ПРОЦЕСС ВИКТИМИЗАЦИИ В РАМКАХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ГИГИЕНЫ НАСЕЛЕНИЯ

Научная статья
Выпуск: № 2 (33), 2015
Опубликована:
2015/08/03
PDF

Надараиа З.Г.

Ст. преподаватель кафедры уголовного права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

ПРОЦЕСС ВИКТИМИЗАЦИИ В РАМКАХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ГИГИЕНЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В данной работе рассмотрены основные процессы, способствующие превращению среднестатистической личности в жертву антисоциальных культов в следствие низкого уровня религиозной гигиены у населения, по мнению автора.

Nadaraia Z.G.

Senior Lecturer, Department of Criminal Law Institute Krasnoyarsk State Agricultural University

THE PROCESS OF BECOMING A VICTIM OF CULTS

WITHIN CRIMINOLOGICAL THEORY OF RELIGIOUS HYGIENE

Abstract

In this paper describes the main processes contributing to the transformation of the average person in the victim antisocial cults in consequence of the low level of religious health of the population , according to the author.

Криминология, как уголовная философия, всегда интересовалась процессом становления среднестатистической личности жертвой преступлений разного вида, делая их особую классификацию в зависимости от насилия,  прилагаемой противоположенной личностью для материализации своей мысленной модели. В данной классификации особое и весьма почетное место занимает личность жертвы, пострадавшей от деятельности нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности (антисоциальных культов).

Несмотря на пугающее число антисоциальных культов в постсоветской России, их основатели ограничены в проповедуемой идеологии из-за относительно небольшого количества религиозных учений в мире. Многочисленность подобных объединений можно объяснить только возможностью различных интерпретаций традиционных религиозных учений.

Основатели и лидеры подобных культов также ограничены в используемых методах воздействия в зависимости от преследуемой цели. И общество, по крайней мере, отдельные его представители точно также ограничены в вариантах своего поведения  в отношении предлагаемого учения и методов приобщения к последнему.  Прежде всего, их положительная, отрицательная или нейтральная реакция зависит от психоэмоционального, социального, материального состояния и эмоционально-волевых качеств личности (в данном случае индивида). В случаях положительной реакции индивида на предлагаемую интерпретацию сверхъестественных сил мы можем наблюдать зачатие процесса виктимизации  -  становления жертвой преступления.

При изучении антисоциальных культов и их жертв, мы пришли к выводу о необходимости деления последних на определенные группы в зависимости от их отдаленности от эпицентра антисоциальных событий:

  • активные жертвы - последователи (приверженцы) антисоциальных культов;
  • пассивные жертвы - близкие люди (родственники) последова­телей;
  • нейтральные жертвы - общество в целом, т.е. неограниченное количество лиц.

При этом, жертва рассматривается как уникальный индивид, страдающий от нарушения справедливости (морального и правового идеала), часто не осознавая нравственность и противоправность происходящего.

Основными жертвами в данном случае являются по­следователи антисоциальных религиозных объединений, так как им причиняется вред созна­тельно. Они обречены на роль жертвы в момент приня­тия решения о членстве в культе:

  • согласно ст. 239 УК РФ становятся соучастни­ками преступления (часто не подозревая об этом);
  • в отношении них используются нелегитимно спо­собы воздействия, в том числе и на психику;
  • принуждают к антисоциальным (часто и к пре­ступным) действиям в отношении других лиц во «благо» своих бо­жеств;
  • часто «добровольно» передают свое имуще­ство в пользу «божеств» ради спасения своей души;
  • существует вероятность самоагрессии в виде самоубийств (иногда массовых) среди последователей. В этом есть, к сожалению, исторические корни. Так, напри­мер, в дореволюционной России, по исследованиям А. Левенстима, было весьма значительное число преступлений, возникающих на почве веры в кол­довство. Он приводит случаи человеческих жертвоприноше­ний во время голода и эпидемий, убийства колдуний и ведьм, избавления от детей с телесными аномалиями, разрывания могил для добывания та­лисманов, изнасилования невинных девушек и т.п. Ужасной иллюстра­цией к исследованиям А. Левенстима могут послужить события, имевшие место в западной части России в конце 1886г. и начале 1897 г.: двадцать шесть человек, по своим религиоз­ным убеждениям, добровольно уморили себя голодной смертью, позво­лив замуровать себя заживо в ямах.

Несомненно, что основную роль в трагедиях этих людей играет от­рицательное воздействие на их психику со стороны лидеров иссле­дуе­мых объединений. В некоторых случаях жертва может быть спрово­ци­рована осознанием всего происходящего с ней, той безысходной си­туа­цией, в которой она оказалась «благодаря» своим наставникам. Не ис­ключено и то, что суицидальные акты носят демонстративный и про­тестный характер. Так, как в любом самоубийстве присутствует элемент мести, это может быть месть по отношению к своим близким людям, об­ществу, государству, обстановке и т.д., так и показателем своего пре­восходства над другими «мучающимися» в этом мире людьми, или «гром­ким» протестом против всего.

Во многих антисоциальных религиозных объединениях существо­вание последователей построено таким образом, что они должны отка­заться от своих прежних привязанностей, привычек, связей, включая семей­ные. Опасность состоит еще и в том, что у близких людей не­редко возникают длительные стрессовые реакции на развал семьи, на фактическую потерю родных и близких. По мнению психиатров в упо­мянутой проблеме есть еще особой негативный аспект, речь идет о со­циальных сиротах, то есть фактических сиротах при живых родителях. Будучи брошенными «верующими» родителями, дети и подростки обречены на тяжелые психические травмы. Факты свидетельствуют, что социальные сироты имеют в последующей жизни высокий риск и кри­минального поведения и психической заболеваемости.

Совершенно другая ситуация складывается в случаях, когда происходит передачи сво­его имущества в пользу этих объединений, что является составной, ино­гда и основной частью деятельности многих культовых образова­ний. Эта передача всегда происходит «добровольно» после соответст­вую­щего внушения и закрепления установки, что это необходимо для их «спасения». Такие действия у многих последователей, не страдаю­щих расстройствами психики, происходят под влиянием исповедуемого уче­ния. Однако у психически больных передача имущества происходить под влиянием, как своей болезни, так и под несанкцио­ниро­ванным воздействием на их психику. Так, например, человеческое ухо не способно слышать звуков выше 20000 герц и ниже 20 герц. Все, что выходит за пределы этого диапазона, человек, тем не менее, может почувствовать. Отсюда берутся не только пресловутые «бабочки в животе», но и беспричинное чувство тревоги. Всему виной - высокие и низкие вибрации. Порой они даже вызывают приступы паники у животных и людей. Очевидно, что в таком со­стоянии психически больной человек не может понимать значение своих дейст­вий и руководить ими.

Своего рода уникальным явлением является нахождение потенциальных жертв, осознающих антисоциальность происходящего, свое ан­тисоци­альное поведение, но тем менее, продолжающих пребывать, при­чем добровольно в исследуемых объединениях. Основную группу в по­доб­ных ситуациях составляют люди молодого возраста 16-22 лет, ко­то­рым интересно попробовать альтернативную жизнь. Особенно в та­ком возрасте их внушаемость повышается в состоянии покоя и релакса­ции, при сильном эмоциональном возбуждении, крайнем утомлении, при принятии алкоголя, низком уровне образования и т.д. Так, напри­мер, в Школе Шамбалы (Сотиданандана йога-центр, г.Новосибирск) под ру­ководством Шри Джнан Аватар Муни (настоящее имя Руднев Кон­стантин Дмитриевич), молодые люди регулярно занимались кол­лек­тивными медитациями, танцевальными и йогическими упражнениями. Лидеры практиковали занятия тантра-йо­гой. В их понимании сексуальная «магическая» практика. Наиболее предан­ные последователи поселялись в «ашраме», где якобы имеются «особые» условия для духов­ного роста. Для простых членов ашрама сон - 3 часа, скудная вегетари­анская пища, непрерывная работа, частое физическое насилие, иногда в садистских формах, для женщин – «тантра-практики», почти треть по­следователей были заражены ВИЧ инфекцией. В это время «настав­ники» тщательно следили, не упуская ни малейшей провин­ности, читая импровизированные лекции (для «духовного совершен­ствова­ния»). Практиковали «коллективная медитация» - проклятие на вра­гов, например, на досадивших соседей, но особенно - на тех, кто оставил культ. Другие люди, не члены данного объединения назывались «мышами», по отно­шению к ним допустимо воровство, обман и насилие.

В подобных случаях мы усматриваем опасность для общества в двух плоскостях:

  • их деятельность разлагает людей, причиняет им невосполнимый душевный и материальный вред, практи­чески делает их бесполезными не только для общества, но и для своих семей. Психика последователей настолько меняется, что бросают своих детей, родных и близких людей, все они становятся чуждыми и ненуж­ными, главное место в их жизни занимает «новые откровения и виде­ния»;
  • они опасны при выборе жертвы для своих культо­вых ритуалов, при этом могут пострадать абсолютно непричастные к культу люди. Например, как в случае террористиче­ского акта, устроен­ного в Японии «АУМ Синрике» для репетиции «Конца Света» 20 марта 1995г.

С абсолютной уверенностью можем сказать, что утверждение о нахо­ждении (а мы признаем их главными жертвами) в исследуемых объеди­нениях только молодежи (несомненно, их преобладающее боль­шин­ство), малообразованной части населения (так называемая, соци­альная болезнь нищих и неграмотных) или людей с большим воображе­нием неверно. Последователем, т.е. жертвой может стать любой среднестатистический человек, сопри­коснувшийся с ними, в зависимости от эмоционального состояния в момент контакта, наличия у индивида религиозной гигиены, и самое главное, на наш взгляд, не от уровня  образования, а воспитания, прежде всего в се­мье. При этом надо учитывать, что люди страдающие расстройствами психики легко становятся жертвами подобных объединений, интерес к этой категории лиц вызван в зависимости от наличия у последних иму­щества и способностей к работе.

И, в заключении, процесс виктимизации в антисоциальных культах –  это превращение среднестатистической личности в жертву культового преступления, прежде всего, связан со следующими факторами:

  1. С искаженным восприятием религиозной веры ин­диви­дом, в зависимости от его состояния в момент приобщения к другой трактовке традиционных ценностей. К чему могут способствовать все известные факторы, влияю­щие на формирование личности жертвы, такие, как среда воспитания, уровень образо­вания, жизненный опыт человека, определенная ситуация и др. но, прежде всего способность личности адекватно воспринимать суще­ст­вующую реальность и неагрессивно реагировать на естественную потребность человека в сверхъестественных силах;
  2. Сильнейшее воздействие на психику потенциаль­ной жертвы оказывает само исповедуемое учение и способы при­обще­ния к нему;
  3. К сожалению, человечество имеет отрицательный и дли­тельный опыт жертвоприношения людей в ритуальных целях, что мо­жет проявляться в настоящее время как религиозный атавизм в виде самопожертвования во «благо» культа. Велика и роль положительной религиозной мутации, которую прошел современный человек до времени кристаллизации современных, традиционных и социально полезных религиозных учений постепенно усовершенствовав свое представление о сверхъестественных силах, оставляя при этом тупиковые культовые ветви, как в исторической, так и в генетической памяти человека.

 

Литература

  1. Надараиа, З.Г. Криминологическое исследование атипических религиозных объединений / З.Г. Надараиа - // монография. Saarbrücken: «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2011. 214с.

References

  1. Nadaraia, Z.G. Kriminologicheskoe issledovanie atipicheskih religioznyh ob#edinenij / Z.G. Nadaraia - // monografija. Saarbrücken: «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2011. 214s.