СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Николаева Л.С.¹, Чумакова Т.Н.², Беликова К.С.³
¹Проф., доктор философских наук; ²доцент, кандидат педагогических наук; ³аспирант, Новочеркасская государственная мелиоративная академия
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация
В статье дан социально-философский анализ трансформации ценностных ориентаций и воспитания личности российского студенчества.
Ключевые слова: трансформация, ценности, ценностные ориентации, воспитание, студент.
Nikolaeva L.S.¹, Chumakova T.N.², Belikova K.S.³
¹Professor, Doctor of Philosophy; ²associate professor, candidate of pedagogical sciences; ³graduate student Philosophy and pedagogics department, Novocherkassk state land improvement academy
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF TRANSFORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE STUDENT IDENTITY
Abstract
The social and philosophical analysis of transformation of valuable orientations of the student identity is presented and the problems of education of the identity of the Russian students is given.
Keywords: transformation, values, orientations, education, student.
Современное общество постепенно формирует в сознании молодых людей образ удачливого дельца, хозяина жизни. С одной стороны неплохо, якобы есть возможность успешной социализации, а с другой - есть ли на планете хоть одна человеческая общность (будь то нация или племя), где все являются успешными образованными индивидуалистами? Подобный образ опасен тем, что создает тенденции к разъединению людей не только между нациями, но и внутри нее. Однако, необходимо отметить, что в обращении лидеров медиаиндустрии к журналистскому и издательскому сообществу, указывается, что «традиции терпимости это многовековой фундамент нашего государства. Средства массовой информации должны предложить читателям, слушателям, зрителям единственно приемлемый способ бытия, основанный на взаимопонимании и уважении, межнациональном согласии и толерантности» [6].
Согласно исследованиям Е.Г. Глазкова, М.Т. Дмитрук [2] именно терпение и понимание должны быть неотъемлемыми ценностями педагогического труда. В.Г. Пеккель [7] к терпению и пониманию приписывает доброту, искренность, справедливость и требовательность. Однако, все эти ценностные качества личности воспитываются в течение всей жизни. М.И. Станкин [9] предлагает психологическую методику, направленную на формирование выше перечисленных качеств. В основе методики - отключиться от своих собственных забот, наконец - то увидеть окружающий мир и вступить с ним в конструктивное общение. Смысл методики очень похож на философскую формулировку понятия личности в плане ощущения себя единым целым со всем Миром. Именно через общение, считает М.И. Станкин [9], возможно изменить самого себя, отшлифовать свои положительные качества, но при этом необходим позитивный настрой. Однако, какой бы позитивный настрой не был бы у преподавателя, эффективный учебный процесс невозможен без самостоятельной работы студентов. Эту мысль поддерживают В.Г. Куценко и В.Н. Липник [4]. Заинтересованность учебным процессом и преподавателя и студента, называют эти исследователи главной мотивационной ценностью всего учебно-воспитательного процесса. Как отмечалось ранее, среднее специальное образование - социальный институт. И как любой социальный институт зависит от общественных изменений. В.Т. Лисовский [5], анализируя «перестроечную» ситуацию 90-х годов пишет о том, что «самый большой вред делу воспитания молодежи нанесли общий упадок нравственности в обществе, массовое лицемерие, политическая трескотня, постоянное нарушение единства слова и дела» [5]. Так же как и многие социологи (в частности Сорокин), В.Т. Лисовский придерживается преемственности духовного (да, впрочем, и материального) наследия поколений. Молодежь 90-х, по мнению В.Т. Лисовского, оказалась (по сравнению с шестидесятниками) в более худшей ситуации, так как последние жили и учились по более или менее стабильной системе обучения и воспитания, которая строилась на принципах долгосрочного планирования. Большой вред для формирования нравственности молодежи (даже в наше время) наносит историческая мифология, когда отвергаются попытки серьезно и глубоко переосмыслить историю. В.Т. Лисовкий считает, что девизом многих из молодежи 90-х стал «А у нас нет идеалов». Огульное отрицание является не только следствием отсутствия достаточной политической культуры мышления, но и основой для возникновения мифов и утопий, упований на чудо. Место нравственных ценностей заняло «умение жить», приспособленчество и чинопочитание. В результате порядочность вышла из моды, упал престиж честного, упорного труда, резко возросло число корыстных преступлений молодежи.
«Современная молодежная среда заражена двумя идеологическими поветриями: патологическим желанием подражать всему заграничному; ориентацией на возможность обогащения как можно более кратким путем. Те, кто мало работает, получают много денег. И, наоборот, широко распространилась спекуляция, воровство, проституция» [5].
К сожалению, с В.Т. Лисовским трудно не согласиться, подобная ситуация характерна и для России XXI века. Материальный и духовный дефицит стал питательной почвой для настроений уныния и пессимизма, бесперспективности бытия, нетерпимости и озлобленности, идейного разброда. Уличный цинизм, как отмечает В.Т. Лисовский, формирует уличную «философию»: «хорошо живут только те, кто сумел урвать, трудом праведным не наживешь палат каменных». По данным В.Т. Лисовского [5] в число увольняющейся молодежи в возрасте до 30 лет по разным регионам составляет от 42% до 80%. Причем, в течение первого года работы увольняются почти 70% молодых людей.
Ожесточенность, безверие, ощущение своего бессилия, отсутствие надежды на то, что можно что-то изменить в своей жизни и в образе жизни общества; что можно честным путем добиться жизненного благополучия, формируют у молодежи нигилистическое отношение к действительности. И все это происходило (да и происходит) на фоне демографического старения населения. В 90-х годах отмечается рост преступности, жестокости, вандализма, пьянства и наркомании. Как отмечает В.Т. Лисовский к причинам, которые привели к подобной ситуации, можно отнести:
- распад социокультурной среды обитания и прежде всего кризис семьи как института социализации;
- ослабление социальной защищенности несовершеннолетних, жестокое обращение с ними родителей;
- невозможность удовлетворить потребности честным путем, экономические катаклизмы;
- кризис морали, упадок культуры, «дебилизация»общества;
- «саморазрушающее» поведение, неспособность к принятию самостоятельных решений, привычка быть постоянно «ведомым», «опекаемым»;
- усиление влияния асоциальных и антисоциальных структур;
- психопатология - рост числа детей с психическими отклонениями;
- разлагающее воздействие кино, порнобизнеса и части средств массовой информации.
Изменение ценностей в системе воспитания подрастающего поколения за последние двадцать лет довольно подробно изучили О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк [3]. Согласно их исследованиям, ценностная основа воспитания коммунистической молодежи была полностью рассмотрена в «Моральном кодексе строителя коммунизма» [8]. Нравственные принципы строителей коммунистического общества, провозглашенные Программой КПСС (1961 год) включали в себя: преданность делу коммунизма; любовь к социалистической родине и к странам социализма; добросовестный труд на благо общества; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга; нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь; гуманное отношение и взаимное уважение между людьми; честность и правдивость; нетерпимость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. [8].
Без преувеличения можно сказать, что «Моральный кодекс» был направлен на воспитание патриотизма, национального братства, гуманизма. Была выстроена четкая структура воспитательных целей на каждом уровне воспитания: октябрятской, пионерской, комсомольской, партийной организаций.
На сегодняшний день, большинство населения современной России не желает возвращения коммунистического воспитания. Как не странно, преобладающая часть негативно настроенного населения - молодые люди, в лучшем случае успевших родиться в СССР, но не знакомых с коммунистической идеологией. Однако, семидесятилетний опыт воспитания молодежи, давший миру замечательных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев и многие другие, предоставивших объективно высокие показатели своей деятельности, заслуживает переосмысление и сегодня. На рубеже 1989-1990-х годов система коммунистического воспитания была разрушена, аналогичной структуры нет и на сегодняшний день. Ценности, проповедуемые коммунистической теорией, не находили свое отражение в реальной жизни 70-80-х годов, сильно подорвали авторитет коммунистической партии. Это связано с бесконечным ожиданием светлого будущего, низким уровнем жизни населения, иллюзией лучшей жизни Запада. Помимо коммунистической идеологии, была полностью разрушена система ценностей общественного воспитания. В 1993 году Коллегия Министерства образования России делает неутешительный вывод о критической ситуации в системе воспитания отсутствием государственной поддержки (Решение Коллегии Министерства образования РФ от 14.04. 1993 года). В «Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях» от 16 декабря 1997 года Правительству РФ предлагается «формирование в 1998 году государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения» [3]. Вновь возникший интерес в воспитании ценностно-нравственного потенциала молодежи, породил несколько направлений поиска: личностно-ориентированное воспитание (основанное на учете индивидуальных особенностей воспитанника); национальное воспитание (с учетом национальных особенностей); религиозное воспитание.
Все направления содержат общие идеи: гуманизм, антропоцентризм, духовность, национальная гордость. Огромная роль в воспитании подрастающего поколения отводится культуре (концепция Е.В. Бондаревской, Н.Е. Шурковой), традициям русской педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, С.Т. Шахский и др.), особенностям русского самосознания (духовность, открытость, традиционность). И ни слова о советской педагогике, ситуация больше чем странная, ведь те кто создает современные системы воспитания воспитаны именно ею. Отсутствие преемственности, забвение целых эпох - вот отличительная черта российского общества.
Вопросу национального воспитания уделял внимание К.Д. Ушинский [10]. Его выводы относительно влияния особенностей национального характера на процесс воспитания базируются на богатейшем сравнительном анализе разнообразных систем воспитания Англии, Германии, США. Что касается религиозного воспитания, то, по мнению К.Д. Ушинского, «чувство религиозное» одно из проявлений психики высшего порядка. Позиция этого великого педагога весьма схожа с взглядами многих славянофилов, которые именно веру в Абсолют и Истину считали необходимым условием для развития гармоничной личности. «Стремление это врожденно каждой человеческой душе. Педагог должен применять меры по правильному развитию религиозного чувства» [10]. Религиозные ценности были неотъемлемой частью в системе воспитания до Октябрьской революции 1917 года. Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси [1], в своем выступлении на открытии XIV Международных Рождественских образовательных чтений указывает на необходимость религиозного образования молодежи. Так как православие «оказало влияние на формирование менталитета и всего мироощущения наших соотечественников». Религиозное образование Алексий II предлагает осуществить посредством введения в образовательные учреждения предмета «Основы православной культуры и этики» [1]. Однако, на сегодняшний день, использовать в качестве носителя религиозных ценностей одну доминирующую религию не представляется возможным, так как Россия многоконфессиональная страна.
Сложность воспитания в современных условиях связана также с отсутствием преемственности исторического опыта. Учебные заведения в основном занимаются трансляцией знаний, а не фундаментальным воспитанием личности. Подобная ситуация накладывает повышенную ответственность на семью, как главного носителя воспитательных функций. Для многих студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, семья, дети, воспитание детей являются непререкаемыми жизненными ценностями, тогда как патриотизм и гражданственность относятся к области скепсиса. Несмотря на многочисленные национальные проекты и программы, большая часть российских семей все ещё балансирует на черте бедности (а некоторые - нищеты). Сложноорганизованный капиталистический мир, жесткие рыночные отношения требуют развития следующих личностных качеств: расчетливости, практичности, индивидуализма. Все эти качества с успехом развивают современные студенты. Что еще больше углубляет разрыв между поколениями, воспитанными на «Моральном кодексе строителя коммунизма» и «Моральном кодексе зарождающегося капитализма». Постоянный приток агрессивной информации, отсутствие единой системы ценностей, развитие потребительских отношений - все это легко усваиваться детьми. К сожалению, во многих семьях отношение к детям не как к полноценному члену семьи (концепция А.С. Макаренко), а к самому уберегаемому (в лучшем случае), а порой не замечаемому, мешающему субъекту. Все это приводит к развитию пассивной общественной позиции, к отсутствию авторитетов.
Во многом состояние общества зависит от ценностей в нем преобладающих. Отсутствие социальных норм и правил (общественных ценностей, формирующих социальный характер) приводит к развитию девиантного и делинквентного поведения. Появляется отрицательное отношение к гражданственности. Как отмечают Гукаленко О.В., Данилюк А.Л. «около трети 17 - летних хотели бы родиться и жить не в России, а в какой-нибудь другой стране. Более половины респондентов не остановились бы на своей стране, если бы могли выбирать место жительства. По данным мониторинга НИЦ ИМ, в среде подростков укрепилось мнение, что былые культурные традиции России полностью утрачены: так считают 51% 17-летних респондентов, 23% опрошенных убеждены, что при этом новые традиции не формируются» [3].
Литература
- Алексий II Патриарх Московский и Всея Руси. Духовно-нравственное возрождение страны и рудименты государственного атеизма.// Российский Кто есть Кто.- 2006 -№ 2. – С.11
- Глазкова Е.Г., Дмитрук М.Т. Социально-психологические аспекты деятельности преподавателей.//Среднее специальное образование. – 1991 - № 8. – С.20-21.
- Гукаленко О.В, Данилюк А.Л. Воспитание в современной России.// Педагогика. – 2005 - № 10. – С.3-17.
- Куценко В.Г., Липник В.Н. Профессиональное образование как основа самосовершенствования. //Среднее специальное образование. – 1991 - № 4. – С.7-8
- Лисовский В.Т. Социальные проблемы юности //Среднее специальное образование. – 1991 - № 4. – С.15-17.
- Обращение лидеров медиаиндустрии к журналистскому и издательскому сообществу. Два призыва остановить истерию вокруг национального вопроса.//Российский Кто есть Кто. – 2006 - № 3. – С.3-4.
- Пеккель В.Г. Доброта и требовательность.//Среднее специальное образование. – 1991 - № 8. – С. 22
- Советский энциклопедический словарь. Издание 3-е. Главный редактор А.М Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1985.
- Станкин М.И. Тренинг в педагогическом общении. //Среднее специальное образование. – 1991 - № 7. – С. 20-21.
- Ушинский К.Д. Вопросы воспитания. В 2-х томах. Т.1. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.