, медиареальность, инновационный потенциал подкастов, традиционные медиа. 

INNOVATIVE POTENTIALOF A PODCAST AS AN INTEGRATED MEDIA TECHNOLOGY

Research article

Doroshchuk E. S.1, *, Trifonova P.V.2

1 ORCID: 0000-0001-8380-9304;

1, 2 Kazan Federal University, Kazan, Russia

* Corresponding author (leona31[at]yandex.ru)

Abstract

The current stage of media development is characterized by the rapid development of new media formats that can improve the efficiency of media. The article considers a podcast as an audio or video file for transmitting information in traditional media. Analysis from the perspective of digital access, institutional factors and personnel characteristics enables describing a podcast as a format for simplified presentation of information, which combines rich content and freedom of interpretation, and constitutes the innovative potential of podcasts as a new media format.

Keywords: format, media format, podcast, media reality, innovative potential of podcasts, traditional media. 

Введение

Современная медиареальность становится стимулирующим фактором для внедрения новых медиаформатов в практику средств массовой информации. В этом контексте выделяются два основных аспекта, способствующие повышению эффективности медиавоздействия. Первый аспект связан с необходимостью учета потребностей и нужд аудитории в деятельности СМИ и создания максимального удобства для потребителя информации. Второй аспект – технологический – характеризуется степенью доступности формата, стремлением к максимизации этого процесса. Эти аспекты проявляются в условиях смены моделей и средств потребления контента, когда одним из трендов становится идея кроссплатформенного контента, направленная на активизацию поведенческих моделей аудитории и развитие сервисов нелинейного контента, позволяющих аудитории формировать собственную повестку дня.

Обозначенные выше особенности становятся своеобразным пусковым крючком для процессов гиперактивизации различных новых медиаформатов, позволяющих приблизить контент, производимый журналистами, к аудитории – потребителю, учитывая его основные потребности и ситуативные интересы. Именно на этом акцентируют внимание теоретики постмодернизма, подчеркивая, что эгоцентризм, направленный на удовлетворение инстинктов, желаний, потребностей человека, определяет сейчас основные направления развития отраслей общественных знаний, в том числе и медийной культуры, придавая ей ярко выраженный характер мультимедийности [1]. Потребитель становится при этом главной фигурой, изменяющей и форматирующей все известные способы взаимодействия и медиапрактики. Появляется новый вид взаимодействия с аудиторией – игровой, который М.Г. Шилина характеризует как такую модель поведения, потребления и коммуницирования, в которой важна активная роль адресата, его высокая вовлеченность и несомненная эмоциональность [2].

По мнению Е.А. Зверевой, постмодернистская эпоха отличается стремлением к получению удовольствия за счет развлечений [6]. Это свойство аудитории многими исследователями массовой культуры отмечается в качестве доминанты потребления продуктов масс-медиа [3]. Любая информация должна приносить максимум удовольствия вне зависимости от содержания. На этом фоне СМИ находятся в постоянном поиске новых форматов своей продукции, которые, как справедливо замечает В.К. Сергеева, должны помочь решить задачи повышения информативности масс-медиа с одновременным удовлетворением большего количества потребностей аудитории [4. C. 50]. На этом же акцентируют внимание и эксперты, констатируя существование тренда, связанного со сменой формата СМИ, что само по себе является свидетельством постепенной трансформации медиа-рынка [5]. Формат СМИ меняется, по мнению экспертов, вслед за изменением формата медиа-потребления: уменьшение экрана смартфона, главной площадки медиа-потребления, ведет к неизбежному изменению форматов подачи информации.

Исходя из того, что новая роль потребителя задает основные векторы развития журналистского взаимодействия, актуальность исследования вопросов, связанных с порождением и внедрением новых форм медиапрактики, не вызывает сомнений. Игра с аудиторией, как полагает Е.А. Зверева, базируется на процессе обретения консьюмером черт просьюмера и вовлечения его в построение своего небольшого медиамира, что приводит к объективной необходимости в использовании новых медиаформатов трансляции контента на различных платформах [6]. Таким требованиям отвечает новый тип подачи информации – подкасты, анализу особенностей которых и посвящена данная статья. Целью стало выявление инновационного потенциала подкастов как формата и технологии подачи информации в современных СМИ.

Методы и принципы исследования

Для выявления инновационного потенциала медиаформата подкастов было предпринято комплексное теоретическое исследование данного медиа-явления. Теоретический анализ позволил выявить специфику понятия «подкаст», а функциональный анализ более 300 выпусков подкастов за 2019 год таких русскоязычных изданий, как «Российская газета», «Коммерсант», «Медуза», радио «Маяк», радио Arzamas, радио «Говорит Москва», телеканал «Дождь» по случайно выборке – определить их инновативный характер.

Анализ проводился на основе следующих критериев: цифровой доступ (наличие контента на доступных цифровых платформах); институциональные факторы, которые влияют на создание цифрового контента для подкастов (управление вниманием аудитории, учет аудиторных интересов при выборе темы и предмета обсуждения, ситуативность в выборе предмета обсуждения, использование социальных акцентов), кадровые характеристики (требования к авторам).

Основные результаты

Установлено, что формат определяется как своеобразный маркер того, что ложится в основу сценария коммуникации – это позволяет отличать разные по направленности медиатексты в самом широком смысле. Формат в медиа, по мнению А.Г. Пастухова, является не чем иным, как продуманной медиастратегией в отношении репрезентации определённой темы для реализации стандартизированных процессов на основе использования правил, охватывающих организацию языкового материала и внешние параметры [7. С. 150]. Соответственно, создаваемый в каждом конкретном случае медиатекст является отражением специфического медийного формата. Этот феномен характеризуется исследователями как своеобразный алгоритм формирования картины реальности, что способствует понижению мотивации аудитории к анализу получаемой информации [8. С. 10.]

На особую миссию термина «формат» обращает внимание Т.И. Сурикова, по мнению которой, он позволяет определить и упорядочить профессиональное поле журналистики, компенсируя размытые под воздействием технологической революции понятия жанр и стиль [9]. Исходя из этого, формат может быть представлен как некий образ, свод правил и логика информирования, в основе которых лежит «не простая передача информации, а её структурирование по временным и пространственным критериям» [7. С. 151].

Таким образом, формат в медиакоммуникации может быть определен как форма подачи и построения (структурирования) информации. В рамках медиаформата определяется соотношение содержания, структуры и особенностей подачи информации/информационного продукта в соответствии с особенностями аудитории – потребителя данной информации. Формат во многом определяется той целевой аудиторией, для которой и создаются информационные продукты. Анализ теоретических исследований позволил выделить основные признаки медийного формата: направленность на целевую аудиторию (учет признаков целевой группы); повторяемость (цикличность) признаков подачи информации; временная протяженность (континуальность); программируемость с наличием программных элементов (язык, имиджевые особенности, стилистика и т.д.) в процессе подачи информации/информационного продукта; связь с общепринятыми правилами/канонами подачи информации (презентационными характеристиками), актуальными на данный момент [10], [11].

Определяя подкасты как новый медийный формат, исследователи делают акцент на особом способе публикации в цифровом пространстве Интернета специально созданного контента [12. С. 98], [13. С. 305]. Одной из отличительных черт этого медиапродукта является звуковая подача информации при помощи звучащего слова или изображения (в случае с видеоподкастами), использование преимущественно разговорного стиля изложения, упрощенность подачи информации, порой о сложных явлениях, обогащенная при этом личностным взглядом на основе анализа собственного опыта ведущего или приглашенного. Гостевые выпуски также упрощены, несмотря на экспертную составляющую контента.

Анализ подкастов позволил выделить следующие особенности их функционирования в действующих изданиях:

  1. Высокая степень оперативного журналистского реагирования на события, отражаемые на страницах и в эфире основных выпусков издания. Это находит выражение в достаточно тесной связи тем и проблематики выступлений в подкастах с основными направлениями информационной политики издания.
  2. Подкасты позволяют расширить аудиторию издания (газеты радио и телеканала) за счет насыщения разнообразием мнений контента подкаста. Это достигается широким экспертным контентом, представляющим в 87 % изученных медиатекстов, основное тело медиапродукта; форматами беседы и комментария, которые позволяют включить в медиатекст подкаста ситуативные элементы (аудиторные комментарии, письма, вопросы, лайфхаки), как, например, в подкастах «Как жить?» (Медуза), «Психология на Дожде» (ТК «Дождь»), «Хочу все знать» (радио «Маяк»), «Виват история» (радио «Говорит Москва») и пр.
  3. К наиболее важным институциональным факторам, влияющим на создание цифрового контента для подкастов, относятся: 1) управление вниманием аудитории осуществляется в основном за счет точного выбора темы выступления подкастера, что позволяет удерживать ее и повышать консьюмерскую активность; 2) учет аудиторных интересов при выборе темы и предмета обсуждения позволяет работать с определенным аудиторным пластом, акцентируя внимание на тех его особенностях, которые делают подкаст и его контент востребованным, однако и позволяют расширить его влияние на другие аудиторные группы, сформировать «партизанскую» группу распространителей информации, активных создателей повестки дня; 3) ситуативность в выборе предмета обсуждения с акцентом на социальной значимости обсуждаемой проблемы позволяют актуализировать содержание подкаста, что повышает его значимость для потребителя.
  4. Одним из важнейших приемов создания контента в формате подкаста является прием персонификации, позволяющий олицетворять звучащую информацию, делать ее особо запоминающейся и проникающей в сознание аудитории при кажущемся упрощении восприятия.
  5. Подкасты обладают высоким потенциалом интерактивности, поэтому СМИ используют их для привлечения аудитории, организуя ее при помощи разговорного контента. Это свойство подкастов роднит их с форматами блогосферы, привлекательность которой во многом складывается из широких возможностей свободного обмена мнениями. Также следует отметить возможности для расширения аудитории путем размещения аудиопродуктов на сайте медиа.
  6. Подкасты способствуют переупаковке контента основного СМИ. Так до 65 % изученных медиатекстов основаны на материале, опубликованном в СМИ – в основе это лонгриды, озвучивание которых в подкастах способствует повышению доступности контента (особенно популярным такой формат становится у крупных производителей лонгридов – изданий «Коммерсант», «Медуза»)
  7. Типологически выделяются следующие тематические подкасты: а) музыкальные специализированные, содержащие рассказы о музыке и композиторах, концертах, исполнителях (подкасты «Российской газеты» проекта «Кинократия», подкасты радио «Маяк»); б) специализированные спортивные; в) специализированные литературно-художественные, представленные аудиоблогами, включая аудиокниги и аудиолекции; г) специализированные геймерские; д) образовательно-познавательные (подкаст «Хочу все знать» радио «Маяк», подкасты «Медузы», подкаст «Виват история» Александры Ромашовой и Сергея Виватенко радио «Говорит Москва»); е) информационно-новостные (эксклюзивная информация, эксклюзивные мнения); ж) документальные (рассказ о событии исторического значения на основе свидетельств и документов – таким является подкаст «Шурави» Сергея Простакова МБХ медиа об Афганской войне 1979-1989 гг.); з) дневниковые, включая и травелоги (подкасты о путешествиях, программе перехода на здоровый образ жизни и пр.). Отмечается развитие нишевых подкастов разной тематической направленности (экономика, финансы, иностранные языки, история и пр.).

Обсуждение

Технология подкастинга, создаваемого в действующих СМИ, построена на использовании тех же правил и принципов, что и при создании аудио и видео-продуктов для радиоканалов/телеканалов, но чаще всего отличается тем, что подкасты предоставляют авторам – журналистам – большую свободу выбора тем для обсуждения, что связано с относительной самостоятельностью подкаста как медийного продукта и одновременно – медийного канала в структуре традиционных медиа. Таковы, например, подкасты «Российской газеты» проекта «Кинократия», посвященного искусству кино (подкаст «Почему Rammstein стали "русской народной группой". Наш подкаст»). Они сопровождаются мультимедийными материалами (видео, инфографикой, визуализацией) и предоставляют аудитории выбор средств потребления и формирования контента, включая ее в процесс создания личной повестки дня. Также важным при характеристике подкаста является то, что принцип передачи информации при помощи звучащего слова включает процесс создания атмосферы эмоциональной близости – «наедине со всеми», когда, используя невербальную составляющую звучащей речи, возможности интонации, ведущий может расширить границы смысла сообщаемого и стимулировать творческое воображение. Сочетание двух этих сторон – насыщение содержанием и свобода интерпретации – является основой инновационного потенциала подкастов как нового медиаформата.

Определяя подкасты, теоретики и практики медиакоммуникаций все более склоняются к мнению о том, что подкастинг – это технология, интегрировавшая накопленные коммуникационными каналами приемы и способы работы со звучащей информацией – это звуковые шоу, позволяющие создавать особый – личностно-окрашенный контент, так востребованный потребителем. Среди безусловных преимуществ подкастов О. Штейнберг выделяет возможность прослушивания контента тогда, когда другие формы потребления невозможны; фоновое прослушивание, что порождает такие форматы потребления, как обучение/самообучение «на ходу» (например, подкасты Елены Кеслер «Анатомия рекламы» и Андрея Шаркова «Берись и делай»), развлекательно-образовательный формат, формат доверительной беседы (подкаст «Брендятина» Рустама Вахидова и Сергея Стиллавина на радио «Маяк») [14]. Свободный стиль доверительной беседы, в котором проводятся большинство подкастов, позволяет определять их как радио по интересам, что является немаловажным для продвижения бренда СМИ, в которое вписаны подкасты, и делает их активным инструментом маркетинга.

Заключение

Таким образом, технология подкастинга в действующем СМИ предполагает высокое качество предлагаемого аудитории материала, точное определение тематического пространства подкаста, информационную насыщенность материала, фактчекинг и вместе с тем, широкий набор средств для выражения авторской позиции и авторского отношения: от личностной – субъектной детализации пространства события до высокопрофессионального обобщения и типизации – создания типических картин и образов. Такими предстают подкасты и их авторы в изданиях «Медуза», «Российская газета», «Коммерсант». Многие издания имеют собственные платформы для подкастов, к ним, прежде всего, следует отнести «Медузу», «Российскую газету», «Коммерсант», «Маяк», «Дождь» и пр. Платформы интегрированы в сайты и работают как отдельные вкладки, что позволяет сделать доступным контент подкастов широкой аудитории.

Подкасты как технология подачи информации обладают инновационным потенциалом, который заключается в сочетании информационной насыщенности с неограниченной авторской свободой в интерпретации информации. Это позволяет действующим СМИ использовать интегративные возможности подкаста для расширения аудитории, перекомпоновки контента и развития медиакоммуникаций.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Елинер И.Г. Феномен мультимедийной культуры / И.Г. Елинер// Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 75-79.
  2. Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / М.Г. Шилина // Электронный журнал «Медиаскоп». – 2009. – Вып. 3. – URL: http://www. mediascope.ru/ (дата обращения: 12.06.2019).
  3. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура / А.Г. Пастухов // Учёные записки Орловского государственного университета. – 2015. – №1(64). – С. 182-188.
  4. Сергеева В.К. Стратегия Digital publishing: опыт мультимедийного журнала / В.К. Сергеева // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. – Серия: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 6: Журналистика. – С. 48-56.
  5. Абзалов Д. Современные медиа: борьба форматов? [Электронный ресурс] / Д. Абзалов, Д. Ицкович, П. Салин // Полит. Ру. – 08 августа 2017. – URL: https://polit.ru/article/2017/08/08/media/ (дата обращения: 12.06.2019).
  6. Зверева Е.А. Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий / Е.А. Зверева // Вестник НГУ. – Серия: История, филология. – 2013. – Том 12. – Выпуск 10: Журналистика. – С.49-55.
  7. Пастухов А.Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий / А.Г. Пастухов // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2015. – № 5 (68). – С. 148-153.
  8. Чижик А.В. Новые медиа форматы в массовой культуре эпохи цифровых технологий: культурологический анализ : дис. … канд. культурол. наук : 24.00.01 : защищена : 29.10.2018 / Чижик Анна Владимировна. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – 180 с.
  9. Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации / Т.И. Сурикова // Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ: Материалы метод. семинара каф. стилистики и русского языка ф-та журналистики МГУ 20 мая 2009 г. // Электронный журнал «Медиаскоп». – 2009. – URL: http://www.mediascope.ru/node/416 (дата обращения: 12.08.2019).
  10. Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики / Н.В. Куницына // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Отв. ред. А.Г. Пастухов. – Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГИИК», ООО «Горизонт», 2013. – С. 183-193.
  11. Солганик Г.Я. Общие замечания о формате и жанре [Электронный ресурс] / Г.Я. Солганик // Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ : Мат-лы метод. семинара каф. стилистики и русского языка факультета журналистики МГУ 20 мая 2009 г. // Электронный журнал «Медиаскоп». – 2009. – URL: http://www.mediascope.ru/node/416 (дата обращения: 12.08.2019).
  12. Градюшко А. А. Основы интернет-журналистики / А. А. Градюшко. – Минск: БГУ, 2012. – 234 с.
  13. Лукина М. М. Интернет-СМИ / М. М. Лукина. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 348 с.
  14. Штейнберг О. Buman Media: Корпоративный подкаст? Да! [Электронный ресурс] / О. Штейнберг // Sostav.ru. – 28 октября 2019 года. – URL: https://www.sostav.ru/publication/olga-shtejnberg-buman-media-korporativnyj-podkast-da-39980.html (дата обращения: 12.12.2019).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Eliner I. G. Fenomen mul'timedijnoj kul'tury [The phenomenon of multimedia culture] / I. G. Eliner// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University]. – 2009. – № 321. – P. 75-79. [in Russian]
  2. SHilina M. G. Mediakommunikaciya: tendencii transformacii. Novye paradigmy issledovanij massovyh kommunikacij [Media communication: transformation trends. New paradigms of mass communication research] [Electronic resource] / M. G. SHilina // Elektronnyj zhurnal «Mediaskop» [Electronic journal "Mediascope"]. – 2009. – Ed. 3. – URL: http://www. mediascope.ru/ (accessed: 12.06.2019). [in Russian]
  3. Pastuhov A. G. O granicah media: novye media i novaya medijnaya kul'tura [On the boundaries of media: new media and new media culture] / A. G. Pastuhov // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Oryol state University]. – 2015. – №1(64). – P. 182-188. [in Russian]
  4. Sergeeva V. K. Strategiya Digital publishing: opyt mul'timedijnogo zhurnala [Strategy Digital publishing: the experience of multimedia journal] / V. K. Sergeeva // Vestn. Novosib. gos. un-ta [Bulletin of Novosibirsk state University]. – Seriya: Istoriya, filologiya. – 2012. – V. 11, ed. 6: ZHurnalistika. – P. 48-56. [in Russian]
  5. Abzalov D. Sovremennye media: bor'ba formatov? [Modern media: the struggle of formats?] [Electronic resource] / D. Abzalov, D. Ickovich, P. Salin // Polit. Ru. – 08.08.2017. – URL: https://polit.ru/article/2017/08/08/media/ (accessed: 12.06.2019). [in Russian]
  6. Zvereva E. A. Novye mediaformaty translyacii kontenta zhurnal'nyh izdanij [New media formats for broadcasting magazine content] [Electronic resource] / E. A. Zvereva // Vestnik NGU [Bulletin of Novosibirsk state University]. – Part: Istoriya, filologiya. – 2013. – V. 12. – Vypusk 10: ZHurnalistika. – P.49-55. [in Russian]
  7. Pastuhov A. G. Mediazhanry i mediaformaty: k razgranicheniyu ponyatij [Media genres and media formats: of differentiation of concepts] / A. G. Pastuhov // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Oryol state University]. – 2015. – № 5 (68). – P. 148-153. [in Russian]
  8. CHizhik A. V. Novye media formaty v massovoj kul'ture epohi cifrovyh tekhnologij: kul'turologicheskij analiz [New media formats in mass culture of the digital age: cultural analysis]: dis. … kand. kul'turol. nauk : 24.00.01 : zashchishchena : 29.10.2018 / CHizhik Anna Vladimirovna. – M.: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 2018. – 180 p. [in Russian]
  9. Surikova T. I. Smyslovoe pole ponyatiya «format» v massovoj kommunikacii [The semantic field of the concept of "format" in mass communication] / T. I. Surikova // Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennyh SMI: Materialy metod. seminara kaf. stilistiki i russkogo yazyka f-ta zhurnalistiki MGU 20 maya 2009 g. [Dynamics of development of formats and genres in modern media: Materials method. seminar, DEP. stylistics of the Russian language and faculty of journalism of Moscow state University may 20, 2009] // Elektronnyj zhurnal «Mediaskop» [Electronic journal "Mediascope"]. – 2009. – URL: http://www.mediascope.ru/node/416 (accessed: 12.08.2019). [in Russian]
  10. Kunicyna N. V. Mediaformat kak stilevoj oblik sovremennoj zhurnalistiki [Media format as a stylistic image of modern journalism] / N. V. Kunicyna // ZHanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Genres and types of text in scientific and media discourse: inter-University. sat. nauch. tr.].Ed. 11. Editor. A.G. Pastuhov. – Oryol: FGBOU VPO «OGIIK», OOO «Gorizont», 2013. – P. 183-193. [in Russian]
  11. Solganik G. YA. Obshchie zamechaniya o formate i zhanre [General notes about the format and genre] [Electronic resource] / G. YA. Solganik // Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennyh SMI : Mat-ly metod. seminara kaf. stilistiki i russkogo yazyka fakul'teta zhurnalistiki MGU 20 maya 2009 g. [Dynamics of development of formats and genres in modern media: Materials method. seminar, DEP. stylistics of the Russian language and faculty of journalism of Moscow state University may 20, 2009] // Elektronnyj zhurnal «Mediaskop» [Electronic journal "Mediascope"]. – 2009. – URL: http://www.mediascope.ru/node/416 (accessed: 12.08.2019). [in Russian]
  12. Gradyushko A. A. Osnovy internet-zhurnalistiki [Basics of Internet journalism] / A. A. Gradyushko. – Minsk: BGU, 2012. – 234 p. [in Russian]
  13. Lukina M. M. Internet-SMI [Internet media] / M. M. Lukina. – M.: Aspekt-press, 2010. – 348 p. [in Russian]
  14. SHtejnberg O. Buman Media: Korporativnyj podkast? Da! [Buman Media: Corporate podcast? Yes!] [Electronic resource] / O. SHtejnberg // Sostav.ru. – 28 oktyabrya 2019 goda. – URL: https://www.sostav.ru/publication/olga-shtejnberg-buman-media-korporativnyj-podkast-da-39980.html (accessed: 12.12.2019). [in Russian]