К ВОПРОСУ О МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАЛОГО ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Саукова С. Н.
Российская Федерация, г. Ишим, ФГБОУ «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»
кафедра биологии и методики ее преподавания, старший преподаватель
К ВОПРОСУ О МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАЛОГО ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Аннотация
В работе проанализированы некоторые морфофункциональные показатели школьников в возрасте 15-17 лет, обучающихся в типовых общеобразовательных школах малого города. Полученные данные могут быть использованы при планировании учебно-воспитательной и спортивно-оздоровительной работы в массовых школах провинциального города.
Ключевые слова: функциональное состояние, морфофункциональные показатели, кардиореспираторная система
Key words: functional state, morfofunctional parameters, cardiorespiratory system
Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических условий негативно сказывается на состоянии здоровья современного человека. Особенно уязвима в этом плане оказалась наиболее чувствительная часть его популяции – дети.
В то же время в провинциальных городах зачастую отсутствуют критерии роста, развития и функционального состояния школьников, а потому существенно затрудняется социально-педагогическая, гигиеническая, профилактическая и лечебная работа с детьми в образовательных учреждениях.
Исходя из актуальности обозначенной выше проблемы, целью нашего исследования стало изучение морфофункционального состояния старших школьников малого города Западной Сибири.
Для оценки морфофункционального состояния нами было обследовано 300 старшеклассников – учащихся типовых общеобразовательных школ города Ишима (160 девушек и 140 юношей) в возрасте 15-17 лет в сентябре-октябре, декабре и апреле-мае 2010 – 2011 учебного года Всех испытуемых мы разделили на группы с возрастным интервалом в 1 год. Для обследования отбирались школьники, не болевшие последние две недели. Все исследования проводили с 8 до 12 часов, поскольку, по мнению биоритмологов, в этот период изучаемые нами показатели наиболее стабильны.
Нами были определены тотальные размеры тела: длина, масса и окружность грудной клетки (ОГК). На основании полученных данных с помощью метода «сигмальных отклонений» мы произвели оценку индивидуального уровня физического развития испытуемых.
Для исследования функциональных показателей кардиореспираторной системы определялись частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (АДС) и диастолическое (АДД) артериальное давление, , жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Расчетным методом определяли должные величины жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) и сравнивали фактические показатели с должными (% ЖЕЛ от ДЖЕЛ). При этом отклонения ±15% рассматривались нами как несущественные. Жизненный индекс – ЖЕЛ/кг массы тела (ЖИ) использовался для оценки соответствия фактически измеренного показателя ЖЕЛ массе тела. Также были произведены расчеты систолического (СО), минутного (МО) и должного минутного объема крови, ударного (УИ) и сердечного (СИ) индексов. По формуле Кердо был рассчитан вегетативный индекс (ВИК).
Для оценки типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку была использована проба Мартинэ-Кушелевского: 20 приседаний за 30 секунд.
Статистическую обработку данных проводили с использованием параметрического t-критерия Стьюдента. Различия считали достоверными при р < 0,05. Результаты представлены в виде M ± σ.
Проведенные исследования показали, что величина годового прироста морфологических параметров соответствует биологическому возрасту и нормативам роста и развития детей во всех обследованных группах юношей и девушек.
Длина тела юношей была достоверно больше таковой у девушек во всех возрастных группах испытуемых. Так, средний показатель роста 15-летних девушек составил 155,00 ± 1,03 см против 160,81 ± 1,99 см у юношей – ровесников (р < 0,05). В группах испытуемых в возрасте 16 и 17 лет эти показатели были соответственно 161,50 ± 1,12 см у девушек против 166,57 ± 1,57 см у юношей и 165,51 ± 0,92 против 172,85 ± 1,43 см.
Масса тела в отличие от длины является наиболее лабильным показателем, который легко меняется в зависимости от общего состояния организма, питания, режима дня, задержки или усиления выведения воды из организма, и зависит от роста (Шапошников, 1985, Апанасенко, 1983). При сравнении показателей массы тела учащихся 15-17 лет было статистически достоверное выявлено преобладание ее у юношей во всех возрастных группах.
Окружность грудной клетки у обследованных школьников незначительно увеличивалась с возрастом.
Рассчитанный нами индекс Вервека-Воронцова показал, что у старших школьников г. Ишима преобладает характерный для жителей Сибири мезоморфный тип телосложения (Никитюк, Чтецов, ), который с возрастом становится ближе к умеренной брахиморфии (юноши и девушки в возрасте 17 лет).
Анализ уровня физического развития по статистической системе ± 1,2 σ – отклонение показал, что большинство старшеклассников г. Ишима имеют средний уровень физического развития, но с возрастом происходит снижение числа школьников с высоким и выше среднего его вариантами. В группах обследованных юношей и девушек в возрасте 17 лет растет процент школьников с низким уровнем физического развития, высокий уровень физического развития не выявлен. С возрастом отмечен рост числа учащихся, у которых зафиксирован избыток массы тела.
При исследовании функционального состояния кардиореспираторной системы нами было отмечено, что осенью АДС в группе 16-летних юношей не отличается от аналогичного показателя у девушек-сверстниц, хотя в последующем у девушек АДС ниже, чем у юношей (р < 0,05). АДД у девушек этого возраста достоверно ниже, чем у юношей и в начале, и в конце учебного года. В группе 17-летних школьников более высокие значения АДС и АДД в течение всего учебного года были зафиксированы у юношей (р < 0,05).
У всех обследованных школьников имела место тенденция к снижению АДС и АДД к концу первого полугодия и возращению к исходному уровню к концу учебного года. АД ср было достоверно выше у юношей, но снижалось к концу первого полугодия (р < 0,05).
По нашему мнению подобные изменения со стороны гемодинамических параметров свидетельствуют о развивающемся у испытуемых в процессе учебы утомлении.
Следует отметить также, что сердечно-сосудистая система девушек находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы, о чем свидетельствует анализ ВИК, величины которого достоверно выше у девушек в возрасте 15-16 лет относительно таковых у юношей-ровесников в течение всего учебного года. Вероятно, в этом и причина более высоких показателей ЧСС, УИ и СИ у девушек указанного возраста осенью. У 17-летних испытуемых эти различия недостоверны.
Полученные данные свидетельствуют о более выраженной неэкономичности кровообращения у большинства обследованных девушек по сравнению с юношами. Этот факт подтверждают и данные расчетов фактического и должного МО: осенью и весной фактический МО превышает должный у юношей в среднем на 29%, зимой – на 38,5%, тогда кА у девушек соответственно на 67,3% и 84,6%.
Использование пробы Мартинэ-Кушелевского позволило установить, что у 30% обследованных школьников имели место неблагоприятные типы реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, а именно: гипертоническая, гипотоническая и реакция со ступенчатым подъемом АД.
Фактически определенная жизненная емкость легких была достоверно ниже должной в всех возрастных группах испытуемых, независимо от половой принадлежности. Таким образом, у 15-17-летних учащихся г. Ишима можно констатировать недостаточное развитие аппарата внешнего дыхания. Это подтверждается и расчетом ЖИ, который оказался достоверно ниже нормы у всех испытуемых за исключением юношей 15 лет, в группе которых этот показатель соответствует нижней границе нормы.
Выполненные нами исследования позволили проследить возрастную динамику морфологических и функциональных показателей старших школьников в условиях типовой общеобразовательной школы провинциального города. Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся может способствовать их нормальной адаптации к учебной деятельности и сохранению здоровья.
Литература
1. Ванюшин М. Ю., Ситдиков Ф. Г. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов к физической нагрузке повышающейся мощности [Текст] : дис. – Казань : [Изд-во Казан. гос. пед. ун-та], 2003.
2. Виноградов В. E. Чувствительность реакций кардиореспираторной системы квалифицированных спортсменов при утомлении и возможности её коррекции внетренировочными средствами //К.: НУФВСУ. – 2001.
3. Хайруллин Р. Р., Ванюшин Ю. С., Никонова В. Г. Типы адаптации кардиореспираторной системы спортсменов при нагрузке повышающейся мощности //Теория и практика физической культуры. – 2009. – №. 10. – С. 90-92.